Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности
Библиографическое описание:
Дядинчук, Т. Г. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности / Т. Г. Дядинчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 752-753. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8884/ (дата обращения: 19.05.2020).
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человеком, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.
А. С. Запорожец
Детство — очень важный период в жизни детей. Именно в это время каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов деятельности детей является изобразительная, художественно-творческая деятельность.
Изобразительная деятельность, и в частности рисование — вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие личности. Потребность в рисовании заложена у ребят на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Современная система начального школьного образования стремится сформировать в детях базовые способности развития личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности так, чтобы ребенок смог пройти путь «творца». Изначально всякое художество сводится к тому: что рисовать, на чём и чем. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н. А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях. Многие ученые по праву считают детский рисунок «королевским путем» познания мира ребенка, отражающий окружающую действительность и его индивидуальность [1, с. 20–27].
Однако каким образом эмоционально-эстетическое сознание дошкольников влияет на продукт художественной деятельности, решено было изучить.
Изучив учебно-методическую литературу, я выявила характерные особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста:
— ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
— изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
— чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;
— развиваются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Развитию личности ребенка способствуют продуктивные виды деятельности, в которых складывается направленность на получение результата. Этим результатом может быть рисунок, несущий печать личности автора. Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания, моделируя действительность, расширяет границы ее познания. Развивается умение создавать и воплощать замыслы. Осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
Ведущая роль в становлении личности ребенка — школьника принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребенка связана высокая степень воздействия эмоций на художественную деятельность.
Исследование еще раз доказало: познание ребенком окружающей действительности происходит через эмоционально-эстетическое переживание. Все дети от рождения обладают возможностями художественного восприятия мира и склонны видеть чувствами (красивое — некрасивое — поэтому нравится или не нравится).
А ведь именно это и является основанием эстетического развития. Ребенок отождествляется с чувствами, возникающими при рисовании на заданную тему, выражает свой внутренний мир, свои чувства, переживания, отношение.
В рисовании дети создают образы, отражающие его отношение к окружающей действительности доступными ему средствами выразительности (цветом, декором, приемами и способами рисования).
Стало очевидно, что способность воспринимать цвет имеет большое значение. Благодаря использованию цвета работы преображались, в зависимости от позитивного или негативного отношения к теме рисунка. Каждая детская работа была наполнена детским содержанием, в них нашли отражение впечатления детей, отношение к тому, что изображают, проявляя позитив или негатив. Дети выражали свое отношение к изображаемому:
— тщательностью прорисовки деталей,
— подбором цвета,
— разными размерами изображаемого, давая словесные пояснения эмоционально-эстетического восприятия образов «красивого» или «некрасивого».
При изображении «красивого» детские рисунки проникнуты добрым настроением, сочностью колорита, выразительностью образов, аккуратностью, старательностью выполнения.
При изображении «некрасивого» преобладали темные, блеклые тона, угловатость линий, дисгармония, небрежность рисунков, формальность выполнения работ.
Итак, художественное творчество развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс. Художественная деятельность у младших школьников способствует снятию детских страхов обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям гамму новых ощущений, которые со временем становятся богаче, полнее, ярче. Однако необходимо дать педагогам некоторые рекомендации, чтобы поддержать положительное эмоционально-эстетическое отношение детей к собственной художественной деятельности:
— рисуйте с детьми то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство грусти, открыло им красоту природы, искусства, и т. п. Личная практика вызывает живую потребность в проявлении эмоциональных переживаний детей;
— рисованию необходимо отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности;
— при реализации детских замыслов в рисунке не торопитесь навязывать способы передачи образов, давая возможность самостоятельно изобразить задуманное;
— особое внимание при этом уделяйте культуре цвета, поддерживайте осознание ребенком его выразительной силы;
— продолжайте подводить детей к осмысленному изыскиванию новых приемов, выразительных средств при создании рисунка (линий, форм, композиционного расположения).
Но, если эмоциональное состояние ребенка вас беспокоит, не следует думать, что исправив рисунки, вы поможете ему. Помощь ребенку и исправление рисунка — это совершенно разные вещи. Чтобы помочь ему, заботиться надо непосредственно о нем. Уделите ребенку внимание, попытайтесь решить его жизненные проблемы и рисунки изменятся сразу.
Только не забывайте, что в эмоциональной оценке многое зависит от индивидуальности воспринимающего, поэтому жесткое навязывание «правильных» (т. е. совпадающих с нашими ожиданиями) решений тут совершено недопустимо. Иначе мы только впечатаем в сознание ребенка новую разновидность стереотипов (цветовых, композиционных). Добиваться нужно лишь того, чтобы ребенок осознал и принял сам принцип связи цвета, линий и настроения, характера чувства.
Литература:
1. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. – Вопросы психологии, 1997. № 4,с.20–27.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающая действительность, художественная деятельность, изобразительная деятельность, окружающий мир, рисование, рисунок, чувство.
Источник
Вера Ивановна Ашихманова
Методическая разработка «Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»
В настоящее время воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, а также представители других наук. Многие специалисты изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. На сегодняшний день более важными, чем материальные условия, являются педагогические и психологические проблемы, которые должны решать родители.
Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, В. С. Мухина указывает, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою выразительность.
А. В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывает на то, что развитие эмоций имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики. Вместе с тем развитие эмоций, по мнению А. В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными навыками и знаниями, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям. Отмечая значимость развития эмоциональной сферы ребенка, А. В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности [9, стр. 65]. В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему, способность видеть прекрасное и безобразное, причем не, только в искусстве, но и в окружающей действительности.
Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В свете существующих проблем изобразительная деятельность как средство эмоционального развития ребенка является важной в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.
Цель методической разработки – выявить возможности изобразительной деятельности как средства эмоционального развития детей.
Объект исследования – эмоционально-чувственная сфера ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс эмоционального развития средствами изобразительного искусства.
Гипотеза – изобразительная деятельность способствует более эффективному развитиючувств у ребенка при следующих условиях:
• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования;
• создание эмоционального микроклимата в группе;
• закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности;
• использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические подходы к особенностям эмоционального развития дошкольников.
2. Выявить значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста;
3. Экспериментально изучить характер развития высших чувств у дошкольников;
4. Разработать методику развития высших чувств у дошкольников средствами изобразительного искусства.
Методы исследования:
-Теоретический анализ;
-Наблюдение;
-Педагогический эксперимент
1. Экспериментальное изучение развития высших чувств у дошкольников.
Педагогический эксперимент,проходил в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
В эксперименте принимали участия 12 детей.
Задачами данного этапа были следующие:
1. Выявить эмоциональный микроклимат детей в условиях группы и семье.
2. Определить умения чувствовать эмоции, понимать состояние другого человека (жалость, сострадание и т. п.).
3. Выявить понимание и эмоциональное переживание ценности дружбы, доброты, развитие умение владеть своими эмоциями.
Для решения первой задачи мы использовали наблюдение за поведение детей в группе, общение детей друг с другом в различных ситуациях. Особое внимание уделили поведению и стилю педагогического руководства воспитателей. Для более детального изучения эмоционального микроклимата в группе была использована методика «Рисунок воспитателя». Для анализа рисунков я обращалась к помощи педагога- психолога дошкольного учреждения.
Анализ методики «Рисунок воспитателя» показал, что дети привязаны к воспитателю, некоторые рисовали рядом с воспитателем себя (3 из 12).
Как правило, в детских рисунках фигура воспитателю доминирует, что видно по ее размерам по отношению к другим объектам рисунка. Кроме того, наблюдается положительное эмоциональное восприятие воспитателя, так как в большинстве рисунков воспитатель изображен с улыбкой, радостным выражением лица. На других рисунках фигура воспитателя украшена короной, палантином на голове.
Для анализа эмоционального климата в семье и изучения влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка использовалась методика «Рисунок семьи». Анализ результатов данного исследования был направлен на изучение личности ребенка, а также его эмоциональной сферы.
Кроме того, нами была проведена социометрия (приложение № 1). Детям предлагалось подарить подарок своим лучшим друзьям. Проведенная социометрия дала желаемых результатов. В группе удалось определить статус детей. Дети выделяют предпочтительных им для игр и занятий партнеров. В отсутствии в поле зрения испытуемого ребенка детей, могут вспомнить ребят из своей группы. Предлагалось сделать подарок своему другу из групп. Как правило, дети дарили подарок тому ребенку, который в данный момент находился рядом. Устойчивых дружеских связей в группе обнаружено.
Для изучения уровня развития эмоций мной использовалась методика «Выбери нужное лицо» (см. приложение № 2). Почти все дети выбрали карточки с эмоциями, которая соответствует герою рассказа. Не зависимо от эмоционального состояния героя рассказа, дети выбирали лица с позитивной эмоциональной окраской, верно определяли эмоции всех героев и смогли объяснить, почему герой находится именно в таком эмоциональном состоянии. Изучение развития эмоциональной сферы детей показало, что 8 из 12 детей имеют высокий уровень развития эмоций.
С моей точки зрения для дальнейшего эмоционального развития детей дошкольного возраста необходимо учить их понимать эмоции, выражать свои чувства при помощи мимики, интонации, жестов. Это возможно по средствам изобразительной деятельности: знакомства детей с различными видами искусства, работой художников, иллюстраторов, скульпторов, включения детей в различные виды художественной деятельности.
2. Работа по развитию высших чувств у дошкольников.
Для развития высших чувств у дошкольников детского сада нами был разработана программа, под условным названием «Научим малыша улыбаться!».
Программа включает три блока-направления:
1. Дидактические игры;
2. Интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства; ИЗО + нетрадиционные техники);
3. Психогимнастические упражнения
Дидактическая игра является одним из средств эмоционального развития дошкольников. Я широко использовала дидактические игры, так как игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте.
Мной были отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие творческого воображения, эмпатии, а так же упражнения направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта.Использовались дидактические игры на закрепления знания классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые; игры на закрепление эмоциональных проявлений; на закрепления способов выражения эмоций при помощи мимики (см. приложение 3). Дети принимали в них активное участие, с удовольствием играли.
Для введения детей в мир искусства проведены занятия на тему знакомства с профессией художника, его рабочим местом, процессом создания им произведения искусства (см. приложение 4).
Закрепление опыта ребенка происходит в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности ребенок имеет возможность наиболее легко выразить то, что его волнует в материале. На основе этого мной был разработан целый комплекс занятий, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности детей по результатам констатирующего эксперимента.
Интегрированные занятия (ИЗО+ восприятие изобразительного искусства) проводились в форме путешествия в картину. Знакомя ребенка с произведением искусства, я помогала ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Вмести с детми исследовали эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но наше путешествие на этом не заканчивалось. Мы отправлялись в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение, таким образом, предлагали ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения. Детей увлекали такие путешествия, они активно включались в процесс восстановления исходных событий, прогнозирования событий, которые могут произойти с героями (см. приложение 5).
Особое значение для эмоционального развития детей имеет использования нетрадиционных техник в рисовании. Они создают хорошее настроение, способствуют развитию творчества, развивают цветовосприятие, чувство цвета. Каждое занятие в нетрадиционной технике вызывало у детей восторг, желание быстрее включиться в работу. Поскольку группа разновозрастная, то занятия были разработаны таким образом, что каждый из детей смог проявить себя в силу своих возрастных особенностей и возможностей (см. приложение 6).
Для того, чтобы научить выражать свои эмоции при помощи мимики, интонации, жестов нами использовались психогимнастические упражнения (см. приложение 7). Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей. Каждое занятие я завершала чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности). Между занятиями я в повседневной жизни обращала внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Герои (мальчик, девочка)обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение.
В следующих упражнениях детям, по желанию, предлагается из набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как одно из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть).
В последующем, я использовала творческие задания на передачу эмоциональных состояний, при помощи жестов и мимики, например «испуганный заяц», «радостная мама», «грустное дерево» и другие.
Таким образом, развитие эмоцийпроисходит в разных видах деятельности: на занятиях, в процессе игровой деятельности, в ходе выполнения различных творческих заданий, а также в повседневной жизни.
После проведения формирующего эксперимента мной было проведено исследование эффективности проведенных мероприятий: методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» (адаптированный вариант, методика «Выбери нужное лицо», наблюдение за характером эмоциональных проявлений детей. Анализ, которых показал, что эмоциональные проявления стали более разнообразными, уровень развития эмоций стал на порядок выше, по отношению к констатирующему эксперименту. Дети стали эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства, книжные иллюстрации, у них возникает желание прокомментировать, задать вопрос, объяснить товарищу смысл иллюстрации. Кроме того, нами был проведен опрос родителей и близких родственников, живущих совместно с детьми,в анкете были предложены следующие вопросы: — изменилось ли что-то в поведении вашего ребенка за последнихе3 месяца? — если изменилось, то в какую сторону? В чем проявляются изменения? — заходила ли речь о чувствах и эмоциях?В результате опроса были получены следующие результаты: 80% родителей (9 человек) отметили положительные изменения в поведении ребенка в сторону большей внимательности по отношению к ним и окружающим. 20% (3 человека) «не заметили» изменений. 70% родителей вспомнили, что за указанное время дети задавали вопросы о чувствах («мама, а котик радуется, когда я с ним играю?»). В некоторых случаях (30%, родители отметили попытки детей корректировать поведение других по отношению к ним («почему ты не улыбаешься, когда я тебя целую?»).
Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной в начале исследования,подтвердилась: изобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что изобразительная деятельность является одним из средств эмоционального развития детей дошкольного возраста,воспитывающихся в условиях круглосуточной группы при условии:
• формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования; создание эмоционального микроклимата в группе;
• закрепление базовых навыков в изобразительной деятельности;
• использование произведений живописи как средства побуждения к собственной деятельности.
В настоящее время современная педагогика отстаивает единство методов обучения и методов развития художественно-творческих способностей, обусловливающих выразительность, в основе которой лежит эмоциональное, эстетическое отношение к изображаемому, определяющее активность восприятия и воображения. Успешному решению художественно-творческих задач способствует активизация психических свойств, относящихся к эмоционально-интеллектуальной структуре личности. Эти свойства имеют непосредственное отношение к обучению изобразительному искусству и взаимосвязаны с творческими способностями и уровнем их развития. Отдельные эмоции и эмоциональный фон в целом имеют важное значение во время формирования художественного сознания и приобретения новых умений и навыков. При наличии эмоций сокращается время, необходимое на формирование умений и навыков. Особую роль здесь играют положительные эмоции. Различные эмоции возникают в результате прямого воздействия раздражителей на головной мозг, то есть на непосредственно отражательном уровне. Вживание в образ художника помогает решить задачу, быстрее и глубже понять значение изображения с различными культурными и жизненными представлениями.
Главная задача – воспитание чувств дошкольника, необходимо способствовать обогащению их содержания, их большей устойчивости и глубине, учить ребенка овладевать внешним выражением своих чувств, преодолевать отрицательные чувства. Отрицательные эмоции могут закрепиться и перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения педагога и группы, что может привести к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии дошкольника. Познавательные потребности развиваются лишь тогда, когда деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т. е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым, как в своей семье, так и в детском саду. Воспитание чувств – это тонкий и сложный процесс, в котором не допустим механический подход, так как воздействия при воспитании чувств касаются не какой-то изолированной сферы психической жизни дошкольника, а ребенка как целостной личности. Чувства ребенка будут развиваться и крепнуть только в том случае, если они переживаются не пассивно, а превращаются в мотив соответствующих действий и поступков.
Разработанная мною программа по развитию эмоций позволит детям, по моему мнению, овладеть всей совокупностью эмоциональных проявлений, что положительно отразится на личности ребенка в дальнейшем.
Источник