Особенности развития мышления одаренного ребенка

Особенности развития мышления одаренного ребенка thumbnail

В дошкольном возрасте особенности одаренных детей проявляются посредством выраженного интереса к привлекающей их деятельности. Жажда познания, характеризующая талантливого ребенка, сопровождается любознательностью и независимостью суждений, стремлением непосредственно поучаствовать в поиске решений занятной задачи или поупражняться в деле.

Способности одаренных детей

Каждый одаренный ребенок талантлив не вообще, а в определенной сфере. Специальная детская одаренность, имеющая отношение к творческой или физической сфере, более понятна взрослым. Что касается общей умственной одаренности, то родители часто недооценивают или переоценивают способности своего малыша.

Умственная одаренность

Одаренному ребенку присуще своеобразное сочетание способностей, которое обуславливает высокие достижения в деятельности, будь то интеллектуальные размышления или реализация творческих замыслов.

Такие дети значительно опережают своих сверстников в том направлении, где им дарован талант. По каким проявлениям можно предположить художественное дарование дошкольника, см. в статье Развитие творческих способностей.

Об умственной одаренности ребенка можно говорить по достижении им 5-ти лет. Более ранние успехи – слабое свидетельство особых умственных способностей. Только в старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность может направляться и побуждаться познавательной задачей, значительно повышая интеллектуальную активность ребенка.

Компетентное заключение об одаренности дошкольника может дать только специалист на основе диагностики способностей ребенка с применением соответствующих тестовых заданий. Способности одаренных детей оцениваются по комплексу признаков, и для этого созданы специальные тесты. Например, общая умственная одаренность выявляется с помощью тестов Стенфорд-Бине, матриц Равена, методики Векслера.

Психологические особенности одаренных детей

Исследователи изучают как психологические особенности, так и характерное поведение одаренных детей. Многочисленные наблюдения подтверждают, что отличительные особенности таких деток проявляются уже в дошкольном возрасте. Следовательно, у внимательных взрослых есть шанс заметить неординарность ребенка.

Познавательная сфера одаренных дошкольников отличается высоким уровнем развития внимания и памяти. Такие дети чрезвычайно наблюдательны. Они замечают малейшие детали, благодаря чему постоянно получают новую информацию, которую тут же запускают в обработку.

Одаренный ребенок нуждается в том, чтобы включить новые сведения в свою систему знаний об окружающем мире, присвоить в свой опыт.

Такая потребность порождает множество вопросов и размышлений, поиск причинно-следственных связей и логических выводов. Умственно одаренные дети гораздо раньше своих сверстников демонстрируют логическое мышление.

Познавательная активность одаренного ребенка выливается в потребность расширить возможности для проявления себя в новых познавательных ситуациях. Его умственная активность направлена не просто на знакомство с окружающим миром, а на понимание этого мира.

Характеристика ребенка с особыми способностями

Одаренные дети отличаются высокой интеллектуальной эффективностью, которая включает жажду познания, интерес, стремление составить собственное мнение. Богатый словарный запас и высокая осведомленность способствуют тому, что такие дошкольники легко формулируют вопросы и свои предположения, находят аналогии и уточняют, почему в данном случае происходит именно так, а не иначе.

Особенности одаренных детей

Любознательность – неотъемлемая черта талантливого ребенка. Ему никогда не достаточно того, что он услышал или увидел. За первичной порцией полученной новой информации обязательно последуют вопросы, призванные уточнить и углубить представление дошкольника по данной теме.

Для умственно одаренных детей характерно определенное соотношение способностей, относящихся к образному и логическому мышлению, познавательной активности и воображению.

Психологи-практики отмечают, что в то время как обычно у дошкольников преобладает образное мышление и воображение, одаренный ребенок отличается особо высоким уровнем логического мышления и познавательной активности при хорошо развитом наглядно-образном мышлении и творческом воображении.

Как бы мал ни был вундеркинд, взрослые выделяют его из других дошкольников по ряду признаков:

  • высокая чувствительность к новой информации
  • продуктивность мышления
  • оригинальность суждений
  • высокая скорость мыслительного процесса
  • способность к быстрому усвоению знаний
  • стремление самостоятельно исследовать интересующую тему
  • способность к прогнозированию (талантливые дети обладают интуитивным знанием и предполагают, каков возможен результат)
  • устойчивый интерес

Например, не одни родители становились свидетелями, как их ребенок заинтересовывался космической темой. Действительно, обширнейшее поле познания, где любознательных детей увлекают и собственно знания о космических телах, и предположения о жизни на планетах, и фантазии о звездных мирах…

Подобные глубокие научно-популярные пристрастия проявляются в старшем дошкольном возрасте. Но и в 4-5 лет чрезвычайно способные детки легко замечают различные несоответствия, любят рассматривать картинки-небылицы, придумывают необычные слова и потешаются над курьезностью словотворчества или изображений.

Из личностных черт умственно одаренных детей  можно выделить следующие:

  • Смелость в формулировании гипотез
  • Непризнание социальных ограничений в высказывании своего мнения
  • Сомнение или даже оспаривание чужого мнения

Одаренные дети не желают просто так согласиться с мнением взрослого, если оно не подкреплено аргументами. Все свои познавательные рассуждения они адресуют авторитетным взрослым, от которых хотят услышать пояснения или доводы, опровергающие детские предположения.

Отличительные особенности одаренных детей в общении

Наблюдения за одаренными детьми в группе показывают, что вундеркинды доброжелательно относятся к сверстникам, но могут демонстрировать свое интеллектуальное превосходство. У них нередко проявляется привычка поправлять других детей, первыми высказывать свое мнение, не дав возможности сверстникам и минуты на размышления.

Ребенку с высоким интеллектом интересно с теми сверстниками, которые тоже хорошо осведомлены в определенных темах. В этом случае между дошкольниками завязывается общение, при котором можно видеть элементы соревновательности («А ты знаешь, когда жили такие динозавры?», «Знаешь, как нужно строить башню, чтобы она была устойчивой?»). Также подобное общение обогащает развитых детей новыми знаниями и открытиями.

Что касается межличностных отношений, то одаренные дети стремятся к тесным постоянным контактам с теми детьми, которые вызывают у них симпатию. Дошкольники заявляют, что они дружат, если им интересно общение друг с другом.

Наряду с дружеской расположенностью многие одаренные дети обладают повышенной чувствительностью и реактивностью. Эти особенности доставляют проблемы, поскольку ведут к высокой обидчивости и ранимости.

В социальном отношении талантливые дети характеризуются обостренным чувством справедливости. Особенно остро реагируют, если ощущают несправедливость по отношению к себе. В таких ситуациях некоторые из них нетерпеливо и обиженно спорят, другие замыкаются и демонстрируют негативизм, третьи – переживают страхи… Подобные случаи могут усложниться тем, что и последующие совершенно нейтральные замечания ранимый ребенок принимает на свой счет.

В целом, одаренным детям присущи избирательность и доброжелательность в общении, а также предпочтение общаться со взрослым, как авторитетным источником знаний.

Неутолимая познавательная активность, потребность в интеллектуальных усилиях и умственных впечатлениях направляет всю жизнедеятельность одаренного ребенка, идет ли речь об общении, об игровой деятельности или учебных занятиях.

Источник

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).

Они с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, повышенная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, такие дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересующего их задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Столь ранние проявления одаренности обычно свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях.

Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.

1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они «впитывают» в себя все окружающее.

2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Ж. Пиаже считал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.

3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.

4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

5. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.

6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.

7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Психологическое развитие одаренных детей также иное по сравнению со «средним» ребенком.

1. У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.

2. У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

3. У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.

5. Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.

6. Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. По мнению английских психологов, человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

7. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.

8. У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.

9. В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм, т. е. проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.

10. У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.

Выделяют следующие типы одаренности: общая (умственная) и специальная (художественная, социальная, спортивная), односторонняя умственная одаренность.

Умственные способности делятся по предметному признаку: физико-математические (просто математические), гуманитарные и т. д. Специальная (художественная) одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т. д.; социальная – на способность к правовой, педагогической деятельности; способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества. Все эти типы одаренности не изолированы друг от друга, человек может обладать как одной, так и несколькими способностями. Надо помнить, что общая и специальная одаренность предполагают определенный уровень развития умственных способностей.

Односторонняя умственная одаренность характеризуется тем, что одни умственные способности развиты хорошо, а другие – недостаточно. Например, вербальные тесты (задания, в которых оценка зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет отлично, а невербальные (задания на пространственное мышление и воображение) – плохо. Таким образом, «односторонность означает дисгармонию в способностях, наличие таких способностей, которые не достигают нормы» (Ю.З. Гильбух). В учебе это выражается следующим образом: по одному или группе предметов, которые ученику интересны, он успевает хорошо, а по другим плохо.

Источник

Библиографическое описание:

Васютина, И. В. Выявление и развитие одаренных детей / И. В. Васютина, Е. В. Попова, Л. Н. Фоломеева, Н. И. Черных. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11154/ (дата обращения: 25.05.2020).



Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский.

В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, физкультурным и др.

Наше дошкольное учреждение уделяет огромное внимание развитию музыкальных способностей. В дошкольном учреждение для творчески одаренных детей создан кружок «Топотушки», в котором решаются образовательные, воспитательные задачи средствами музыкального искусства. Театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Музыкальные руководители уделяют большое внимание, развитию певческих навыков, используя попевки, вокальные переклички, песенки, выразительные движения, сказочные образы способствующие развитию у детей выразительной пластики движений, способность к импровизации. Руководитель кружка обучает дошкольников игре на музыкальных, народных инструментах. Занятия в кружке дают удовлетворительные результаты, способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения. Задача руководителя кружка помочь таланту состояться. Но для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Мы проводим праздники, развлечения, конкурсы с участием родителей. (Музыкально-спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья», 2016 г и другие). Воспитанники кружка имеют более устойчивую психику, они коммуникабельны. Некоторые наши выпускники продолжали развитие творческих способностей, обучаясь в музыкальной школе.

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную.

Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят новые решения условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи.

Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка. В нашем детском саду организован математический кружок «Волшебные фигуры». Руководитель кружка через игры, головоломки, развивающие задачи развивает у детей креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. На занятиях воспитатель воспитывает находчивость, активизируем мыслительную деятельность.

Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной.

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке.

Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка.

Первая из них — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства. Или задавание детьми взрослым вопросов, в которых дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему?» могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого, наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание занятий неинтересно одаренному ребенку, так как он проявляет интерес к другой сфере окружающего мира или просто знаком с предлагаемым материалом.

Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста.

Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т. п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей.

И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности — несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного или стихийного обучения при придумывании кем-то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира. Иногда дети дошкольного возраста создают такие замыслы, которые остаются нереализованными, да и не могут быть реализованы из-за их нереалистичности, несоответствия возможностям детей (если речь идет о детской деятельности типа рисования и конструирования). Создавая такие замыслы, дети не исходят из реальной ситуации, не включают планирования предстоящей деятельности, продумывания последовательности ее выполнения и представления конечного результата, а ограничиваются «пустым», как правило, чисто словесным фантазированием. Наличие таких замыслов нельзя считать проявлением детской одаренности.

Выделяемые обычно родителями и воспитателями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии. Часто хорошая механическая память оказывается чисто возрастной характеристикой дошкольников, ее уровень значительно меняется на протяжении дальнейшей жизни ребенка. Знания, приобретенные на основе запоминания, могут усваиваться формально, без достаточного осмысления, и вовсе не сказываться на уровне умственного развития дошкольника. Хороший уровень развития речи также не служит сам по себе достоверным показателем одаренности ребенка.

У одаренных детей, особенно это проявляется у детей со специальной одаренностью (в области математики, изобразительной деятельности, физической культуре, музыки и других), могут по-разному проявляться различные познавательные процессы. В деятельности, связанной с одаренностью, дети гораздо лучше запоминают, дольше могут быть внимательными, сосредоточенными, дольше сохраняют работоспособность, легче усваивают материал, чем в других видах деятельности.

Часто одаренные дети обладают также рядом сходных личностных черт. Для них характерно упорство в достижении цели, сопровождающееся тем, что ребенок несколько часов подряд может быть поглощен делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что-то очень заинтересовало ребенка или его не устраивает результат.

Дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Часто для них характерны повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, жест, поза. Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду.

Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому. Успехи детей со средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения. Успехи же одаренного ребенка считаются чем-то само собой разумеющимся, его не поощряют, боясь перехвалить. И ребенок начинает сомневаться в своих возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что-то недостаточно хорошо. Бывают и такие одаренные дети, которые очень высокого мнения о своих возможностях, и взрослые также, чтобы не перехвалить, стараются не отмечать успехи ребенка. Но ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями.

Уже в дошкольном возрасте следует учить одаренных детей стараться не наносить обиды другим детям, постоянно поправляя, уточняя, а иногда и высмеивая их высказывания и поступки. Важно объяснить ребенку, что когда-то лучше подождать с ответом, замечанием, чтобы дать возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и добиваться утверждения своего мнения.

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.

Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности.

Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов» часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка.

Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами.

Возможен также отбор детей в процессе их обучения по специальной программе, когда успевающие дети оцениваются как одаренные.

Обучение одаренных детей можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых (кружках). Если ребенок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, который обеспечивал бы и его развитие. Можно также предлагать такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Чтобы ребенок не мешал другим детям, следует договориться с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо».

Специальные программы для одаренных детей должны быть, в первую очередь, направлены на развитие способностей, соответствующих одаренности ребенка. Это могут быть программы, предназначенные для умственно или художественно одаренных детей, а также для детей, обладающих способностями в области музыки, изобразительного искусства. В программе следует также сделать акцент на развитие творческих способностей. Необходимо учитывать характерные личностные особенности и возникающие в связи с этим проблемы одаренных детей, уделяя, внимание установлению взаимоотношений детей друг с другом, обучению для этого специальным приемам, например, овладению средствами невербального общения.

В то же — время программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательной и эмоциональной сфер.

Программы должны учитывать развитие эмоционально-личностной сферы детей и давать возможность «проживания», прочувствовать предлагаемых детям содержаний, например, произведений художественной литературы. Иначе может произойти формальное усвоение знаний, что приведет к еще большей рассогласованности эмоционально-личностной и интеллектуальной сторон индивидуальности дошкольника.

Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенству.

Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы; это так называемая психологическая зрелость, предполагающая положительную реализацию себя в жизни и дающая возможность принятия за счет этого других людей, принятия нового; это положительная оценка самого себя. Человек с непринятием себя закрывается от других, боясь нанести урон себе. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность воспитателя работать по новой, необычной программе.

Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей — залог их дальнейшего благополучного развития.

Литература:

  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
  2. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  3. Одаренные дети. Под редакцией Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М., 1991.
  4. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992.
  5. Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность» учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [текст]Н. С. Лейтес-М.:Издательский центр «Академия», 2003–320 с.
  6. Ю. П. Семянникова «Выявление и развитие одаренных детей» [текст] ?