Особенности развития первого ребенка в семье
Особенности характера первого ребенка в семьи. Первенец — самый умный ребенокПо мнению австрийского психолога Альфреда Адлера, ученика Зигмунда Фрейда, существует определенная связь между очередностью рождения и характером человека. В связи с этим особый интерес вызывают утверждения психолога, что первенец отличается от остальных детей в семьи следующими особенностями характера: 1. Чрезмерное стремление к лидерству и совершенству. Первенец с самого рождения окружен вниманием и заботой родителей. Он чувствует себя «центром Вселенной» до тех пор, пока в семье не появляется второй ребенок. С появлением в семьи братика или сестренки первенец утрачивает свои привилегии и лишается «трона». Постоянно наблюдая за тем, как родители заботятся о младшем ребенке, первенец чувствует себя ненужным и лишенным родительской любви. «Меня будут любить больше, если я докажу, что я лучший» — примерно к такому неосознанному решению приходит первенец и начинает постоянно ставит перед собой цели, чтобы получить поощрение папы и мамы в качестве награды за свои успехи. По мнению Альфреда Адлера, стремление к совершенству или перфекционизм первенцы проносят через всю свою жизнь. Верными спутниками детей, рожденных первыми в семьи, становятся стремление к лидерству, упрямство и перфекционизм. Стремясь сделать все идеально, первенцы не позволяют себе быть невнимательными и все тщательно планируют заранее. Отступить от этого плана для них подобно смерти. Они педантичны, организованы и пунктуальны, но могут производить впечатление зануд из-за чрезмерной требовательности к себе и окружающим. Первенцы очень ответственные дети, они честолюбивы и чрезвычайно работоспособны. Эти черты характера помогают им добиться в жизни хороших успехов. Свидетельством этому является то, что Йосиф Сталин, Джордж Буш, Билл Клинтон, Уинстон Чечиль и Садам Хусейн были старшими детьми в семьи. 2. Неумение признавать свои ошибки и воспринимать критику в свой адрес. Будучи детьми, первенцы все время боятся не оправдать ожидания родителей и не дают себе права на ошибки. Они не доверяют окружающим и не умеют делить обязанности. В связи с этим первенцы находятся в постоянном нервном напряжении, не умеют расслабляться и полноценно отдохнуть. В то же время они лучшие работники, их любит начальство. Но признавать свои ошибки и воспринимать критику в свой адрес первенцы не способны. Именно поэтому уже в подростковом возрасте они проявляют себя непослушными детьми и придерживаются правила: » Я об этом думаю так, а чужое мнение на этот счет меня не интересует». 3. Постоянное чувство вины. Несмотря на то, что первенец становится лидером и проявляет себя успешным человеком, по характеру он легко раним и обладает заниженной самооценкой. Возникновение всех проблем в семье старший ребенок считает собственной виной. Родители ссорятся — это он подвел их к конфликту своим плохим поведением, заболел младший ребенок — это тоже по его вине, потому что он его разозлил и заставил плакать. Если родители не смогут в детстве сломать этот комплекс, то чувство вины будет сопровождать первенца всю жизнь. Любое проявление безразличия к себе он будет считать собственной виной, в том числе и недостаток любви со стороны партнера. Отсутствие взаимопонимания в семьи и недостаточное внимание со стороны супруга вызывает у старших детей болезненную реакцию. Они не могут смириться с таким отношением к себе и стараются изменить его, применяя для этого методы подчинения и угрозы. 4. Комплекс ненужности и незаметности. Когда в семьи появляется второй ребенок, первенец замечает, что внимания ему родители уделяют меньше и старается всеми силами изменить ситуацию. Если же ему этого не удается, то он смиряется и больше не старается добиваться любви родителей. Именно с этим связано нежелание старших детей просить помощи или даже показать кому-то, что он в чем-то нуждается. То же самое происходит у них и на любовном фронте. Первенцы предпочитают, чтобы любили их и не придают значения тому, насколько они любят сами. Уверенность в любви партнера и в то, что он его никогда не бросит, очень важно для душевного спокойствия первенца. 5. Высокие интеллектуальные способности. Первенец — самый умный ребенок в семьи. Еще знаменитый английский антрополог Фрэнсисс Гальтон заметил, что старшие дети по умственным способностям превосходят младших. Многочисленные исследования американских, норвежских и голландских ученых доказали высказывание антрополога и подтвердили тот факт, что первенец умнее второго ребенка, а второй — третьего. Ученые объясняют причину повышенных интеллектуальных способностей старших детей тем, что они получают с рождения больше родительского внимания, чем вторые и последующие. Кроме того, благодаря своему положению в семьи первенцы являются наставниками для младших детей, что также оказывает влияние на развитие их умственных способностей. Несмотря на то, что многие особенности характера людей действительности зависят от очередности их рождения в семьи, утверждать, что успеха в жизни могут достичь только первенцы не следует. Иначе как объяснить тот факт, что гениальный химик Д.И. Менделеев был четырнадцатым ребенком в семьи, а поп-король Майкл Джексон стал известным на весь мир, будучи седьмым ребенком. — Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений» Автор: Искандер Милевски Оглавление темы «Проблемы современного человека»: |
Источник
Зависит ли характер человека от того, каким по счёту ребёнком он был у своих родителей? По мнению психологов, между очередностью появления на свет детей в семье и их характерами существует определённая связь.
«Первенец». И.А.Пелевин, 1888г.
Первенец. Особенности характера первого ребёнка в семье.
Является ли случайностью тот факт, что около 60 % успешных людей в мире были первенцами?
Для родителей первый ребёнок – это не только прекрасное живое чудо, объединяющее в себе самым непостижимым образом черты своих родителей, но и непонятный и неведомый объект, уравнение со многими неизвестными, для решения которого у молодых родителей оказывается ещё слишком мало знаний.
Последняя игрушка.
Иногда говорят, что первое дитя для родителей – их последняя игрушка. В чём-то это высказывание верно, потому что именно с первым ребёнком его родным приходится порядочно повозиться, решая самые обыденные вопросы: как одевать, чем кормить, когда гулять и т.п.
Уже с каждым последующим ребёнком многие из этих проблем будут затрачивать всё меньше усилий, а порой и решаться вообще на автомате.
А легко ли самому первенцу?
С одной стороны он с самого первого момента появления на свет сосредотачивает на себе всё внимание, любовь и заботу взрослых членов семьи, но, с другой стороны, родственники порой возлагают на маленького человечка такой непосильный груз собственных нереализованных надежд, что не каждому под силу его вынести.
Первенец – «педагогический брак».
Иногда первого ребёнка специалисты называют «педагогическим браком». Ставлю это понятие в кавычки, потому что в отношении человека использование понятия «брак» совершенно некорректно. Если испорченная деталь без вмешательства мастеров навсегда так и останется бракованной, не исправится сама собой, то человек имеет все шансы на исправление, потому что от природы щедро наделён способностями к самовоспитанию, саморазвитию, самостановлению!
Первенцы – плоды незрелых родителей.
Но почему, всё же, первенцы – «педагогический брак»?
Потому что первенец появляется у родителей, часто ещё недостаточно подготовленных к воспитанию детей, а порой – и совершенно неготовых. Разве мал сегодня процент матерей-кукушек и отцов-беглецов?
Но, следует признать, что даже полная семья имеет в настоящее время недостаточно знаний о воспитании детей (знаний по управлению новым автомобилем и то бывает больше). Да и откуда этим знаниям взяться?
Если раньше в одном доме жили сразу несколько поколений одной семьи, и бабушки передавали накопленный опыт молодым матерям, то сегодня выросшие дети чаще живут отдельно, и опыт от старшего поколения получают лишь урывками. Хорошо ещё, если молодые родители достаточно любознательны, и успели прочесть до появления детей хотя бы пару книжек о воспитании.
А иначе, занятые вопросами о ПИТАНИИ, родители забывают о ВОСПИТАНИИ, а когда вспомнят о своей прямой обязанности, бывает нужно уже и перевоспитанием заниматься.
Поэтому среди первенцев достаточно много ребятишек с проблемными, сложными характерами.
Особенности характера первенцев.
Психологи выделяют у первых детей в семье следующие особенности характера:
1. Самостоятельность, независимость.
Неопытность молодых родителей, их неуверенность и тревожность за своего первого ребёнка, непостоянство воспитательных воздействий неосознанно, но постоянно ощущаются первенцами и непроизвольно формируют в детях самостоятельность с самого раннего детства, способность полагаться на самого себя.
Ко всему прочему, рождение второго ребёнка ставит первенца в особое положение – он теперь становится старшим ребёнком в семье, ответственным за более младших братьев и сестёр, что делает его ещё более активным и самостоятельным.
2. Лидерство, перфекционизм (стремление к совершенству).
Поскольку первенец с рождения окружен избыточным вниманием взрослых: родителей, дедушек, бабушек, он привыкает чувствовать себя «маленьким царьком». Но с появлением в семье второго ребёнка, начинает ощущать на себе уменьшение родительской заботы.
Чтобы добиться прежнего внимания, первый ребёнок начинает доказывать взрослым, что он лучше своих младших брата или сестры, формируя у себя черты перфекциониста. По мнению А.Адлера, первенцы проносят это стремление к совершенству через всю жизнь.
Из-за стремления всё делать идеально и повышенной требовательности к себе и окружающим, выросшие первенцы порой производят впечатление зануд.
А открывшаяся возможность покомандовать над младшими и слабыми членами семьи, формирует из первенцев отменных лидеров.
3. Повышенные интеллектуальные способности.
Ученые многих стран мира, проводившие исследование интеллекта первенцев, утверждают, что первые дети в семье в семье чаще бывают и самыми умными.
Это самым интересным неожиданным образом педагогическая неподготовленность родителей сказывается на формировании интеллектуальных способностей первенцев.
Родители, не владеющие психолого-педагогическими знаниями, но желающие при этом всесторонне развить своего ребёнка, начинают активно искать и опробовать различные развивающие методики, и путём проб и ошибок добиваются неплохих результатов.
Правда, родители и не подозревают, что результаты получены не чудодейственным влиянием методик, а тем повышенным объёмом внимания, любви и энергии, которые они отдают своему первенцу.
Увы, но к рождению второго ребёнка и экспериментаторский запал у родителей обычно уменьшается, а иногда даже заканчивается, и внимания на него уже не хватает, да и энергии с возрастом у родителей становится намного меньше, поэтому интеллектуальные достижения второго ребёнка обычно бывают посредственными.
Кстати, необходимость старшего ребёнка затем быть учителем-воспитателем более младших членов семьи способствует дальнейшему росту интеллекта первенцев.
4. Болезненное восприятие критики.
Первенцы в своём стремлении стать лучшими, стараются всё делать правильно, не допускать ошибок, став взрослыми тяжело переживают, если таковые всё же были допущены.
Ещё больнее их ранит критика, неосторожно направленная в их адрес.
Полное неумение признавать свои ошибки в подростковом возрасте может вылиться в максимализм, непослушание, упрямство. Своё мнение начинает превалировать над высказанным мнением других людей.
5. Ответственные работники, трудоголики.
Повышенная самостоятельность приводит к неумению делить с другими свои обязанности, делегировать их, показывать свою несостоятельность, брать все дела на себя.
За такую повышенную работоспособность и ответственность первенцы часто становятся лучшими работниками в любой сфере, их часто любит нагружать работой начальство.
Не удивительно, что первые дети всегда находятся в нервном и физическом напряжении, не любят и не умеют полноценно отдыхать.
6. Заниженная самооценка.
Из-за постоянного стремления к совершенству во всём, первенец в возникновении любых проблем в семье: ссорах родителей, капризах и болезнях младших детей считает виновным себя.
Несмотря на лидерские качества, по характеру первенцы легко ранимы и обладают заниженной самооценкой.
От родителей требуется много такта и внимания, чтобы избавить ребёнка ещё в детстве от чувства вины, которое иначе может остаться у первенца на всю жизнь, и он даже в охлаждении отношений с собственным будущим партнёром будет винить только себя.
7. Комплекс ненужности, боязнь быть брошенным.
Поскольку с появлением в семье второго ребёнка, первенец начинает считать себя «брошенным» родителями, лишенным их любви, он и во взрослых партнёрских отношениях боится быть брошенным.
Поэтому ему для душевного спокойствия обязательно необходима уверенность в любви партнёра.
Следует учесть, что все вышеприведённые характеристики соответствуют характеру первенцев, рождённых в семьях, не имеющих крайне выраженные проблемы. То есть, там, где первенцы были желанными, любимыми детьми.
Но нам, увы, известны варианты, когда дети рождаются нежеланными, незапланированными, а иногда просто не того пола, какой хотели родители.
В этом случае особенности характера первого ребенка в семье будут совершенно иными, поскольку иными будут и условия его жизни (а иногда первенец, вообще, воспитывается не в семье). Но это тема для отдельного разговора.
Источник
Похожие главы из других работ:
Адаптация первоклассников к школьному обучению
4.1.3 Методика Р. Жиля «Особенности характера ребенка и его поведения в семье и школе»
Цель методики: исследование социальной приспособленности ребенка. Его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
Проективная визуально-вербальная методика Р…
Взаимоотношения супругов в молодой семье
Глава 2. Отношения между супругами в молодой семье
Но вот создается семья, завершается первый и начинается второй год супружеской жизни. Если на первом году супружеской жизни молодых сопровождает угар эмоционально-телесных наслаждений…
Взаимоотношения супругов в молодой семье
Глава 3. Методика предотвращения конфликтов в молодой семье
На основании предыдущих глав и результатов исследования можно сконструировать методику предотвращения конфликтов в молодой семье. Если конфликты все же возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться конструктивно.
Надо:
1…
Влияние жизненного сценария на конфликт в молодой семье
1.2 Сущность семейных конфликтов. Конфликты в молодой семье
Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет…
Влияние жизненного сценария на конфликт в молодой семье
1.3 Жизненный сценарий и взаимоотношения в молодой семье
Первоначально теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Эрик Берн первым выразил идею…
Влияние жизненного сценария на конфликт в молодой семье
1.4 Влияние жизненных сценариев на конфликты в молодой семье
Э. Берн считает, что в жизни каждого ребенка при программировании сценария имеют значение следующие моменты: так называемый сценарный толчок, когда-то или иное замечание матери или отца как бы предопределяет его дальнейшее развитие. Например…
Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов
1.3 Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод…
Особенности супружеских конфликтов в молодых семьях
1.2 Природа и разрешение конфликтов в молодой семье
Проблематика конфликтов имеет огромное значение для решения психологических и социально-психологических проблем семьи. Конфликты представляют собой неизбежное явление в разных сферах жизни и деятельности человека и особенно…
Причины конфликтов в молодых семьях
1.1 Природа и причины возникновения конфликтов в молодой семье
Люди, которые создают семью, стремятся удовлетворить ряд потребностей — в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако создание семьи — это не только реализация идеальных представлений о браке…
Причины конфликтов в молодых семьях
1.2 Методы предупреждения и урегулирования конфликтов в молодой семье
конфликт семья тренинг
Методов урегулирования супружеских конфликтов довольно много. Методология включает в себя несколько взаимосвязанных действий, составляющих в своей совокупности определенные стандарты поведения…
Психологические особенности развития речи у ребёнка до трёх лет в семье
Глава 1. Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье
1.1 Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка…
Психологические особенности развития речи у ребёнка до трёх лет в семье
Глава 2. Методика исследования развития речи ребёнка до 3-х лет в семье
…
Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку
1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье
Все чаще в последнее время родители принимают решение рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в семье…
Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития
2. Особенности психологического климата в семье, воспитывающей ребёнка с ОПФР
…
Формирование личности ребенка в период раннего возраста
2.2 Особенности формирования личности ребенка в семье
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное…
Источник