Особенности развития нравственных качеств ребенка
Практически каждый дошкольник отождествляет себя с образом «хороший ребенок». Добрый, старательный, умелый, ловкий, дружелюбный, помогает маме, не хвастает – это про него. Вредный и неуклюжий, хвастунишка и лентяй – это вовсе не про него! Так думает малыш. Как формируются личностные качества ребенка дошкольника, поясняет возрастная психология.
Особенности развития личностных качеств дошкольников
В дошкольном возрасте начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, аккуратность, вежливость, честность, смелость, щедрость, скромность, трудолюбие. Осмысливаются при этом и антиподы: жестокость, неряшливость, грубость, лживость, трусость, жадность, хвастовство, лень. Этот краткий перечень включает только самые понятные детям качества.
Причем, значение понятия дети еще не могут объяснить, но вполне осознают, какое поведение и какие поступки стоят за каждой из характеристик.
Осознание, какой есть Я, формируется постепенно благодаря деятельности и общению. На каждой возрастной ступени личность ребенка приобретает новые качества.
Например, детям с ранних лет прививают милосердие, настойчиво повторяя, что нельзя бить ни человека, ни кошку – «будет больно», «будет плакать». Точно так же дошкольники постоянно слышат, что нельзя жадничать, нужно делиться. К 4 годам у ребенка появляются первое осознание некоторых качеств, а именно — добрый и жадный.
Так же рано родители стремятся воспитывать в детях опрятность и аккуратность. Этому способствует выполнение бытовых процессов. Аккуратно кушать, складывать игрушки, следить, чтобы одежда оставалась чистой, ребенок начинает под тщательным контролем взрослых, постепенно привыкая делать это самостоятельно.
Это уже обязанность, требующая произвольного внимания. Поскольку в младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольность всех психических процессов, не все детки включаются в выполнение своих первых обязанностей. Поэтому среди дошкольников встречается немало неаккуратных и неопрятных, которые без вмешательства взрослых не в состоянии позаботиться о порядке.
Чтобы качество бытовых операций соблюдалось по инициативе самого ребенка, важно сформировать осознание нравственных норм, определяющих бытовое повседневное поведение.
После 5-ти лет отдельные бытовые процессы приобретают для ребенка системность, превращаясь в привычку. Позанимавшись с игрушками, их нужно убрать на свое место. Перед тем, как сесть за стол, необходимо вымыть руки; есть так, чтобы одежда и стол оставались чистыми. После еды убрать грязную посуду, а еще лучше – вымыть. Подобные бытовые циклы становятся потребностью, формируя опрятность, аккуратность и организованность.
Нравственные качества личности дошкольника
Важнейшей задачей является привитие детям с дошкольных лет правил поведения, основанных на моральных ценностях. Понимание нравственных общечеловеческих ценностей и норм формируется постепенно, сначала включая наиболее доступные возрасту.
Пожалей того, кто плачет, делись игрушками с другими детками, не бери без разрешения чужие игрушки – понятные руководства для дошкольника еще с «песочного» возраста. Нравственное воспитание направлено на развитие сочувствия, доброжелательного отношения, дружелюбия.
Младшие дошкольники не всегда осознают моральную ценность принятых норм поведения. И по большей части выполняют правила, чтобы за их нарушение не последовало наказание. Хочется отобрать новенький грузовик у Дениски, но мама тут же уведет домой, и игра закончится…
Малыши 3-4 лет делают положительные поступки с подачи взрослого, ради похвалы или избегания неприятных последствий. В этом возрасте имеет место некая стихийная нравственность.
Объективный социально-моральный смысл правил поведения осмысливается дошкольником в 5-7 лет. Усвоение нравственных норм связано с умением поставить себя на место другого человека. Подобной децентрацией управляет социальный интеллект и опыт межличностных отношений, которые еще только начинают формироваться с середины дошкольного возраста.
Старшие дошкольники проявляют сознательную нравственность. Они понимают, что морально-этические нормы следует выполнять, так как они разделяют категории добра или зла. А нормы поведения регулируют отношения между людьми.
Нравственные нормы и правила в дошкольном возрасте
Формирование нравственных качеств личности дошкольника происходит количественно и качественно, в соответствии с расширением социального круга и становлением мировоззрения. В 4-5 лет главные моральные заповеди укладываются в предельно короткий список:
- Слушаться маму, папу и других значимых взрослых
- Не обижать других деток (не отбирать игрушки, не толкать)
- Никого не бить
К 6 годам перечень нравственных норм пополняется, прежде всего, благодаря развитию общения со сверстниками и взрослыми:
- Делиться игрушками с товарищами
- Не жадничать, когда что-то даешь другим
- Помогать маме в бытовых делах
- Складывать свои игрушки на место и бережно ими пользоваться
- Не кричать и не требовать что-либо купить в магазине
- Подождать, если взрослый занят и не может сию минуту проявить внимание
Старшие дошкольники обязаны следовать ряду ценностей, регулирующих совместную деятельность со сверстниками:
- Быть приветливым со всеми, а не только с друзьями
- Принимать в игру всех желающих
- Оказывать взаимопомощь
- Прислушиваться к другим, а не только настаивать на своем
- Проявлять дружелюбие
- Говорить правду
- Защищать младших
- Быть уважительным к взрослым
Подчиняясь нравственным нормам, дошкольники учатся контролировать свои желания и эмоции. У них формируется понимание, что существует «хочу», но его нужно соотносить с «можно» и «надо».
Формирование волевых качеств ребенка
Непременным условием развития волевых качеств личности дошкольника является самостоятельная деятельность и познавательная активность. Если ребенок заинтересован в определенных действиях, то он обязательно будет стремиться получить результат, будь то застегивание пуговиц или построение конструкции, создание рисунка в подарок маме или сочинение сказки.
Путь к результату лежит через проявление воли. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие качества:
- Настойчивость
- Самостоятельность
- Ответственность
- Организованность
- Трудолюбие
Дети мотивированы получать результат. Уже в 3 года появляется важнейшее личностное новообразование – гордость за свои достижения. Самостоятельно выполняя действия, дошкольники познают свои силы и возможности. Ребенок твердит «Я сам», когда взрослый торопится помочь ему. Малыш желает испытать гордость за свои старания, поэтому проявляет настойчивость и здоровое упорство.
Трудолюбие формируется благодаря воспитанию положительного отношения к труду, понимания важности сделанной работы для окружающих. Дошкольник не выдаст существенного продукта, однако важно уже то, что он прилагает усилия, участвует в деле рядом со взрослым.
Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании
Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.
Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…
Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…
Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..
Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.
Источник
Элина Шахова
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Во все времена большое значение в формировании личности человека, предоставлялось развитию и воспитанию нравственности. В современной педагогической системе, вопросы нравственного воспитания, являются актуальными, но в то же время сложными, требующими большого изучения. То, что закладывают в душу ребенка в детстве, проявляется позднее, и становится его жизнью. И. С. Макаренко считал, что нравственность — неотъемлемая сторона личности человека, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил поведения, которые выражены в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются старшими дошкольниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственный человек очень требователен к себе и в то же время терпим к другим. Осуждая плохие поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.
Формирование у старших дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования. Положительный результат включения старших дошкольников в общественно полезную трудовую деятельность, зависит от того насколько развиты у них необходимые нравственные представления. Нравственные нормы и правила поведения, отношение ребенка к труду, наличие дисциплинированности – это есть результат воспитания, результат сложного воздействия на формирование личности ребенка со стороны детского сада, социального окружения и семьи. Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.
В детском саду у дошкольника еще не сформировался нравственный опыт. Воспринимая окружающую действительность, он в полной мере не может ее осознать, во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость, ему чуждо отношение между человеком и общественной жизнью. Дети дошкольного возраста не обладают достаточным запасом нравственных знаний, что бы анализировать правила поведения принятых в обществе. Они не могут сравнивать свое поведение с поведением других, ясно себе представлять последствия того или иного поступка, дать оценку моральным побуждениям. Однако в процессе воспитания когда происходит развитие речи, мышления, познавательных способностей и интересов ребенок развивается и нравственно. Чем больше круг его знаний, тем более правильно дошкольник ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. Как правило, к старшему дошкольному возрасту, ребенок осознает свое место в жизни, усваивает основные общечеловеческие нормы поведения в коллективе.
Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.
Основные задачи нравственного воспитания:
• Формирование умений и навыков нравственного поведения;
• Воспитание у дошкольников нравственных чувств;
• Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,
• Воспитаниеморально-волевых черт характера таких как: дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, терпение, самостоятельность.
Когда в учебно-воспитательном процессе педагог формирует такие качества как трудолюбие и дисциплинированность, от одних детей можно добиться высокого уровня сознательности выполнения правил дисциплины и отношения к труду, а у других и вовсе не увидеть результата.
Дисциплинированность является сложным нравственным качеством и имеет разные этапы развития, начиная с простого послушания у младших дошкольников, заканчивая сознательным выполнением правил дисциплины у старших дошкольников. Процесс формирования дисциплины должен быть систематический и целенаправленный.
Процесс воспитания трудолюбия у дошкольников, зависит от правильного отношения к физическому труду. Так же с помощью физического труда формируются такие качества характера как терпение, самостоятельность, настойчивость.
