Особенности развития личности ребенка в учебной деятельности
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а иногда и научную литературу, выискивать информацию в Интернете, слушать теле- и радиопередачи, посвященные воспитанию, обучению и развитию детей. Однако число таких родителей невелико. Если ребенок не справляется с учебной нагрузкой, педагоги обычно требуют, чтобы родители усилили контроль за ним, в частности следили за приготовлением уроков.
Однако подобные требования порой оказываются выше их реальных возможностей. Жизнь диктует свои условия выживания, и для многих родителей на первом месте стоят здоровье и материальное благополучие семьи. Естественно, учебная деятельность ребенка занимает не менее важное место, но высокая занятость, а также низкий образовательный уровень не всегда позволяет оказать реальную помощь.
Иными словами, у родителей часто не хватает не только времени, физических сил, но и знаний.
Имеющиеся у школьников проблемы в большинстве случаев являются следствием ошибок, допущенных родителями в процессе воспитания. Причины снижения успеваемости часто кроются в нерациональной организации режима дня, низком уровне самостоятельности, отсутствии познавательных интересов. Обычно резкое снижение работоспособности, утомление и переутомление учащихся являются следствием нерационально организованного режима дня. Считается, что следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители.
Однако довольно часто они и сами не отличаются организованностью, склонны к хаотичности в делах, к чему невольно приучают и своих детей. Другие слишком заняты работой.
В обоих случаях большую часть свободного от школы времени ребенок посвящает так называемому отдыху: смотрит телевизор, играет в компьютерные игры или «шатается» без дела на улице. Все накопившиеся за день проблемы и дела переносятся на вечерние часы, когда родители возвращаются с работы.
Одна из ежедневных проблем связана с выполнением домашнего задания. Учащиеся младших классов должны овладеть техникой самостоятельной работы, усвоить рациональные приемы организации труда.
Однако многие родители, вместо того, чтобы показать ребенку правильные приемы подготовки домашнего задания, либо только контролируют выполнение, либо подменяют ребенка в работе, показывая ему допущенные ошибки, называя правильный ответ или просто выполняя всю его работу. Подобная «помощь» делает бесполезным весь процесс подготовки ребенком домашних заданий.
Не менее вредна и другая крайность, когда родители, считая, что у ребенка после его поступления в школу должны автоматически появиться самостоятельность и ответственность, полностью устраняются от контроля за выполнением им школьных обязанностей.
Подобная воспитательная направленность взрослых не способствует формированию ответственности, самоорганизации и самоконтроля. Более того, недоразвитие самостоятельности, подавление взрослым инициатив ребенка либо устранение от поддержки его действий ведет не только к задержке в развитии, но и к личностной деформации ребенка (повышенная тревожность, всевозможные страхи, неуверенность в себе, невротизм).
Вам, родителям, следует помнить, что домашние задания при всей своей важности должны занимать небольшую часть свободного времени ребенка после школы – неучебные занятия и игры также важны.
Занятия в студиях, кружках, секциях приучают школьников начальных классов к организованности, учат их грамотно распоряжаться своим временем, быть собранными.
При этом школьники, имеющие стойкие интересы и увлечения, как правило, имеют и стабильную успеваемость. Кроме того, увлечения обогащают личность ребенка: он становится более интересным для сверстников, круг его социальных контактов расширяется.
Младший школьный возраст обычно характеризуется бурным развитием сферы интересов и увлечений, это один из самых благодатных периодов в развитии способностей ребенка. Поэтому одной из обязанностей родителей является грамотная организация его свободного времени. Опасность могут представлять две крайности.
Одни родители предоставляют ребенку полную свободу в выборе внешкольных занятий, не проявляя интереса к этому выбору.
Другие, теша свое тщеславие, вынуждают ребенка заниматься тем, что вызывает у него одни негативные эмоции и подсознательное ощущение, что он несет незаслуженное наказание.
Оба подхода сходны в одном,- нежелании разобраться в реальных интересах и увлечениях своего ребенка. Развитие способностей ученика предполагает его заинтересованность в определенной деятельности.
Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы вызвать у него желание, интерес, а потом организовать эту деятельность.
Стремление родителей максимально развить таланты своего ребенка должно быть подкреплено их готовностью распознать его задатки, предоставить ряд возможностей попробовать себя в разных областях деятельности.
При этом необходимо следить, какие занятия вызывают у ребенка наибольший интерес, приносят ему удовольствие.
Распознавание и развитие талантов ребенка находится в сильной зависимости от воспитательных способностей родителей, от наличия у них желания и терпения на проведение такой кропотливой работы.
Более того, учебная деятельность школьников, качество выполнения ими домашних заданий часто становятся причиной разногласий в семье.
Нежелание признать свою несостоятельность в вопросах, связанных с учебой ребенка, неумение разобраться в причинах имеющихся у него проблем, ощущение собственного бессилия или раздражения в ситуациях неэффективного общения с ребенком вынуждают родителей прибегать к крайним методам воздействия. В результате учебная деятельность школьника может стать солидным препятствием в налаживании отношений.
Качество любой деятельности зависит от наличия профессионалов. Учебная деятельность школьников – это та область, в которой непрофессиональный подход может нанести наиболее ощутимый, а иногда и непоправимый вред развивающейся личности.
Пожалуй, правы некоторые родители, которые считают, что школа стремится переложить на семью свои обязанности. Ваша школа способна обеспечить эффективность и целостность образовательного процесса, имеет систему дополнительного образования и для многих родителей она может подсказать решение многочисленных проблем, связанных с обучением и развитием их ребенка.
К таким школам относятся школы полного дня. В подобных школах учебная нагрузка обычно рационально распределена в течение всего учебного дня, уроки и выполнение домашних заданий проводятся под руководством одного учителя, имеется единое расписание первой и второй половин дня, базовое и дополнительное образование, дополняет друг друга, организован отдых и досуг детей, то есть обеспечена возможность чередовать учебу, труд, отдых.
Иначе говоря, школа полного дня направлена на максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем.
Что касается готовности родителей к обучению ребенка в школе, то в первую очередь она определяется верой в его способности, готовностью в любых ситуациях поддерживать интерес школьника в учебе и помогать ему в обретении самостоятельности, поддерживать уверенность в своих силах.
Решение остальных вопросов, непосредственно связанных с процессом обучения и организацией досуга ребенка, зависит от сознания родителями своей психолого-педагогической компетентности, а также выдержки и терпения, необходимых для полноценного общения и результативных занятий.
Источник
Учебная
деятельность — это деятельность,
непосредственно направленная на усвоение
достижений науки и культуры, накопленных
человечеством. Учебные предметы не даны
как кубики, с которыми можно манипулировать.
Все они абстрактны, теоретичны. Предметы
науки и предметы культуры — это особые
предметы, с которыми надо научиться
действовать. Парадокс учебной деятельности
состоит в том, что, усваивая знания,
ребенок сам ничего в этих знаниях не
меняет. Предметом
изменений в учебной деятельности впервые
становится сам ребенок, сам
субъект, осуществляющий эту деятельность.
Учебная
деятельность есть
такая деятельность, которая поворачивает
ребенка на самого себя, требует рефлексии,
оценки того, «чем я был» и «чем я стал».
Учебная деятельность не дана в готовой
форме, она должна быть сформирована.
Первая трудность заключается в том, что
мотив, с которым ребенок приходит в
школу, не связан с содержанием той
деятельности, которую он должен выполнять
в школе. Процесс учения должен быть
построен так, чтобы его мотив был связан
с собственным, внутренним содержанием
предмета усвоения. Мотив к общественно
необходимой деятельности хотя и остается
как общий мотив, но побуждать к учению
должно то содержание, которому ребенка
учат в школе, т. е. необходимо сформировать
познавательную мотивацию. Структура
учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:
1)
мотивация учения — система побуждений,
которая заставляет ребенка учиться,
придает учебной деятельности смысл;
2)
учебная задача, т. е. система заданий,
при выполнении которых ребенок осваивает
наиболее общие способы действия;
3)
учебные действия — те, с помощью которых
усваивается учебная задача, т. е. все те
действия, которые ученик делает на уроке
(специфические для каждого учебного
предмета и общие);
4)
действия контроля — те действия, с помощью
которых контролируется ход усвоения
учебной задачи;
5)
действия оценки — те действия, с помощью
которых мы оцениваем успешность усвоения
учебной задачи. На начальных этапах
учебная деятельность осуществляется
в форме совместной деятельности учителя
и ученика.
Процесс
развития учебной деятельности –
это процесс передачи от учителя к ученику
отдельных ее звеньев. Развитая форма
учебной деятельности есть такая форма,
в которой субъект самостоятельно ставит
перед собой задачи собственного
изменения.
Познавательные психические процессы в младшем школьном возрасте
Доминирующей
функцией в младшем школьном возрасте
становится мышление.
Завершается
наметившийся в дошкольном возрасте
переход от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению. Школьное
обучение строится таким образом, что
словесно-логическое мышление получает
преимущественное развитие. Если впервые
два года обучения дети много работают
с наглядными образцами, то в следующих
классах объем такого рода занятий
сокращается. Образное мышление все
меньше и меньше оказывается необходимым
в учебной деятельности.
В
конце младшего школьного возраста (и
позже) проявляются индивидуальные
различия:
среди детей психологами выделяются
группы «теоретиков» или «мыслителей»,
которые легко решают учебные задачи в
словесном плане, «практиков», которым
нужна опора на наглядность и практические
действия, и «художников» с ярким образным
мышлением. У большинства детей наблюдается
относительное равновесие между разными
видами мышления.
Важное
условие для формирования теоретического
мышления — формирование научных понятий.
Теоретическое мышление позволяет
ученику решать задачи, ориентируясь не
на внешние, наглядные признаки и связи
объектов, а на внутренние, существенные
свойства и отношения. Развитие
теоретического мышления зависит от
того, как и чему учат ребенка, т.е. от
типа обучения.
В
начале младшего школьного возраста
восприятие
недостаточно дифференцированно. Из-за
этого ребенок иногда путает похожие по
написанию буквы и цифры (например, 9 и 6
или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно
рассматривать предметы и рисунки, им
выделяются, так же как и в дошкольном
возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся
в глаза» свойства — в основном, цвет,
форма и величина. Для того чтобы ученик
более тонко анализировал качества
объектов, учитель должен проводить
специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно
анализирующее
восприятие, то к концу младшего школьного
возраста, при соответствующем обучении,
появляется синтезирующее
восприятие. Развивающийся интеллект
создает возможность устанавливать
связи между элементами воспринимаемого.
Это легко прослеживается при описании
детьми картины. Стадии: 2-5 лет — стадия
перечисления предметов на картине; 6-9
лет — описание картины; после 9 лет —
интерпретация (логическое объяснение).
Память
развивается
в двух направлениях — произвольности и
осмысленности. Дети непроизвольно
запоминают учебный материал, вызывающий
у них интерес, преподнесенный в игровой
форме, связанный с яркими наглядными
пособиями и т.д. Но, в отличие от
дошкольников, они способны целенаправленно,
произвольно запоминать материал, им не
интересный. С каждым годом все в большей
мере обучение строится с опорой на
произвольную память. Младшие школьники
так же, как и дошкольники, обладают
хорошей механической памятью. Многие
из них на протяжении всего обучения в
начальной школе механически заучивают
учебные тексты, что приводит к значительным
трудностям в средних классах, когда
материал становится сложнее и больше
по объему.
Совершенствование
смысловой памяти в этом возрасте даст
возможность освоить достаточно широкий
круг мнемонических приемов, т.е.
рациональных способов запоминания
(деление текста на части, составление
плана, приемы рационального заучивания
и др.).
В
младшем школьном возрасте интенсивно
развивается внимание.
Без достаточной сформированности этой
психической функции процесс обучения
невозможен. На уроке учитель привлекает
внимание учеников к учебному материалу,
удерживает его длительное время. Младший
школьник может сосредоточено заниматься
одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается
объем внимания, повышается его
устойчивость, переключение и распределение.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
2.1 Развитие личности младшего школьника посредством учебной деятельности и родителей.
Учебная
деятельность в младшем школьном возрасте
играет ведущую роль в формировании
личности. Понимая это, наиболее
ответственные родители пытаются
пополнять свои знания, читая популярную,
а иногда и научную литературу, выискивать
информацию в Интернете, слушать теле-
и радиопередачи, посвященные воспитанию,
обучению и развитию детей. Однако число
таких родителей невелико. Если ребенок
не справляется с учебной нагрузкой,
педагоги обычно требуют, чтобы родители
усилили контроль над ними, в частности,
следили за приготовлением уроков[7].
Однако
подобные требования порой оказываются
выше их реальных возможностей. Жизнь
диктует свои условия выживания, и для
многих родителей на первом месте стоят
здоровье и материальное благополучие
семьи. Естественно, учебная деятельность
ребенка занимает не менее важное место,
но высокая занятость, а также низкий
образовательный уровень не всегда
позволяет оказать реальную помощь[13].
Причины
снижения успеваемости часто кроются в
нерациональной организации режима дня,
низком уровне самостоятельности,
отсутствии познавательных интересов.
Обычно резкое снижение работоспособности,
утомление и переутомление учащихся
являются следствием нерационально
организованного режима дня. Считается,
что следить за правильной организацией
режима дня школьников должны родители
[14].
Однако
довольно часто они и сами не отличаются
организованностью, склонны к хаотичности
в делах, к чему невольно приучают и своих
детей. Другие слишком заняты работой.
В
обоих случаях большую часть свободного
от школы времени ребенок посвящает так
называемому отдыху: смотрит телевизор,
играет в компьютерные игры или «шатается»
без дела на улице. Все накопившиеся за
день проблемы и дела переносятся на
вечерние часы, когда родители возвращаются
с работы.
Одна
из ежедневных проблем связана с
выполнением домашнего задания. Учащиеся
младших классов должны овладеть техникой
самостоятельной работы, усвоить
рациональные приемы организации труда.
Однако
многие родители, вместо того, чтобы
показать ребенку правильные приемы
подготовки домашнего задания, либо
только контролируют выполнение, либо
подменяют ребенка в работе, показывая
ему допущенные ошибки, называя правильный
ответ или просто выполняя всю его работу.
Подобная «помощь» делает бесполезным
весь процесс подготовки ребенком
домашних заданий.
Не
менее вредна и другая крайность, когда
родители, считая, что у ребенка после
его поступления в школу должны
автоматически появиться самостоятельность
и ответственность, полностью устраняются
от контроля над выполнением им школьных
обязанностей.
Подобная
воспитательная направленность взрослых
не способствует формированию
ответственности, самоорганизации и
самоконтроля. Более того, недоразвитие
самостоятельности, подавление взрослым
инициатив ребенка либо устранение от
поддержки его действий ведет не только
к задержке в развитии, но и к личностной
деформации ребенка (повышенная
тревожность, всевозможные страхи,
неуверенность в себе, невротизм).
Занятия
в студиях, кружках, секциях приучают
школьников начальных классов к
организованности, учат их грамотно
распоряжаться своим временем, быть
собранными.
При
этом школьники, имеющие стойкие интересы
и увлечения, как правило, имеют и
стабильную успеваемость. Кроме того,
увлечения обогащают личность ребенка:
он становится более интересным для
сверстников, круг его социальных
контактов расширяется.
Младший
школьный возраст обычно характеризуется
бурным развитием сферы интересов и
увлечений, это один из самых благодатных
периодов в развитии способностей
ребенка. Поэтому одной из обязанностей
родителей является грамотная организация
его свободного времени. Опасность могут
представлять две крайности.
Стремление
родителей максимально развить таланты
своего ребенка должно быть подкреплено
их готовностью распознать его задатки,
предоставить ряд возможностей попробовать
себя в разных областях деятельности[16].
При
этом необходимо следить, какие занятия
вызывают у ребенка наибольший интерес,
приносят ему удовольствие.
Распознавание
и развитие талантов ребенка находится
в сильной зависимости от воспитательных
способностей родителей, от наличия у
них желания и терпения на проведение
такой кропотливой работы.
Более
того, учебная деятельность школьников,
качество выполнения ими домашних заданий
часто становятся причиной разногласий
в семье.
Таким
образом, учебная деятельность направлена
на максимальное раскрытие способностей
ученика, его всестороннее психосоциальное
развитие через коллективную совместную
работу с учениками и учителем.
Что
касается готовности родителей к обучению
ребенка в школе, то в первую очередь она
определяется верой в его способности,
готовностью в любых ситуациях поддерживать
интерес школьника в учебе и помогать
ему в обретении самостоятельности,
поддерживать уверенность в своих силах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник