Особенности развития познавательной сферы одаренного ребенка

Особенности развития познавательной сферы одаренного ребенка thumbnail

Многие
известные ученые, музыканты, художники
и даже писатели проявили свои выдающиеся
способности в раннем возрасте. Не секрет,
что одаренные дети часто становятся
выдающимися взрослыми, но далеко не
всегда. Не менее часто люди, не проявившие
себя в детстве, достигали выдающихся
результатов в зрелом возрасте. Нередко
выдающийся умственный потенциал, как
свидетельствуют биографии многих
известных людей, долгое время оставался
незамеченным окружающими.

Исследователями
отмечается, что наиболее часто ранние
дарования проявляются в искусстве, в
особенности в музыке. Классическими
примерами стали сведения о достижениях
трехлетнего Моцарта, четырехлетнего
Гайдна, пятилетнего Мендельсона. Среди
рано продемонстрировавших собственную
одаренность значатся имена композиторов:
Прокофьева, начавшего свою композиторскую
карьеру в 8 лет; Шуберта — в 11 лет; Вебера
— в 12 лет и других. Но даже в музыке,
удерживающей пальму первенства по
раннему проявлению одаренности,
достижения, имеющие объективную ценность,
проявлялись обычно не раньше чем в 12–13
лет.

Несколько
позже, как свидетельствуют изыскания
биографов, проявляется обычно одаренность
в пластических искусствах (живописи,
графике, скульптуре, декоративном
искусстве). В восемь лет проявилась
одаренность у Рафаэля и Ж.-Б. Грёза; в 10
лет — у Ван Дейка и Джотто; в 13 лет — у
Микеланджело; в 15 лет — у Дюрера. По
утверждению С.Л. Рубинштейна, наиболее
ранним (вне области искусства, где
творчество проявляется раньше) является
техническое изобретательство.

В
науке творческие достижения отмечаются
в значительно более позднем возрасте,
обычно после 20 лет. Почти все ученые,
заявившие о себе до двадцати лет, были
математиками. Хрестоматийными здесь
стали примеры достижений: Паскаля,
Лейбница, Ньютона, Лагранжа, Гаусса,
Галуа и др. Раннюю
одаренность в науке некоторое время
назад было принято отождествлять с рано
проявившейся высокой обучаемостью в
данной сфере
.
Так, например, широко известна легенда
о К.Ф. Гауссе — первокласснике,
свидетельствующая о его высокой
математической одаренности. Немало
таких историй описано биографами
Айвазовского, Брюллова, Сурикова. Однако
в последующих исследованиях неоднократно
было показано, что высокая обучаемость
в какой-либо сфере часто, но не всегда
является свидетельством последующей
успешности в этой деятельности

4 Особенности развития познавательной сферы одаренных детей

Отличаясь
широтой восприятия, они остро чувствуют
все происходящее в окружающем их мире
и чрезвычайно любопытны в отношении
того, как устроен тот или иной предмет.
Они
способны следить за несколькими
процессами одновременно и склонны
активно исследовать все окружающее
.

.
Сверхчувствительность
к проблемам
-Способность
видеть проблему там, где другие не видят
никаких сложностей, где все представляется
как будто ясным.

Оригинальность
и гибкость мышления
-Од
реб. способен выдвигать новые, неожиданные
идеи, отличающиеся от широко известных,
общепринятых, способен быстро и легко
находить новые стратегии решения,
устанавливать ассоциативные связи.

Способность
к предвидению
-Од.
детям в значительно большей степени,
чем их сверстникам свойственны способность
к прогнозированию, предвосхищению.

.Высокая
концентрация внимания
-Од.
Реб. склонен к сложным и сравнительно
долговременным заданиям. Он часто бывает
поглощен заинтересовавшим его занятием
настолько, что его практически невозможно
отвлечь.

Отличная
память

важнейший индикатор одаренности.

Способность
к оценке
-Эта
способность предполагает возможность
оценки результатов собственной
деятельности, а также понимания как
собственных мыслей и поступков, так и
мыслей и поступков других людей.

Интересы
и склонности
-Од.
детям хочется попробовать себя в самых
разных сферах. Нередко это приводит к
распылению сил, их нерациональной трате.
Но не следует забывать, что широта
интересов – это проявление твор.
способностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

 Любопытство — любознательность — познавательная потребностьЭтими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания. Механизм ее возникновения и проявления вскрыл в своих работах И. П. Павлов. Он подчеркивал, что наряду с такими безусловными рефлексами (витальными потребностями), как пищевой, половой, оборонительный, существует и ориентировочно-исследовательский рефлекс. Эта потребность в умственных впечатлениях постепенно может транформироваться в любознательность, которую можно рассматривать как второй уровень развития познавательной потребности. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях.Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций.

Воля — наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет собой специфическую потребность — потребность преодоления. Итак, при воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя — в устойчивое психическое образование — познавательную потребность.

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Напротив, одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений своим исследованиям, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой.

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, — одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от «посредственного» человека (Д.Гилфорд, В. Лоуэнфельд, А.Н.Лук, А. М. Ма-тюшкин, К.Осборн и др.). Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним ни стояли.
Склонность к задачам дивергентного типа. Термины «дивергентное мышление» и «дивергентные задачи» предложены Дж. Гилфордом. Под задачами дивергентного типа в данном контексте следует понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами, когда требуется найти множество ответов и из них выбрать самый лучший (эффективный, оригинальный и др.), сталкивается человек в жизни и в любой творческой деятельност. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой, степенью неопределенности не подавляют, а напротив — стимулируют активность ребенка

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных, общепринятых, банальных обычно называют оригинальностью мышления

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности..

 Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления (противоположное свойство — инертность, ригидность мышления)

Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования (М. Вертгеймер, К. Дункер, Л. Секей и др.) свидетельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но, напротив, выступает как сдерживающий фактор.

 Легкость генерирования идей («продуктивность мышления»).Это качество иногда называют «беглостью мышления» и обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой — необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренного ребенка как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае — не просто ассоциативное интегрирование нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано^ а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов («безумные идеи»).

Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от тривиального взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее рельефно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, концепт

Способность к прогнозированию. Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению (антиципации) (А. М. Ма-тюшкин, Д. Сиск, П. Торренс и др.). В психологии данное явление рассматривается, как правило, в нескольких смысловых аспектах:

. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что их способность к антиципации распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Высокая концентрация внимания. Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых, в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Отличная память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки — важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своей необычной памятью. Синтез мнемических способностей с качествами, отмеченными выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

 «Способность к оценке
обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества» .

Интересы и склонности. Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них -устойчивость интересов, уже отмеченная выше. Проявляется она в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов.

Широта интересов — основа многообразного опыта, служащего исходным материалом для комбинаторики, ассоциирования и других важных творческих операций. Знания, полученные опытным путем, в процессе собственной исследовательской практики, строящейся, в свою очередь, на интересе одаренного ребенка к предмету исследования, — один из важнейших факторов, характеризующих одаренность (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, П.Торренс, К. Хеллер и др.).

Источник

Ильина М. Н., выделяет следующие особенности одаренных детей:

— сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;

— способность к нестандартному восприятию;

— интуиция, изобретательность, бессознательный разум;

— дивергентное мышление;

— любознательность;

— конкретность мышления;

— эстетическая чувствительность.

Выделяется такой критерий оценки интеллектуальной одаренности как интеллектуальные достижения. Под интеллектуальными достижениями мы понимаем регулярное, успешное (призовые места и дипломы) участие в олимпиадах и научно — практических конференциях разного уровня — от школьного до российского, а также академические успехи (успехи в учебе по профильным предметам и окончание школы с медалью). Можно говорить о том, что интеллектуальные достижения рассматриваются как «сфера компетентности» и позволяют одаренным школьникам чувствовать себя увереннее, ощущать свою значимость для окружающих людей, повышают статус в группе сверстников и самооценку, что в свою очередь, служит основой для появления «ощущения своей эффективности» и эмоционального комфорта.

Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций.

При воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя — в устойчивое психическое образование — познавательную потребность. Этому посвящено много интересных специальных исследований отечественных и зарубежных педагогов (А. К. Дусавицкий, Ю. В. Шаров, Г. И. Щукина и др.).

Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи, в силу наличия данной и вышеописанных способностей, могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества.

Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению (антиципации) (А. М. Матюшкин, Д. Сиск, П. Торренс и др.). В психологии данное явление рассматривается, как правило, в нескольких смысловых аспектах:

— способность мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена;

— интуиция (Ф. Бартлет, К. Дункер, О. Зельц и др.);

— способность представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт);

— способность организма подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления;

— «опережающее отражение» (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн и др.)

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания (К. Тэкэкс и др.). Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу; во-вторых, в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Оценочная функция как интегральный структурный элемент одаренности рассматривается многими отечественными и зарубежными исследователями (А. М. Матюшкин, К. Тэкэкс, Л. Холдингу орт и др.). Способность к оценке — производное, прежде всего, критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

Интересы и склонности одаренных детей имеют также свои специфические особенности. Одна из них — устойчивость интересов. Проявляется она в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов.

— Вам может пригодиться:

— Общая одаренность и специальные творческие способности детей
— Особенности развития познавательной сферы одаренных детей
— Эмоционально-личностные проблемы интеллектуально одаренных детей

Особенности развития познавательной сферы одаренных детей

Источник

Особенности развития познавательной сферы одаренных детей.

Любопытство — любознательность — познавательная потреб­ность. Этими понятиями обозначается известная каждому педаго­гу «лесенка», ведущая к вершинам познания. Механизм ее возникновения и проявления вскрыл в своих ра­ботах И. П. Павлов. Он подчеркивал, что наряду с такими безус­ловными рефлексами (витальными потребностями), как пищевой, половой, оборонительный, существует и ориентировочно-исследо­вательский рефлекс. Эта потребность в умственных впечатлениях постепенно может транформироваться в любознательность, которую можно рас­сматривать как второй уровень развития познавательной потреб­ности. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде ис­следований. Речь идет об эмоциях.Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тес­но связаны с действием центра положительных эмоций.

Воля — наиболее отчетливо обнаружи­вает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет собой специфическую потребность — потребность преодоления. Итак, при воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любо­знательность, а последняя — в устойчивое психическое образова­ние — познавательную потребность.

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной ме­ре в любознательность. Напротив, одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стрем­ление к познанию, исследованию окружающего мира. Одарен­ный ребенок не терпит ограничений своим исследованиям, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой.

Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть про­блему там, где другие не видят никаких сложностей, — одно из важ­нейших качеств, отличающих истинного творца от «посредствен­ного» человека (Д.Гилфорд, В. Лоуэнфельд, А.Н.Лук, А. М. Ма-тюшкин, К.Осборн и др.). Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхност­ным решением проблемы, кто способен преодолеть господствую­щее мнение, какие бы авторитеты за ним ни стояли.
Склонность к задачам дивергентного типа. Термины «дивер­гентное мышление» и «дивергентные задачи» предложены Дж. Гил­фордом. Под задачами дивергентного типа в данном контексте следует понимать самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных отве­тов. Именно с такими задачами, когда требуется найти множество ответов и из них выбрать самый лучший (эффективный, ориги­нальный и др.), сталкивается человек в жизни и в любой творче­ской деятельност. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышен­ным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их за­даниям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуа­ции с различной, в том числе и высокой, степенью неопределенно­сти не подавляют, а напротив — стимулируют активность ребенка

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, не­ожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных, общепри­нятых, банальных обычно называют оригинальностью мышления

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности. Ори­гинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конст­руировании и других продуктах детской деятельности..

Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления (противоположное свойство — инертность, ригидность мышления)

Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообра­зием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования (М. Вертгеймер, К. Дункер, Л. Секей и др.) свиде­тельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный ха­рактер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но, напро­тив, выступает как сдерживающий фактор.

Легкость генерирования идей («продуктивность мышления»).Это качество иногда называют «беглостью мышления» и обычно рассматривают как способность к генерированию большого чис­ла идей. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, явля­ется основой, с другой — необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одаренного ребенка как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном слу­чае — не просто ассоциативное интегрирование нескольких пер­вичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первич­ных идей и понятий должно быть содержательно оправдано^ а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами воз­никающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нере­альными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подхо­дов («безумные идеи»).

Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных страте­гий на основе выявления скрытых от тривиального взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наи­более рельефно в умении находить аналогии там, где традицион­но они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажу­щуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, со­бытиями, концепт

Способность к прогнозированию. Одаренным детям в значитель­но большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению (антиципации) (А. М. Ма-тюшкин, Д. Сиск, П. Торренс и др.). В психологии данное явление рассматривается, как правило, в нескольких смысловых аспектах:

. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что их способность к антиципации распространя­ется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования послед­ствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных со­бытий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Высокая концентрация внимания. Для одаренного ребенка ха­рактерна повышенная концентрация внимания Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в за­дачу; во-вторых, в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к вы­бранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта ода­ренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно дол­говременным заданиям.

Отличная память. Способность ребенка запоминать факты, со­бытия, абстрактные символы, различные знаки — важнейший инди­катор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своей необычной памятью. Синтез мнемических способностей с качествами, отмеченными выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации информации, опыта, идей. На практике это не­редко выражено в склонности к коллекционированию.

«Способность к оценке обеспечивает возможности самодоста­точности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества» [А. М. Матюш­кин, с. 32].

Интересы и склонности. Интересы и склонности одаренных де­тей имеют также свои специфические особенности. Одна из них -устойчивость интересов, уже отмеченная выше. Проявляется она в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении це­ли, высокой преданности делу, что служит одним из самых важ­ных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов.

Широта интересов — основа многообразного опыта, служаще­го исходным материалом для комбинаторики, ассоциирования и других важных творческих операций. Знания, полученные опыт­ным путем, в процессе собственной исследовательской практики, строящейся, в свою очередь, на интересе одаренного ребенка к предмету исследования, — один из важнейших факторов, характе­ризующих одаренность (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, П.Торренс, К. Хеллер и др.).

Источник