Особенности развития личности ребенка младшего школьного возраста
В статье рассматривается вопрос особенностей психологического развития детеймладшего школьного возраста. В работе представлен теоретический анализ научной литературы по данной проблеме.
Известно, что в современной периодизации психического развития данная возрастная категория охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.
Данный период характеризуется тем, что происходит смена образа и стиля жизни: новая социальная роль — ученик, новые требования, смена ведущей деятельности — учебная деятельность. В связи с этим, меняется и восприятие младшего школьника в системе отношений, а также его интересы и ценности [1].
К основным условиям формирования и развития личности младшего школьника относят: учитель как эталон, образец для подражания; субъективные условия — личностные особенности младшего школьника (высокая подражательность, повышенный уровень внушаемости, эмоциональности и активности); сверстники; семья (особое влияние оказывает на формирование характера).
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, к примеру, к примеру, мотивы установления и сохранения положительных межличностных отношений с группой сверстников. Ведущими становятся познавательные потребности: потребность четко выполнить требования учителя, потребность в высокой оценке, в похвале со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником в классе, потребность во взаимодействии со сверстниками [2].
Согласно В. С. Мухиной, в младшем школьном возрасте наблюдается возрастающая тенденция к самовыражению и потребности на признание со стороны педагогов, родителей и одноклассников (особенно в связи с успехами в учебной деятельности).
Мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер. Учебная деятельность, как ведущая на данном возрастном этапе, побуждает формирование и развитие ответственности как черты личности в детях.
В. С. Мухина отмечает, что ответственность как способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам, должна занимать наивысшее положение в иерархии всех мотивов школьника [6].
В данном возрасте активно развивается самосознание. Младший школьник осознает, что он является индивидуальностью, которая поддается социальным воздействиям: он должен учиться и в этом процессе преобразовывать себя, овладевая общественными знаниями, понятиями, идеями, системой социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций; при этом школьник чувствует свою уникальность, свое Я, стремится к достижению одобрения среди взрослых и сверстников.
В учебной деятельности у младшего школьника формируется самооценка, а также навыки самоконтроля и саморегуляции.
Ряд исследователей отмечают обусловленность особенностей самооценки младших школьников и уровней сформированности учебной деятельности. Так у учащихся с высоким уровнем сформированности учебной деятельности наблюдается относительно устойчивая, адекватная и рефлексивная самооценка; низкому уровню сформированности учебной деятельности соответствует недостаточная рефлексивность самооценки, ее большая категоричность и неадекватность [1].
Также на данном возрастном этапе развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей. Очень важно, чтобы ребенок понимал свои способности, видел, что он может и умеет делать, а особенно, лучше всех. Способность делать что-то лучше всех, по мнению И. В. Дубровиной, принципиально важна для младших школьников для развития у них чувства собственной компетентности, умелости [5].
В младшем школьном возрасте формируются способы волевой регуляции: на первом этапе это вербальная инструкция учителя, затем, с развитием самосознания, волевой акт побуждается собственными потребностями ребенка.
К окончанию младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка [2].
На данном этапе возрастного развития интернализация моральных норм и правил поведения. У ребенка развивается самоконтроль в поведении, он более точно и дифференцированно осознает нормы поведения дома, в общественных местах, проявляет особое внимание к нравственной стороне поступков, стремится дать поступку нравственную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе.
Основной задачей нравственного воспитания в младшем школьном возрасте является развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Важной задачей является развитие нравственных аспектов в отношении детей к учению, на основе которого развивается трудолюбие. Одна из важнейших задач — формирование у школьников понимания нравственного содержания требований.
Огромное место в жизни младшего школьника занимают чувства как мотивы поведения. Развитие эмоциональной сферы в этот период определяется сдержанностью и осознанностью в проявлениях эмоций, повышением эмоциональной устойчивости. Ребенок уже более сдержанно выражает собственные эмоции, особенно негативные, что связано с различением ситуаций, в которых возможно или невозможно проявлять свои чувства, то есть произвольность поведения постепенно начинает отражаться на сфере чувств. Тем не менее, в целом, для детей данного возраста характерна впечатлительность и отзывчивость.
Согласно Л. С. Выготскому, формирование у учащихся умения владеть внешним выражением чувств является насущной педагогической задачей [3].
Вместе с повышением произвольности эмоционального процесса, в данном возрасте претерпевает изменения содержательная сторона эмоций и чувств. Развиваются высшие чувства: интеллектуальные (Сомнение, любознательность, удивление, интеллектуальное удовольствие), нравственные (чувство дружбы, сочувствия, долга и пр.), эстетические.
Возрастная норма эмоциональной жизни ребенка младшего школьного возраста — преобладающее жизнерадостное настроение. Но, согласно исследованиям Л. С. Славиной, у ряда учащихся в этот период возможно проявление склонности к острым аффективным состояниям, обусловленная как неудовлетворенной потребностью в благоприятных взаимоотношениях с окружающими, так и расхождением между завышенным уровнем притязаний и уровнем собственных возможностей при наличии неосознаваемой неуверенности в себе.
Значительное влияние на формирование эмоций детей данного возраста оказывает учебная деятельность, развивающиеся отношения с учителем и коллективом одноклассников. По мнению Г. М. Бреслава, именно эмоциональное отношение к педагогу является своеобразным «маяком» в эмоциональной сфере учащегося, при этом особенно важной для ребенка является функция учителя как судьи: эмоциональная окраска, возникающая в результате оценки учителя, усиливает или ослабляет мотивы учения, меняет самооценку и уровень притязаний младшего школьника. И поэтому безразличие к учению и, прежде всего, к оценкам учителя в этом возрасте возможно считать показателем отклонения [4].
На период окончания младшего школьного возраста приходится глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная со стремлением занять новую социальную позицию, закончилась, а содержательные мотивы учения нередко отсутствуют. К примеру, результаты исследования И. М. Веренкиной показали, что в период от 8 до 10 лет в 5 раз уменьшается число детей, которые хотят учиться по причине интереса.
Данный кризис имеет следующие симптомы: негативное отношение к школе в целом и необходимости ее посещения; отсутствие желания выполнять учебные задания; конфликты с педагогами. Данный факт еще осложняется тем, что в школе складывается достаточно устойчивый негативный статус ученика, который в дальнейшем имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в среднее звено школы.
Возрастной рубеж 9–10 лет также знаменуется кризисом самооценки, который проявляется в активном росте негативных самооценок десятилетних школьников в сравнении с балансом позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет. Критическая самооценка — это проявление диалогичности в сознании ребенка, внутреннего диалога Я — не Я, феномен объективного внимания к себе (Г. С. Абрамова), который выражается во временном отвлечении внимания от внешнего содержания и сосредоточении его на самом себе.
Базисным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный оборот на себя — возникновение «ориентировки на себя», на собственные качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Согласно Д. И. Фельдштейну, между 9 и 10 годами берет свое начало новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции «я и общество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Это узловой рубеж, когда ребенок осознает себя субъектом, испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщиться к социальному на уровне преобразования [7].
Таким образом, основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на группу сверстников; формирование личностной рефлексии (способность самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
- Выготский Л..С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Добрынин Н. Ф. Возрастная психология: курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан, Н. В. Лаврова. — М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина — М.: Просвещение, 2003. — 315 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Издат. центр, 2000. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, младший школьник, младший школьный возраст, ребенок, личностная рефлексия, группа сверстников, возрастной этап, потребность, способность, возраст.
Источник
Младший
школьный возраст (7-11 лет) не является
возрастом решающих сдвигов в развитии
личности (каким например является
подростковый), тем не менее в этот период
достаточно заметно происходит формирование
личности. Поступление в школу является
переломным моментом в жизни ребенка,
поскольку меняется ведущая деятельность.
Складываются новые отношения со взрослыми
(учителями) и сверстниками (одноклассниками),
ребенок включается в целую систему
коллективов (в общешкольный, классный,
в малые группы, в них существующие).