В процессе нравственного воспитания, формируются такие качества,которые определяют взаимоотношения между людьми: коллективизм, гуманизм, дружба, культура поведения. Прежде чем дошкольник осмыслит, что он член общества и у него есть определенные обязанности, он должен научиться платить добром за добро, и именно педагоги должны научить детей делать добро.
Для того что бы организовывать деятельность детей в детском саду, необходимо создавать специальные условия. Одним из таких условий, является вовлечение детейв практическую деятельность: общественную, познавательную, трудовую. Активно участвуя в разнообразной деятельности, дошкольники формируют чувства совести, ответственности, взаимопомощи, у них укрепляется воля, и вырабатываются навыки поведения и характер.
Методы формирования нравственных качеств:
• Беседы на морально-этические темы;
• Упражнения в положительных поступках, организация практического нравственного опыта;
• Нравственная оценка поступков;
• Пример взрослых сверстников.
При реализации нравственного воспитаниянеобходимо учитывать:
• Использование конкретного и близкого материала для понимания детей;
• Исходный уровень нравственности у ребенка;
• Использование наглядных и словестных инструкции, в процессе формирования нравственной оценки у дошкольников;
• Обобщенность формируемых моральных представлений
Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.
Источник
Особенности развития и воспитания нравственных качеств у детей 4-5 лет
Цель воспитания — развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. При этом надо помнить, что насильно это сделать нельзя — можно только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов[1].
В дошкольном возрасте ребенок усваивает знания о мире, нормах поведения, взаимоотношениях между людьми. Часто дошкольники не имеют правильного представление о нравственности или у них не сформированы нравственные качества и, взаимодействуя с другими детьми или взрослыми, они встречаются с трудностями.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Воспитания гуманных качеств и отношений доброжелательности, отзывчивости, справедливости, заботливости, внимательности у детей начинается с раннего возраста.
Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.
Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.
В этом возрасте созданы наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.[2]
В поступках детей, в их взаимоотношениях проявляются и положительные качества, которые, укрепляясь, создают основу доброжелательности, деликатности, правдивости, организованности.
У детей 4-5 лет развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости, смелости.
В эмоционально – чувственной сфере ребенок учится понимать переживания свои, других людей или литературных персонажей. Дети 4-5 лет обычно эмоционально оценивают поступки сверстников, героев литературных произведений. Они улыбаются, смеются при оценке положительных поступков или возмущаются, размахивают руками, когда видят отрицательный поступок.
В сфере развития нравственного поведения продолжается формирование умений, навыков и привычек культурного поведения, которые проявляются в умении считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, уступать место, играть вместе общими игрушками, регулярно участвовать в труде, самостоятельно выполнять порученное дело, трудиться в природе.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое поведение в общении со сверстниками.
Постепенно дети начинают понимать суть понятий: вежливый, аккуратный, заботливый, справедливый, честный. Отрицательные поступки сопровождаются оценкой: «Это стыдно» — и объяснением почему. Дети понимают, что стыдно обижать другого, обманывать, дразнить; гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный», «Я честный». Следовательно, они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.
« Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает «желание быть хорошим» — стремление к нравственному самосовершенствованию».[3]
В средней группе, основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного культурного поведения. Необходимо организовать жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимопомощи.
Воспитывая доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, педагог постоянно обращает внимание детей на эмоциональное состояние того или иного сверстника, объясняет, какие чувства он испытывает и почему возникли такие переживания. Вызвав сочувствие к сверстнику (скучает по дому, огорчен болезнью друга, «новенький» не может сам справиться), воспитатель побуждает детей активно проявить заботу, радуется добрым по ступкам детей.
Основой социально-нравственного воспитания является доброжелательное отношение воспитателя к каждому ребенку, умение поддержать в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. Добрая улыбка воспитателя, искренний, доброжелательный тон, образная, эмоциональная речь становятся для средних дошкольников образцом культуры общения, которому они подражают.
В привычной обстановке ребенок должен самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). В новой обстановке соблюдать правила по напоминанию и примеру взрослого.
Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям и близким. Быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять их охотно, с удовольствием. По побуждению старших и по собственной инициативе пытаться проявить заботу о близких, о воспитателе: предложить стул, угостить, показать любимые игрушки, книжки. По поручению старших уметь сделать приятное близким в день рождения, в праздник (нарисовать рисунок, подарить открытку, обнять, спеть песенку, прочесть стихи). Говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду. По примеру старших реагировать на состояние и настроение окружающих.
Таким образом, надо сделать так, чтобы все, что достигнуто детьми к концу пятого года жизни, ложилось в основу дальнейшего нравственного, умственного и эстетического развития ребенка.
[1] Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения.// Дошкольное воспитание. №1 – 1989г.
[2] Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2006.-С.44-46.
[3] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1979.- С.212
Источник