Особенности развития одаренного ребенка в младшем школьном возрасте
От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одаренности. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления ученые связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.
На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшего школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяет старшим, эта вера по сути безгранична. Центральной фигурой для ученика зачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм и правил, в глазах ребенка является кумиром, своего рода »культовым» лицом. На первых порах преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Они безоговорочно подчиняются ему и во многом подражают (копирование проявляется в попытках быть похожим на любимого учителя внешне, в заимствовании определенных манер и т.д.). Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.
Дети младшего школьного возраста начинают более осознанно контролировать свои поступки и поведение. Возникает разветвленная система мотивов деятельности. Ребенок сознательно формулирует для себя цель какого-либо занятия, мотивируя его при этом. Дети могут намеренно, целенаправленно управлять своим поведением, руководствуясь при этом не только сиюминутными желаниями, но и намерениями, долгосрочной перспективой. В связи с включением ребенка в активные социальные отношения, в связи с тем, что он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха. В младшем школьном возрасте дети начинают четко осознавать свои возможности и способности. Нередко развитые способности у ребенка обнаруживаются в учебной деятельности, и связаны с развитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение). В этой связи представляется важным как можно более полно использовать формирующийся мотив достижения успеха, т.к. это в дальнейшем приводит к развитию разнообразных способностей индивида.
Обучение в школе вносит коренные изменения в жизнь ребенка. Формирование словесно-логического мышления, усвоение теоретических знаний приводят к возникновению внутреннего плана действий, рефлексии. Происходит изменение Я-ребенка.
К концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники, социальная группа. Активно формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения.
Младший школьный возраст является возрастом позитивных изменений. От степени и глубины личностных преобразований на данном возрастном этапе зависит насколько трудно или легко школьник преодолеет трудности подросткового периода.
Подростковый период — особый период в развитии личности. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями. Возрастная трансформация зачастую происходит рывками, неравномерно. Одни подростки развиваются быстрее, другие отстают от своих ровесников. Индивидуальное развитие также может проходить неровно: интеллектуальное формирование опережает личностное и наоборот.
Подросток начинает »дистанцироваться» от взрослых. При этом ожидает от взрослых понимания своих стремлений и желаний, поддержки, доверия. Для подростка важно признание старшими его равноправия с ними. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.
Для подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Желая занять в группе ровесников достойное место, подросток делается более конформным к действиям и ценностям членов группы.
Подростковый период — время перехода на качественно новый уровень самосознания и Я-концепции. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать собственную ценность, уникальность и неповторимость. Происходит изменение формирования самооценки: с ориентации на оценки взрослых подросток переходит к собственным критериям оценивания своих поступков, поведения, личности в целом. Психологи считают, что именно в подростковом возрасте происходит подменное становление самосознания и Я-концепции.
Возраст с 12 до 14 лет в отечественной психологии многими учеными считается критическим периодом развития. Л.И.Божович[2] связывает возникновение данного кризиса с тем, что быстрый темп физического и умственного развития создает предпосылки для образования таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста (3, с. 105). Л.И. Божович[2] полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами.
Д.И. Фельдштейн[14] характеризует подростковый возраст как возраст повышенной активности, инициативности, стремления к познанию, опасности, риску, У подростков развивается волевая сфера личности. Но часто проявляя волевые усилия в одной деятельности, школьник становится безвольным в другой. Подростки очень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены к колебаниям настроения и аффективным вспышкам.
Неоднозначные, неустойчивые представления подростка о себе и окружающих приводят к акцентуациям характера.
Значительное влияние на формирование личности подростка оказывает половое созревание. Прохождение через этап полового созревания нередко бывает очень болезненным. Подростки чрезвычайно критически настроены по отношению к собственной внешности; переживания связаны с недостаточностью развития или с быстрыми его темпами. В этом возрасте часто возникают дисморфобии.
Изменения, произошедшие в последние десятилетия в России, повлекли за собой трансформацию личностных качеств подростков. Отмечается резкое снижение духовных запросов. Среди подростков увеличилось проявление таких качеств, как цинизм, эгоизм, жестокость, агрессивность. Дети чувствуют себя отверженными, когда взрослые все чаще бывают озабочены лишь материальным благополучием, не создавая нормальных условий для развития растущей психики. Отсюда проистекают тяжелые личностные переживания подростков: повышенная тревожность, страхи, чувство неполноценности и одиночества. Академик Д.И. Фельдштейн[14] утверждает, что »эти новые отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы личности, вызывают сегодня особое беспокойство, так как здесь мы столкнулись с таким характером конфликтности поколений, в котором кроется опасность своего рода деструктирования всей системы наследования культурно-исторического опыта» (11, с. 191).
Психологическое развитие подростка проходит неравномерно, в нем выявляются различные тенденции, проявляется стремление подростков к самоутверждению, самоопределению и самореализации. Осознание своего места в системе общественных отношений создает предпосылки для реализации своих способностей в дальнейшем.
Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей, отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.
Роль личности в становлении и развитии одаренности велика. Подчеркивается, что одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Дж. Галахер, П. Кляйн, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин[6], В.Э. Чудновский[16], В.С. Юркевич).
В психологии одаренности признается тот факт, что одаренные дети и подростки имеют особенности личностного развития. Психологи обращают внимание на то, что становление личности одаренного ребенка имеет определенные возрастные тенденции, нередко проходит неоднозначно и болезненно.
А. Танненбаум, предложивший »психосоциальную» модель одаренности, при ее построении учитывал и внешние, и внутренние факторы личности. Ученый отмечает, что трудно определить, какие личностные особенности детерминируют человеческие таланты. Существуют достоверные факты того, что высший уровень способностей связан с сильно выраженным желанием самореализации.
Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.
В отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараются не замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники не приемлют школьника »чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя »белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного »Я» (6, с. 39).
Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Необходимо вырабатывать у детей данной категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками. Возникновение зазнайства, эгоизма, человеконенавистнических черт убивают проявления талантов.
Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства. Работы, выполненные на высоком уровне мастерства, исполнителем оцениваются как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам.
Для ребенка 7-8 лет одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых. Поощрение за различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремиться избегать неудач.
В случае, если в процессе обучения способных детей их потенциал не замечается и не используется в полной мере, возникают эмоциональные проблемы. Часть детей может начать игнорировать обучение, проявляя при этом нонконформистское настроение и уверенность в своих силах. Другая часть постепенно теряет интерес к обучению, исчезает мотивация деятельности, появляется эмоциональное неблагополучие, возможна заниженная самооценка. По мнению Дж. Фримэн, такие личностные качества, как мотивация, самодисциплина, любознательность и стремление к автономии, являются ключевыми для одаренного ребенка.
Способные дети часто не распознаются взрослыми, т.к. оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе. »Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Они могут обвинять себя, воспринимая свои особенности как аномалию, могут начать сознательно скрывать свои достижения и тем самым маскировать свои способности и переходить в достаточно обширную категорию одаренны, которую обозначают как »недостиженцев».
У детей, обладающих яркими творческими способностями, проявляются черты, которые вызывают негативные эмоции со стороны окружающих: отсутствие внимания к условиям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и »должной» организации работы; яркий темперамент.
Две условно полярные группы среди одаренных детей выделяет В.И. Панов [6]. Первая группа — дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психического развития. Вторая — дети, чье психическое развитие характеризуется диссинхронией (дисбалансом, дисгармоничностью) по уровню сформированности указанных сторон. То есть ребенок, обладающий высоким интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, нестабильностью самооценки и т.д. К неблагоприятным особенностям можно добавить резкие перепады в отношении к себе и другим, невротизм. Дети могут проявлять обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Временами у одаренных школьников отмечается повышенная молчаливость или, наоборот, повышенная потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.
Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р. Бернс считает, что Я-концепция играет троякую роль. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий (2, с. 39).
Школа оказывает существенное влияние на формирование Я-концепции ученика. В современной школе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении, верные ответы, хорошая успеваемость. Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает испытывать давление со стороны. Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он начинает понимать, что окружающие оценивают его не так, как всех, и это чувство заставляет думать о себе как о »странном». Возникает чувство отчуждения, к которому мак восприимчивы одаренные дети. Как говорилось выше, ученик с высоким уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои возможности. Р. Бернс считает, что школа, прежде всего, главный ценностью считает проявления вербального интеллекта, на другие способности практически не обращается внимания и ничего не делается для их развития. Такого рода таланты остаются невостребованными в школе, и если ученик не обладает интеллектуальным даром, то он ощущает себя неспособным ни к какой деятельности, что практически обрекает его на неудачу и неуспех. Многие учителя до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие творческого мышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня самовосприятия.
Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.
Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.
Заниженная самооценка ведет к пессимистическому восприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны, мнительны и ранимы, замкнуты. Критика со стороны может привести к еще более угнетенному состоянию. Склонны к преувеличению своих недостатков. Неуверенные в своих способностях.
Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита — это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности.
Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Велико ее воздействие на формирование одаренности. Ряд авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.
Итак, современные исследователи считают особенности личностного развития способных детей одним из факторов становления одаренности.
Источник
Развитие одарённости у детей младшего школьного возраста
В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!
Сократ
Мало счастья иметь талант. Надо ещё, чтобы талант имел счастье.
Берлиоз Гектор
В настоящее время проблема изучения одаренности, развития одаренных детей особенно актуальна. Об этом свидетельствуют и политика государства в образовании, и федеральная целевая программа «Одаренные дети», и собственные программы поддержки одаренных детей в субъектах Федерации.
Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одаренного ребенка в качестве приоритетной. Задача выявления, обучения, развития и воспитания одаренных детей как важна, так и трудна. Она требует комплексного изучения особенностей, способностей одаренных детей, создание специальных программ для детей, программ подготовки специалистов, работающих с такими детьми, комплексного изучения психофизиологических особенностей детей, развития их индивидуальности, поиска специальных методик, диагностирующих одаренность и ее развитие, создание таких условий, которые стимулировали бы развитие одаренности детей.
Актуализация проблемы понимания и развития одаренного ребенка в сложившейся системе образования неоспорима. Так как, несмотря на то, что каждый современный учитель мечтает работать с целым классом одаренных детей, он все же осознает, что это процесс двусторонней схемы развития:
— либо одаренный ребенок реализует свои способности;
— либо социум раздавит еще не оперившийся талант.
Отсюда вытекает вопрос: Одаренный ребенок – это дар или наказание? И что с ним делать?
Ведь во многих случаях наблюдаемые у ребенка признаки одаренности не реализуются в будущем.
Мы рассмотрим детскую одаренность как процесс реализации «Я» (победы и поражения в этом процессе)
Плюсы и минусы одаренности.
Плюсы
Минусы
Энергия направлена на достижение успеха.
Неудачи воспринимаются как катастрофа.
Высокая способность к концентрации внимания, большой интерес к новому.
Постоянный конфликт между собственными представлениями и школьными требованиями.
Дается все легко, не привыкли заставлять себя что-либо делать.
Недостаточное развитие необходимых волевых качеств, поэтому часто остаются на определенном уровне развития.
Высокий энергетический уровень заставляет находиться детей в постоянной познавательной активности.
Небольшая продолжительность сна, ранний отказ от дневного сна.
Хорошее распределение внимания, отличная память. Наличие большого словарного запаса, неуемная страсть к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно.
Отвергают навязанный ответ, причем часто погружаются в процессе решения настолько, что не замечают окружающих.
Интеллект детей очень гибок и подвижен.
Они не понимают, что другие думают медленнее. Любят прерывать собеседника, поправлять и критиковать взрослых, считают себя всегда правыми.
Спасает развитое чувство справедливости и не по-детски широкие взгляды на жизнь, а так же чувство юмора.
Трудно общаться со сверстниками.
Одаренный ребенок – это, прежде всего, яркая индивидуальность в самых разных ее проявлениях.
Одаренный ребенок отличается от других детей особенными чертами личности: он эмоционален, необычен, без видимых усилий быстро справляется с различными задачами, выбирает оригинальные способы действий, получает интересные результаты.
Условия развития одаренности должны включать не только отслеживание результатов деятельности одаренного ребенка, создания банка данных, оценивающих качество результатов по различным видам одаренности, но и создание инновационной образовательной программы для одаренных детей.
В «Рабочей концепции одаренности» (2002), разработанной педагогическим коллективом под руководством Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова, рассмотрены многие аспекты одаренности. При разработке учебных программ для одаренных детей в концепции предлагается четыре подхода:
1 подход – «Ускорение», который позволяет учитывать потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Раннее поступление ребенка в школу, переход через классы, сдача экзаменов экстерном, раннее окончание школы дают ускоренное продвижение одаренных детей, учитывая их познавательные способности.
Но при этом подходе возникает много проблем, как для самого одаренного ребенка, так и для педагогов, работающих с этими детьми. Важна не скорость прохождения процесса, а глубина познания ребенка. Сложности в общении, понимании своеобразия одаренного ребенка накладывают свой отпечаток на взаимоотношения с педагогами, сверстниками и взрослыми.
2 подход – « «Углубление». При этом происходит более углубленное изучение тем или различных областей с учетом интересов одаренного ребенка. Опыт школ с углубленным изучением отдельных предметов позволяет развить высокий уровень компетентности в этих областях.
3 подход – «Обогащение». В нем используются инновационные педагогические технологии. Изучение многих тем происходит в интеграции с другими предметами. Обогащение – возможность дополнительных занятий в кружках, секциях и специализированных школах (спортивная, музыкальная, художественная).
4 подход – «Проблематизация». При этом подходе важным становится развитие личности одаренного ребенка посредством поиска новых смыслов, альтернативных интерпретаций, развития рефлексивного плана создания.
В нашей школе работа с одаренными детьми строится на некоторых из этих подходов.
«Углубление»
В нашей школе есть классы с углубленным изучением отдельных предметов: физико – математический, филологический, довузовский. Расширению знаний по предмету способствуют разные образовательные программы, профили, факультативы, элективные курсы.
«Обогащение»
Учителями школы разработаны «Технологические карты уроков», «Межпредметные листы», «Листы согласования и рассогласования», «Адаптационные листы», «Межвозрастные листы», «Индивидуальная карта развития учащегося». В школе ведутся кружки: «Бисероплетение», «Макраме», «Самоделкин», «Шахматы», танцевальный кружок, в этом году заключили договор с музыкальной школой для индивидуальной работы с музыкально одаренными детьми, в школе есть спортивные секции для занятий каратэ, баскетболом, футболом. Начиная с 1 класса, ведётся факультатив «Развитие творческих способностей и познавательных процессов».
«Проблематизация»
Эффективна организация исследовательских объединений по индивидуальному выбору одаренного ребенка (клубы по интересам), работа над учебными проектами, исследовательская работа над проблемными темами для «Ученических научно – практических конференций». Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень знаний, развивает творческий потенциал одаренного ребенка, позволяет учитывать индивидуальный темп освоения предмета.
Рассматривая современные концепции развития одаренности, можно отметить, что наиболее популярной в настоящее время является концепция Джозефа Рензулли, которая рассматривает понятие «одаренность» через категорию «потенциал». Где одаренность представляет собой взаимосвязь трех характеристик: интеллектуальные способности (выше среднего уровня), творческость (креативность), настойчивость (мотивация и воля).
Предложенный Рензулли метод обогащения, имеет три уровня: первый уровень охватить всех детей, а не только одаренных занятиями для развития у детей интереса к обучению. Главной его целью является формирование интереса у детей; второй уровень так же охватывает всех детей и предполагает развитие когнитивных и эмоциональных процессов личности; третий уровень рассчитан на особо выделяющихся в различных областях детей, где предполагаются индивидуальные исследования, опыт собственной творческой работы. Таким образом, система Дж.Рензулли выявляет одаренных детей в процессе учебы, развивает их интеллектуальные и творческие способности, использует методы интеллектуального обогащения учеников. Исходя из этой концепции, мы охватываем и развиваем всех детей воспитывающихся и обучающихся в нашем учреждении.
Общеобразовательная школа может быть базовой структурой для развития одаренных детей. Существуют разные формы работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе.
Рассмотрим проблему развития одарённости в классе из 25 учеников. Если этот класс в общеобразовательной школе, то сложности в процессе обучения будут. Во-первых, провоцировать трудности будет различный уровень знаний учеников, во-вторых, различный уровень развития личности детей, в-третьих, разный уровень мотивации к учебной деятельности, в-четвертых, качественное своеобразие детей. Это перечисление можно было бы продолжать, но при всех различиях следует отметить общее – необходим одаренный педагог, который все эти особенности класса из 25 человек превратит в достоинства развития всех без исключения детей.
Другая форма обучения, которая использует индивидуальный подход – тьюторство. Тьютор – это человек, сопровождающий обучение ребенка, помогающий выделить его особенности и создать индивидуальную программу обучения. Сотрудничество с ним влияет на продуцирование творческих проектов одаренного ребенка.
Индивидуальный подход к ребенку, при работе в классе может осуществляться различными способами: — путем разнообразия заданий для разного уровня развития; -разделением детей на подгруппы, либо по принципу разного уровня развития, либо по принципу уровня смешанных групп для выполнения задания одного уровня; — прикрепление одаренных учеников к обычным, что приводит к обоюдной выгоде: одаренные ученики лучше социализируются, а слабые лучше учатся; — создание института тьюторов, для индивидуального сопровождения обучения и развития ребенка.
В этом учебном году наша школа вступила в эксперимент «Развитие видов одаренности детей в условиях образовательной среды учреждения, реализующего образовательные программы на ступенях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования», в котором мы используем материал , разработанный нами в ходе предыдущего эксперимента по теме «Последовательность и преемственность в развитии индивидуальных способностей ребёнка 5-17 лет в условиях отдалённых территорий».
Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание детей. Соблюдая преемственность в работе, мы продолжаем работу, начатую в детском саду, по развитию у детей младшего школьного возраста, психических познавательных процессов, таких как: внимание, память, мышление, начиная с первого класса. После проведения диагностики познавательной сферы, выявляется картина развития у детей различных познавательных процессов. Диагностика проводится два раза в год, с той целью, чтобы посмотреть динамику развития познавательных процессов, после проведенной развивающей работы, и с целью наметить дальнейшие пути развития. В нашей школе была создана «Карта наблюдения учителя за развитием школьника». Эту карту начинают заполнять в детском саду в 5 лет при поступлении, и в 7 лет при выпуске детей в школу. Затем эстафету принимает начальная школа и карту заполняют в 1 классе: в начале года и в конце года; и в 4 классе: в начале года и в конце. Такие данные как: свойства внимания( объем, концентрация, устойчивость, распределение и переключение); виды памяти(слуховая, зрительная, смысловая); операции словесно-логического мышления( классификация, обобщение, выделение главного, сравнение) заполняются на основе диагностических данных. Остальные характеристики(в соответствии с возрастом) заполняются на основе наблюдений. Диагностическое обследование психических познавательных процессов проводится учителями совместно и под руководством психолога. Так же обследуется эмоциональная сфера: мотивация обучения, межличностные отношения (социометрический статус), оценка уровня тревожности, утомляемость, отношение к учебным предметам.
К этой работе мы так же стараемся подключать и родителей. На групповых консультативно — просветительских встречах (родительских собраниях) и индивидуальных консультациях………………………..продолжить
Придерживаясь принципов в преемственности между детским садом и начальной школой, мы добились следующего: сравнивая результаты познавательных процессов учащихся четвёртых классов с детским садом можно сделать вывод о том, что во время обучения в начальной школе произошли большие изменения в развитии у детей внимания, памяти, мышления; к концу обучения низкого уровня нет ни по одному познавательному процессу. Достигнутые результаты возможны только при слаженной, систематической, последовательной работе двух коллективов: детского сада и начальной школы.
В представленных диаграммах видна положительная динамика в развитии свойств внимания: объём, концентрация, устойчивость, распределение и переключение ; видов памяти: слуховая (кратковременная), слуховая (долговременная), зрительная, смысловая ; операций словесно логического мышления: классификация, обобщение, сравнение, выделение главного.
нг – данные на начало года кг – данные на конец года
Операции словесно логического мышления: Классиф. – классификация Обобщ. – обобщение Сравн. – сравнение Выдел. — выделение главного
С древних времен много внимания уделялось логическому мышлению, логистике. Считается, что только логически мыслящий человек обладает ясностью и четкостью мышления.
Логическое мышление — это умение объективно анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, строить причинно — следственные связи, формировать понятия и суждения, делать умозаключения, доказательства.
У детей с логическим типом мышления, как правило, проявляется математическая одаренность. Они обладают следующими умственными способностями: быстрое и широкое обобщение математического материала, радикальное свертывание и сокращение рассуждений, свободное переключение с прямого на обратный ход мысли.
нг – данные на начало года кг – данные на конец года
Свойства внимания: Объём – объём Концен. – концентрация Устойч. – устойчивость Расп. и перек. — распределение и переключение
Развитие внимания
Упражнение № 1
Воспринимая на слух вопросы – загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов – отгадок. Если вы всё сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.
Этот сказочный герой либил кататься на печи.
Это маленькие кони, а зовут их просто …
Во что превращается вода при отрицательной температуре?
Если слово надо исправить, что в нём допустили?
Любимое лакомство мышки.
Игра в мячик с ракетками.
Пчелиная стая называется …
Страшная, зубастая морская хищница.
Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка.
Ад – дьявол, рай — …
Сушёный виноград.
Так называют дырку и в зубе, и в дереве.
Какое числительное приказывает?
Что такое салочки?
Упражнение № 2
Отыскивание чисел по таблицам Шульте
Учащимся предлагается поочерёдно 6 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.
12
7
1
21
20
15
17
3
6
18
4
8
25
19
13
2
22
10
24
5
14
11
23
9
16
14
18
7
24
21
22
1
10
9
6
16
7
8
20
11
23
10
25
3
15
19
8
17
12
4
22
25
7
21
11
6
2
10
3
23
17
12
16
5
18
1
15
20
9
24
19
13
4
14
8
1
18
6
20
13
14
9
2
23
10
5
22
16
21
25
17
11
19
3
15
4
24
7
12
8
9
5
11
23
20
14
25
17
19
13
3
21
7
16
1
18
12
6
24
4
8
15
10
2
22
5
14
12
23
2
16
25
7
24
13
11
3
20
4
18
8
10
19
22
1
21
15
9
17
6
Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий для детей 6 – 7 лет от 1 до 1,5 минуты на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд – 1 минута.
нг – данные на начало года кг – данные на конец года
Виды памяти: Слух. крат. – слуховая (кратковременная) Слух. долг. – слуховая (долговременная) Зритель. – зрительная Смысл. — смысловая
Чтобы добиться таких результатов, мы систематически проводим ряд упражнений для развития слуховой и зрительной памяти. В свое время И. Кант писал, что в памяти важны три качества: -быстрота запоминания; -его прочность; —проворность припоминания.
Именно это «проворство припоминания» или готовность памяти является одним из важнейших условий развития творческих способностей. Ученые доказали, что для возникновения озарения очень важно в нужный момент вспомнить то, что является базой для творческого решения проблемы и вх