Особенности развития познавательной сферы ребенка раннего возраста

Особенности развития познавательной сферы ребенка раннего возраста thumbnail

В раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия».

Восприятие. Несмотря на то, что к концу первого года жизни ребенок узнает окружающие предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему.

Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов. Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих игрушек (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).

Сначала ребенок будет выполнять действия через практическую пробу, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят, начинает пробовать другую. Игрушки сами как бы подсказывают, какая деталь подходит.

От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных.

В 2—2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накопленный запас представлений о свойствах предметов способствует формированию образов восприятия.

Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой умственного развития.

Развитие речи. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи. Почему именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни Основные тенденции в развитии речи детей раннего возраста следующие:

  • • продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
  • • активный словарь ребенка 11 —12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие — каждый предмет имеет свое название. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200—1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи;
  • • в конце первого года жизни, как мы уже упоминали, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое.

Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2—3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай хлеб»;

  • • третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности: возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему), расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного;
  • • фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить [7];
  • • развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка. Если на первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональных возгласов, — то в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи совпадают. По словам Л.С. Выготского, вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу вербальному, речевому мышлению, наиболее специфичному для человека, возможности которого безграничны.

Развитие мышления. Ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.

Например, двухгодовалому малышу впервые показали пирамидку. Игрушка явно его заинтересовала, ощупывая и манипулируя с ней, он случайно срывает макушку, и пирамида рассыпается. Ребенок в растерянности, которая сменяется искренним огорчением — новая игрушка сломалась! На помощь приходит взрослый и говорит, что игрушку можно собрать. Успокаивая ребенка, он показывает, как собирается игрушка. Ребенок счастлив и теперь без страха рассыпает пирамидку, надеясь так же быстро ее собрать. Но начиная это делать, он видит, что пирамидка собрана неправильно. Пред ребенком встает мыслительная задача: как правильно собрать части пирамидки? Решить он ее может только в процессе «делания», перебирая и укладывая колечко за колечком, соотнося каждое последующее с предыдущим по размеру. Только с помощью конкретных предметных действий, сначала методом проб и ошибок» ребенок решает мыслительную задачу.

При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений. Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер).

На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам.

На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Ребенок начинает из всех признаков выделять существенные и постоянные, к которым относятся прежде всего общественная функция предмета и способ действия с ним. Средством фиксации и закрепления детских обобщений служит речь.

Особенности развития познавательной сферы ребенка раннего возраста

Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формирова-нию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.

Память и внимание ребенка в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.

Источник

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• характеристику познавательных процессов детей раннего возраста: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

уметь

  • • выявлять трудности в развитии познавательной сферы детей;
  • • конструировать оптимальные условия для развития познавательных процессов детей раннего возраста;

владеть

  • • способами применения полученных знаний в практической работе;
  • • навыками психодиагностики, проведения психокоррекционной и психолого-просветительской работы.

Закономерности развития восприятия в раннем возрасте

Восприятию в раннем возрасте принадлежит главная роль среди всех психических процессов. К первому году жизни у ребенка складываются перцептивные образы и он способен узнавать окружающие знакомые предметы и людей, тем не менее восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен к последовательному всестороннему восприятию предмета, часто он выделяет какой-либо один наиболее яркий признак и, ориентируясь на него, узнает предмет. По мере освоения предметных действий восприятие становится более точным и полным, постепенно формируется дифференциальная чувствительность, направленная на тонкое различение градаций признаков одной и той же сенсорной модальности.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие находится на этапе специализации, направленной на распознавание окружающих предметов и людей. Образ предмета или человека у ребенка раннего возраста полимодален, включает целый набор признаков, относящихся к разным сенсорным системам. Особенно это необходимо в процессах узнавания людей. Постепенно за два года в памяти ребенка накапливается необходимый набор образов, который позволяет осуществлять важные перцептивные операции как начальную стадию мышления – образную категоризацию. Образная категоризация – это обнаружение общих свойств ряда предметов. Она связана со способностью определять в предмете существенные свойства, свидетельствующие о его предметном и практическом назначении. В начале раннего детства ребенок воспринимает предмет неотрывно от ситуации, в которой он действует с предметом. Предмет не вычленен из ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком.

Практический пример

Марина E., 1 год 7 месяцев. Легко узнает вазу с цветами на столе, на котором она только что играла с мамой. Вазу, перенесенную на тумбочку, девочка может не узнать, и она не знает, зачем нужен этот предмет. Та же самая ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как на незнакомый предмет, с которым Марина начинает знакомиться заново.

К концу третьего года жизни ребенок обучается через предметную деятельность выделять в каждом конкретном предмете ведущие и второстепенные признаки, что позволяет абстрагировать процесс восприятия предмета от ситуации, в которой он находится. Развивается такое важнейшее качество зрительного восприятия как выделение фигуры из фона, где фоновыми являются все ситуативные и случайные признаки. Этот процесс образной категоризации связан с развитием речи и формированием мыслительной операции обобщения.

Образная категоризация необходима для формирования сенсорных эталонов как важнейших компонентов развития восприятия детей раннего возраста. К доступным для освоения ребенка в данном возрасте сенсорным эталонам относят прежде всего форму, величину и цвет. Зрительные ориентировочные действия как основа восприятия предметов складываются в процессе предметных действий. Особенности зрительных образов, существующих у ребенка, в основном обусловливаются именно этим. В частности, при выполнении действий с предметами ребенку необходимо выделять и учитывать те их сенсорные признаки, которые имеют особую практическую значимость – это прежде всего форма и величина. Восприятие цвета происходит несколько труднее поскольку он не оказывает большого влияния на выполнение действий. Цвет еще не является признаком, определяющим узнавание предмета.

Первоначально при восприятии ребенок использует внешние ориентировочные действия, характер которых существенно изменяется при использовании мерки для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно от внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительной ориентировке в свойствах предмета, он выделяет определенную деталь или свойство на глаз без практических проб. Примерно с двух лег ребенок может на основе зрительного восприятия из двух разных предметов выбрать предмет, соответствующий образцу (сначала но форме и величине, затем по цвету). Уже на втором году жизни дети правильно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник.

Дети с трудом овладевают относительностью оценки величины предметов и воспринимают ее недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Восприятие массы осуществляется на основе взаимосвязанной работы зрительного, тактильного и двигательного анализаторов в процессе практической деятельности ребенка с предметами. На втором году жизни ребенок уже способен воспринимать массу предмета, но его восприятие имеет локальный и слабо дифференцированный характер: «тяжесть» связана с самим предметом, неотделима от него. Элементарная способность различать предметы по массе уже имеется, но эти различия в слове еще не закреплены (различия в массе предметов дети обозначают словами большой – маленький).

Посредством слухового восприятия ребенок улавливает текущие звуковые события, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Слуховая чувствительность совершенствуется под влиянием не только речевого восприятия (импрессивной речи), но и речевого высказывания (экспрессивной речи). Известно, что дифференциальная чувствительность слуха взрослого максимальна в области речевых частот, т.е той части спектра, которая наиболее выражена в сигналах речи данного языка. Для русского языка максимальная дифференциальная чувствительность должна быть максимальной в диапазоне частот от 1,0 до 4,0 Гц. Несмотря на то что слух младенца обострен в более высокочастотной области, к концу третьего года его частотные свойства позволяют распознавать речь на русском языке. Следовательно, речевое развитие ребенка младшего возраста способствует формированию свойств слухового анализатора, адекватных акустическим признакам осваиваемой речи. По мнению психолингвистов, недостаточное развитие дифференциальной и абсолютной слуховой чувствительности является причиной существенных фонетико-фонологических нарушений экспрессивной речи, логопедических расстройств различной степени тяжести.

Продолжается развитие восприятия пространства, в основе которого лежит функционирование третичных зон коры головного мозга, или «зон перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов. Овладение ходьбой значительно расширяет практическое освоение пространства. Передвигаясь сам, ребенок осваивает расстояние одного предмета до другого, делает попытки измерения расстояния. С ходьбой связано возникновение ощущения равновесия, ускорения или замедления движения, которые сочетаются со зрительными ощущениями. Практическое освоение ребенком пространства в процессе передвижения функционально преобразует всю структуру его пространственного восприятия. Накопление практического опыта освоения пространства позволяет постепенно овладевать и значением слов, обобщающих этот опыт. Однако главную роль в познании пространственных отношений в раннем возрасте играет еще непосредственный жизненный опыт, накапливающийся в различных видах деятельности.

Практический пример

Оля Г., 2 года 11 мес. Девочка может сложить разрезанную на четыре части картинку, сложить изображение из кубиков, понимает значение нескольких предлогов пространственного расположения («в», «на», «под», «за»), знает предлог направления движения («к», «от» и т.п.), может сложить разрезанную на несколько частей картинку человека, ориентируясь на целую картинку-образец.

Особую трудность для детей представляет восприятие времени, поскольку время не имеет наглядной формы, характеризуется текучестью, необратимостью, восприятие его является субъективным, зависит от психического состояния в момент его восприятия, носит личностный характер в целом. Дети раннего возраста ориентируются во времени в основном посредством вневременных качественных признаков с учетом последовательно, систематически изменяющихся событий, действий, режимных моментов (завтрак, обед, прогулка, укладывание спать и т.д.). Это часто приводит их к ошибкам в ориентации во времени. Из частей суток дети правильнее и легче всего определяют ночь и утро, несколько сложнее выделяют вечер и день. Познавая различные временны́е интервалы, дети испытывают затруднения в их дифференцировке. Более развитым и раньше сформированным в раннем возрасте является представление о настоящем времени, неопределенным является представление о прошедшем и будущем времени. Формирование

элементарного понятия о будущем времени начинается чаще всего на третьем году жизни, когда в активной речи ребенка начинают появляться слова «буду», «потом», «после», «завтра». Однако ориентировка в будущем времени еще долго вызывает у детей значительные трудности. Восприятие времени у них развивается постепенно на основе переживания-чувствования длительности интервалов времени, формирования знаний временны́х эталонов, совершенствования умения оценивать временны́е интервалы без часов, только на основе чувства времени.

Таким образом, развитие различных видов восприятия осуществляется на основе созревания анализаторов, совершенствования ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов окружающего мира, приобретения им сенсорного опыта. Ребенок овладевает перцептивными действиями, которые на первом этапе являются чрезмерно развернутыми, а затем постепенно свертываются за счет интериоризации отдельных операций. Становится возможной образная категоризация, определение в предмете существенных свойств, определяющих его предметное и практическое назначение. Появляется новый тип внешних ориентировочных действий – примериваиие, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам. Увеличивается точность и быстрота осуществления перцептивного действия. Осваиваются представления о свойствах предметов, что зависит от их значимости в практической деятельности ребенка. Важная роль в сенсорном развитии детей принадлежит взрослому, который знакомит их с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях, помогает им овладеть выработанной человечеством системой сенсорных эталонов.

Источник