Особенности развития цнс ребенка раннего возраста

Особенности развития цнс ребенка раннего возраста thumbnail

Важнейшим   новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, существенно рас­ширяющее возможности самостоя­тельного ознакомления ребенка с окружающей средой. Дальнейшее развитие двигательных действий усложняет манипуляции ребенка с предметами, ребенок научается вкладывать предметы один в другой, нанизывать. Осуществление произ­вольных двигательных действий ба­зируется на развитии двигательной корковой зоны, нейронный аппарат которой в этом возрасте достигает значительной степени зрелости, и лобных отделов, где с 12-месячного возраста до трех лет дифференциру­ются вставочные нейроны, нараста­ет длина и разветвленность дендрит­ных сплетений. Созревание аппарата вставочных нейронов приводит к усложнению ансамблевой организа­ции и совершенствованию обработки информации и организации деятель­ности. Все это обеспечивает развитие инициативных предметных дейст­вий. Увеличивается разнообразие ма­нипуляций и усложняется конструк­тивная деятельность с кубиками, пирамидкой, карандашами, бытовы­ми предметами (чашка, ложка, бо­тинки), ребенок постепенно научает­ся использовать их по назначению. Если вначале конструктивные действия носят подражательный харак­тер, то затем постепенно, путем проб и ошибок начинается использование собственных способов конструирова­ния. При этом познаются не только предметы как таковые, но и их раз­нообразные свойства, в том числе от­носительные характеристики — на­пример, размер колец пирамидки (больше/меньше), с правильным ис­пользованием этих свойств.

 В расши­рении возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия. Дальнейшее созревание заднеассоциативных и в особенности переднеассоциативных структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует  развитию  операций опознания и запечатлевания предме­тов. Ребенок этого возраста способен узнавать не только знакомые реаль­ные предметы, но и их изображения на картинке. Если ребенку первого года жизни для опознания целостно­го образа требовался непосредствен­ный контакт с предметом и интегра­ция информации, поступающей по разным сенсорным каналам (так­тильный, звуковой, обонятельный), то на рассматриваемом этапе онтоге­неза на основе уже сформированно­го эталона опознание может осуще­ствляться только за счет зрительной информации. Это обеспечивает даль­нейшее развитие невербальных форм категоризации.

Категоризация объектов внешнего мира неразрывно связана с форми­рованием речевой функции. Показ предмета с его одновременным назы­ванием приводит к развитию номина­тивной функции слова. Вначале оно связывается с определенным конк­ретным предметом. Затем, на втором году жизни, обозначение словом рас­пространяется на однородные пред­меты (не конкретная кукла или ма­шинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок научается опознавать раз­личные предметы, обозначаемые од­ним словом, и оперировать ими по на­значению.

В период от 1 года до 3 лет условнорефлекторная деятельность характеризуется не только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формированием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время, чем у
взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности, окраски предметов. Этими видами условных рефлексов определяется интегрированное отражение явлений внешнего мира и считаются основой понятий, формируемых на базе первой сигнальной системы. Примером динамического стереотипа этого возраста могут служить изменения особенностей ВНД ребенка согласно распорядку дня: сон — бодрствование, питание, прогулки, требующие последовательности поведенческих элементов, из которых складываются процедуры умывания, кормления, игры.   Системы условных связей, выработанные в это время, отличаются особой прочностью, и большинство из них сохраняет свое значением в течение всей последующей жизни человека.

Взаимодействие проекционных и непроекционных отделов коры больших полушарий обеспечивает более глубокое восприятие окружающей среды. Особо важное значение при этом имеет взаимодействие возбуждений, обеспечивающих возникновение ощущений и двигательную активность, например зрительное восприятие объекта и охватывание его рукой.      

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

«Особенности развития детей раннего возраста

с поражением ЦНС »

Подготовила:

студентка 4 курса заочного отделения

педагогического факультета

отд. «Логопедия»

Борунова Наталья Александровна

Проверила:

Ермакова Екатерина Владимировна

Коломна – 2013

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение.

  1. Перинатальные поражения ЦНС.

  1. Психомоторное развитие детей первых

трех лет жизни в норме.

  1. Заключение.

  1. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев. Раннее поражение мозга в дальнейшем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев психического, доречевого и речевого развития, а также двигательного анализатора. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются. В дальнейшем у детей, перенесших ПЭП, могут наблюдаться: задержки психического и речевого развития , общее недоразвитие речи, умственная отсталость, ДЦП и др.

Читайте также:  Аномалии в развитии почек ребенка

Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии.

Исследования К.А.Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых психических, двигательных и речевых нарушений является более вероятным.

В настоящее время существуют эффективные методы клинической диагностики ПЭП. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Важная роль при этом принадлежит логопеду, педагогу-дефектологу.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ЦНС

Перинатальные поражения центральной нервной системы объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. До 1979 года в клинической практике для обозначения перинатальной патологии мозга применялся термин «внутричерепная родовая травма». С 1979 года используется терминология и клиническая классификация, предложенная Ю.А.Якуниным. В соответствии с этой классификацией был введен термин «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца 2-ой недели жизни (для детей первых дней жизни сохранялись термины «гипоксия» и «асфиксия»). Классификация определяет преимущественную этиологию поражения (гипоксическую, травматическую, смешанную), уровень поражения, период течения заболевания и ведущий клинико-неврологический синдром. ПЭП может иметь различную степень тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. В клинической практике также общепринят термин «перинатальное поражение ЦНС».

В клинической картине выделяют три периода – острый ( 1-й месяц жизни ребенка), восстановительный (с 1-го месяца до 1 года, а у недоношенных и незрелых детей до 2 лет) и исход.

Восстановительный период включает несколько неврологических синдромов.

Синдром представляет собой сочетание и повторяемость взаимосвязанных между собой симптомов. Он является как бы связующим звеном между симптомами и нозологическим диагнозом и отражает основные патогенетические механизмы заболевания, а часто также уровень поражения центральной нервной системы. Возрастная незрелость нервной системы ребенка определяет фрагментарность и недифференцированность наблюдаемых у него синдромов. Организм, особенно новорожденного и грудного ребенка, реагирует на различные вредности ограниченным числом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ В НОРМЕ

(По данным Пантюхиной Г.В., Печоры К.Л., Фрухт Э.Л., 1979)

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.

Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.

Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.

Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)

Первая улыбка в ответ на обращенную речь.

В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).

Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).

Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).

Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.

Читайте также:  Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка родительское собрание

Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)

Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.

Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню. На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.

Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.

Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.

Гулит.

Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.

Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи. Дифференцированно реагирует на нее.

Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит,
берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.

Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.

Подолгу певуче гулит

Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами.

6 месяцев жизни ребенка.

Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.

Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.

Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.

Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.

Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

Активно манипулирует игрушками.

Хорошо и много ползает в различных направлениях

На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.

Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)

Сам садится, сидит, ложиться.

Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».

Громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.

Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).

Знает свое имя, оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.

Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.

Пьет из чашки, придерживая ее руками.

Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом

По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.

Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.

Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).

Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.

Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)

Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

Различает предметы по форме (кубики, кирпичики и т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).

Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.

Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.

Читайте также:  Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.

Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.

Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.

Активно пользуется лепетом и облегченными словами.

Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).

Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.

Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)

Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).

Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.

Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.

Пользуется словами и двухсловными предложениями.

Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.

Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.

Частично раздевается при помощи взрослого.

Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.

Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.

Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.

Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.

Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению.

Частично надевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.

Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Самостоятельно одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»

Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).

Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.

Рисует, лепит простые предметы и называет их.

Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности психического состояния детей, возникающие в условиях родительской депривации, в целом следует определить как «синдром сиротства». Он характеризуется не только задержкой психомоторного развития. У таких детей наблюдаются пара-аутистические проявления, недостаточное развитие аффективной стороны личности и нарушения личностной структуры. Фактор сиротства тем более значим для психического развития, чем в более раннем возрасте он начинает действовать.

Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, составляют особую категорию. Чрезвычайно важно оказывать им раннюю коррекционно-педагогическую помощь. Эта проблема будет рассмотрена нами в следующей работе.

Список литературы:

  1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. – 2002. — №5.

  2. Бениаминова М.В. Воспитание детей: Учебник. – М.: Медицина, 1991. – 288 с.

  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2002. – 64с.

  4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.

  5. Воспитание детей раннего возраста. / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с.

  6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

  7. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

  8. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

  9. Дунайкин М.Л., Брин И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) // Дефектология. – 2002. — № 3.

  10. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. –272с.

  11. Ильина Н.А. Играем в памперсах. – М.: Айрис-пресс, 2003.–160с.

  12. Камышанова К.И. Ребенок от рождения до двух лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.– 240 с.

  13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.- М., 1973.

Источник