Включение в новый вид деятельности –
учение, которое предъявляет ряд серьезных
требований к ученику, заставляет его
подчинить свою жизнь строгой организации,
регламентации и режиму. Все это решающим
образом сказывается на формировании и
закреплении новой системы отношений к
окружающей действительности, другим
людям, к учению и связанным с ним
обязанностями, формирует характер,
волю, расширяет круг интересов, определяет
развитие способностей.
В
младшем школьном возрасте закладывается
фундамент нравственного поведения,
происходит усвоение моральных норм
поведения, начинает формироваться
общественная направленность личности.
Нравственное сознание младших школьников
претерпевает существенные изменения
от I к IV классу. Моральные знания и
суждения к концу возраста заметно
обогащаются, становятся более осознанными,
разносторонними, обобщенными. Если
моральные суждения учащихся I-II классов
основаны на опыте собственного поведения,
на конкретных указаниях и разъяснениях
учителя и родителей, которые дети часто
повторяют, не всегда задумываясь, то
учащиеся III-V классов, помимо опыта
собственного поведения (который,
естественно, обогащается) и указаний
старших (они воспринимаются теперь
более осознанно), пытаются анализировать
опыт других людей. Значительно большее
влияние приобретают чтение художественной
литературы, просмотр кинофильмов. Также
формируется и моральное поведение. Дети
совершают моральные поступки, чаще
всего следуя прямым указаниям взрослых,
учителя (7-8 лет). Ученики III-IV классов в
гораздо большей степени могут совершать
такие поступки по собственной инициативе,
не дожидаясь указаний со стороны.
Характер
в младшем школьном возрасте только
складывается. Характерологические
проявления младших школьников могут
отличаться противоречивостью и
неустойчивостью. В этой связи иногда
за черты характера можно ошибочно
принять временные психические состояния.
Иногда кажется, что ребенок проявляет
настойчивость, умение преодолевать
трудности в учебной деятельности,
доводить каждое дело до конца. Но опытный
психолог может определить, что это –
временное психическое состояние и
ребенок проявляет указанные качества
лишь при определенных условиях: наблюдая
пример другого человека или при
собственной успешной деятельности.
Неудачи выбивают такого ребенка из
колеи.
В
поведении младших школьников более
отчетливо и прозрачно проявляются
типологические особенности высшей
нервной деятельности, которые позднее
перекрываются (маскируются, как говорят
психологи) привычными формами сложившегося
в жизни поведения. Застенчивость,
замкнутость могут быть непосредственным
проявлением слабости нервной системы,
импульсивность, невыдержанность –
проявлением слабости тормозного
процесса, замедленность реакции и
переключения с одной деятельности на
другую – проявлением малой подвижности
нервных процессов. Разумеется, это
обстоятельство нисколько не снимает
задач воспитания: нервная система, как
указывал И. П. Павлов, весьма пластична
и способна к некоторым изменениям под
влиянием внешних воздействий. К тому
же, как мы знаем, за типологическими
проявлениями возможен контроль со
стороны сознания, что и необходимо
воспитывать у школьников.
Характер
младшего школьника отличается некоторыми
особенностями: склонностью незамедлительно
действовать под влиянием непосредственных
импульсов, побуждений, по случайным
поводам, не подумав, не взвесив всех
обстоятельств. Причина этого явления
ясна: возрастная слабость волевой
регуляции поведения, потребность к
активной внешней разрядке. Поэтому
далеко не все случаи нарушения младшими
школьниками правил внутреннего распорядка
в школе следует объяснять
недисциплинированностью.
Возрастной
особенностью является и общая
недостаточность воли: младший школьник
(особенно 7-8-ми лет) еще не умеет длительно
преследовать намеченную цель, упорно
преодолевать трудности и препятствия.
Он может при неудаче терять веру в свои
силы и возможности.
Распространенные
в младшем возрасте недостатки характера
– капризность и упрямство – объясняются
недостатками семейного воспитания.
Ребенок привык к тому, что все его желания
и требования удовлетворяются. Капризность
и упрямство являются своеобразной
формой протеста ребенка против тех
твердых требований, которые ему
предъявляет школа, против необходимости
жертвовать тем, его хочется, во имя того,
что надо.
К
возрастным особенностям школьника
относятся и такие положительные черты,
как отзывчивость, непосредственность,
доверчивость. Важной возрастной
особенностью является подражательность
– младшие школьники стремятся подражать
взрослым и некоторым сверстникам, а
также героям любимых книг и фильмов.
Это, с одной стороны, позволяет воспитывать
общественно ценные черты личности через
личный опыт, пример, с другой – таит
некоторую опасность: младший школьник
перенимает не только положительное.
Если первокласснику понравилось, как
старший школьник играет в волейбол, то
копируется все: развинченная походка,
грубые выражения, вульгарные манеры
старшего.
Младшие
школьники очень эмоциональны. Эта
эмоциональность сказывается, во-первых,
в том, что восприятие, наблюдение,
воображение, умственная деятельность
младших школьников обычно окрашены
эмоциями. Во-вторых, младшие школьники
(особенно I-II-х классов) не умеют сдерживать
свои чувства, контролировать внешние
проявления удовольствия или неудовольствия.
В-третьих, младшие школьники отличаются
большой эмоциональной неустойчивостью,
частой сменой настроений, склонностью
к аффектам, кратковременным и бурным
проявлениям радости, горя, страха, гнева.
С годами развивается способность
регулировать свои чувства, сдерживать
нежелательные проявления.
Младший
школьный возраст представляет большие
возможности для воспитания положительных
качеств характера. Податливость и
известная внушаемость школьников, их
доверчивость, склонность к подражанию,
огромный авторитет, которым пользуется
учитель в их глазах, – все это необходимо
для опоры в воспитании.
К
началу обучения в III-м классе постепенно
развивается способность к волевой
регуляции своего поведения, сдерживать
себя и контролировать свои поступки,
не поддаваться импульсам, т.е. – к волевой
регуляции своего поведения.
Ученики
III-го и особенно IV-го классов способны
в результате борьбы мотивов отдавать
предпочтение мотиву долженствования.
Но порой побеждает и мотив низшего
уровня (стремление получить удовольствие).
В этой ситуации воспитатель должен
проявить твердость, в противном случае
закрепляется нежелательная привычка
(например, бросать уроки и спешить к
телевизору, если идет интересная
передача).
Если
главным двигателем развития личности
является система мотивов и потребностей,
то естественно рассматривать и качества
личности как порождение определенных
потребностей. Устойчивые потребности
в соединении с привычным способом их
реализации составляют качества личности.
Любое качество личности – это не столько
форма поведения, даже ставшая привычной,
сколько единство устойчивых мотивов и
форм поведения, усвоенных для его
реализации.
Когда
возраст ребенка приближается к школьному,
он начинает страстно мечтать о школе.
Психологические исследования показывают,
что ребенок не просто хочет учиться,
хотя и учиться он тоже хочет: поступление
в школу означает изменение позиции,
освоение новой социальной роли. Для
него учение в школе – это выполнение
важной работы, обретение новой социальной
позиции.
У
каждого человека в процессе его жизни,
деятельности, общения с людьми формируется
определенная самооценка. Она складывается
под влиянием двух основных факторов:
оценки окружающих людей и сравнения
результатов своей деятельности с
результатами деятельности других людей,
с образцом.
Самооценка
у детей далеко не всегда адекватна их
реальным достижениям и возможностям в
разных видах деятельности. Одни дети
себя переоценивают, другие – недооценивают,
причем как переоценка, так и недооценка
могут касаться только отдельных видов
деятельности, а могут быть общими, когда
человек (ребенок) самоуверен или,
наоборот, не уверен в себе, во всем.
Если
ребенок, в особенности младший школьник,
сталкивается с неуспехом, если в сравнении
с другими детьми он всегда чувствует,
что он хуже, особенно если это подчеркивается
взрослыми и детьми, у него легко возникает
чувство неуверенности в себе, формируется
неадекватная, заниженная самооценка.
Ребенок с такой самооценкой боится
дерзать, взять на себя даже посильные
задачи: он боится неуспеха, тех переживаний,
которые с ним связаны.
Самооценка,
как известно, формируется под влиянием
оценок окружающих и результатов его
собственной деятельности. Однако по
мере того, как самооценка складывается,
она начинает в свою очередь активно
влиять на поведение ребенка, определяя
его реакции на воздействия воспитателей.
Если
определенная самооценка поддерживается
окружающими достаточно длительное
время и если она к тому же высокая и
обеспечивает ребенку почетное положение
в коллективе и самоуважение, то сохранение
такой самооценки становится в конце
концов потребностью ребенка. Эта
потребность в определенной, удовлетворяющей
человека самооценке составляет основу
его уровня притязаний.
После
того как уровень притязаний ребенка
сложился, каждую оценку взрослыми его
знаний, умений, возможностей он
сопоставляет со своей собственной
самооценкой, и отношение к взрослому
начинает в значительной мере зависеть
от того, насколько, по мнению ребенка,
тот правильно его оценил. Таким образом,
сложившаяся самооценка и уровень
притязаний начинают опосредовать
отношение ребенка к другим людям. Если
ребенок например себя переоценивает,
то вполне справедливая и объективная
оценка начинает казаться ему несправедливой.
Это порождает у него отрицательное
эмоциональное состояние и часто нарушает
контакт между ним и взрослым, ведет к
непослушанию, нежеланию учиться,
конфликтам.
Формирование
личности ребенка в значительной степени
зависит от того, как сложатся отношения
между его самооценкой и притязаниями,
с одной стороны, и его реальными
достижениями – с другой. А эти отношения
могут сложиться по-разному. Требования
к себе, притязания и самооценка могут
оказаться ниже реальных достижений
человека (ребенка), и тогда в процессе
развития он не реализует своих
возможностей. Может случиться и так,
что притязания потребуют напряжения
всех сил, и это приведет к интенсивному
развитию всех способностей ребенка.
Наконец может оказаться, что притязания
в какой-то области или общие притязания
окажутся намного выше реальных и даже
потенциальных возможностей ребенка. В
таких случаях, как правило, собственный
опыт, оценка других людей рано или поздно
перестроят самооценку и притязания
ребенка и приведут их в соответствие с
реальными возможностями.
Ученики,
с одной стороны, остро переживают
неуспех, а с другой – игнорируют его,
выбирая более трудные задачи. Причем
они обязательно ищут или объективные
причины, или виновников своих неудач:
задача плохая, учитель виноват, ребята
помешали. Реакция этих младших школьников
на неуспех имеет агрессивный характер.
Они ни в коем случае не признаются в
своей слабости, в непосильности для них
того, на что они претендуют. И главное
– свою слабость они скрывают не только
от других, но и от себя.
Потребность
сохранить высокую самооценку заставляет
такого ученика остро реагировать на
все и всех, кто каким-то образом
обнаруживает его несостоятельность.
Если учитель, товарищи или родители
пытаются указать такому ученику на его
слабость, он отчаянно сопротивляется,
вступая с ними в конфликт: учитель
придирается, товарищи плохие, родители
его не понимают. Такое состояние называют
аффектом неадекватности. Это неприятное,
тяжелое эмоциональное состояние является
результатом повышенных притязаний,
которые не совпадают с возможностями,
т.е. результатом того, что устойчивая
самооценка оказывается выше, чем реальные
достижения, выше, чем оценка, которую
ребенок получает от других.
Аффект
неадекватности выполняет определенную
защитную функцию. Он ограждает ребенка
от травмирующих его воздействий. Таким
образом, аффект неадекватности помогает
сохранить самооценку, то отношение к
себе, которое обеспечивает самоуважение.
Аффективные
состояния часто встречаются у младших
школьников. Однако в этом возрасте такие
состояния еще неустойчивы и быстро
проходят.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник