Особенности развития игровой деятельности и общения ребенка
Елена Силина
Развитие игровой деятельности дошкольника.
«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,
выше своего обычного повседневного поведения,
он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над
уровнем своего обычного поведения»
Л. С. Выготский
1) Общая характеристика игры дошкольника.
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.
Игра имеет социальную природу. Она не только впитывает в детей знания об окружающей социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает более сознательный характер.
Ролевая игра – форма моделирования детьми отношений взрослых, т. е. воссоздания их в новой материальной форме, их выделения. В этой форме игру можно назвать арифметикой социальных отношений. Ролевая игра является важнейшим источником социального сознания ребенка. Как сказал Л. С. Выготский: «В игре становиться человек». В игре определяются психологические компоненты игры.
Мотив – побуждение к действию, созданное с удовлетворением определенных потребностей. Это может быть в раннем возрасте попавшаяся на глаза ребенку игрушка, вызвавшая желание играть, в более старшем возрасте это может быть впечатление от услышанного рассказа или увиденного чего-то нового.
Цель — объект, на который направленно действие, представление результата действия. Для малыша как таковой цели игры не существует. Для детей более старшего возраста это может быть результат какого-то действия (постройка, рисунок и т. д.).
Способы – достижения ребенком в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.
Основные виды игр.
Подражательно-процессуальные – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой изображение действия с предметом (чашка-пить, коляска – возить куклу, подражание действиям взрослого (папа-чинит, мама – кормит).
Сюжетно- ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).
Дидактические игры – эти игры предлагает воспитатель и играет ребенок вместе со взрослым.
Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц») у старших детей – игры с более выраженными правилами.
2)Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей.
В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать.
Обратимся к статье Ф. Н. Фрадкиной «Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства». Малышу необходимо помочь развивать сюжет игры – самостоятельное развитие сюжета. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидя игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидя ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.
Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д.
К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.
Игра в раннем детстве, в центре которой стоит овладение предметом и способами действий с ним, сменяется игрой дошкольника, в центре которой – человек и его отношение к предметам. Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты (девочки могут не кормить кукол обедом, который долго готовиться, т. к главное –действие). Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.
3) Значение игровой деятельности для психического развития детей.
Раскрытие психологической природы игры детской дошкольной заключается в том, что бы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышление, воображение, восприятие, память, воля. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка.
Д. Б. Эльконин поделил игры (по развитию) на 4 группы:
1) подражательно процессуальные
2) драматические (по определенному сюжету)
3) игры по сюжету с несложными правилами
4) игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры
Значение игры.
З. М. Истомина, исследуя процесс возникновения произвольной памяти в процессе игры, показали, что в ходе игры создаются благоприятные условия для запоминания и припоминания самостоятельно чего-либо, т. е. возникают предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.
Для примера возьмем игру «Чье это место?»
Здесь ребенок должен запомнить места расположения предметов, соотнести их с изображением на магнитной доске. Или сориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты. Пример произвольного запоминания и развития логического мышления.
Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.
Игра имеет значение не только для тех психологических процессов, которые в нее непосредственно вложены (воображение, мышление, но и те, что могут быть связанны с ней косвенно (память). Игра затрагивает наиболее существенные стороны психологического развития сознания. Воля воспитывается у детей через подчинение правилам игры. Подчинение правилам проводиться через сюжет или роль. Внутри роли заключается правило поведения. Свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Ограничение своих непосредственных побуждений, подчинение взятым на себя обязанностям способствует развитию воли.
Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться.
Список использованной литературы:
1) Журнал «Дошкольное воспитание» №3
2) Заморожца А. «Психология и педагогика игры дошкольника»
3) Мухина В. С. «Психология дошкольника»
4) Шуаре М. «Возрастная и педагогическая психология»
Источник
Александра Иванова
Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста
Основные положения
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего гармоничного развития. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение.
Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра — главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод о необходимости создания психолого-педагогических условий для обеспечения наиболее успешного общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст — это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка, этическими нормами и правилами (Т. И. Бабаева). Познавательный компонент социального опыта раскрывает начальную информированность дошкольников относительно принятых в обществе норм и правил поведения, представлений о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, о соответствующих оценках поступков и нравственных качествах людей. Это составляет основу, формирующийся в дошкольном детстве первичной социальной осведомленности ребенка как субъекта поведения, доступной деятельности и взаимодействия.
Общение достаточно широко изучалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности (М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, О. Е. Смирнова и другие). Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения (Л. Я. Коломинский, Т. А. Репина).
В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции, самоорганизации, умение следовать общим правилам. Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина, на протяжении дошкольного возраста взаимоотношения между детьми развиваются в общении, которое существенно изменяется с возрастом детей: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста.
Особенности в общении старших дошкольников:
— В старшем дошкольном возрасте значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Это создает естественную предпосылку для формирования гуманности в общении детей.
— В этом возрасте выражен интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений.
— Контакты старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными, устойчивыми и личностно обусловленными. В старших группах детского сада складывается определенная система межличностных отношений, совместной деятельности, ценностных ориентаций, оказывающая влияние на гуманистические проявления детей в общении.
— В старшем дошкольном возрасте начинает проявляться интерес дошкольника к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается симпатия.
Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба не возможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Интерес к деятельности других детей и умение договориться (о совместной игре, пользовании игрушкой, материалом, посчитаться с интересом друзей; проявление заботы об общем деле, игре, помощь и взаимопомощь, готовность выручить друга, товарищей по группе; объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости, получая при этом удовлетворение.
Старшие дошкольники хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками. Они уже умеют соответствующим образом оценивать поступки своих товарищей, их достоинства, придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекают такие проявления, как доброта, отзывчивость, взаимопомощь. Главным содержанием общения детей в старшем дошкольном возрасте становится сотрудничество, партнерство.
Таким образом, на ступени старшего дошкольного возраста в общении и взаимоотношениях детей наблюдаются качественные изменения, свидетельствующие об активном процессе их социализации. Вместе с тем, достижения в социально-личностном развитии детей и взаимодействии со сверстниками во многом обусловлены воспитательным влиянием педагогов, их умении найти эффективные методы развития и обогащения опыта общения дошкольников.
Итак, подводя итог всей работы, хочется отметить, что общение — одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрастечеловек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо.
Источник
Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее безболезненно. Ведь вновь поступившие дети еще не имеют опыта общения со своими сверстниками, не умеют играть «вместе», делиться игрушками.
Детей надо учить играть. А, как известно, игра – это специфическая, объективно развивающая способности, деятельность, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.
В процессе работы неизбежно возникнут проблемы:
— дети играют сами по себе;
— не хотят и не умеют делиться игрушками;
— не знают, как обыграть понравившуюся им игрушку;
— у детей нет взаимопонимания между собой в игре.
Причиной этого служит то, что в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников. Он привык, что все игрушки принадлежат ему одному, ему все позволено, никто дома у него ничего не отнимает. А, придя в детский сад, где много детей, которые тоже хотят играть той же игрушкой, что и у него, начинаются конфликты со сверстниками, капризы, нежелание идти в детский сад.
Для безболезненного перехода от домашней обстановки к детскому саду, для организации спокойной, дружеской атмосферы детского коллектива надо помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни, а так же развивать у детей самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.
В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.
Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
Все игры призваны помочь детям:
— они вызывают радость от общения;
— учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;
— побуждают действовать самостоятельно;
— замечают и поддерживают инициативные действия других детей.
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.
А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Это сюжетно-отобразительная игра, где ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. В такие моменты воспитателю необходимо вмешаться в игру ненавязчиво, побуждать действовать по определенному сюжету, играть вместе с ребенком с его игрушкой, воспроизводя ряд действий.
Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые.
Дидактическая игра, как средство обучения детей дошкольного возраста
Большое место в работе с детьми дошкольного возраста уделяется дидактическим играм. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Здесь познавательные задачи связаны с игровыми, а значит это вид деятельности можно назвать игрой-занятием.
В играх-занятиях воспитатель продумывает содержание игры, методические приемы их проведения, сообщает доступные возрасту детей знания, формирует необходимые умения. Усвоение материала происходит незаметно для детей, не требуя приложения больших усилий.
Развивающий эффект игры заключен в ней самой. В игре не возникает потребности в специальном обучении. Способы игровой деятельности условны и символичны, ее результат – воображаемый и не нуждается в оценке.
Дидактические материалы можно разделить на две группы. К первой относятся материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.
Во вторую группу вошли дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, игрушки-вкладыши, кубики, мозаика. Свобода деятельности с этими дидактическими материалами ограничена заложенными в них определенными способами действий, которыми ребенок должен овладеть при помощи взрослого.
В процессе игр с дидактическим материалом решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предмете общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его части, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.
Общий принцип деятельности, заложенный в дидактических играх, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одноцветными кольцами, сложить картинку из двух частей) до самых сложных (собрать башню Кремля, цветущее дерево из элементов мозаики).
В обучающей игре ребенок действует определенным образом, в ней всегда присутствует элемент скрытого принуждения. Поэтому важно, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность выбора. Тогда дидактические игры будут способствовать познавательному развитию каждого ребенка.
Игры-занятия с дидактическим материалом проводятся с детьми индивидуально или подгруппами. Обучение строится на основе диалога: «Какого цвета шарик? А этот шарик, какой? Синий, да?». Желательно привлекать внимание малышей внесением в группу какой-нибудь новой интересной игрушки. Дети сразу соберутся вокруг воспитателя, задавая вопросы: «А что это? А зачем? А что мы будем делать?». Будут просить показать, как с этой игрушкой играть, захотят самостоятельно разобраться с ней.
Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, которая имеет развернутый характер, где единым смыслом связывается несколько задач. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с детьми деятельности учит детей игровым действиям: как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать и т.д. Если ребенок затрудняется в воспроизведении игрового действия, воспитатель пользуется приемом совместной игры.
Для игр подбираются простые сюжеты с 1-2 персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама катает в коляске дочку, кормит ее, укладывает спать. Постепенно появляются первые игровые замыслы: «Поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Игровые задачи воспитатель решает совместно со всеми участниками игры (строят дом, играют в семью).
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к различным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Маленькие дети начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Здесь очень помогают игры-инсценировки. Они способствуют расширению детских представлений, обогащают содержание самостоятельной игры ребенка.
Дети охотно принимают для игры предметы-заместители. Игровые предметы имитируют реальные. Это помогает понять смысл игровой ситуации, включению в нее.
Мнимость игровой ситуации воспитатель подчеркивает тем, что в своей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет; моет водой, которая не течет из игрушечного крана; приписывает кукле эмоциональные состояния (хочет есть, смеется, плачет и т.д.). При введении в игру предметов-заместителей воспитатель не только осуществляет игровые действия, но и словесно комментирует условный предмет («Это у нас мыло» — кубик; «Это как будто ложка» — палочка и т.д.).
В дальнейших совместных играх с детьми педагог расширяет круг действий с предметами-заместителями. Например, в одной игровой ситуации палочка – ложечка, в другой – та же палочка – градусник, в третьей – расческа и т.д.
Предмет-заместитель всегда сочетается с сюжетной игрушкой (если хлеб – кирпичик, то тарелка, на которой он лежит – «как настоящая»; если мыло – кубик, то обязательно присутствует игрушечный тазик и т.д.).
Постепенно дети начинают принимать на себя игровую роль и обозначать ее для партнера, начинают развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог (доктор – больной, шофер – пассажир, продавец – покупатель и т.д.).
В группе необходимо сохранять предметно-игровую среду, специально организовывать ее, подбирать одни и те же игрушки, которые использовались в совместной игре. Если поиграли в «купание куклы», то в игровой уголок надо поставить 1-2 тазика, если «покормили куклу» — то ставим посуду, чтобы дети видели ее и могли использовать в игре самостоятельно.
Постепенно, наряду с предметами-заместителями, вводятся в игру и воображаемые предметы (причесать расческой, которой нет; угостить конфеткой, которой нет; разрезать арбуз, которого нет и т.п.).
Если все это ребенок вводит в игровую ситуацию самостоятельно, то он уже освоил элементарные игровые умения сюжетной игры.
Игра с куклами – основная игра ребенка-дошкольника. Кукла выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла – это и объект для общения, и партнер по игре. Она не обижается, не бросает играть.
Игры с куклами позволяют детям постичь правила поведения, развивают речь, мышление, воображение, творчество. В этих играх дети проявляют самостоятельность, инициативу и выдумку. Играя с куклой, ребенок развивается, учится обходиться с другими людьми, жить в коллективе.
Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни. Родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Куклы привлекают, главным образом, девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Литература:
1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
3. «Дошкольное воспитание». – 2005г.
4. «Дошкольное воспитание». – 2009г.
5. Л.Н.Галигузова, Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др. – М.: Просвещение, 2007.
6. Л.С.Выготский Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии: — 1966. — №6
7. О.А.Степанова Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
8. Растем играя: сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Некрасова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Источник