Особенности развития познавательной сферы и личности ребенка до 1 года
В раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание, речь. Среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия».
Восприятие. Несмотря на то, что к концу первого года жизни ребенок узнает окружающие предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Чаще всего он выхватывает какой-либо один признак и опознает предмет по нему.
Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Особое значение имеют соотносящие действия, способствующие ориентации ребенка на различные свойства предметов. Овладение подобными действиями зависит от помощи взрослого и от использования самообучающих игрушек (например, закрывание коробки, нанизывание колец пирамиды, матрешка).
Сначала ребенок будет выполнять действия через практическую пробу, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что они не подходят, начинает пробовать другую. Игрушки сами как бы подсказывают, какая деталь подходит.
От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других предметов. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных.
В 2—2,5 года для ребенка становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету. Накопленный запас представлений о свойствах предметов способствует формированию образов восприятия.
Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой умственного развития.
Развитие речи. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом (периодом повышенной восприимчивости) для усвоения речи. Почему именно в этом возрасте речь имеет наиболее благоприятные условия для развития? Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни Основные тенденции в развитии речи детей раннего возраста следующие:
- • продолжает совершенствоваться понимание речи взрослых. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
- • активный словарь ребенка 11 —12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большинство из которых употребляются изредка. После полутора лет ребенок делает первое речевое открытие — каждый предмет имеет свое название. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200—1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи;
- • в конце первого года жизни, как мы уже упоминали, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое.
Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2—3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай хлеб»;
- • третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности: возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему), расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного;
- • фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить [7];
- • развитие речи в данном возрасте неразрывно связано с развитием мышления ребенка. Если на первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга — мышление существует в форме манипуляций с предметами, а речь в форме лепета, эмоциональных возгласов, — то в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи совпадают. По словам Л.С. Выготского, вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу вербальному, речевому мышлению, наиболее специфичному для человека, возможности которого безграничны.
Развитие мышления. Ребенок раннего возраста познает окружающий мир в основном руками (в процессе «делания»), т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.
Например, двухгодовалому малышу впервые показали пирамидку. Игрушка явно его заинтересовала, ощупывая и манипулируя с ней, он случайно срывает макушку, и пирамида рассыпается. Ребенок в растерянности, которая сменяется искренним огорчением — новая игрушка сломалась! На помощь приходит взрослый и говорит, что игрушку можно собрать. Успокаивая ребенка, он показывает, как собирается игрушка. Ребенок счастлив и теперь без страха рассыпает пирамидку, надеясь так же быстро ее собрать. Но начиная это делать, он видит, что пирамидка собрана неправильно. Пред ребенком встает мыслительная задача: как правильно собрать части пирамидки? Решить он ее может только в процессе «делания», перебирая и укладывая колечко за колечком, соотнося каждое последующее с предыдущим по размеру. Только с помощью конкретных предметных действий, сначала методом проб и ошибок» ребенок решает мыслительную задачу.
При усвоении предметных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений. Можно выделить три ступени в развитии обобщения у детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.
Для первой ступени характерны ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам (чаще всего цвет и размер).
На второй ступени предметы группируются по существенным и несущественным признакам.
На третьей ступени начинают формироваться общие понятия. Ребенок начинает из всех признаков выделять существенные и постоянные, к которым относятся прежде всего общественная функция предмета и способ действия с ним. Средством фиксации и закрепления детских обобщений служит речь.
Овладение практической деятельностью и приобщение к речи приводит к формирова-нию элементов наглядно-образного мышления. В раннем возрасте этот вид мышления только зарождается и распространяется на весьма ограниченный круг задач.
Память и внимание ребенка в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Сознательный контроль за выполнением отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета и действия с ним. Поэтому ребенок плохо переключает свое внимание, легко отвлекается.
Источник
6.1. Социальная ситуация развития
Раннеедетство –
это
период
от
1 года
до
3 лет.
В
этом
возрасте
происходят
изменения
в
личностном
развитии,
познавательной
сфере,
социальной
ситуации
развития.
Новообразования
младенческого
возраста
приводят
к
тому,
что
меняются
отношения
между
ребенком
и
взрослым,
что
в
свою
очередь
ведет
к
формированию
новой
социальной
ситуации
развития,
которая
заключается
в возникновениисовместнойдеятельностиребенкаивзрослого, а
также
в
том,
что
данная
деятельность
становится предметной. Суть
совместной
деятельности
состоит
в
усвоении
общественно
выработанных
способов
употребления
предметов,
т. е.
взрослый
учит
ребенка
правильно
пользоваться
окружающими
предметами,
а
также
объясняет,
для
чего
они
нужны
и
где
их
надо
использовать.
Социальная
ситуация
развития
ребенка
в
этом
возрасте
выглядит
так:
«Ребенок
– ПРЕДМЕТ
– взрослый».
Как
видно
из
этой
триады,
важным
для
ребенка
является
предмет.
Убедиться
в
этом
можно,
наблюдая
за
тем,
как
ребенок
играет:
он
постоянно
смотрит
на
тот
предмет,
которым
увлечен,
будь
то
машинка,
стул,
кукла,
ложка
и
т. д.
Может
возникнуть
ощущение,
что
ему
ничего
больше
не
требуется
и
никто
не
нужен,
его
внимание
сосредоточено
только
на
объекте
увлечения.
Но
это
не
так,
поскольку
без
взрослого
ребенок
не
может
овладеть
человеческими
способами
употребления
предметов.
Совместная
деятельность
становится
предметной,
потому
что
мотив
этой
деятельности
заключается
в
самом
предмете
и
способе
его
употребления.
Общение
в
этом
возрасте
приобретает
форму
организации
предметной
деятельности.
Иными
словами,
оно
происходит
в
момент
объяснения
правильности
употребления
того
или
иного
предмета.
Общение
развивается
интенсивно
и
становится
речевым,
потому
что
овладение
предметами
с
использованием
только
эмоциональной
окраски
не
может
быть
эффективным.
6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
В
этом
возрасте
развиваются
восприятие,
мышление,
память,
речь.
Этот
процесс
характеризуется
вербализацией
познавательных
процессов
и
возникновением
их
произвольности.
Развитие
восприятия определяется
тремя
параметрами: перцептивнымидействиями (целостностью
воспринимаемого
предмета),сенсорнымиэталонами (возникновением
эталонов
ощущений:
звуковых,
световых,
вкусовых,
тактильных,
обонятельных)
и действиямисоотнесения. Иначе
говоря,
процесс
восприятия
заключается
в
выделении
наиболее
характерных
для
данного
предмета
или
ситуации
качеств,
признаков,
свойств;
составлении
на
их
основе
определенного
образа;
соотнесении
данных
образов-эталонов
с
предметами
окружающего
мира.
Так
ребенок
учиться
делить
предметы
на
классы:
куклы,
машины,
мячи,
ложки
и
т. д.
С
года
начинает
активно
развиваться
процесс
познания
окружающего
мира.
Ребенок
в
возрасте
от
одного
года
до
двух
лет
для
выполнения
одного
и
того
же
действия
использует
различные
варианты,
а
с
полутора
до
двух
лет
у
него
появляется
способность
решать
проблему
путем
догадки
(инсайта),
т. е.
ребенок
внезапно
находит
решение
данной
проблемы,
избегая
метода
проб
и
ошибок.
Со
второго
года
жизни
восприятие
ребенка
меняется.
Научившись
воздействовать
одним
предметом
на
другой,
он
оказывается
способным
предвидеть
исход
ситуации,
например,
возможность
протаскивания
шарика
через
отверстие,
перемещения
одного
предмета
при
помощи
другого
и
т. д.
Ребенок
может
различать
такие
формы,
как
круг,
овал,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник,
многоугольник;
цвета
– красный,
оранжевый,
желтый,
зеленый,
синий,
фиолетовый.
Благодаря
развитию
восприятия
к
концу
раннего
возраста
у
ребенка
начинает
складываться
мыслительная
деятельность.
Это
выражается
в
появлении
способности
к
обобщению,
переносу
полученного
опыта
из
первоначальных
условий
в
новые,
в
установлении
связи
между
предметами
путем
экспериментирования,
запоминании
их
и
использовании
при
решении
проблем.
Полуторагодовалый
ребенок
может
прогнозировать
и
указывать
направление
движения
объекта,
место
расположения
знакомого
предмета,
преодолевать
препятствия
на
пути
достижения
желаемой
цели.
А
после
полутора
лет
появляется
реакция
выбора
объекта
по
наиболее
ярким
и
простым
признакам:
форме
и
цвету.
В
раннем
детстве
продолжается развитие
мышления, которое
от
наглядно-действенного
постепенно
переходит
в
наглядно-образное,
т. е.
действия
с
материальными
предметами
заменяются
действиями
с
образами.
Внутреннее
развитие
мышления
идет
таким
образом:
развиваются
интеллектуальные
операции
и
формируются
понятия.
Наглядно-действенное
мышление
возникает
к
концу
первого
года
жизни
и
остается
ведущим
до
3,5–4 лет.
Сначала
ребенок
может
абстрагироваться
и
выделять
форму
и
цвет,
поэтому
при
группировке
предметов
в
первую
очередь
обращает
внимание
на
размер
и
цвет
предмета.
В
возрасте
около
двух
лет
он
выделяет
предметы,
основываясь
на
существенных
и
несущественных
признаках.
В
2,5 года
ребенок
выделяет
предметы
по
существенным
признакам:
цвет,
форма,
величина.
Особенностью
мышления
в
раннем
детстве
является
синкретизм. Синкретизм означает
нерасчлененность:
ребенок,
решая
задачу,
не
выделяет
в
ней
отдельных
параметров,
воспринимая
ситуацию
как
целостную
картину.
Роль
взрослого
в
данном
случае
заключается
в
выделении
из
ситуации
и
анализе
отдельных
деталей,
из
которых
ребенок
потом
выделит
главные
и
второстепенные.
Наглядно-образное
мышление
возникает
в
2,5–3 года
и
остается
ведущим
до
6–6,5 лет.
Формирование
этого
мышления
связано
со
становлением
элементарного
самосознания
и
началом
развития
способности
к
произвольной
саморегуляции,
сопровождаемой
развитым
воображением.
Развитие
памяти. К
двум
годам
у
ребенка
развивается
оперативная
память.
Ему
доступны
легкие
логические
и
тематические
игры,
он
может
составлять
план
действий
на
короткий
промежуток
времени,
не
забывает
цель,
поставленную
несколько
минут
назад.
Развитие
речи. До
года
ребенок
уже
может
называть
вещи
своими
именами.
Он
имеет
богатый
опыт
познания
окружающего
мира,
у
него
сложилось
представление
о
родителях,
пище,
об
окружающей
обстановке,
игрушках.
И
все
же
из
множества
качеств,
заключенных
в
слове
как
в
понятии,
ребенок
сначала
усваивает
только
отдельные
свойства,
характерные
для
того
предмета,
с
которым
первоначально
это
слово
оказалось
связанным
в
его
восприятии.
Годовалый
ребенок
реагирует
на
слова
как
на
ситуацию
в
целом.
Слово
оказывается
связанным
с
обстановкой,
а
не
с
представляющим
ее
предметом.
Ребенок
внимательно
наблюдает
за
мимикой,
жестами
говорящего
взрослого,
улавливая
по
ним
смысл
того,
что
говорится.
С
11 месяцев
начинается
переход
от
дофонемной
речи
к
фонемной
и
становление
фонематического
слуха,
который
заканчивается
к
двум
годам,
когда
ребенок
может
различать
слова,
отличающиеся
друг
от
друга
одной
фонемой.
Переход
от
дофонемной
к
фонемной
речи
продолжается
3 года
и
заканчивается
на
четвертом
году
жизни.
В
3 года
ребенок
научается
правильно
применять
падежи,
начинает
пользоваться
сначала
однословными
предложениями,
затем,
в
возрасте
от
1,5 до
2,5 лет,
может
комбинировать
слова,
объединяя
их
в
двух-трехсловные
фразы
или
предложения
из
двух
слов,
где
есть
и
подлежащее
и
сказуемое.
Потом
благодаря
развитию
грамматической
структуры
речи
он
овладевает
всеми
падежами
и
способен
с
помощью
служебных
слов
строить
сложные
предложения.
В
это
же
время
возникает
сознательный
контроль
за
правильностью
произношения
речевых
высказываний.
После
1,5 лет
отмечается
активность
самостоятельной
речи
и
речевого
общения.
Ребенок
начинает
сам
спрашивать
названия
интересующих
его
предметов
или
явлений.
Вначале
он
пользуется
языком
жестов,
мимики
и
пантомимики
или
указующим
жестом,
а
потом
к
жесту
добавляется
вопрос,
выраженный
в
словесной
форме.
Ребенок
научается
при
помощи
речи
управлять
поведением
других
людей.
Но
ребенок
в
возрасте
от
2,5 до
3 лет
не
может
следовать
инструкциям
взрослых,
особенно
тогда,
когда
надо
выбирать
одно
действие
из
нескольких;
он
сумеет
сделать
данный
выбор
только
ближе
к
4 годам.
В
течение
второго
года
жизни
ребенок
начинает
усваивать
словесное
обозначение
окружающих
предметов,
а
затем
имен
взрослых,
названия
игрушек
и
только
потом
– частей
тела,
т. е.
существительных,
а
к
двум
годам
при
нормальном
развитии
понимает
значение
практически
всех
слов,
относящимся
к
окружающей
действительности.
Этому
способствует
развитие семантическойфункциидетской
речи,
т. е.
определение
смысла
слова,
его
дифференциация,
уточнение
и
присвоение
словам
обобщенных
значений,
которые
с
ними
связываются
в
языке.
К
2 годам
дети
имеют
четкое
представление
о
назначении
окружающих
их
предметов
домашнего
обихода
и
личной
гигиены.
Они
понимают
общие
вопросы,
требующие
ответа
типа
«да»
или
«нет».
Около
3 лет
ребенок
начинает
внимательно
слушать,
о
чем
говорят
взрослые,
любит,
когда
ему
читают
рассказы,
сказки,
стихи.
До
1,5 лет
ребенок
усваивает
от
30 до
100 слов,
но
употребляет
их
редко.
К
2 годам
он
знает
300 слов,
а
к
3 – 1200–1500 слов.
В
развитии
речи
были
выделены
следующие
этапы:
1) слоги
(вместо
слов);
2) слова-предложения;
3) двухсловные
предложения
(например,
«мама
сюда»);
4) предложения
из
трех
или
более
слов;
5) правильная
речь
(грамматически
согласованные
предложения).
Основные
тенденции
в
развитии
речи
ребенка
раннего
возраста
таковы.
• Пассивная
речь
в
развитии
опережает
активную.
• Ребенок
открывает,
что
каждый
предмет
имеет
свое
название.
• На
границе
2-го
и
3-го
года
жизни
ребенок
как
бы
интуитивно
«открывает»,
что
слова
в
предложении
связаны
между
собой.
• Происходит
переход
от
многозначности
детских
слов
к
первым
функциональным
обобщениям,
построенным
на
основе
практических
действий.
• Фонематический
слух
опережает
развитие
артикуляции.
Ребенок
сначала
научается
правильно
слушать
речь,
а
затем
правильно
говорить.
• Осуществляется
овладение
синтаксическим
строем
языка.
• Развиваются
функции
речи,
происходит
переход
от
индикативной
(указательной)
к
номинативной
(обозначающей)
функции
речи.
Основныедостижениявпсихическомразвитииребенкаот
1 до
3 лет
В
табл.
5 приведены
достижения
психического
развития
ребенка,
с
которыми
он
подходит
к
кризису
трех
лет.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник