Особенности развития младшего ребенка в семье

Особенности развития младшего ребенка в семье thumbnail
Старшие и младшие дети в семье admin

В каждой второй семье как минимум двое детей, где дети делятся на старших и младших. И как раз это разделение во многом влияет на развитие, психологические и поведенческие особенности ребенка.

Помните, как начинаются многие сказки, где у отца было три сына? Старший умный, средний – и так, и сяк, ну а младший – совсем «не вышел». Верно ли утверждение авторов русских народных и мировых сказок? Как влияет наличие старших и младших детей в семье на особенности развития первого, второго ребенка?

Старшие дети в семье

Детям, рожденным в семье первыми, принадлежит вся родительская любовь, внимание и забота. Чаще всего родители еще молоды и обеспокоены каждым чихом, взволнованы каждым новым движениям, рады новым достижениям.

Сохраняются первые зубки, запечатлеются на пленку чуть ли не каждый день жизни. Все это в новинку и родители чувствуют невероятную ответственность за своего кроху.

Старший ребенок при появлении младшего ребенка

Но наступает момент, когда вдруг жизнь старшего ребенка в семье круто меняется, все вокруг говорят о новом члене семьи и, хотя его пока даже нет и не видно, внимание к старшему ребенку ослабевает. И мысли родителей уже не принадлежат только ему.

Взрослые выпытывают у старшего ребенка, кого он больше хочет – сестренку или братика, как он хотел бы назвать младшего члена семьи. А пока еще единственный ребенок в семье недоумевает, что происходит вокруг и почему вдруг все озабочены и говорят о каком-то еще ребенке.

Затем мама на несколько дней пропадает, а папа в это время все время куда-то озабоченный бегает. И наступает тот самый час, когда домой приносят того, о котором говорили на протяжении последних месяцев. Теперь ни у кого не остается на старшего ребенка время, все умиляются и восхищаются непонятным существом, который еще даже не умеет ни говорить, ни ходить.

Старший ребенок недоумевает, что случилось? Почему некогда принадлежавшие только ему родители вдруг игнорируют его, а если даже находятся рядом, в основном говорят и думают о новом члене семьи? Неужели родители перестали любить?

Как ведут себя родители со старшим при появлении младшего?

Так-то оно так, но вот почему-то мама и папа забывают подготовить «взрослого» малыша к такой жизни.

И при неправильной подготовке, старший подвергается кризису ревности и родительской любви, что в свою очередь еще больше усугубляет обстановку. Ребенок закатывает истерики, капризничает, всеми силами обращает на себя внимание. А родители нервничают, и сами того не осознавая отталкивают старшего ребенка еще дальше, что приводит ко всяким проблемам: энурезу, замедлению развития, нечеткой речи и прочим.

Как подготовить старшего ребенка к рождению младшего?

Для предупреждения развития кризиса уделяйте старшему ребенку особое внимание еще до рождения младшего. Вовлекайте в общие семейные дела, общайтесь на равных, говорите о предстоящем событии. Ребенок должен слышать эти обращения от вас именно ему, а не додумывать что-то сам, услышав разговоры взрослых.

После рождения младшего отделите для выросшего ребенка час в день на совместные игры, не отвлекаясь на маленького. Пусть в это время малышом займется второй родитель, после чего поменяйтесь ролями. Так старший ребенок будет знать, что есть его личное время, когда братишка или сестренка не помешают ему провести его с мамой или папой.

С рождением крохи, ему покупаются много новых вещей, мебели, игрушек. Важно в такие моменты не обделять старшего ребенка. Помните, что для ребенка не важен размер подарка, а важно ваше внимание. Пусть это будет просто конфетка, но лично для него.

Вовлечение старшего в жизнь младшего

Прежде чем поручать старшему какие-либо задания, помните, рождение младшего ребенка – это ваше желание, а не первого ребенка. Поэтому не говорите ему, что он обязан сделать то-то или то-то только потому, что он старший. Ребенок должен иметь желание помочь, завлекайте его в игровой форме, а не в приказном тоне. Так первый ребенок отнесется к «работе» с интересом, а значит и более ответственно.

Ребенок, которого не обязывают любить и лелеять младшего, заботится о братике или сестренке по собственному желанию, в итоге в нем просыпается истинная любовь к маленькому человеку, а не агрессия, ревность и иногда даже ненависть.

Поведенческие особенности старшего ребенка

При правильном подходе к ребенку, старшие дети, в силу обстоятельств, становятся ответственными людьми. Они умеют и желают заботиться об окружающих, и контролируют происходящее вокруг.

Недостатком такого воспитания становится неумение отпустить любую ситуацию из-под своего контроля, нежелание увидеть в выросшем младшем брате или сестре личность, вечное желание опекать и наставлять.

Характер человека, условия жизни и прочие факторы корректируют некоторые особенности старшего ребенка. Но, в основном, старшие дети в семье опытнее и успешнее.

Младшие дети в семье

Младший ребенок в семье всегда, сколько себя помнит, окружен заботой, опекой и вниманием и со стороны родителей, и со стороны старших детей. Они постоянно находятся под защитой, им всегда готовы прийти на помощь.

Кажется, живи да радуйся, но и тут не все так просто. Да, с них меньше спрашивают, да, от них меньше ожидают, больше балуют и сюсюкают. Но, в то же время, их постоянно поучают, называют маленькими и редко дают принимать решения самостоятельно.

Поведенческие особенности младшего ребенка

И не, потому что старший в этом возрасте был умнее или делал лучше. А потому что они просто забывают, что и первый ребенок был когда-то в таком возрасте, им кажется, что старший сразу был таким взрослым и ответственным.

Отсюда у младших детей зачастую заниженная самооценка, что в дальнейшем им мешает в жизни. Неуверенность в собственных силах, неумение проявлять себя – это оттого, что рядом всю их сознательную жизнь были люди, которые лучше него знали, как и что делать. Нередко младшие дети в уже взрослом возрасте не знают, что хотят.

Однако они, как никто другой умеют приспосабливаться к обстоятельствам, людям и условиям. Кроме того, они с легкостью манипулируют людьми так, что люди даже не замечая этого, покровительствуют ему, поддерживают его и дают нужные советы.

Но и здесь, многое определяет, и характер человека, и условия в котором воспитывался ребенок. Младший при сильной опеке в детстве может вырасти эгоистом, которому все дозволено и ничего за это не будет. И такое поведение приводит к сложнейшим ударам судьбы, от которых порой очень сложно отправиться.

В заключение

Сколько бы детей в семье ни было, кто бы из детей ни был старшим или младшим, главное, что должны уяснить родители – каждый ребенок – это личность со своими переживаниями и потребностями. Старший ребенок в силу возраста при рождении младшего не становится в сию минуту взрослым, а младший не может оставаться маленьким всю жизнь.

Умейте находить взаимопонимание со своими детьми вне зависимости от их возраста и тогда они станут счастливыми членами семьи и общества.

26 февраля 2014, 18:41

Источник

Народная мудрость гласит: если в семье у детей маленькая разница в возрасте, то родители воспитывают сразу двоих или троих, а если большая — растят каждого как единственного.

К появлению первенца родители не всегда готовы — ошибки молодости и психологическая незрелость негативно сказываются на детско-родительских отношениях. Молодым родителям приходится совмещать учебу, работу и родительство, и чаще всего на последнюю позицию остается меньше всего времени. Появление ещё одного ребенка через 8-12 лет после первенца связано с психологической готовностью и стабилизацией материального положения. Это событие коренным образом меняет взаимоотношения в семье. Старшие дети реагируют на пополнение в семье по-разному – и радостью, и протестом, поэтому задача родителей — создать такой микроклимат, чтобы братья/сестры стали по-настоящему родными людьми.

Ошибки и сложности

Стандартная ошибка родителей – уделять больше внимания младшему ребенку, ведь к моменту его рождения старший уже достаточно самостоятелен. Да, но в системе мира малыша изначально есть старший брат/сестра, а у первого ребенка мир меняется кардинально. Раньше он был единственным обладателем родительского внимания, и комната была только его, и игры… Часто старшие дети с появлением нового члена семьи начинают требовать больше внимания, и важно эту потребность удовлетворять, чтобы помочь им адаптироваться к новой роли.

Самая большая сложность в воспитании детей с большой разницей – это переживание возрастных кризисов. Когда разница между детьми достигает 8-12 лет, дети одновременно переживают разные кризисы, например, подростковый и кризис трех лет. Часто родители теряются и не знают, как и кому помогать справляться со своими переживаниями, а дети становятся все более неуправляемыми, борясь за максимальное внимание со стороны родителей. Родителям сложно адаптироваться к резким изменениям в поведении обоих детей и наладить для каждого ребенка свой способ коммуникации.

Находясь в разных возрастных периодах, дети по-разному познают мир. В младенчестве – это один способ, в школьном возрасте – совсем другой. Родителям, воспитывающим, например, дошкольника и подростка, предстоит постоянно переключаться с одного способа коммуникации на другой, опираться на разные модели общения. Если трехлетка познает мир посредством предметной деятельности, то подросток уже вовсю старается отделиться от родителей и погрузиться в мир чувств и коммуникации со сверстниками.

Плюсы большой разницы в возрасте детей – это помощь в уходе за малышом. Старший ребенок уже в состоянии помогать родителям, и если в семье царит атмосфера любви и заботы, то новоиспеченному брату или сестре ухаживать за малышом будет только в удовольствие. В подростковом возрасте старшие дети часто испытывают к малышам похожие на родительские чувства. Но важно помнить, что уход остается обязанностью родителей, а не старшего брата, и перекладывать ответственность на ребенка, объясняя это старшинством – серьезная ошибка.

Личное пространство

Серьезный вопрос, который предстоит решить родителям – право обоих детей на обособление. Если дети будут жить в одной комнате, важно сделать зонирование, определяющее границы пространства каждого ребенка. Обоих детей нужно учить уважать чужие вещи и личные границы каждого члена семьи.

При возникновении конфликтов между детьми важно не использовать возраст как причину для уступки. Например, «Уступи ему, ты же старший!» — не лучшая аргументация в споре за пользование компьютером. В семье должна быть своя система договоренностей, при которой каждый член семьи имеет право на выражение своих чувств, желаний, а главное, нежеланий. Старший не всегда хочет уступать младшему и ухаживать за ним, и он имеет на это право. Важно уметь договариваться.

Иногда происходит и обратная ситуация. «Ишь чего захотел, ты еще маленький!» — часто родители не уважают желания младшего ребенка, считая его недостаточно взрослым. Такое обесценивание и неуважение, конечно, негативно скажется на дальнейшем развитии младшего ребенка, а также на формировании отношений между братьями/сестрами, ведь старший ребенок будет расти с осознанием того, что младший пока ничего не хочет в отличие от него, уже взрослого.

Какой бы ни была разница в возрасте, проблемы все равно возникать будут. Для того, чтобы их своевременно решать, нужно уметь договариваться, правильно строить личные границы, а также, конечно, любить как своих детей, так и своего партнера, ведь в кризисных ситуациях всегда важно помнить, что семья строится на принципах любви, заботы и нежности.

Екатерина Головина

Фото с сайта ranak.me

Источник

Рассмотрим
подход к данному вопросу таких психологов,
как Дж. Джайнот, Б. Спок, Г. Т. Хоментаускас,
Р. Ричардсон и др.

В
древности, когда общество жило по более
суровым законам и бесприкословно
подчинялось авторитетам, старший
ребенок, в основном сын, пользовался
определенными привилегиями в семье уже
только потому, что родился первым. Сейчас
мы живем в другом обществе, и в семье к
первенцу не относятся с большим уважением,
чем к другому ребенку. Старшему ребенку
характерны определенные психологические
особенности.

Начнем
с того, что старший ребенок сначала
воспитывается как единственный. Он
получает громадную любовь со стороны
родителей. В некоторых семьях первенцы
являются осью, вокруг которой
концентрируются все остальные члены
семьи. В таких случаях старшие дети
занимают позицию: «Я счастлив только
тогда, когда другие обращают внимание
на меня и заботятся обо мне». Эта позиция
делает их зависимыми от других людей,
нуждающимися во внимании, требующими
гарантий любви и уважения. Поэтому
многие исследователи отмечают, что
первенцы более агрессивны и эгоистичны.
Особенно эти черты проявляются с
появлением второго ребенка. Подобную
ситуацию А. Адлер назвал «свержение с
трона». Ничто не может изменить тот
факт, что рождение второго ребенка
угрожает спокойствию первого.

Другие
исследователи пришли к выводу, что
первенцу предъявляют большие требования
и многого ожидают от него. В семье обычно
у первенца образцом для подражания
являются родители. Считается, что
первенцы более добросовестны, умеют
сотрудничать, не агрессивны, проявляют
ответственность, легко оказывают помощь.
Практически всегда являются лидерами
в коллективе, т. к. в большинстве семей
старший ребенок является лидером для
младшего.

Появление
на свет второго ребенка вызывает гораздо
меньше тревоги родителей. Вторые роды
в большинстве случаев воспринимаются
как более приятный опыт; таким образом,
второй ребенок еще до рождения развивается
в более спокойной атмосфере. После
рождения вокруг второго ребенка родители
меньше создают атмосферу эмоционального
напряжения, неуверенности. Мать относится
ко второму ребенку нежнее и ласковее.
Большинство авторов, в частности А.
Фромм, считают, что второй ребенок всегда
является любимчиком в семье. Для всей
семьи он оказывается малышом, часто до
такой степени, что большинство их даже
в старости продолжают казаться маленькими
детьми. Семья также продолжает нянчить
младшего, когда детство его давно позади.
Ребенок радуется вниманию, которое
окружает его, и любая крайность пробуждает
в нем желание зависеть от кого-то. Такой
ребенок, вырастая и сталкиваясь с жизнью,
делается мнительным и беспокойным.
Другие исследователи, в частности Г. Т.
Хоментаускас, считают, что второй ребенок
более уравновешен, чем старший, т. к. он
никогда не сталкивается с ситуацией
«свержения с трона». Можно сказать, что
второй ребенок имеет лучшую стартовую
площадку, чем первенец.

Существует
третья точка зрения. Ричардсон Р. считает,
что родители, независимо от мотивации,
ожидают от младшего ребенка гораздо
меньше, чем от старшего, поэтому он
меньшего достигает. Он обычно предъявляет
к жизни меньше требований и может
оказаться последним, кто будет соблюдать
традиции семьи, даже если старшие
откажутся от них. Если он сам решает
свою судьбу, то обычно склоняется к
художественному творчеству.

Младший
ребенок также может оказаться бунтарем,
если о нем слишком много заботятся или
руководят им, и в итоге придти к защите
слабых людей в обществе. Он занят
ниспровержением общественных установлений
и будет враждовать с иерархией, но без
прямой конфронтации. Обычно младший
ребенок имеет «приключенческий подход
к жизни» и легко берется за новое.

Поскольку
он привык быть в семье маленьким, он
знает, что быть агрессивным бесполезно,
и вырабатывает манипуля-тивный путь
достижения желаемого, либо демонстративно
обижаясь, либо пытаясь очаровать.

Обычно
он тем или иным способом старается
догнать старших, но это ему не удается,
если только он не изберет абсолютно
другое поле деятельности и жизненный
стиль, в котором может преуспеть благодаря
своим собственным способностям. Несмотря
на свою склонность к бунту против
авторитетов, младший скорее будет
последователем, чем лидером, и сможет
с легкостью угождать лидеру, который
ему понравится.

