Особенности развития личности ребенка с ринолалией

Особенности развития личности ребенка с ринолалией thumbnail

РинолалияСтатья об особенностях психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. Открытая ринолалия, в зависимости от вызывающих ее причин, бывает следующих трех видов.

  1. Функциональная открытая ринолалия.
  2. Органическая приобретенная открытая ринолалия.
  3. Органическая врожденная открытая ринолалия.

Хотелось бы остановиться на органической врожденной открытой ринолалии. Она чаще всего бывает обусловлена расщелиной твердого и/или мягкого неба, иногда в сочетании с расщелиной верхней губы. Этот тяжелый и довольно часто встречающийся порок развития закладывается на втором-третьем месяце внутриутробной жизни плода. Если в этот период не произошло нормального формирования твердого и мягкого неба, то ребенок рождается с небной расщелиной. Нередко при этом наблюдается расщелина альвеолярного отростка.

Причинами врожденных расщелин губы и неба являются разнообразные экзогенные и эндогенные факторы, например такие как:

  • Генетические – неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников;
  • Биологические – заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз, краснуха);
  • Химические – контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный прием лекарственных препаратов, в частности, перенасыщение организма плода витамином А и прием препаратов группы кортизонов;
  • Социальные – стрессовые ситуации, психические травмы;
  • Эндокринные заболевания матери.

Помимо ряда патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, нарушении дыхания, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры, у детей с открытой органической врожденной ринолалией наблюдаются также нарушения психического и физического развития, как вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.

Вопросы исследования высших психических функций у детей с врожденными расщелинами губы и неба сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития.

Отмечено, что у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов.

Дети могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием, при этом его объем, и точность почти не страдают. В случаях нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности.

У детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена.

Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к инактивности (заторможенности) процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено.

Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала.

Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения, слабость активного торможения и т. д.

Особенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям.

Таким образом, такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность.

У таких детей исследователи также отмечают и особенности игровой деятельности. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников.

В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно отражается на психике.

Осознание своей неполноценности у большинства детей наблюдается на 6-7 году жизни, перед поступлением в школу. У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений.

В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо-губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови.

Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.

Что касается физического развития, то первая трудность, с которой приходится столкнуться матери новорожденного ребенка с данной патологией – это нарушение акта сосания. Расщепление, как губы, так и неба ведет к невозможности герметического закрытия полости рта и последующего пониженного давления в ней, что необходимо для того, чтобы втянуть в рот молоко матери. Ребенка переводят сначала на питание сцеженным молоком матери с ложечки или даже из пипетки, а затем и на искусственное вскармливание. Во время кормления ребенок захлебывается, поперхивается, начинает кашлять и срыгивать, т. к. молоко попадает в носовую полость, там разлагается, что может привести к воспалению слизистой оболочек носовой полости. Не исключена возможность попадания пищи в дыхательные пути и как следствие этого воспалительные процессы в верхних дыхательных путях.

Искусственное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени такие дети предрасположены к катару верхних дыхательных путей, рахиту, анемии, бронхиту, пневмонии.

Нередко у детей с данной патологией наблюдаются патологические изменения в ЛОР-органах органах, а именно искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) – от небольшого снижения до значительной тугоухости.

Также наблюдается задержка формирования статико-динамической функции. Для таких детей характерна общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений, трудности при выполнении общеразвивающих упражнений. Страдают темп, ритмичность и переключаемость движений.

Характерны нарушения тонких дифференцированных движений в процессе выполнения проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети с опозданием овладевают навыками самообслуживания, требующими точных, целенаправленных ручных движений: завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц и т. д. Выражена моторная несостоятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

На примере всего выше описанного, можно сказать, что детям с врожденными расщелинами губы и неба необходима ранняя комплексная помощь со стороны ряда специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а также невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.

Фролова А.М,
учитель-логопед

 Loading …

Источник

Особенности развития речи у детей с открытой ринолалией.

Речь играет главную роль в социализации ребенка в обществе. В настоящее время формирование навыков правильной речи имеет большое значение. Своевременное и правильное речевое развитие способствует формированию личности человека. Благодаря речи ребенок познает мир и овладевает нормами поведения. Для поиска наиболее эффективной коррекционной работы с детьми-ринолаликами, необходимо знать особенности развития их речи. Речь страдает тяжелее других функций, так как она изначально развивается в патологических условиях. Формирование правильной речи является важным элементом в системе педагогической абилитации детей с нарушением, что бы помочь им адаптироваться в обществе. При тяжелых речевых расстройствах, таких как ринолалия могут наблюдаться нарушения фонетической стороны речи, как отдельных звуков, так и всей системы звукопроизношения.

Для ребенка первого года жизни произнесение звуков является своего рода игрой. При нормальном речевом общении речь образуется путем подражания и закрепляется функциональной эхолалией. Первый год жизни ребенка- доречевой период, который очень важен для формирования речи и всех ее компонентов. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.

У детей, имеющих патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата, присутствуют многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается.[2, с.172]

Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.[3, с. 10]

Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива, разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонений в формировании других речевых процессов.

При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.

Хотя в структуре речевой деятельности при открытой ринолалии ведущим является нарушение фонетических и просодических элементов речи, однако в ряде случаев первичное нарушение накладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, т.е. приводит к общему недоразвитию речи. Обусловленность общего недоразвития речи у детей различна: сужение социальных и речевых контактов из-за грубого нарушения артикуляции звуков, позднее  ее начало, осложненность дефекта проявлениями дизартрии или алалии, снижение слуха и т. д. [4, с.40]

Причинами позднего развития речи детей-ринолаликов является не только неполноценность периферического аппарата. Большую роль играют внутриутробно действующие вредности и неблагоприятные общесоматические состояния после рождения. В связи с нарушением периферического аппарата речи у ринолаликов недоразвивается речевая артикуляция. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица.

Длительная, неправильная артикуляция ведет к нарушению фонематического слуха у детей, страдающих расщелинами лица. Ребенок плохо дифференцирует сложные звуковые комплексы, близкие по характеру звуки. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка, на фоне чего у ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью. [1, с. 21]

Так же большое значение для развития речи имеет среда, в которой ребенок растет и развивается. Случается так, что причиной задержки развития речи становится невостребованность речи. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. [6]

Начиная с самого рождения ребенок общается с окружающими его людьми. Можно предположить, что «речь у детей возникает только в том случае, если у них имеется эмоциональный контакт с взрослым; если они выполняют вместе с ним общую деятельность; и наконец, если у ребенка есть опыт восприятия членораздельной речи взрослого и некоторые собственные попытки вокализирования.

Основываясь на наблюдениях общения между детьми раннего и дошкольного возраста, становится ясным, что контакты ребенка с ровесниками имеют основное значение для раскрытия его творческого, оригинального начала. Дети ринолалики,как правило, ограничены в своих контактак с ровесниками. У детей-ринолаликов речь мало понятна окружающим, что  ограничивает возможности речевого общения и  часто приводит к изоляции детей, что мешает таким детям социализироваться в обществе. Отсутствие контактов со сверстниками мешает творческому раскрытию ребенка и развивает замкнутость и застенчивость, раздражительность, что может привести к недоразвитию речи. Часто их общение с ровестниками односторонне, а результат общения травмирует детей.

Немоловажное значение в речевом развитии таких детей имеет вопрос о сроках начала логопедического воздействия. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Доречевой этап становления речи является наиболее важным этапом формирования речи. Крик имеет большое значение для установления координации и голосового аппарата, она способствует дальнейшему развитию интонации. Уже на стадии крика необходимо проводить игры для того что бы развит первые речевые реакции ребенка. Для детей в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. В период гуления ребенок становится инициатором общения, которое направлено на эмоциональное познание окружающих. Ребенок нуждается в собеседнике, то есть в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать. В это время ребенок становится очень внимательным к артикуляции взрослого. Необходимо стимулировать любые проявления активности ребенка, радоваться каждому произнесенному им звуку. Следует помнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.[5, c 261]

В период лепета целесообразно стимулировать произнесение по подражанию простых слогов. Желательно периодически делать паузы, что бы ребенок начал повторять за взрослым. В период появления первых слов необходимо стимулировать произнесение ребенком простых слов и слогов. Когда ребенок начнет ходить можно просить его сделать что-то. Это научит ребенка вслушиваться в обращенную речь.

Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним. Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.

Список использованных источниов:

  1. Васильева Е. Е. Ринолалия: Учебное пособие. – Ярославль, 2007.- С.20-21

  2. Волосовец Т.В Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба : Дис… канд.пед.наук:Спец.13.00.03-коррекционная педагогика (логопедия) / Моск.пед.гос.ун-т им.В.И.Ленина . – М., 1995 . – С. 172

  3. Волосовец Т.В. Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми (от 1,5 до 3 лет), страдающими ринолалией.// Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов. МПГУ им. В.И. Ленина. Москва, 199I.- С. 10

  4. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. — С.14

  5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986

  6. Ушакова Т. Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет Т.Н.Ушакова, З.С. Бартенева \ Вопросы психологии. — 2000.-№2 — С.33-36

Источник

Д.з.: подготовка к контрольной по всем лекциям (!).

