Особенности развития познавательной сферы ребенка в дошкольном детстве
Познавательная сфера дошкольника является единой функциональной системой, позволяющей ребенку познавать окружающий мир. В дошкольном периоде познавательное развитие происходит особенно интенсивно. Ребенок растет, развивается, превращается в активную личность и постепенно складывает свою картину мира. Помогают ему в этом психические процессы, речь, способности, включение в деятельность, интерес. В совокупности они образуют познавательную сферу.
Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте
Рассмотрим, какими возможностями познания себя и окружающей действительности оперируют дети дошкольного возраста. В краткой характеристике познавательной сферы дошкольника перечислим главные средства.
Познавательные процессы
Психические процессы, с помощью которых человек получает информацию и оперирует приобретенным материалом, не зря называют познавательными. Благодаря этим процессам осваивается действительность, формируется понимание всего того, что окружает личность.
В дошкольном возрасте все они интенсивно развиваются: восприятие, воображение, память, мышление. Проводником в формировании каждого их перечисленных процессов выступает внимание.
Именно внимание выделяет объект из окружающего мира, благодаря чему информация о нем поступает в мозговой центр ребенка.
Все познавательные процессы работают в тесной взаимосвязи. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами.
Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить. Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации и в применении материала в новых условиях.
В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Практически любой мальчишка, чтобы прояснить, как устроена машинка, разберет ее по частям. К 6-7 годам уровень развития мышления достигает такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной игрушке.
Формированию умений способствуют такие мыслительные операции как анализ и синтез – ведущие в мышлении дошкольника. Они же подтягивают развитие более сложных операций – сравнение, классификация, обобщение.
Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания. Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью. В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала.
Познавательные способности
К способностям ребенка, позволяющим познавать мир, прежде всего, следует отнести наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них, восприятие информации и ее осмысление. Такая детская заинтересованность станет фундаментом для развития когнитивных способностей и интеллекта.
Если дошкольник задает вопрос за вопросом, не дожидаясь ответа и отвлекаясь уже через секунду на другой заинтересовавший его объект, то о способности к познанию в подобных случаях говорить не стоит.
Интерес
Устойчивый интерес служит эффективным средством обогащения познавательной сферы ребенка. Пытливый ум выясняет свойства и назначение ранее неизвестных им предметов, проявляет интерес к счету и чтению, к новым сведениям, замечает своеобразие явлений.
Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. Старшие дошкольники в состоянии гораздо дольше заниматься делом, если оно им интересно.
Познавательная активность
На интерес ребенка опирается еще одна важная составляющая – познавательная активность. Дошкольник может проявлять заинтересованность различными способами и в разных направлениях. Его может увлечь постижение какого-то содержания (например, такая цепочка: почему лампочка светится, что такое электрический ток, как он вызывает свечение в лампочке и пр.).
Ребенок может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи (могу ехать на велосипеде, сев спиной к рулю…). У дошкольника часто проявляется стремление поделиться новыми знаниями с родителями или сверстниками.
Ребенок познает окружающий мир
Новообразования дошкольного возраста
Развитие познавательной сферы приводит дошкольника к новым образованиям, которые выводят личность на новый уровень. Новообразования – важнейшие критерии, отделяющие один возрастной период от другого и раскрывающие его сущность. В старшем дошкольном возрасте содержательным приобретением является мировоззрение и произвольность.
Формирование мировоззрения
Постепенно в сознании ребенка устанавливаются связи между всем, о чем он уже знает. Следовательно, складывается первичное мировоззрение. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми.
Детский мозг в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки приводят к определенным последствиям, и морально-этическим, в том числе.
Формирование мировоззрения как психического новообразования дошкольного детства еще довольно схематично. Своего рода, это канва, которая начнет активно наполняться, как только ребенок пойдет в школу.
Формирование произвольности
Главным достижением дошкольного возраста считают формирование произвольности. Это также новообразование, которое стимулирует развитие познавательной сферы. Если младший дошкольник воспринимает, обращает внимание, мыслит непроизвольно – что его больше привлекает, на то и направлено его познание, — то в старшем дошкольном возрасте, хотя бы частично, этим процессом можно управлять.
Произвольное восприятие
Произвольность обеспечивает восприятие той информации, которую ребенку преподносит взрослый. Произвольное внимание позволяет дошкольнику видеть и слушать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Поэтому произвольность – важнейшее «приобретение» для познавательной сферы в дошкольном периоде.
Роль взрослого в развитии познавательной сферы дошкольника
Родителям важно осознавать, что познавательная сфера их ребенка эффективнее расширится и наполнится при активном участии взрослых. В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ. Ребенок-почемучка сам инициирует множество вопросов и увеличивает свою информационную базу благодаря доступным для понимания ответам. Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать.
Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию, но и в повседневном общении с детьми.
Источник
В дошкольном
возрасте под влиянием обучения и
воспитания происходит интенсивное
развитие всех познавательных психических
процессов.
Это
относится и к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие – это совершенствование
ощущений, восприятии, наглядных
представлений. У детей снижаются пороги
ощущений. Повышаются острота зрения и
точность цветоразличения, развивается
фонематический и звуковысотный слух,
значительно возрастает точность оценок
веса предметов. В результате сенсорного
развития ребенок овладевает перцептивными
действиями, основная функция которых
заключается в обследовании объектов и
вычленении в них наиболее характерных
свойств, а также в усвоении сенсорных
эталонов, общепринятых образцов
чувственных свойств и отношений
предметов.
Наиболее
доступными для дошкольника сенсорными
эталонами являются геометрические
формы (квадрат, треугольник, круг) и
цвета спектра. Сенсорные эталоны
формируются в деятельности. Лепка,
рисование, конструирование больше всего
способствуют ускорению сенсорного
развития.
Мышление
дошкольника, так же как и другие
познавательные процессы, имеет ряд
особенностей. Дети этого возраста не
умеют устанавливать существенные связи
в предметах и явлениях и делать обобщающие
выводы.
На
протяжении дошкольного возраста мышление
ребенка существенно меняется. Это в
первую очередь выражается в том, что он
овладевает новыми способами мышления
и умственными действиями. Развитие
его происходит поэтапно, и каждый
предыдущий уровень необходим для
последующего.
Мышление
развивается от наглядно-действенного
к образному. Затем на основе образного
мышления начинает развиваться
образно-схематическое, которое
представляет промежуточное звено
между образным и логическим мышлением.
0бразно-схематическое мышление дает
возможность устанавливать связи и
отношения между предметами и их
свойствами. Научными понятиями ребенок
начинает овладевать в процессе
обучения в школе, но, как показывают
исследования, уже у детей дошкольного
возраста можно сформировать полноценные
понятия.
Развитие
мышления ребенка тесно связано с речью.
В младшем дошкольном возрасте на
третьем году жизни речь сопровождает
практические действия ребенка, но она
еще не выполняет планирующей функции.
В 4 года дети
способны представить ход практического
действия, но не умеют рассказать о
действии, которое нужно произвести.
В среднем дошкольном возрасте речь
начинает предшествовать выполнению
практических действий, помогает
планировать их. Однако на этом этапе
образы остаются основой мыслительных
действий. Только на следующем этапе
развития ребенок оказывается способным
решать практические задачи, планируя
их словесными рассуждениями.
Так,
например, в исследовании А. А. Люблинской
дошкольникам 3—6 лет предлагали
составить из плоскостных фигур на фоне
сада, полянки, комнаты картинку. Трехлетние
дети сразу приступали к действенному
решению задачи, совершенно случайно
соединяя фигурки. Они бывали очень
довольны, если у них что-то получалось:
«Смотрите, что получилось!» Дети 6 лет,
не начиная действовать, говорили: «Я
сложу, как двое военных скачут друг за
другом на лошадях».
На протяжении
дошкольного возраста происходит
дальнейшее развитие памяти, она все
больше выделяется из восприятия. В
младшем дошкольном возрасте еще заметную
роль в развитии памяти играет узнавание
при повторном восприятии предмета.
Но все большее значение начинает
приобретать способность к воспроизведению.
В среднем и старшем дошкольном
возрасте появляются достаточно полные
представления памяти. Продолжается
интенсивное развитие образной памяти
(запоминание предметов и их изображений).
Для развития памяти ребенка характерно
движение от образной к словесно-логической.
Развитие
произвольной памяти начинается с
возникновения и развития произвольного
воспроизведения, а затем следует
произвольное запоминание. Выяснение
зависимости запоминания от характера
деятельности дошкольников (занятия по
труду, слушание рассказа, лабораторный
эксперимент) показывает, что различия
в продуктивности запоминания в различных
видах деятельности у испытуемых с
возрастом пропадают.
Воображение ребенка
начинает развиваться в конце второго,
начале третьего года жизни. О наличии
образов как результате воображения
можно судить по тому, что дети с
удовольствием слушают небольшие
рассказы, сказки, сопереживая героям.
Развитию воссоздающего
(репродуктивного) и творческого
(продуктивного) воображения дошкольников
способствуют различные виды
деятельности, такие, как игра,
конструирование, лепка, рисование.
Особенность образов, которые создает
ребенок, состоит в том, что они не
могут существовать самостоятельно.
Им нужна внешняя опора в деятельности.
Так, например, если в игре ребенок должен
создавать образ человека, то эту роль
он берет на себя и действует в воображаемой
ситуации.
Большое
значение в развитии творческого
воображения имеет детское словотворчество.
Дети сочиняют сказки, дразнилки,
считалки и т. д. В младшем и среднем
дошкольном возрасте процесс
словотворчества сопровождает внешние
действия ребенка. К старшему дошкольному
возрасту оно становится независимым
от внешней деятельности ребенка.
В
дошкольном возрасте, отмечает К.И.
Чуковский, ребенок очень чувствителен
к звуковой стороне языка. Достаточно
ему услышать определенное звукосочетание,
как оно тотчас же отождествляется с
вещью и служит толчком к созданию
образа. «Что
такое Бардадым?»—спрашивают у
четырехлетнего Вали. Он сейчас же
отвечает без всяких раздумий: «Страшный,
большой, вот такой». И показывает рукой
в потолок».
Характерной для
дошкольника является возрастающая
произвольность воображения. В ходе
развития оно превращается в относительно
самостоятельную психическую деятельность.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Елена Пакулина
Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой онтологически неразделимы.
В исследовании Комковой Е. И. когнитивное развитие ребенка рассматривается как развитие его познавательной сферы. Оно складывается из функционирования познавательных и мыслительных процессов, которые в процессе познания ребенком окружающей действительности определяют продуктивность мыслительной деятельности, образуя в своей совокупности его интеллект. В сочетании с личностными параметрами на основных этапах онтогенеза в психике ребенка образуются психологические новообразования, которые обладают определенной структурой и атрибутивными (сущностными) характеристиками или свойствами.
Следовательно, когнитивное развитие можно определить как процесс возникновения новых когнитивных структур в психике ребенка и дальнейшее их совершенствование за счет изменения атрибутивных свойств.
С помощью познавательных процессов ребенок получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир. В ходе познавательных процессов объективный мир преобразуется в субъективный образ. Можно сказать, что познавательные процессы выполняют инструментальную роль в создании этого образа.
Основные изменения в развитии ощущений у детей дошкольного возрастасводятся к следующим: у них повышаются острота зрения и точность цветоразличения; развивается фонематический и звуковысотный слух; значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате ощущений ребенок овладевает действиями восприятия, основная функция которых заключается в обследовании объектов и выделении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.
В старшем дошкольном возрасте восприятие развиваетсяпо 3 основным направлениям: 1) расширяются и углубляются представления детей, ориентированные на общепринятые сенсорные эталоны; 2) способы их использования становятся более гибкими, точными, целесообразными; 3) исследования внешнего мира становятся более систематизированными и целенаправленными, более осмысленными[16].
К 6 годам ребенок умеет планомерно и последовательно ощупывать, осматривать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, не используя предметы.
Особые сложности для детей представляет ориентировка в пространстве и времени. На протяжении всего дошкольного возрастасуществует следующая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени и легче дается ребенку.
Сложности в усвоении пространства связаны с формирующейся в дошкольном возрасте эгоцентрической позицией ребенка. Только к концу старшего дошкольного возраста складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции ребенка.
«Без памяти, — писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» .Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Одним из основных достижений детей дошкольного возраста является произвольное запоминание. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4 -5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6 -7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связана с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы,специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала. Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно памяти становится все более сложной.
Следует также отметить, что в возрасте 5 – 7лет преобладает наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно — логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики.
Валерия Сергеевна Мухина утверждала, что значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания» [16]. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление дошкольника развивается от наглядно — действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно — схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно — схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
К пяти годам мышление постепенно становится наглядно-образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ. Ребенок становится как бы естествоиспытателем. Основное направление развития образного мышления — формирование умения использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами. Малыш оперирует заменителями и пространственными моделями «в уме», представляет себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидит результат собственных действий. Кроме того, в деятельности дошкольников формируются обобщения, закрепляющиеся в понятиях, приемы классификации, элементы умственного моделирования, что свидетельствует об овладении детьми знаковой деятельностью и становлении элементов понятийного мышления. На протяжении дошкольного возраста совершенствуются функция планирования и контроль над собственными интеллектуальными действиями.
Характерной особенностью мышления дошкольника является его эгоцентрический характер, описанный Ж. Пиаже. Из-за него ребенок сам не попадает в сферу собственного отражения, не может посмотреть на себя со стороны, сменить позицию, точку зрения, потому что не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которой жестко связано с ним самим, с его «Я».
Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрастепроисходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.
Таким образом, старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для становления основных познавательных процессов. Они становятся более осмысленными и произвольными.
Источник