Итак,
анализ литературы рассматриваемого
направления позволяет выделить две
точки зрения. Последователи одной из
них пришли к выводу, что старшие дети
более агрессивны, эгоистичны и тревожны
и что у старшего ребенка вероятность
появления эмоционального нарушения
несколько больше, чем у второго. Наиболее
важными здесь являются два факта.
Во-первых, при рождении первого ребенка
родители еще недостаточно опытны и
слишком тревожны, поэтому они с меньшей
уверенностью и умением ухаживают за
первенцем, чем за вторым ребенком.
Во-вторых, у старшего ребенка возникает
проблема адаптации к появлению второго,
а у младшего таких переживаний нет.
Младший же ребенок более спокойный и
менее агрессивный, чем первый.

Сторонники
второй точки зрения, наоборот, считают,
что старшие дети более ответственны,
дружелюбны, больше мотивированы на
достижение успеха, не агрессивны. Младшие
дети более зависимы от других и эгоистичны,
чем первенцы.

Влияние
родителей на конкурентные отношения
детей.
 Конкурентные
отношения между детьми в одной семье,
как правило, имеют прямое или косвенное
поощрение со стороны родителей. Одним
из механизмов такой поддержки является
повышенное внимание и любовь родителей
к ребенку, преимущественно в качестве
награды за какие-либо достижения.
Например, когда ребенок хорошо учится
в школе или слушается старших. Соперничество
между детьми особенно взвинчивается
при этом, если родители начинают
сравнивать своих детей. Вот три наиболее
болезненных для детей сравнения.
Во-первых, дети становятся чрезвычайно
чувствительными, когда дело касается
их физической привлекательности и
вообще особенностей фигуры. Когда хвалят
достоинства одного ребенка в ущерб
другому, то возникает крайне взрывоопасная
ситуация. Например: «Наташа у нас такая
красавица, не то что Надя». Ясно, что
подобная фраза превратит девочек в
соперниц. Надя тут же придет к заключению,
что она уродина. Когда окажется, что ее
страхи подтверждают мнение родителей,
это вызовет в ней недоверие, негодование,
обиду. Ее самооценка резко упадет. А
Наташа будет чувствовать себя королевой,
ее все любят, ею восхищаются. Поэтому
возможно, что такая девочка вырастет
эгоистичной, самолюбивой, недоброй.

Ощущение
своей привлекательности является
наиболее важным фактором в формировании
самооценки детей. Родители должны
тщательно следить за тем, что они говорят
по этому поводу, если их слышат дети.
Неосторожное высказывание может
заставить братьев и сестер возненавидеть
друг друга.

Во-вторых,
дети также чувствительны к вопросу об
умственных способностях. Нередко можно
услышать такое высказывание: «Наш
старший гораздо лучше учится, чем
младший» или «Саша опять получил пятерку,
бери с него пример». В такой ситуации
ребенок, которому все время ставят в
пример его брата или сестру, рано или
поздно возненавидит его, этот образец
для подражания. Оказывается, что родители
с трудом могут представить себе, какое
сложное воздействие может произвести
на ребенка подобная оценка. Даже в тех
случаях, когда подобные высказывания
не произносятся намеренно и срываются
случайно, они несут для ребенка информацию
о том, как он оценивается в семье.
Свидетельство такого отношения к нему
не может оставить ребенка равнодушным.

В-третьих,
между детьми, особенно между мальчиками,
существует острое соперничество в связи
с их спортивными способностями и
успехами. Тем, кто медленнее, слабее
физически, менее ловок, чем их братья,
редко удается получить хорошую оценку,
вызывающую уважение и признание у
остальных.

Еще
одной причиной возникновения соперничества
может быть ситуация, когда родители
считают одного ребенка более талантливым,
чем другого. Например, один из детей
занимается музыкой или танцами. Родители
в таких ситуациях больше времени проводят
со своими талантливыми детьми. Они
постоянно озабочены здоровьем и аппетитом
такого ребенка. А второй ребенок часто
чувствует себя ненужным. У него появляется
обида на родителей, на брата или сестру
и на себя самого.

Причиной
конфликта часто бывает ситуация, когда
появляется любимчик, часто это младший
ребенок. Ему многое прощают, стараются
получше одеть, покупают различные
игрушки и сладости. А другого ребенка
часто незаслуженно обижают, упрекают.
Старший ребенок часто слышит: «Не обижай
Аню, она маленькая», «Уступи Саше, он же
младше». В результате старший ребенок
будет если не открыто, то завуалированно
обижать младшего. А у младшего — любимчика
могут развиться — и это происходит
довольно часто — такие качества, как
вседозволенность, безнаказанность,
чрезмерный эгоизм. Частое систематическое
унижение одного из детей приводит к
тяжелым последствиям в будущем.

Пример
из дневниковой записи:

«…
А дома тоже был ад. Ее не любили, одевали
в старые, поношенные вещи, в то время
как младшему сыну, брату И. (он младше
ее на 2 года), покупали дорогие вещи:
лисью шапку, кожаную куртку, джинсы и
другие дорогие и фирменные вещи. Причем
он не ходил в одной куртке или шапке 2
сезона. И. проходила в одном пальто 3
года или даже четыре. В семье ее называли
неполноценной, сильно били. Отец брал
С. (брата) за руку, и он тоже бил сестру.
А потом брат с отцом уходили: шли на
базар или просто куда-нибудь тратить
деньги. От побоев и унижения И. стала
страдать страшной для девочки, девушки
болезнью — недержанием мочи…»

Другой
причиной конфликтов может быть ситуация,
когда один из детей «мнимо» или
действительно болен. В семьях, где одного
из детей считают слишком слабым или
болезненным («мнимый больной»), ситуация
развивается так же, как с любимчиком.
Таких детей так же балуют, окружают
большей любовью и заботой. Такие дети
вырастают избалованными, заласканными,
эгоистичными или, наоборот, неуверенными
в себе, застенчивыми.

Если
же в семье действительно ребенок серьезно
болен, то тут ситуация несколько иная.
Здесь может быть два варианта отношения
родителей к больным детям. Один вариант
наиболее распространенный. Мать больше
любит того ребенка, который «хуже». Этот
вариант похож на случай с «мнимым
больным». Отличается он тем, что больной
ребенок действительно нуждается в
большем внимании и заботе родителей.
Болезнь ребенка не на день, не на неделю,
а на годы, может, даже на всю жизнь, и,
конечно, это тяжелое испытание для
родителей.

Можно
поддаться болезни, подчинить ей всех и
вся, и тогда жизнь проходит в гнетущей
обстановке, постоянной мрачности и
страданиях. В такой обстановке тяжело
жить как больному, так и здоровому
человеку. Больной чувствует себя
страдальцем, а здоровый рвется из такого
мрачного дома. Какая уж тут дружба между
детьми. В лучшем случае жалость,
сострадание, в худшем — раздражение.
Часто здоровый ребенок начинает
сторониться больного, стесняться его.

Поэтому
в семье, где растет такой ребенок,
необходимо создать нормальную атмосферу,
чтобы и радости были, и праздники, словно
нет беды в доме.

Бывают
и такие случаи, когда в семье растут
дети от первого брака и от второго. В
таких семьях также случаются конфликты.

Часто
родители принимают только своего ребенка
и отталкивают падчерицу или пасынка.
Такой сюжет схож со сказкой о Золушке.
Но продолжение и окончание такой сказки
могут быть другими. Например, приемный
ребенок будет ревновать своего родителя
к мачехе и ее ребенку и будет делать
все, чтобы избавиться от них, даже если
мачеха искренне старается полюбить
свою падчерицу. Или же сюжет может
совпасть со сказочным. Тогда такой
ребенок будет чувствовать себя одиноким,
потерянным, ненужным. Он будет конфликтовать
со своим братом или сестрой, стараясь
отвоевать любовь отчима или мачехи.
Хотя ясно, что такие конфликты будут
еще больше отдалять их.

Большинство
психологов считают, что во избежание
более сильных конфликтов не следует
сравнивать детей друг с другом (особенно
в физическом, умственном плане), т. к.
это вызывает чувство неполноценности
одного из детей. Не рекомендуется
стараться примирять детей, быть третейским
судьей. Не следует также выделять
любимчиков. Надо позволять детям выражать
свои чувства. Можно позволить детям не
любить друг друга, это еще не приводило
к каким-либо серьезным последствиям.
Многие дети, у которых были тенденции
к ссорам, в конце концов вырастали из
этого состояния. Конечно, есть семьи, в
которых дети продолжают ссориться, так
и не примирившись друг с другом. Но если
дети ссорятся, надо искать изъян в
семейных отношениях, так как поведение
ребенка следует оценивать, исходя из
методов воспитания, господствующих в
семье.

Агрессия
как причина вмешательства родителей
во взаимоотношения детей.
 Соперничество
также является формой влияния на
поведение родителей. Ссоры и драки дают
возможность детям захватить внимание
родителей. Родители влияют на отношения
между детьми своим поведением. Если они
ведут себя таким образом, что не дают
детям получить удовольствие от своих
ссор, то они помогают улучшить характер
детских отношений. Часто родители
вмешиваются в ссоры детей в качестве
судьи, стараясь помирить или рассудить
детей. Изучая последствия родительского
вмешательства в драки между детьми в
семье, Фельсон обнаружил, что дети
проявляют больше физической или
вербальной агрессии против единственного
брата или сестры, чем против всех
остальных детей, с которыми они общаются.
Очевидно, взаимоотношения ребенка с
братом или сестрой являются основополагающими
для научения агрессивному поведению.
Исследователи подчеркивают важность
взаимоотношений между братьями и
сестрами для развития агрессии. Было
отмечено, что наличие насилия во
взаимоотношениях между детьми в одной
семье оказывает большее, чем все остальные
семейные взаимоотношения, влияние на
социализацию индивида, результатом
которой становится усвоение силовых
моделей поведения. Паттерсон сообщает,
что братья и сестры — это учителя в том
самом процессе, который разрушает им
жизнь.

Некоторые
исследователи (Фельсон, Руссо) изучали
эффект от вмешательства родителей при
агрессии между братьями и сестрами. Они
утверждают, что подобный шаг со стороны
родителей может на самом деле потворствовать
развитию агрессии. Поскольку младшие
дети на правах более слабых могут
ожидать, что родители примут их сторону,
они, не колеблясь, вступают в конфликт
с более сильным противником. Подобное
вмешательство родителей приводит к
тому, что младшие дети первыми выходят
на тропу войны и в течение длительного
времени держат осаду старших братьев
и сестер. Отсюда вывод — без родительского
вмешательства агрессивные взаимоотношения
между детьми редки по причине неравенства
сил, обусловленного разницей в возрасте.

Таким
образом, своеобразной микросредой
персонального развития и влияния
является семья. С одной стороны, семья
воспитывает: здесь ребенок получает
азы человеческой культуры — физической,
интеллектуальной, экономической,
нравственной, эстетической… Однако, с
другой, воспитание — процесс
целенаправленного воздействия на
развитие личности человека согласно
идеалам и задачам, сложившимся в обществе.
Вот почему однозначно: гражданин общества
начинается в семье. «Мы познаем свои
общественные связи прежде всего в рамках
своего семейного очага, — сказал
американский писатель П. П. Рид, —
счастливая семья — залог того, что она
подарит обществу жизнестойких гармоничных
членов его».

Ведущие ценностные ориентации в
семейной жизни

Система
ценностей является динамичной системой,
формирующая в процессе всего периода
воспитания и социализации, играющая
ведущую роль в процессе принятия решения,
позволяющая решать, что для человека
значимо и важно в семейной жизни. Условием
нормального развития и функционирования
семьи является наличие у мужа и жены
многообразных ценностных ориентации.
Многообразие систем ценностей служит
естественной базой для индивидуализации
личности, и потому система, обеспечивающая
такое многообразие, обладает наибольшей
устойчивостью.

Родители
в благополучных семьях передают своим
детям собственные духовные ценности
(стремление к познанию, творчеству,
самосовершенствованию и радости от
этого), формируя, таким образом, у детей
соответствующие ценностные ориентации,
которые позволяют последним самостоятельно
двигаться в социально одобряемом
направлении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник