Особенности развития личности ребенка педагогика

Особенности развития личности ребенка педагогика thumbnail

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».

Развитие личности — одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

  • — физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),
  • — психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),
  • — социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

  • 1. В единстве биологического и социального в человеке.
  • 2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Каждый человек живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе «сужения» потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.

Источник

План

1.Основные понятия
(индивид, человек, личность,
индивидуальность…).

2. Основные факторы
развития ребенка.

3. Возрастная
периодизация детства.

Литература

1.Рос.пед.энциклопедия.
В 2-х томах, 1998 -2000г.

2.Поляков С.Д.
Психопедагогика воспитания. – М.: Новая
школа, 1996.– с.8-14.

3.Введение в
специальность: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов/ Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик
и др. – М.: Просвещение, 1988. – гл.7.

4.Миронов А.И.
Критические периоды детства. – М.:
Знание, 1979г.

5. Харламов И.Ф.
Педагогика. С.65-68.

6. Солоухин В.
Камушки на ладони.

Читайте также:  Ребенок с признаками задержки психического развития

1.

В. Солоухин: «Каждый
человек с его инди­ви­ду­альной
судьбой, словно камешек на морском
берегу. Двух одина­ковых не найдешь.
И хотя все вместе они есть масса, галь­ка,
и для каких-нибудь строительных нужд
можно черпать ковшом экскаватора,
исчисляя на тонны, все же каждый камешек
про себя знает, что он есть отдельный,
самостоятельный камешек, что он сам по
себе: этот в розовых про­жилках, этот
прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален
сквозной дырочкой в нем, этот черен, как
агат. А ведь бы­вает и вправду — агат».

В центре внимания
педагогической науки – человек,
ребенок,
его поступательное развитие в процессе
жизни и взаимодействия с социумом.
Развитие и формирование личности ребенка
– главная задача практической педагогики.
В связи с этим существенное значение
для нас имеет уяснение самого понятия
«личность», соотнесение его с понятиями
«человек», «индивид», «индивидуальность».

«Индивид(уум)»
(от лат. неделимое) – 1) особь, каждый
самостоятельно существующий организм;
2) отдельный человек. Индивидом, особью
может называться любой представитель
животного мира. Чем же тогда отличается
человек?

В общем развитии
человека
проходят две взаимосвязанные линии –
биологическая и социальная. Рождение
ребенка – это рождение человека как
биологического существа, но это не
рождение личности. Затем биологические
задатки развиваются, идет процесс
функционального созревания и формирования
человека. Развивается скелет, мускулатура,
внутренние органы и системы. Процесс
биологического созревания проявляется
в возрастных этапах его развития.

Одновременно с
процессом биологического созревания
идет приобретение социальных свойств
и качеств, которые характеризуют его
как общественное существо (в 1,5 месяца
начинает улыбаться близким, постепенно
овладевает речью, прямохождением,
навыками обращения с предметами, вещами,
навыками поведения). Все эти социальные
приобретения бывают различны у детей
одной национальности, одной местности,
но живущих в различных социальных и
бытовых условиях, т.е. социальные качества
формируются прижизненно и зависят от
многих факторов, влияющих на развитие
ребенка. Таким образом, человек, будучи
изначально биологическим существом, в
процессе жизнедеятельности вырабатывает
в себе множество социальных свойств и
качеств, которые характеризуют его
общественную сущность, он рассматривается
в науке как биосоциальное существо, как
субъект, т.е. активное, действующее лицо
исторической действительности и
познания. Следовательно, понятие
«человек» синтезирует в себе как его
биологические, так и социальные качества
и свойства. Если биологическая составляющая
человека характеризуется понятием
«индивид», то необходимо определить и
его социальную составляющую.

Понятие «личность»
включает в себя только социальные
свойства и качества человека: речь,
сознание, навыки и привычки, которые
делают его общественным существом.
Социальные качества и свойства человека
– речь, сознание, навыки, привычки,
мировоззрение… – делают его общественным
существом и определяются понятием
личность.
Биологическая
характеристика человека в это понятие
не входит. Свойство быть личностью
связано не с физическим бытием человека,
а с его общественными качествами. Таким
образом, понятие «личность» характеризует
общественную сущность человека и
обозначает совокупность прижизненно
вырабатываемых им у себя социальных
свойств и качеств. У каждого человека
различные качества формируются
по-разному. Как же определить, когда
человек становится личностью? Каковы
признаки и критерии, которыми
характеризуется степень развития
личности, по которым можно судить о мере
личностного развития человека?

Отечественный
психолог С.Л. Рубинштейн считает, что
личность характеризуется таким уровнем
психического развития, который позволяет
определить у нее следующие признаки:

— сознательное
управление собственным поведением и
деятельностью;

— способность
обдумывать свои поступки и отвечать за
них;

— способность к
автономной деятельности.

Отечественный
философ советского периода В.П. Тугаринов
назвал такие основные признаки личности:
— разумность, — ответственность, — свобода,
— личное достоинство, — индивидуальность,
и как дополнительные это — общественная
активность, — твердость мировоззрения.

Как видно, становление
личности связано с возрастной и
психической зрелостью. Личность
характеризуется не только присвоенными
качествами и усвоенными достижениями
общественного прогресса, но и специфическим
их выражением, своеобразно-творческим
характером деятельности, т.е. ее
индивидуальностью.

Понятие
«индивидуальность» включает в себя то
общее и единичное, чем отличается один
человек от другого, одна личность от
другой, что придает им своеобразную
красоту и неповторимость. Индивидуальность
характеризуется непохожестью,
своеобразием, отличием одного от другого.
Индивидуальность обозначается особыми
чертами характера, темперамента,
своеобразием творческой деятельности
и способностей. Индивидуальность присуща
и индивиду, и личности, и человеку.

Читайте также:  Муниципальные центры развития ребенка пенза

Таким образом,
понятие человек более широкое, объединяющее
в себе и понятие индивид (как биологическую
составляющую), и понятие личность (как
социальную составляющую), при чем каждое
из рассмотренных понятий характеризуется
индивидуальностью.

2.

Характеризуя
личность, мы отмечаем прижизненное
формирование и развитие личностных
свойств и качеств. Рассмотрим понятия,
обозначающие эти явления.

Развитие
(в философии) – существенное, необходимое
движение, изменение, процесс количественных
и качественных изменений.

Развитие происходит
в различных направлениях: — физический
рост, — физиологическое взросление, —
появление речи и рост словарного запаса,
— приобретение социально-бытовых умений,
— трудовые навыки, — привычки, но главное
в развитии человека происходят
качественные изменения: развитие речи,
повышение интеллектуальных, познавательных
способностей, становление абстрактного
мышления, логической памяти, формированию
мировоззрения, как системы взглядов и
убеждений на окружающую действительность.
В поведении происходит переход от
реактивных форм к формам активно
преобразующим, проявляется способность
управлять своим поведением. В педагогике
развитие
определяется как взаимосвязанный
процесс количественных и качественных
изменений в свойствах и качествах
личности и человека. Эти изменения
происходят в анатомо-физиологическом
созревании человека, в совершенствовании
его нервной системы, психики, а также
его познавательной, творческой
деятельности, в обогащении его
мировоззрения, нравственности,
общественно-политических взглядов и
убеждений, т.е. развитие можно рассматривать
в разных аспектах — физическом, психическом,
социальном и др.

Развитие происходит
под влиянием определенных факторов как
социальных, так и биологических. Педагоги
разделяют факторы, влияющие на развитие
ребенка, на две группы – внутренние
и внешние
по отношению к самому ребенку. К
внутренним факторам относится
наследственность и активность личности
ребенка, а к внешним — среда и воспитание.
Какой из названных факторов будет
наиболее важным? Для ответа на этот
вопрос надо охарактеризовать каждый
из них.

Наследственность
— воспроизведение у потомков биологического
сходства с родителями. Наследуются
физические особенности, специальные
способности и задатки, т.е. особые
качества, позволяющие выделиться в
какой-либо деятельности. У рождающегося
ребенка имеются задатки, чтобы они
развивались и превращались в способности,
надо пробовать себя в различных видах
и направлениях деятельности. Именно
воспитание может и должно создать
условия для разносторонней деятельности
ребенка. Особенность среднего школьного
возраста – смена увлечений, кружков и
секций – ни что иное, как поиск себя.

(Вопрос для
самостоятельного размышления: Передаются
ли по наследству умственные способности?)

Активность
личности

личность не пассивный реципиент в
воспитательных воздействиях. Воспитание
будет эффективным лишь тогда, когда оно
вызывает положительную реакцию у
личности, когда личность начинает
активно работать над собой. Сущность
воспитания состоит в принятии ребенком
социальных ценностей, выработке на их
основе своих убеждений, в соответствии
с которыми строится своя деятельность
и поведение. Это иллюстрируется такой
поговоркой: Можно
лошадь силой привести к реке, но заставить
ее силой пить – невозможно.

Среда
– комплекс разнообразных внешних
явлений, стихийно действующих на
человека: географическая среда,
социальная, экономическая… В нашем
случае более значимо влияние социальной
среды, что по сути явления называется
социализацией. А.В. Мудрик называет
следующие факторы социализации: —
микрофакторы (семья, класс, сверстники);
— мезофакторы (этнос, средства массовой
информации), — макрофакторы (отечество,
государство, социум);- планета; — космос.

Воспитание
как фактор развития ребенка имеет
следующие черты:

– если воспитание
– создание условий для развития личности
ребенка, то без воспитания задатки не
проявятся;

– воспитание –
процесс целенаправленный, четко
организованный (ставим цель, подбираем
методы);

– воспитание
осуществляется педагогами-профессионалами
и родителями, заинтересованными в
развитии ребенка;

– устранение
недостатков возможно только путем
разнообразной деятельности;

– нежелательное
влияние среды нейтрализуется или
усиливается воспитанием.

Таким образом,
воспитание является ведущим, наиболее
важным фактором развития ребенка.

3.

Процесс биологического,
психического созревания человека и
социальных преобразований проявляется
в возрастных этапах его развития.При выявлении
возрастных особенностей учитываются
анатомические показатели, особенности
протекания физиологических процессов,
качественные изменения роста, развитие
психики, эмоционально-волевой и
действенно-практической сфер личности,
степень духовно-нравственной зрелости.
В становлении ребенка отмечается 2
стадии: 1. биологическая – 9-месячная
стадия внутриутробного развития,
изучением которой занимается не
педагогическое, а медико-биологическое
направление; 2. социальная – первые 18
лет жизни в условиях социального
воспитания.

Читайте также:  Полезные книги для развития ребенка

Рассмотрим
периодизацию социальной стадии развития.

I
— от рождения до 1 года – период раннего
младенчества. Внутри него выделяются
две ступени: первый месяц жизни – период
новорожденности, а со второго месяца
до года – период грудного возраста. Для
периода раннего младенчества характерно
первоначальное приспособление и
приведение в готовность сущностных сил
организма к первоначальной адаптации.
Ведущий род деятельности младенца –
это рост: за год рост ребенка увеличивается
в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес
увеличивается в 4 раза. Тип мышления –
предметно-действенный, референтные
лица – родители. За первый год жизни
ребенок осваивает первоначальные
самостоятельные умения: ходьба, речь
(10-15 слов), самостоятельный прием пищи,
приемы личной гигиены.

II
– от 1 года до 3 лет – собственно
младенчество. Это один из наиболее
плодотворных и интенсивных периодов
накопления ребенком социального опыта,
становления физических функций,
психических свойств и процессов. За эти
три года ребенок овладевает навыками
самообслуживания (самостоятельно ест,
одевается, соблюдает личную гигиену),
овладевает связной автономной речью,
формируется уверенная ходьба, бег,
прыжки, самостоятельная игра с игрушками,
рисование и другие первоначальные
творческие занятия. Тип мышления –
предметно-образный, референтные лица
– родители, ведущий род деятельности
– игра, но игра самого с собой. До трех
лет дети не умеют сотрудничать, играют
в одиночку.

III
– от 3 до 6 лет – раннее детство или
дошкольный возраст. Время перехода из
младенчества в детство. Это период
интенсивного накопления социально
значимого опыта и ориентации в социальном
пространстве, формирование основных
черт характера и отношения к окружающему
миру. После трех лет дети постепенно
становятся «коллективистами» — вместе
играют, сюжетно-содержательно разговаривают
друг с другом. Ведущий род деятельности
– игра, тип мышления – наглядно-образный,
способны удерживать внимание в течение
10-15 минут, референтные лица – родители,
воспитатели. Полная психо-физиологическая,
нравственно-волевая готовность к
систематическому учебному труду, к
интеллектуальному, физическому,
эмоциональному напряжению наступает
в 7 лет.

IV
– от 6(7) до 10 лет – собственно детство
или младший школьный возраст. На этом
этапе происходит завершение первоначального
созревания физиологических и психических
структур головного мозга, дальнейшее
накопление физических, нервно-физиологических
и интеллектуальных сил, обеспечивающих
готовность к полноценному систематическому
учебному труду. Ведущей деятельностью
становится учебная, но наравне с игровой,
которая еще не сдает свои позиции
лидерства. Тип мышления – наглядно-образное,
развивается и абстрактное. Внимание
удерживается 15-20 минут. Референтным
лицом становится учитель, на втором
месте – родители.

V
– от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый,
средний школьный возраст. Это новый
качественный этап в становлении
человека. Характерные черты: в
физиологическом отношении – половое
созревание, гормональная буря, интенсивный
рост, формирование фигуры в соответствии
с половой дифференциацией. На фоне этих
изменений ухудшается самочувствие,
повышается усталость, раздражительность,
эмоциональная неустойчивость. В
психологическом плане – это период
самосознания, самооценки, самоутверждения,
сознательного проявления индивидуальности
– противоположные желания и стремления
«быть как все» и «не быть как все».
Ведущая деятельность – интимно-личностное
общение. Завершается формирование
абстрактного мышления, устойчивого
произвольного внимания. Референтные
лица – ровесники: одноклассники,
товарищеская компания.

VI
– от 15 до 18 лет – ранний юношеский,
старший школьный возраст – период
завершения физического и психического
созревания, социальной готовности к
общественно полезному производительному
труду и гражданской ответственности,
способность предвидеть результаты
своих поступков. Мышление – абстрактное,
внимание произвольное, устойчивое.
Референтное лицо – «я сам», дорожит
своим мнением, способен аргументировано
отстаивать его. Ведущая деятельность
– самореализация, профессиональная
ориентация.

Итак, каждый
возрастной этап жизни ребенка вносит
свой незаменимый, необходимый вклад в
развитие и становление человека. Педагоги
в организации учебно-воспитательной
работы должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности и
ориентироваться на «зону ближайшего
развития ребенка» (термин Л.С. Выготского).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник