Особенности развития личности ребенка дошкольника

Особенности развития личности ребенка дошкольника thumbnail

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение. 

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Формирование личности

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

В игре

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Источник

На
протяжении дошкольного возраста
происходит быстрое развитие не только
психических процессов, но и свойств
личности ребенка. В дошкольном возрасте
начинает реально складываться в основных
чертах его личность, формируется новый
тип поведения. Если в раннем детстве и
у младших дошкольников в общей картине
поведения преобладают импульсивные
действия, то к старшему дошкольному
возрасту развивается способность к
произвольному управлению своими
действиями и поступками. (Асеев, С. 76-77)

Весь
дошкольный возраст как период развития
личности ребенка можно разделить на 3
подпериода:

  1. 3-4 года, когда
    преимущественно развивается эмоциональная
    саморегуляция;

  2. 4-5 лет, когда
    происходит преимущественное развитие
    нравственной саморегуляции;

  3. около 6 лет и
    включает формирование деловых личностных
    качеств ребенка. (Немов, С. 158)

Развитие
эмоциональной саморегуляции состоит
в том, что на протяжении дошкольного
периода эмоциональные проявления,
чувства ребенка приобретают большую
глубину и устойчивость. Еще одним важным
направлением развития чувств является
увеличение их «разумности», связанное
с умственным развитием ребенка. Так,
уже ребенку 3-х лет приятна похвала
взрослых, его огорчает порицание. У
ребенка возникает чувство гордости и
стыда, зависящие от оценки, которую дают
его поведению взрослые. (Мухина, С. 202)

Одной
из ведущих потребностей дошкольника
является потребность в эмоциональном
благополучии – в ласке, защите, внимании
и уважении. Ее удовлетворение учит
ребенка платить другим «любовью за
любовь». Обратные проявления по отношению
к ребенку (грубость, невнимание) формируют
чувство неуверенности в себе, страха,
недоверия, невротические реакции,
недоверчивость. Особое место здесь
занимает чувство страха – за себя, за
других; страх быть покинутым и т.д. На
базе этих страхов может сформироваться
«невротическая триада» – тики, заикание,
энурез. (Сапогова, С. 281)

В связи
с тем, что у ребенка эмоциональные
проявления начинают носить разумный
характер, т.е. ребенок начинает радоваться
успеху и наоборот, то у него начинает
развиваться самооценка и рефлексия.
Это происходит путем сравнивания
результатов своей деятельности и
аналогичной деятельности других людей,
благодаря чему ребенок учится оценивать
свои собственные возможности. На основе
самооценки формируется уровень
притязаний.

Далее
в процессе индивидуального развития
ребенка у него формируется представление
о прилагаемых усилиях, вслед за которым
возникает и конкретизируется представление
о способностях. (Немов, С. 162)

Поскольку
самооценка является неотделимой
характеристикой самосознания, то можно
говорить, что у дошкольника повышается
уровень самосознания. Связано это прежде
всего с тем, что ребенок отделяет себя
от других людей, начиная оценивать в
сравнении себя и других. (Мухина, С.
178)

Мы также
отметим, что в дошкольном возрасте
происходит усвоение нравственных норм,
формирование более или менее устойчивых
моральных представлений, а также
способность к нравственной саморегуляции.

Основную
роль в усвоении моральных представлений
детей играют взрослые, которые занимаются
их обучением, воспитанием, а также
сверстники. Особую, однако, роль продолжает
играть мать ребенка, которая является
основным взрослым, который одобряет
либо не одобряет то или иное поведение
ребенка.

Перестройка
мотивационной сферы связана и с усвоением
морально-этических норм. Выносить
моральную оценку событию ребенок может
на основе формирующегося внутреннего
действия в воображаемых условиях, что
позволяет ему активно пережить события
и поступки, в которых сам не участвовал.
(Сапогова, С. 279)

Под
влиянием оценок взрослых у дошкольников
возникают зачатки чувства долга, первые
моральные потребности. Удовлетворяя
притязания на признание со стороны
взрослых и детей, ребенок старается
вести себя соответственно социальным
нормам. (Сапогова, С. 279)

В
дошкольном возрасте формируется и
чувство ответственности за поступки,
поэтому здесь впервые появляются
«ябеды».

Для
старших дошкольников часто свойственно
явление альтруизма (отдает лучшую
игрушку, например, видя страдания
другого). (Сапогова, С. 280)

К
старшему дошкольному возрасту, наряду
с эмоциональной саморегуляцией,
появляются более сложные чувства –
чувство прекрасного, красоты, ритма,
гармонии. Формируется внутренний мир,
в котором ребенок анализирует возникшие
чувства, переживания.

Первыми
дети усваивают нормы и правила бытового
поведения, гигиенические нормы, нормы,
связанные с собственными обязанностями,
с обращением с животными, своими вещами.
Последними усваиваются нормы, касающиеся
обращения с людьми.

В
процессе роста ребенка нравственные
нормы поведения становятся привычными,
приобретают устойчивость, теряют
ситуативный характер. К концу дошкольного
возраста у большинства детей складывается
своя нравственная позиция, которой они
следуют, т.е. возникает личностная
нравственная саморегуляция. У ребенка
формируются начала нравственного
самосознания. (Немов, С. 159-160)

Прежде,
чем перейти к рассмотрению особенностей
формирования деловых личностных качеств
ребенка, необходимо уяснить, что: довольно
рано у ребенка возникает качество,
которое играет в его личностной судьбе
существенную роль. Это стремление к
признанию и одобрению со стороны
окружающих. Из этого качества вырастают
потребность, а в дальнейшем и мотивация,
в достижении успехов, целеустремленность,
чувство уверенности в себе, самостоятельность
и т.д.

Реализация
вышеуказанных качеств происходит
благодаря дальнейшему развитию мотивов
общения, в силу которых ребенок стремится
расширить свои контакты с окружающими.
В старшем дошкольном возрасте мотивы
общения расширяются и уже содержат не
только мотивы любознательности, но и
деловые и личные. Деловые мотивы – они
побуждают ребенка к общению с людьми
ради решения задачи какой-либо. Личные
мотивы направлены на решение таких
внутренних проблем как оценка своих
поступков, отношение к себе окружающих
и т.п.

Рассмотрим,
как происходит развитие такого делового
мотива, как мотивация достижения успехов.

Вначале
– в младшем дошкольном возрасте – дети
учатся различать задачи по степени их
сложности. Затем, когда цель достигнута,
они начинают судить о своих возможностях.

Далее,
в 5-летнем возрасте происходит конкретизация
представлений о своих возможностях.

К
6-летнему же возрасту понятие возможности
уже трансформируется в представление
о своих способностях.

Однако
окончательно оформляется мотивация
достижения успеха после того, как ребенок
становится способным выбирать адекватный
своим способностям образ действий. Но
это уже происходит за пределами
дошкольного возраста.

Центральным
моментом в развитии личности дошкольника
является то, что у ребенка к 6-летнему
возрасту возникает соподчинение мотивов.
Это означает, что дети научаются
действовать исходя из более высоких,
нравственно значимых мотивов, подчиняя
им свои действия и сопротивляясь
сиюминутным желаниям, противоречащим
основным мотивам поведения. (Немов, С.
161-164)

Главное
личностное новообразование – иерархия
мотивов
– есть результат (Леонтьев)
столкновения непосредственных желаний
ребенка с прямым или косвенным требованием
взрослых действовать по заданному
образцу. То, что называют произвольностью
поведения, есть подчинение своих
поступков образцу, а возникновение
первых морально-этических представлений
есть процесс усвоения образцов поведения,
связанных с их оценкой со стороны
взрослых.

Умение
соподчинять мотивы выявляется в ситуациях
выбора и там, где непосредственные
желания ребенка сдерживаются различными
ограничителями, например, запретом
взрослых, собственным контролем
(произвольностью). Собственный контроль
возможен после 5 лет, а до этого наиболее
силен мотив поощрения/взыскания
родителями. (Сапогова, С. 277-278)

В целом
мотивационную сферу дошкольников
характеризуют такие группы мотивов,
как: 1) мотивы, связанные с интересом к
деятельности и отношениям взрослых; 2)
игровые мотивы; 3) мотивы установления
и сохранения положительных взаимоотношений
со взрослыми и другими детьми; 4) мотивы
самолюбия, самоутверждения; 5) познавательные
мотивы; 6) соревновательные мотивы; 7)
мотивы достижения; 8) нравственные
мотивы; 9) общественные мотивы.

Трудно
представить, как бы смогло произойти
формирование у ребенка таких личностных
свойств как: эмоциональная и нравственная
саморегуляция, соподчинение мотивов,
— если бы этот процесс не обеспечивался
развитием воли ребенка.

Волевые
действия проявляются не только в
регуляции личностных свойств, поведения,
но и в организации развития способности
к произвольности познавательных
процессов.

Волевое
развитие в дошкольном возрасте проходит
следующие ступени. В младшем дошкольном
возрасте поведение ребенка складывается
почти целиком из импульсивных поступков,
проявления воли наблюдаются лишь время
от времени при особо благоприятных для
этого обстоятельствах.

В среднем
дошкольном возрасте количество волевых
проявлений возрастает, но они все еще
не занимают значительного места в
поведении.

Только
в старшем дошкольном возрасте ребенок
становится способным к сравнительно
длинным волевым усилиям.

Развитие
волевых действий у дошкольника имеет
3 стороны: 1) развитие целенаправленности
действий; 2) установление отношений
между целью действий и их мотивом; 3)
возрастание регулирующей роли речи в
выполнении действий. (Мухина, С. 204-206)

В младшем
и среднем дошкольном детстве продолжается
формирование характера ребенка. Он
складывается под влиянием наблюдаемого
детьми характерного поведения взрослых.

Вершиной
же личностного развития ребенка в
дошкольном детстве является персональное
самосознание, включающее осознание
собственных личностных качеств,
способностей, причин успехов и неудач.
(Немов, С. 167-168)

Возникает
осознание себя во времени: оформляется
индивидуальное прошлое («когда я был
маленький») и индивидуальное будущее
(«когда я вырасту и стану большим»).
Осознание себя во времени имеет и другую
сторону: ребенок начинает интересоваться
началом и концом собственной жизни
(откуда я взялся, почему двое родителей);
возможно появление страхов (огня, воды,
землетрясений), связанных с концом
жизни. Страхи, связанные со смертью,
порождают ряд «обереговых» ритуалов
(обходить трещины на асфальте), своеобразных
игр-«страшилок» (про «кровавую руку»,
про «черный плащ»).

Компонентом
самосознания является психосексуальная
идентификация.

К концу
возраста складывается общая схема
образа «Я» («Я-концепция»).

На
основе возникновения личного самосознания
возникает кризис 6-7 лет.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник