Особенности развитие ребенка на четвертом году жизни
Татьяна Адамовна Волкова
Возрастные особенности детей четвертого года жизни.
Возрастные особенности детей четвертого года жизни.
Возрастные особенности детей четвертого года жизни.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не-сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрастепроисходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Источник
Психологические особенности детей 4-го года жизни
В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Ребёнок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3 лет.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребёнок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.
В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению, к детям другого пола.
В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Возраст 3-4 лет также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Если перед ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет три-четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовёт. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать самый большой или самый меньший из трёх—пяти предметов (более пяти предметов детям трёхлетнего возраста не следует предлагать).В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растёт дерево, за домом есть гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.
Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребёнок из пяти — семи специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух-трёх). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребёнок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.
В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Ребёнок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две-три подруги.
В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.
Источник
Как правило, человек помнит себя с трёх лет. А в четвёртый год жизни ребёнок вступает уже осознавая свою индивидуальность, своё Я.
Если он раньше держался за руку мамы, то теперь он высвобождает руку и делает первые шаги в самостоятельность, а родителям нужно поддерживать и укреплять эту самостоятельность ребёнка.
В четыре года пришло время узнать свои права и обязанности, а также права других людей. Если воспитание неправильное, то как раз в этот период закрепляется эгоизм, требовательность к другим без требования к себе.
Это время, когда правильное воспитание решает, каким человеком ему быть. Видите, уважаемые родители, какой это важный этап в жизни вашего малыша!
В данной статье перечислим лишь некоторые навыки четырехлетнего ребенка при условии его нормального развития, и отсутствия каких-либо серьезных заболеваний. Большинство из этих умений формируются с помощью обучения со стороны взрослых людей (чаще всего родителей).
Умственное развитие ребенка в четыре года характеризуется тем, что он, как правило, уже умеет следующее:
— умеет считать до десяти (иногда и более того);
— знает свой адрес (место жительства);
— малыш способен к пересказу событий из реальной жизни или из сказки, которую ему читала мама перед сном;
— он также уже знает некоторые антонимы и различает их между собой (грустный — веселый, большой – маленький и так далее);
— ориентируется и не путает между собой времена: будущее, прошедшее, настоящее;
— использует в своей речи предложения, состоящие из 5 и более слов;
— хорошо выговаривает буквы «Р», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» и другие буквы русского алфавита; если же с произношением каких-либо букв у ребенка есть трудности, тогда сходите с ним к логопеду, который будет с ним заниматься с целью устранения возникших проблем в речи.
Чем ближе ребенок становится к своему пятому дню рождения, тем больше становится его словарный запас, он составляет уже около 3000 слов.
Напоминаем родителям вновь и вновь, что ребенок самостоятельно не может научиться тому, чего еще совсем не умеет. Это значит, что с ним необходимо заниматься, учить всему, разговаривать, помогая в чем-либо, заодно и подсказывать или показывать, как совершать то или иное действие. Родители — главные источники знаний для ребенка. Но это, конечно же, не значит, что никто другой не может повлиять на него, научить его чему-то. Этому всячески нужно способствовать. Бабушка или дедушка так или иначе тоже могут поспособствовать правильному развитию ребенка. Например, рассказывая и показывая растения, выращенные в огороде, в саду. Ребенок может наблюдать и слушать одновременно в тот момент, когда бабушка будет закрывать варения и соления. Он может сделать много новых открытий для себя. Согласитесь, здорово чему-то удивляться в первый раз! Так что это тоже бесценный опыт и поэтому не стоит лишать ребенка позитивных эмоций и новых познаний.
Также хочется напомнить, что ваш малыш индивидуален во всем! Не стоит исключать того, что ребенок будет более преуспевать, чем его сверстники, либо же наоборот, немного отставать от ровесников по уровню своих знаний и способностей. Если же наблюдается явное отставание в развитии (как физическом, так и психическом), тогда стоит задуматься и обратиться к профессионалам (психологу, логопеду, неврологу).
Уже в раннем периоде жизни ваш ребёнок был знаком с понятиями «надо и нельзя», но четырёхлетнему вы должны теперь разъяснять, почему «нельзя» и почему «надо».
У четырёхлетнего ребёнка большую часть его речи составляют вопросы. Этот натиск вопросов свидетельствует о возросшей любознательности ребёнка. Чтобы стимулировать умственное развитие малыша, родители должны отвечать на все вопросы вдумчиво и серьёзно. Чем глубже ответы, тем глубже ум ребёнка.
Таким образом, интеллектуальное развитие четырёхлетнего ребёнка зависит более всего от качества ответов на его вопросы, хотя и игра по-прежнему важна.
Начинайте загадывать ребёнку простые загадки и не спешите подсказывать отгадку, пусть подумает сам. Потом с помощью наводящих вопросов вы подведёте малыша к отгадке. Вслед за первой задайте вторую однотипную загадку. Так вы научите своего малыша отгадывать загадки, что будет способствовать умственному развитию. Также учите ребёнка из ряда предметов выделять лишнее и доказывать своё мнение.
Четырёхлетнему под силу овладеть и некоторыми математическими представлениями. Ребёнок этого возраста различает понятия один-много-мало; определяет величину контрастных предметов с помощью слов: длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, лёгкий-тяжёлый; ориентируется в пространстве: спереди-сзади, далеко-близко, наверху-внизу, под-над; во времени: утро-вечер, день-ночь. Все понятия отрабатываются в играх и в быту.
В дидактических играх у ребёнка развивается умение узнавать форму, цвет, величину: красный кубик, большая машина, круглое яблоко.
Хочу обратить ваше внимание на чтение. Книгам в этот период жизни ребёнка нужно уделять много внимания. Книга должна стать постоянным элементом в жизни ребёнка. Создайте все условия, чтобы ребёнок мог самостоятельно рассматривать книги, узнавать на иллюстрациях знакомых героев. Нужно каждый день читать ребёнку подходящую его возрасту книгу, задавать простые вопросы, вызывать эмоциональный отклик на читаемое художественное произведение. Если в доме не будет достаточно красиво оформленных книг, ребёнок не полюбит чтение.
В заключение хочу поговорить о воспитании вежливости. В четыре года ребёнок уже вполне вежлив, к старшим обращается на «Вы», использует в речи «вежливые» слова. Вы должны терпеливо объяснять ребёнку, что перебивать говорящего невежливо, учите терпеливо ждать своей очереди. Поэтому за столом первая тарелка — пожилому человеку, вторая — папе, вернувшемуся с работы, а третья — ему, маленькому. По времени разница мизерная, аппетит не пропадёт, а уважение к старости и труду будет проявлено.
Источник
Особенности развития детей четвертого года жизни
К трем годам заканчивается период раннего детства, и начинается период младшего дошкольного возраста (по Выготскому). В этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, формируется положительное отношение к труду и обучению
Физиологические особенности
Младший дошкольный возраст очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма Рост детей этого возраста несколько замедляется по сравнению с ростом детей раннего возраста.
Продолжается формирование физиологических изгибов позвоночника. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.
Особенности речевое развитие
Дети четвертого года жизни начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимости между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по значению, в единую группу, различать предметы близкие по внешним признакам.
К четырем годам активный словарь ребенка составляет примерно 2000 слов
В речи ребенка кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой,наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два).
Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи, на вопросы взрослого ребенок отвечает развернутыми фразами
В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку, появляется словотворчество, попытки рифмовать (карам-барам). Формируется умение при помощи взрослого или по картинке составить рассказ. Ребенок овладевает различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи.
Ведущий вид деятельности становится сюжетно-ролевая игра и разные формы продуктивной деятельности, а также возможны элементы учебной деятельности.
В игре ребенок осваивает систему человеческих отношений (игры «дочки-матери»), осваивать виды «взрослой» деятельности (игры в доктора, магазин и т.п.) Чем старше ребенок, тем чаще он старается в игре брать на себя роль «взрослого», который воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет во всем походить на него.
Если в более раннем возрасте для ребенка в продуктивной деятельности было важным – действовать с предметом, то теперь для него главным становится – похвала взрослого. Особенностью продуктивной деятельности младшего возраста является то, что ребенок еще не может сам себе поставить цель, цель задается взрослым. Но и достижение цели не является главным для ребенка четвертого года жизни, лишь к концу старшего дошкольного возраста формируется стремление довести дело до конца, а это уже зачатки учебной деятельности.
Особенности социально-коммуникативной сфере
Ребенком младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослым и сверстниками активно осознаются и осваиваются нормы и правила социального взаимодействия. Эти нормы начинают управлять его поведением. Возникают первичные моральные установки, освоение, что является хорошим и плохим;
Познавательная сфера
Продолжается формирование представления о картине мира, о его пространственном (далеко – близко), временном (вчера – сегодня – завтра) строении. Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.
Психологические особенности
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, ребенку этого возраста свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.
В 3 года ребёнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует её по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, причёска и т. д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению, к детям другого пола.
В 3-4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»)
Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. Таким образом можно определить следующие задачи для взрослых, воспитывающих ребёнка:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, дозировать мышечные нагрузки, заботиться об эмоциональном комфорте
- создавать условия для развития сюжетно-ролевой игры
- доброжелательно общаться на познавательные темы, создавать условия для практического экспериментирования, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности
- формировать интерес к художественным видам деятельности
Источник