Характеристика речи.

Речь формируется с опозданием, первые слова появляются к 2-м годам или позже и речь имеет качественные особенности: импресивная речь при одыкватных условиях развивается относительно нормально; экспрессивная речь претерпевает качественные изменения – 1. Крайняя невнятность речи; 2. Звукообразование специфично, по артикуляции и звучанию; 3. Гласные звуки произносятся при оттянутом к сади языке, с выдохом воздуха через нос и характеризуется вялой губной артикуляцией; 4. Общее звучание на слух, то это храпящие звуки с носовым оттенком, глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку «Х», губно – губные и губно – зубные близкие к звуку «М», переднее – язычные к звуку «Н», звуки «К, Г» либо отсутствуют либо заменяются подобными взрывными звуками. Смычка смещается на уровень глотки или гортани. Из –за отсутствия тонких дифференцированных движений, звук «Р» даже поле коррекции не достигает нормального произношения. По этой же причине страдает произношение свистящих и шипящих звуков. Звуки нарушены тотально.

Самостоятельное осознание дефекта речи у больных отсутствует, критичность к нему снижена.

В структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико – фонематического строя речи является ведущим. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико – грамматического строя речи. Но глубокие качественные изменения встречаются лишь в сочетании ринолалии с другими нарушениями речи.

01.10.12(ЛК-4)

У детей с открытой ринолалией на ряду с особенностями нарушениями речевого развития, существуют и вторичные нарушения психических процессов. Чем сильнее нарушении рачь, тем более явно выражено вторичное нарушение. Это связано с неблагоприятной социальной адаптацией такого ребенка. Дети с открытой риноалией могут обладать неустоййчевым и расеиным вниманием. С одной стороны внимание не стабильно и неисякающее = приводит к нарушению познавательной деятельности. Зрительная память будет развита лучше всего, рече – звуковая – хуже всего будет развита.

Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно – логического мышления, заторможенности процессов анализа и синтеза. Затруднено восприятие и понимание обобщающих понятий. В большей степени с открытой ринолалией, чаще всего нарушена эмоционально – волевая сфера, страдает коммуникативная функция. Такой ребенок очень избирателен в своем общении. Качества: замкнутость, неконтактность, раздражительность, не желание общаться с окружающими людьми, неверие в успех, пониженная работа способность, слабость активного торможения, проявление неадекватных агрессивных реакций. Специфична будет и игровая деятельность. Неполноценность речи при ринолалии сказывается при формировании всех психических функциях больного и в первую очередь на становление личности в целом.

Коррекционная работа будет иметь 2 направления:

1. Исправление голоса и речи;

2. Максимально, развить коммуникативную функцию.

Комплексное обследование лиц с ринолалией.

Такое обследование проводится комплексом специалистов (и врачи, и дефектологи различных профилей и логопед, и психолог, в идеале нейропсихолог).

Логопеду важно отдифференцировать ринолалия в чистом виде или сочетается с другими нарушениями. Специфические проявления в образовании ринолалии нужно отличать от дислалии. При констотации факта нарушения звукопроизношения, нужно определить чем обусловлено это нарушение.

Само обследование и коррекционная работа ведется с учетом личностных особенностей больных. Начинаем мы с

1.

— анамнеза:

1. Состав семьи

2. Род занятий

3. Отношение к ребенку в семье

4. Отношение к своему речевому дефекту

Далее в карте должно быть:

1. Возраста родителей

2. Какая по счету беременность

3. Течение беременности (самочувствие матери с первых же дней)

4. Роды и их характер (!)

5. Состояние ребенка при рождении (шкала Абгара)

Ранее развитие ребенка:

1. Вскармливание ребенка

2. Когда начал держать голову

3. Сидеть

4. Стаять

5. Ходить

6. Заболевания на первом году жизни (интереснее всего ЛОР заболевания и чем лечили)

Развитие речи:

1. Крик и т.д.

2. Когда мама начал замечать специфику речи ребенка

3. Как мама оценивает речь ребенка

Психические особенности ребенка:

1. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке

2. Как ребенок реагирует на трудности

3. Любит ли игрушки, книжки и т.д.

4. Самостоятельная деятельность ребенка

5. Усидчивость (?)

6. Навыки самообслуживания

Лечение ребенка:

1. Херургическое вмешательство (максимально подробно)

2. Медикаментозное лечение ребенка (группа препаратов, результат воздействия)

Источник