Особенности развития мышления ребенка в онтогенезе

Младенческий возраст.Так, к концу первого года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Ребенок начинает познавать мир на этом возрастном этапе в наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно позже.

Раннее детство. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным.

Дошкольный возраст.Основная линия развития мышления в этом возрасте — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития мышления и интеллекта.

Младший школьный возраст.В этом возрасте мышление становится доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж.Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Хотя у большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

В процессе обучения у младших школьников на основе житейских понятий формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления, они, тем не менее, не возникают на “пустом месте”. Для того чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения.

Отрочество. Отношение реального и возможного, отношение между “есть” и “может быть” – вот та интеллектуальная инновация, которая, согласно классическим исследованиям Ж.Пиаже и его школы, становится доступной детям после 11-12 лет.

Гипотетико-дедуктивное мышление основывается на развитии комбинаторики и пропозициональных операций. Первый шаг когнитивной перестройки характеризуется тем, что мышление становится менее предметным и наглядным. Если на стадии конкретных операций ребенок сортирует предметы только по признаку тождества или сходства, теперь становится возможной классификация неоднородных объектов в соответствии с произвольно выбранными критериями высшего порядка. Анализируются новые сочетания предметов или категорий, отвлеченные высказывания или идеи сопоставляются друг с другом самыми разнообразными способами. Мышление выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций. Комбинируя предметы, теперь можно систематически познавать мир, обнаруживать возможные в нем изменения, хотя подростки пока еще не способны выразить формулами скрывающиеся за этим математические закономерности. Однако сам принцип такого описания уже найден и осознан.

Пропозициональные операции — умственные действия, осуществляемые, в отличие от конкретных операций, не с предметными представлениями, а с отвлеченными понятиями. Они охватывают суждения, которые комбинируются с точки зрения их соответствия или несоответствия предложенной ситуации (истинности или неистинности). Это не просто новый способ увязывать факты, а логическая система, которая гораздо богаче и вариабельнее конкретных операций. Проявляется возможность анализировать любую ситуацию независимо от реальных обстоятельств; подростки впервые обретают способность систематически строить и проверять гипотезы. Одновременно идет дальнейшее развитие конкретных мыслительных операций. Абстрактные понятия (типа объема, веса, силы и т.д.) теперь обрабатываются в уме независимо от конкретных обстоятельств. Становится возможной рефлексия по поводу собственных мыслей. На ней основаны умозаключения, уже не нуждающиеся в проверке на практике, поскольку в них соблюдены формальные законы логики. Мышление начинает подчиняться формальной логике.

Таким образом, между 11 и 15-м годами жизни в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению. Они завершают линию развития, начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжающуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода, становлением конкретных умственных операций.

Мыслительные операции:

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений. Анализ — наиболее важная мыслительная операция. Умение анализировать — значит уметь группировать материал на составные части поэтапно: вычленение частей целого, выявление существенных взаимосвязей между отдельными компонентами, осознание принципов организации целого. Для развития мыслительной операции анализа целесообразно предлагать студентам задания с недостающими или избыточными данными. Студент сталкивается с тупиковой ситуацией (при недостатке сведений) или с проблемой (при избытке информации).

Синтез— мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей и т.п. в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Обобщение— получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование— мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных.

Сравнение — мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов.

Классификация — распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков.

Подведение под понятие — отнесение какого-либо объекта к тому или иному понятию по ряду существенных признаков.

Конкретизация — вычленение частных понятий (явлений) на основе существенных признаков какого-либо абстрактного понятия (явления).

Общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций у студентов должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное — важнейшее качество человеческого ума.

Формы мышления — это формальные структуры мыслей. Различаются три формы мышления — понятие, суждение и умозаключение.

Понятие— форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы, наглядны: понятие обладает обобщённым, абстрактным, ненаглядным характером.

Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Суждение — определённое знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

Суждение раскрывает содержание понятий, т.е. знать какой-нибудь предмет или явление — значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания.

Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

Рассуждение — это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Умозаключение — такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных факторов и явлений («мой мяч круглый, у соседа мяч круглый — значит любой объект, который называют мячом, имеет округлую форму»). Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании общих законов («все рыбы не могут жить без воды, значит рыба в моем аквариуме, тоже не может без нее жить»). Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства («порода моей собаки — овчарка и она хороший охранник, у соседа тоже овчарка, значит и у него собака тоже хорошо охраняет дом»).

В мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.

Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам. Творческое мышление связано с воображение и интуицией.

Творческое мышление имеет свои отличительные черты:

· пластичность, то есть творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

· подвижность, то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;

· оригинальность, то есть порождаются неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Каждый нормальный человек обладает творческим потенциалом. Но реализация этого потенциала зависит от того, какие возможности предоставит окружение. Как отмечает психологи, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся.

Комплексное развитие детского интеллекта в обучении. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий со­кращается.

Установлено, что первоклассники могут понять и принять пос­тавленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный нагляд­но образец.

Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует воз­растным тенденциям развития детского мышления, но, в то же время, обедняет интеллект ребенка. Лишь в школах с гуманитар­но-эстетическим уклоном на уроках развивают наглядно-образное мышление в не меньшей мере, чем словесно-логическое.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школь­ном возрасте предполагает развитие всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Это успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и разви­тых практических действий, и умения оперировать образами, и спо­собности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне ло­гических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллек­туальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При до­минировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоре­тического интеллекта. При особом внимании только к умению рас­суждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практи­ческом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Индивидуальные особенности мышления.В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способ­ности детей.

Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 5346; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11122 — | 7493 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Онтогене́з 
индивидуальное
развитие
 организма,
совокупность последовательных
морфологических, физиологических и
биохимических преобразований,
претерпеваемых организмом,
от оплодотворения (при половом
размножении)
или от момента отделения от материнской
особи (прибесполом
размножении)
до конца жизни.

Развитие мышления начинается в
младенческом возрасте в течение первого
года жизни ( Л.С. Выготский говорил, что
в течение двух лет жизни), формирование
мышления идет независимо от функции
речи по своим собственным законам.
Основным условием развития мышления
детей является целенаправленное
воспитание и обучение их. В процессе
воспитания ребенок овладевает предметными
действиями и речью, научается самостоятельно
решать сначала простые, затем сложные
задачи, а также понимать требования,
предъявляемые взрослыми, и действовать
в соответствии с ними. Развитие мышления
выражается в постепенном расширении
содержания мысли, в последовательном
возникновении форм и способов мыслительной
деятельности и изменении их по мере
общего формирования личности. Одновременно
у ребенка усиливаются и побуждения к
мыслительной деятельности – познавательные
интересы . Мышление развивается на
протяжении всей жизни человека в процессе
его деятельности. На каждом возрастном
этапе мышление имеет свои особенности.

  1. Наглядно-действенное мышление (начина
    с конца 1 года до 3х лет)
    – это вид
    мышления, опирающийся на непосредственное
    восприятие предметов. Решение задачи
    в его рамках осуществляется в ходе
    реального, физического преобразования
    ситуации, в процессе действий с
    предметами. Путем физического контакта
    с предметами происходит постижение их
    свойств.

На начальной стадии развития ребенка
такое манипулирование происходит
спонтанно и неосмысленно. Далее характер
действий начинает приобретать
осмысленность и определяется уже
качествами предмета, с которым
взаимодействует ребенок. На этой основе
и формируется наиболее ранний генетически
вид мышления – наглядно-действенное.
В преддошкольном возрасте (до 3 лет
включительно) именно этот вид мышления
является преобладающим. Уже первые
предметные действия ребенка позволяют
ему выявить характерные особенности
объекта манипуляций и взаимосвязь его
с другими объектами. Ребенок познает
объекты окружающего мира путем
непосредственного контакта с ними. Он
соотносит друг с другом те или иные
предметы или части предметов, которые
воспринимает в данный момент как
наглядно, так и при помощи действий.
Собирание пирамидок, складывание кубиков
и подобные этому занятия маленького
ребенка есть не что иное, как процесс
постижения мира предметов в
наглядно-действенной форме, процесс
развития наглядно-действенного вида
мышления. Дети чуть старше проделывают
более сложные манипуляции, тем самым
постигая в непосредственных действиях
и более сложные способы сочленения
деталей и предметов.

  1. Наглядно-образное мышление (от 4 до 7
    лет).
    Для этого вида характерна уже
    опора на образы предметов, на представления
    об их свойствах. Человек представляет
    себе ситуацию, представляет изменения,
    которые хочет получить, и те свойства
    объектов, которые позволят ему в ходе
    деятельности прийти к желаемому
    результату. В этом виде мышления действие
    с образом предметов и ситуаций
    предшествует реальным действиям в
    предметном плане. Человек, решая задачу,
    анализирует, сравнивает, обобщает
    различные образы. Образ может заключать
    в себе разностороннее видение предмета.
    Поэтому данный вид мышления дает более
    полное представление о свойствах
    предмета, чем наглядно-действенное
    мышление.

Связь мышления с практическими
действиями у них хотя и сохраняется, но
отходит на второй план. Для познания
предмета ребенку уже не обязательно
непосредственно манипулировать с ним.
Ему вполне достаточно иметь наглядное
и отчетливое представление об этом
предмете. На этом этапе развития мышления
дети еще не владеют понятиями. Поэтому
два первых рассмотренных нами вида
мышления относят к допонятийной стадии
мышления.

  1. Словесно-логический. Оно представляет
    собой наиболее поздний этап развития
    мышления в фило-и онтогенезе.
    Словесно-логическое мышление – вид
    мышления, осуществляемый при помощи
    логических операций с понятиями. Понятия
    же формируются на основе языковых
    средств. Предтечей словесно-логического
    мышления является внутренняя речь.
    Дети примерно до 5 лет, даже когда играют
    в одиночестве, проговаривают вслух все
    свои действия, описывают манипуляции.
    Ближе к школьному возрасту у них
    формируется способность к внутренней
    речи – они уже не проговаривают вслух,
    а продумывают последовательность своих
    действий, т. е. они начинают мыслить
    не при помощи наглядных образов, а при
    помощи слов, что является основой для
    формирования понятий. Однако развитие
    словесно-логического вида мышления
    вовсе не означает, что предшествующие
    виды перестают развиваться или даже
    совсем исчезают. Они продолжают
    развиваться и совершенствоваться под
    влиянием словесно-логического мышления.
    И во взрослом возрасте присутствуют
    все три вида. Существуют многие сферы
    деятельности, в которых необходимо
    наглядно-действенное или наглядно-образное
    мышление. Например, в работе конструктора
    не обойтись без развитого
    наглядно-действенного вида мышления,
    а в творчестве художника или писателя
    – без наглядно-образного.

Таким образом, мышление
ребенка развивается постепенно, с
помощью манипулирования предметами,
речи, наблюдения и тому подобное. Большое
количество вопросов , которые задают
дети, свидетельствует об активных
мыслительных процессах. Появление
сознательного обдумывания и размышления
у ребенка свидетельствует уже о проявлении
всех аспектов мыслительной деятельности.
Все большее значение приобретает
использование накопленного опыта. К
3-5 годам понятие еще опирается на один
признак, к 6-7 годам выделяются уже общие,
групповые признаки. Становление высшей
нервной деятельности в основном
завершается в возрасте 15-17 лет.

Ж.Пиаже выделял следующие этапы развития
мышления:

1. Стадия сенсомоторного
интеллекта ( 0-2 лет )

Интеллект – способ адаптации к окружающей
среде, способ решения биологически
значимых задач – выживание.

Координируются возможности сенсорной
и моторной сфер. Проявляется в действиях
и формируется в процессе действенного,
практического взаимодействия с окружающей
средой. Подгонка сенсорной информации
и практических действий.

Формируется мир ментальных репрезентаций
(образов). С этого момента можно
манипулировать не только внешними
предметами, но и своими образами.

2. До-операционная стадия
( 2 – 7, 8 лет )

До-операционная – т.к. ребенок пока не
может осуществить простейшие мыслительные
операции.

Формируется рисование, речь. Ребенок
может описать любой предмет / явление
с помощью речи. Появляется символическая
игра. Символизм – наличие замещающей
функции: один предмет заменяет другой.

Что
заменяется                                                     
Чем заменяется

реальная вещь (слон)                                  
образ («как бы слон»)

человек, ребенок                                           
игрушка (кукла)

реальный предмет, явление      
             
слово

Замещающие действия в игре (напр., готовит
салат из песка). Осваивается сама идея
замещения. Замещение – это первичная
абстракция (деревяшка, завернутая в
ткань – это младенец).

Развивается память, очень развито
воображение.

Характерные черты этой стадии развития
мышления:

Анимизм –
проецирует понимание своих свойств
(напр., я – живой, значит все живые) на
других и на предметы: «Машинки ездят,
потому что они живые»; Движение для
ребенка – критерий одушевленности.
Приписывает намерения всему, что может
двигаться.

Артификализм –
считает, что все сделано руками человека,
в том числе и он сам; «Луну и звезды на
небе повесили космонавты»; n

Реализм –
ребенок является пленником своего
восприятия, не различает явление и
сущность. «Солнце восходит, а потом
уходит за океан». Не видит скрытой
сущности явления. Все это следствия
эгоцентризма;

Эгоцентризм –
взгляд на мир только со своей позиции,
неспособность различать свою собственную
и другие точки зрения. Ребенок не
различает субъективное и объективное
(т.е. общественное знание, относительно
которого мы уверены, что оно правильно).

3. Стадия конкретных
операций ( 7-12 лет )

Мыслит и ведет себя как взрослый, но
только в конкретных ситуациях. Нет
высокого уровня обобщения или абстракции.

4. Стадия абстрактных
операций (с 12 лет)

Появляется возможность абстрагироваться.
Мышление по законам формальной логики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник