Особенности развития личности ребенка в раннем дошкольном возрасте
Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста
Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.
Первый период — от года до полутора лет.
Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.
Второй период — от полутора до 2 лет.
Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.
Третий период — от 2 до 3 лет.
Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.
Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:
— развитие предметной деятельности;
— развитие общения с взрослыми;
— развитие речи;
— развитие игры;
— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;
— развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности
Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.
Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.
Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.
Источник
Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.
Этапы формирования личности в дошкольном возрасте
Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.
Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:
- Этап становления самостоятельности
- Этап формирования личностной инициативности.
Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.
Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!
Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.
На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.
Личностные новообразования дошкольного возраста
Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.
Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.
В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.
Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…
Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.
Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.
Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.
В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.
Развитие личностных особенностей в общении
Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.
Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.
Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.
Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.
Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.
Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.
Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.
Негативное влияние отрицательного оценивания
Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.
К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:
- Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
- Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).
Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.
Роль семьи в формировании личности дошкольника
В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.
Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.
В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.
Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.
Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.
Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.
Источник
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
• характеристику личностных особенностей детей раннего возраста, их самосознания, эмоциональной, волевой и мотивационно-потребностной сфер, нравственного развития;
уметь
- • выявлять трудности в личностном развитии детей;
- • конструировать оптимальные условия для развития различных сфер личности детей раннего возраста;
владеть
- • способами применения полученных знаний в практической работе;
- • навыками владения методами психодиагностики личностного развития детей, психокоррекционной и психолого-просветительской работы.
Характеристика сферы самосознания у детей раннего возраста
В раннем детстве происходит зарождение самосознания. Образ «Я» формируется на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе деятельности. Ребенок приобретает новые знания о самом себе в процессе контактов с окружающими людьми, сравнивая себя с другими, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других людей. Благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками постепенно накапливаются знания о своих возможностях. Представления ребенка о себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
Примерно с полутора-двух лет ребенок начинает уверенно узнавать себя на фотографиях, в зеркале и готов к более целенаправленной социализации. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. Ребенок смотрится в зеркало, пытается изменить или поправить свой внешний облик, что является началом перехода «пассивной» составляющей рефлексии – восприятия самого себя – в активную ее фазу, создание образа «Я», соотнесение его со сформированными ранее представлениями, переход к активным действиям «самосовершенствования», затрагивающим пока только внешность.
Практический пример
Американские психологи Льюис и Брукс-Ганн в результате экспериментов с зеркалом выявили следующее. До восьми месяцев для детей является привлекательным образ, который они видят в зеркале, но затрудняются ответить на вопрос о том, узнают ли они свое изображение. После восьми и до 16 месяцев дети могут установить разницу между своим изображением в зеркале и отображениями в зеркале других людей. Это свидетельствует о начале установления взаимосвязей между определенными особенностями внешности с образом «Я». В то же время иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, стараясь найти «другого» ребенка. Когда экспериментатор поставит губной помадой красную метку на носу ребенка, тот ее заметит, но будет указывать на нос в зеркале, а не на свой собственный. В возрасте около полутора лет дети начинают понимать, что видят свое собственное отражение. При этом если экспериментатор поставит на носу ребенка красную метку, будет несколько иная реакция: ребенок покажет на свой нос. К двухлетнему возрасту самосознание совершенствуется и подразумевает не только знание своей внешности, но и осознание своих действий.
Новый этап в развитии самосознания отмечается, когда ребенок начинает называть себя – сначала по имени, а затем в третьем лице. Примерно к трем годам появляется местоимение «Я» и формируется первичная самооценка, которую, однако, трудно назвать самооценкой в собственном смысле слова, поскольку она является эмоциональным образованием, не содержащим рациональных компонентов. Ребенок чаще всего оценивает себя положительно и недифференцированно: «Я хороший». В основе такой самооценки лежит потребность ребенка в эмоциональной безопасности и принятии, поэтому самооценка чаще максимально завышена. Причина неадекватной оценки состоит в трудности отделения ребенком своих действий от собственной личности в целом. Для ребенка признание того, что он что-то делает хуже других детей, по сути означает признание того, что он вообще хуже, чем они. Дети могут приписывать себе определенные качества и при этом не понимать значения соответствующих слов, а осознавать только их оценочный смысл – таким быть хорошо, что также обусловливает неадекватность самооценки.
Развитие самосознания в раннем возрасте происходит в тесной связи с отделением себя от своих действий с предметами и с осознанием своих желаний. Отделение себя от своих действий связано с усложнением деятельности ребенка раннего возраста. Он открывает материальную проекцию своего «Я» в достигнутом результате своих действий. Каждый достигнутый результат становится для ребенка утверждением своего «Я», для него важной становится оценка взрослого. Позитивные оценки вызывают положительные эмоциональные реакции – радость, чувство гордости, собственного достоинства и др. негативные вызывают огорчение, стыд и др. Чем точнее оценка взрослого, тем точнее представление ребенка о своих результатах. Самооценку как эмоциональный компонент «Я-образа» можно считать результатом семейных отношений и психологического климата в семье.
Самооценка у детей раннего возраста недифференцированна, представляет собой эмоциональное и бессознательное отношение к себе и своим возможностям, содержит эмоциональное отношение к себе как отражение отношений и оценок близких взрослых, и имеет отчетливый эмоциональный знак – в основном позитивный. Отечественные и зарубежные психологи отмечают большую роль эмоциональных отношений родителей к младенцу и ребенку раннего возраста в процессе формирования самооценки. Эмоционально теплое отношение близких взрослых позволяет ребенку сформировать положительное отношение к себе и создает условия развития адекватной высокой самооценки ребенка и в старших возрастах.
В. Г. Каменская отмечает, что свойства самооценки в раннем возрасте зависят не только от отношения матери к своему ребенку, но и от его генотипа, который в ранних возрастных периодах четко проявляется с помощью темпераментальных свойств. Выделяют определенные свойства ребенка, проявляющиеся в раннем возрасте и влияющие на отношения с окружающими его взрослыми. Прежде всего, это тип реакции ребенка на новые для него значимые стимулы, который может проявляться в двух антагонистических вариантах приближения или удаления. Одни дети положительно воспринимают новое – приближаются к нему, другие – настороженно и со страхом. Второе свойство связано с пластичностью нервно-психических процессов как способностью ребенка быстро и легко изменять свое поведение в ответ на изменение окружающей среды. Третье и четвертое темпераментальные свойства сопряжены с интенсивностью выражения эмоций и знаком настроения, которое может иметь у младенцев и в раннем возрасте отрицательный либо положительный знак. Дети, склонные замыкаться при новой ситуации и с трудом приспосабливающиеся к ней, характеризующиеся всегда сниженным фоном настроения, крайне подвержены стрессам. Как правило, именно этим детям достается меньше любви и привязанности со стороны родителей и взрослых. В связи с таким отношением к ним их близких именно у этих, так называемых трудных детей формируется отрицательное самоотношение и отрицательная самооценка. Подкрепляемая неуспехом в социальных отношениях и большим числом эмоциональных стрессов отрицательная самооценка рано включает в действие механизм психологической защиты, что, в свою очередь, не способствует формированию сознания и самосознания с активными формами мышления и рефлексии. Трудный ребенок начинает отставать в психическом и социальном развитии, что становится заметным уже к концу раннего детства в связи с задержкой речевого развития.
К концу раннего детства ребенок осознает свою половую принадлежность. В раннем возрасте осуществляются процессы половой социализации и половой дифференциации, которые состоят в усвоении ориентаций на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Психологически самосознание половой принадлежности начинает формироваться со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. Осознание своей принадлежности к определенному полу формируется у детей уже к полутора годам, что по сути является первичной половой идентичностью, представляя собой наиболее устойчивый, центральный элемент самосознания. По мере развития объем и содержание полоролевой идентичности меняется. Двухлетние дети знают свой пол, считают себя мальчиком или девочкой, но еще не умеют обосновать эту атрибуцию. К трем годам ребенок осознанно различает пол окружающих его детей, который часто ассоциируется у него со случайными внешними признаками (одежда, прическа), и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Примерно к трем годам гендерная принадлежность ассоциируется у ребенка с определенными соматическими и поведенческими свойствами.
Половая идентичность формируется на основе соматических признаков (образа тела), на поведенческих и характерологических свойствах, которые оцениваются по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу мужественности или женственности. Эти характеристики многомерны и часто неординарны и противоречивы, во многом зависят от оценки ребенка окружающими. Половая дифференциация является сложным биосоциальным процессом, следствием биологических и социальных детерминант в их непрерывном взаимодействии. Важную роль в половой социализации играет ближайшее социальное окружение ребенка: родители, братья и сестры, воспитатели и сверстники. В процессе общения и деятельности ребенок получает информацию о половых различиях и половых ролях и соотносит ее со своим собственным опытом.
Рис. 7.1. Развитие самосознания у детей в раннем возрасте
Таким образом, на протяжении периода раннего детства интенсивно развиваются различные стороны самосознания (рис. 7.1). Дети постепенно накапливают знания о себе как части социального мира, о своей половой принадлежности, о некоторых своих физических особенностях и возможностях. Формируется первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. К концу раннего возраста существенно возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности («Я сам»).
Источник