Особенности психосоциального развития ребенка характеристика
Приложение
Всесторонняя психосоциальная оценка ребёнка и семьи
Дело № __________________________
Дата: ____________________________
Социальный работник: _________________________________________________________
Ребенок, члены семьи и значимые для ребенка лица
Имя и фамилия
Дата рождения
Адрес (фактический и регистрация) и телефон
Индикаторы функциональности семьи
+/-
Описание ситуации в семье по данному индикатору
1. Жилищные условия
1.1. Дом/квартира является частной собственностью семьи.
1.2. Территория вокруг жилища в целом содержится в порядке, санитарные требования соблюдены.
1.3. Опасных элементов вокруг дома (электрические провода, магистраль, железная дорога, овраг и т. д.) нет.
1.4. В доме чистота и порядок, соблюдены санитарно-гигиенические требования (попадание света, влажность, температура в помещении, грызуны и насекомые).
1.5. Жилище отвечает требованиям безопасности (нет аварийного состояния).
1.6. Жилище снабжено необходимыми коммунальными услугами (вода, канализация, электричество, газ).
1.7. Жилплощадь и количество комнат соответствуют нуждам семьи, у ребенка есть свое пространство.
1.8. Семья имеет необходимую мебель и оборудование (кровати, обеденный стол, письменный стол, стулья, шкафы, кухонные принадлежности, санузел).
1.9. Доступность транспорта (личный либо общественный).
1.10. Жилище удобно и доступно для инвалидов.
1.11. Ребенок имеет стабильное место проживания.
2. Финансовое положение
2.1. Родители/опекуны имеют постоянную работу и необходимые навыки для трудоустройства; нет опасений относительно потери работы.
2.2. Семья не испытывает серьезных финансовых проблем.
2.3. Семейный бюджет планируется и используется для удовлетворения основных нужд.
3. Отношения семьи с родственниками и общиной
3.1. У семьи есть широкий круг родственников и друзей, с которыми они регулярно взаимодействуют.
3.2. Семья активно участвует в жизни общины (посещает свадьбы и похороны, участвует в праздниках, приглашает гостей).
3.3. Семья открыто принимает помощь от родственников, друзей и соседей.
3.4. Родственники, друзья или соседи помогают заботиться о ребенке.
3.5. Члены семьи состоят в общественных группах поддержки (напр. ассоциация родителей детей-инвалидов).
4. Пользование общественными услугами и ресурсами общины
4.1. Семья проживает в месте с развитой социальной инфраструктурой (образовательные и здравоохранительные учреждения, спортивная/игровая площадка и т. д.).
4.2. Семья получает социальные пособия.
4.3. Семья пользуется необходимыми социальными услугами, существующими в общине (детский сад, школа, поликлиника, реабилитационный центр, дом творчества).
5. Отношения ребенка с членами семьи
5.1. Родители разбираются в вопросах детского развития, имеют реалистичные ожидания и видят корни проблемы.
5.2. Родители использую гуманные методы воспитания, не подвергают ребенка насилию, телесным наказаниям, эмоциональному давлению, относятся с заботой и вниманием.
5.3. Родители готовят ребенка к самостоятельной жизни, но не подвергают ребенка трудовой эксплуатации (опасному тяжелому труду).
5.4. У ребенка есть режим дня, соответствующий его возрасту и личным характеристикам.
5.5. Родители принимают свою роль добровольно, любят детей, относятся к ним тепло и позитивно.
5.6. Родители внимательны и адекватно реагируют на нужды ребенка (правильно распознают жесты, устанавливают глазной контакт, проявляют терпение, играют с ним).
5.7. Существует видимая вербальная и эмоциональная связь родителя с ребенком (ребенок может открыто выразить свои мысли и чувства).
5.8. Ребенок, в общем, придерживается правил, установленных родителями.
6. Стимуляция развития ребенка
6.1. У ребенка есть развивающие игры, соответствующие его возрасту.
6.2. Родители читают детям книги, контролируют просмотр телевизионных программ, проверяют домашнее задание, посещают школьные родительские собрания.
6.3. Родители понимают роль игры в развитии ребенка (создают игровые ситуации, условия для игры, участвуют в играх).
6.4. Родители понимают важность дошкольного, школьного и профессионального образования, обеспечивают ребенка школьными принадлежностями.
6.5. Досуг ребенка планируется родителями вместе с ним и направлен на развитие.
6.6. Члены семьи придерживаются единой методики воспитания.
7. Взаимоотношения членов семьи
7.1. Члены семьи расположены к общению и обсуждению, поощряют друг друга выражать мнение, взаимодействуют без конфликтов.
7.2. Семейные обязанности распределяются между членами в соответствии с их способностями и пожеланиями.
7.3. Члены семьи относятся друг к другу с уважением, доверием и заботой.
8. Личная характеристика членов семьи
8.1. Родители/опекуны выросли в благополучной биологической семье, с любящими родителями.
8.2. Родители в детстве либо во взрослом возрасте не испытывали физического, сексуального либо эмоционального насилия.
8.3. Родители не злоупотребляют алкоголем или наркотическими средствами (в прошлом и настоящем).
8.4. Родители не имели и не имеют хронические заболевания (туберкулез, астма, порок сердца, аллергия, кожные и венерические заболевания, СПИД).
8.5. Родители не имеют физических либо психических ограничений, которые могли бы повлиять на функциональность семьи; родители не подвергаются длительной госпитализации.
8.6. Родители не совершали преступных деяний, не проявляют агрессии и насилия (физического и эмоционального).
8.7. Ни один из членов семьи не находится в заключении либо в другом длительном отсутствии (трудовая миграция).
8.8. Родители не страдают нездоровой подозрительностью, доверяют окружающим в разумных пределах.
8.9. Родители эмоционально и экономически независимы, могут самостоятельно обеспечивать свои текущие нужды (например, покупать и готовить еду), принимать решения и выполнять обязанности по работе.
8.10. Родители готовы к сотрудничеству, открыто ищут помощь, делятся информацией, открыты к новым идеям, инициативны относительно решения своих проблем.
8.11. Родители эмоционально стабильны и оптимистично настроены.
8.12. Родители поддерживают здоровый баланс между личными потребностями и потребностями ребенка.
8.13. Родители имеют профессиональное образование (среднее или высшее) и обладают базовыми знаниями для самостоятельной жизни и воспитания ребенка.
9. Психосоциальная характеристика ребенка
9.1. Развитие ребенка (физическое, эмоциональное, когнитивное, речевое) не вызывает беспокойства и соответствует его возрасту.
9.2. В поведении ребенка не проявляется агрессия, тревожность и другие поведенческие нарушения; ребенок дружелюбен и толерантен по отношению к другим.
9.3. У ребенка нет хронических заболеваний.
9.4. Ребенок не имеет физических либо психических ограничений, которые могли бы повлиять на его функциональность (инвалидность).
9.5. Ребенок получает образование в школе/детском саду, его успеваемость и посещаемость удовлетворительные.
9.6. У ребенка есть друзья, ему нравится проводить время с ними.
9.7. Ребенок не подвергался физическому, сексуальному либо эмоциональному насилию или эксплуатации.
9.8. Ребенок не употребляет алкоголь, наркотические и токсичные средства.
9.9. В истории ребенка не было противоправного поведения.
Источник
Елена Суркова
«Особенности социально-психического развития дошкольников»
Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, человек — это система общественных отношений, развитие которого происходит в деятельности. Присвоение ребенком системы общественных отношений в деятельности — это и есть процесс социального развития. В социальном развитии человека можно выделить три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром посредством общения, который на каждом возрастном этапе имеет качественное своеобразие.
Раннее дошкольное детство — особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Многие дети в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Если двух-трехлетний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (умею зашнуровывать ботинки, умею застегивать пальто, то у четырехлетнего ребенка чувства радости и гордости вызывают качественные показатели достижений в разных видах деятельности (красиво и правильно нарисовал, быстро пробежал и т. п.). В этой же возрастной группе наблюдаются массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личностными возможностями. Соотнося свои успехи и неудачи с результатами аналогичной деятельности других детей, ребенок обучается правильно оценивать собственные возможности. Чем гордится ребенок, чего он стыдится — решающую роль в этом играют окружающие, и в первую очередь, — родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений.
В раннем возрасте начинает формироваться чувство, которое в дальнейшей личностной судьбе ребенка играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из стремления к признанию, как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие качества.
На протяжении раннего возраста происходит изменение социальной ситуации развития. В раннем детстве (до 3-х лет) она представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок — предмет — взрослый (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение ребенком социально выработанных способов употребления предметов, которыми владеет взрослый. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, который задает образец их использования в ходе взаимодействия с малышом. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления.
На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуативный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов и характером его деятельности.
Совместная деятельность со взрослым приводит к тому, что к концу 3-го года жизни у детей формируются следующие показатели социального развития:
• складывается предметная деятельность;
• развивается общение со взрослыми;
• зарождается общение со сверстниками;
• возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
У детей среднего дошкольного возраста продолжают развиваться личностные качества, связанные с отношением к людям. Это, в первую очередь, внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям и т. д. Они уже способны проявить не только симпатию (антипатию, элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким. Часто в этом возрасте чувство к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Он проявляет к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремится оказать помощь. В условиях неудачи ребенок обращается к взрослому, одобрение которого служит мотивацией детей.
К этому возрасту уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действий, а реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок среднего возраста начинает принимать во внимание интересы партнера. Он уже может определять свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа «звезд» и «непринятых». Значимыми характеристиками «звезд» в этом возрасте выступают умения организовать игру, стремление к справедливости,
доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность. «Непринятых» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, внешняя непривлекательность. Симпатия и антипатия обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует социальному эталону, сформированному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотношений.
Взаимоотношения дошкольников среднего возраста определяются, главным образом, наличием, или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы. В этом возрасте сюжетно-ролевая игра становится все более коллективной, и одному ребенку не справиться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением по типу «здесь» и «сейчас». Речь становится основной коммуникативной операцией. Идет активный процесс самоутверждения по отношению ко взрослым и сверстникам. Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно положительно.
В период среднего дошкольного возраста развивается третья форма коммуникативной деятельности — внеситуативно-познавательная. Внеситуативно-познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неимением достаточного словарного запаса, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается именно через такие выразительные моменты.
Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует деятельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения. Если раньше общение строилось с опорой на зрительные, экспрессивно-мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка наглядно-действенного, а затем наглядно-образного типов мышления, то в старшем дошкольном возрасте речь начинает приобретать автономный характер, становится внеситуативной, что свидетельствует о начальном этапе развития абстрактного, логического мышления. Удовлетворение познавательных интересов приводит к углублению их знакомства с окружающей действительностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей — взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним.
К пяти — шести годам ребенок начинает накапливать собственный опыт жизни, во многом стихийный и неосознанный. Многие известные психологи обращали внимание на значимость детского опыта в жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, Л. С. Выготский, П. П. Блонский и др). Воспоминания детства дают человеку необходимый ресурс, поддерживают и помогают. Многочисленные автобиографии, дневники и воспоминания свидетельствуют о тонком проникновении ребенка в мир окружающей жизни, яркости восприятия и особой «детской» памяти.
Таким образом, в возрасте от 5 до 7 лет детям необходим взрослый, организующий опыт их жизни и помогающий его воспринять и осознать. В этот период происходит становление личности ребенка, и общение со взрослыми является одним важнейших условий ее развития. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социо-культурным представлениям. Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления, «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Детей в этом возрасте отличает феномен «морального реализма» (Ж. Пиаже, проявляющийся в полном принятии моральных норм, существующих вне его.
Однако для социального развития, становления личности недостаточно одних лишь знаний и представлений. Ребенок довольно долго проявляет достаточно заметное расхождение между речевым и реальным поведением (Е. В. Субботский). Зная правила, не выполняет их, верно оценивая события и героев, ведет себя импульсивно, порой непредсказуемо. Развитие личности требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания непосредственных импульсов, разрешения внутренних конфликтов. И поэтому психологи говорят лишь о создании предпосылок личностного развития в этот период жизни.
Для того, чтобы такие предпосылки сложились, необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л. С. Выготский, соподчинение мотивов своих действий (А. Н. Леонтьев, а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения. (Л. И. Божович, В. В. Зеньковский и др.).
К 5-7 годам под влиянием общения со взрослыми складывается особый тип взаимоотношений, названный М. И. Лисиной внеситуативноличностным. Ребенок и взрослый вступают в партнерские отношения не по поводу предметов и действий с ними, а по поводу личностных проявлений людей. Ребенка интересует широкий мир общечеловеческих ценностей, суждения, оценки, мнение взрослого. Дошкольник живо интересуется тем, что думает взрослый о героях детских сказок и книг, а также о нем самом, его ровесниках. Самоценность такого общения проявляется в особом отношении к взрослому, в том, что ребенок выделяет
его среди других людей, видит в нем учителя (Е. О. Смирнова). В этом возрасте у детей наблюдается проявление повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совместной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях. К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. Ведущей потребностью в общении у ребенка данного возраста выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка процесс общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это говорит о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта творческой жизнедеятельности, где общение, речевые коммуникации являются одним из способов осознания себя во внутреннем плане становления личности и позволяют понять другого человека, рассматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.
Таким образом, социальное развитие дошкольника, как отмечает О. М. Дьяченко, характеризуется, прежде всего, уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила обращения с различными предметами человеческой культуры. С другой стороны, это правила поведения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением и усложнением самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.
О. М. Дьяченко выделены основные показатели социального развития дошкольника.
Возраст 5-6 лет. Общение со сверстниками — ребенок избирательно и устойчиво
взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях.
Усвоение социальных норм и правил — ребенок может регулировать свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и Т. П.).
6-7 лет Общение со сверстниками- ребенок избирательно и устойчиво
взаимодействует с детьми;
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
передает как можно более точно сообщение другому, внимателен к собеседнику. Усвоение социальных норм и правил- ребенок регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
Источник