Особенности психофизического развития ребенка старшего дошкольного возраста

Особенности психофизического развития ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст относится к психомоторному (сенсорному) этапу формирования психики у ребенка. Для него характерно выдвижение на первый план двигательной активности самого малыша. Потребность двигательной активности детей 5 -7 лет настолько велика, что врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной расточительности».

Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь.

В это время формируется мимическая выразительность ребёнка, склонность к подражанию действиям окружающих, пластичность и автоматизм в движениях. Дети активно усваивают навыки самообслуживания. Ограничение активности малыша в этот период, стремление взрослых обуть, одеть, застегнуть и накормить его могут привести к задержке развития речи, пассивности, капризам и упрямству, неприспособленности при решении простейших жизненных задач.

Второе название этого периода – период «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. средний рост ребёнка 5 лет – 106 – 107 см, масса тела 17 – 18 кг. Средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200 г, роста – 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см, масса тела 21,5 кг.

Характерным клиническим симптомом этого возрастного периода являются «боли роста», периодически возникающие в икроножных мышцах ребят. При чём боль может быть настолько интенсивна, что иногда дети кричат не в силах её перенести. Известный детский хирург С.Я.Долецкий, изучив подобные жалобы у большего числа детей, пришёл к выводу: это болят мышцы, не успевающие за бурным ростом костей и не получающие достаточного количества питательных веществ. Как правило, это явление в наибольшей степени характерно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

К шести годам в общей конфигурации тела детей становятся более заметны половые отличия, обусловленные особенностями распределения подкожной жировой клетчатки и строением скелета. Движения девочек становятся плавными и лёгкими в отличие от порывистых и резких жестов мальчиков. За счёт ускоренного роста конечностей изменяются пропорции тела ребёнка. Дети становятся стройнее. В результате интенсивного развития мелких мышц кисти и пальцев происходит развитие отточенности и чёткости движений.

На пятом – шестом году жизни у дошкольников начинают постепенно шататься и выпадать молочные зубы, а на шестом – седьмом прорезаются постоянные зубы.

В этот период защитные силы организма детей активно функционируют, и защиту от инфекционных агентов иммунная система обеспечивает достаточно. Но в это же время происходит чрезмерное развитие лимфатической ткани, что в свою очередь нередко приводит к склонности детей к аллергическим реакциям.

Развитие движений у детей 5 – 7 лет

Для старших дошкольников характерно преобладание показателей, характеризующих быстроту движений и их амплитуду (скорость и гибкость). В связи с тем что, их организм несколько хуже приспособлен к выполнению движений, обеспечивающих длительных повторяющихся действий, обеспечивающих выносливостью и силой мышц тела.

Для детей шестого года жизни характерно интенсивное изменение пропорций тела, увеличение силы мышц; формирование устойчивой позы; совершенствование чувства равновесия; появление и развитие координации движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, беге; значительная подвижность позвоночника; слабость мышечного аппарата.

В этом возрасте нужно обратить особое внимание прыжкам и спрыгиванию на твёрдую поверхность. Так как амортизационные свойства позвоночника и стопы несовершенны, то возможно травмирование организма. физиологичным для ребёнка является спрыгивание в мягкую или сыпучую среду (песок, поролон, сухой бассейн с шарами и др.) либо подпрыгивание или перепрыгивание.

Также внимание следует уделить области носа, так как окостенение опорных костей носовой перегородки не окончено, и любые, даже самые лёгкие ушибы в области носа могут привести к травме и кровотечению особенно во время игр с мячом.

Слабость связочно-мышечного аппарата локтевого сустава обуславливает нередкие подвывихи из-за резкого рывка ребёнка за руку. Также в этом возрасте нежелательны висы и упражнения по преодолению тяжести своего тела на вытянутых руках.

Для детей характерно осознанное понимание учебной задачи, интерес к результату, выигрышу, удовлетворение от достигнутого. Преобладает эмоциональная окраска деятельности. Типичен отказ от выполнения неинтересных действий, если они не вовлечены в игровую форму.

У детей семи летнего возраста наблюдается незначительное увеличение массы тела и силы мускулатуры; окончание формирования изгибов шейно-грудного отдела позвоночника и свода стопы; интенсивное окостенение мелкий костей кисти и пальцев рук; высокая подвижность суставов за счёт эластичности мышц, связок; совершенствование координации, устранение «лишних» движений; выработка характерной осанки; качественное изменение двигательной деятельности.

В этом возрасте следует особое внимание уделить выработке правильной осанке. Формирование осознанного самоконтроля ребёнка за положением своего тела. При его отсутствии велика вероятность деформации позвоночника.

Следует обратить внимание на состояние ротовой полости. В этом возрасте происходит постепенная замена временных зубов постоянными. Очень важно следить за формированием правильного прикуса.

У детей формируется способность к самоконтролю и правильной оценке процесса и результата собственных движений. Выполнение движений становиться осмысленным и планируемым. Велик интерес детей к соревновательным компонентам совместных действий.

Для развития и совершенствования двигательных возможностей детей мы в группах используем здоровье сберегающие технологии, которые включают в себя:

  1. Динамические паузы,
  2. Пальчиковую гимнастику,
  3. Релаксацию,
  4. Игры малой подвижности,
  5. Сказкотерапию,
  6. Сухой аквариум.
  1. Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. И выполняют следующие функции:

Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества

Обучающую – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную – способствовать выздоровлению.

Динамические паузы — это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, проверка осанки,  физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т.д.).

  1. Пальчиковая гимнастика

Проводится индивидуально либо с подгруппой. Рекомендуется всем детям.

Проводится в любое удобное время.

Функции пальчиковой гимнастики:

  1. стимулирует развитие речи.
  2. развивает умение подражать взрослому
  3. помогает концентрировать внимание и правильно его распределять
  4. речь становится более яркой, ритмичной, чёткой
  5. развивается память
  6. развивается воображение и фантазия.
  7. пальцы и кисти рук приобретают силу, подвижность и гибкость, что облегчает овладеть навыками письма.

      Все упражнения делятся на 3 группы:

  1. Упражнения для кистей рук.
  2. упражнения для пальцев условно статические
  3. упражнения для пальцев динамические.  
  1. Релаксация- это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

В старшем дошкольном возрасте релаксация проводится в конце занятия с целью расслабления и интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. Релаксация позволяет создать необходимые условия для рефлексии ребёнком ощущений и навыков, приобретённых в ходе занятия.

  1. Игры малой подвижности.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.      Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от умелой организации физкультурно-оздоровительной работы. Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место занимают малоподвижные игры. Они проводятся с целью развития речи детей, пополнения активного словаря, а также  развития коммуникативных навыков.

  1. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Используя различные методы, сказкотерапия позволяет выполнить определённые цели и решить неодходимые задачи. Она используется:

  1. Как способ воспитания у детей особенного восприятия окружающего мира, в соответствии с данным обществом,
  2. Как инструмент для передачи моральных правил и норм,
  3. Как способ плодотворного развития творческого потенциала в решении жизненных задач,
  4. Как направление психологии, использующее развитие самосознания, строящееся на построении доверительных отношений с окружающими.
  1. «Сухой» аквариум — это набор цветных крышек или футляров от киндер-сюрпризов (шариков), собранных в специальной коробке или тазике.

Игры в сухом аквариуме научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Сухой аквариум – это уникальная игра по своим дидактическим возможностям, со своим уникальным материалом — футляров от киндер-сюрпризов (шариков). Как известно, когда ребёнок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Шарики  удобно брать руками. Они удобны в работе как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Играть с шариками можно как за столом, так на ковре

Игра – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка различать цвета, считать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Игра – это не только развитие, но и наше общение с детьми. Для детей счастье – когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько задач: развиваем, обучаем общаться и просто делаем детей счастливее.

С помощью игр в сухом аквариуме можно формировать математические представления, развивать сенсорное восприятие, закреплять сведения о предметном и природном мирах.

С маленькими детьми уместно начать изучать цвет: разбрасывать и собирать шарики, находить заданные педагогом шарики по величине, цвету, фактуре. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов.

Развитие логики у дошкольника – одно из основных условий его успешного обучения в школе! Игры помогут детям развить память и логическое мышление, научат их рассуждать и анализировать.

Источник

Психофизиологические особенности ребенка пяти-шести лет позволяют активно включать его в разнообразные виды деятельности, которую организуют и которой руководят взрослые, обеспечивая тем самым наиболее успешное всестороннее развитие и воспитание старших дошкольников.

Каков же он, старший дошкольник, что от него можно и нужно требовать? В какой форме? Что можно простить, зная его возрастные особенности, чего терпеливо добиваться, применяя разные методы и приемы?

Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно влияя на чувства, родители и воспитатели могут успешнее вызвать у них Желание «поступать хорошо и не делать плохо». Очень опасно не доверять ребенку, постоянно упрекать его в промахах, акцентировать внимание на недостатках, говорить, что он ленив, неумен, — пяти-шестилетний ребенок и впрямь станет таким.

В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться, существующих правил поведения, взаимоотношений.

У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т.п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.

По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире, например о труде взрослых, необходимости взаимопомощи, добросовестного отношения к работе для достижения хороших результатов. Постепенно старший дошкольник начинает понимать, что такое добро и зло, и с этих позиций оценивать поведение окружающих людей и свои поступки.

Все эти знания и представления наиболее активно развиваются в процессе совместной со взрослыми работы, когда она сопровождается пояснением, советами. Однако следует помнить, что даже очень развитому, умному и доброму ребенку пяти-шести лет далеко не просто реализовывать в действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся представления и знания. Слишком мал его жизненный опыт, его могут захлестнуть эмоции управлять которыми он только еще учится. Поэтому мотивы, побуждающие его к хорошим поступкам, должны стать не только «знаемыми», но и реально действующими, как подчеркивал известный советский психолог А.Н. Леонтьев.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сложился некоторый жизненный опыт, поэтому его восприятие характеризуют большая обобщенность, целостность, константность, которые не проявляются или слабо проявляются в младшем дошкольном возрасте. По мнению ученых, осмысленное предметное восприятие само становится специальным содержанием деятельности человека, в этом случае говорят уже о деятельности восприятия, которая имеет место при наличии соответствующей мотивации, соответствующего реального основания. К старшему дошкольному возрасту детское восприятие становится более анализирующим, дифференцирующим, изменяется его объём. Дети данного возраста способны узнавать, сравнивать, обобщать как в форме внешних действий, так и в уме. Сравнивание, группировка, обобщение может быть эффективным лишь при наличии конкретных знаний о предметах. Многие педагоги (К.Д. Ушинский, М.В. Занков, М.И. Махмутов и др.) считают сравнение основой обучения. Однако, как в практике, так и в некоторых исследованиях отмечается недостаточная сформированность у детей этого умения.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок стремится по-своему классифицировать предметы и явления, найти в них общие признаки и выявить различия. К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — развивается способность дать оценку произведениям и их исполнению; начинают формироваться способности сравнивать, синтезировать, анализировать свои музыкальные впечатления. Н.А. Ветлугина высказывалась о возникновении у ребёнка избирательного отношения к явлениям прекрасного, подчёркивая роль знаний, благодаря которым развивается способность «замечать отдельные связи между содержанием произведения и способами его выражения и изображения» («Музыкальное развитие ребёнка», М., Просвещение, 1968 г., с. 92). Сознательное отношение к своим музыкальным переживаниям, установкам, началам вкусовых проявлений следует формировать в старшем дошкольном возрасте, когда у детей накоплен определённый музыкально-слуховой опыт, при наличии которого возможна эстетическая оценка не только знакомых, но и впервые услышанных музыкальных произведений. В младшем дошкольном возрасте детские высказывания носят примитивный характер; о присутствии у ребёнка какого-либо определённого отношения к музыке можно судить лишь по эмоциональным проявлениям, где в роли оценки выступают сами эмоции. В среднем дошкольном возрасте в музыкальных впечатлениях проявляются некоторые предпочтения, высказывания носят констатирующий характер.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 — 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. (32)

Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 — 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С. Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. (32)

Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Как отмечают П.П. Блонский (6), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. (56)

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство, что перед ребенком 6 — 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. (56)

Таким образом, к 6 — 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет ведущее положение.

У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязанные, что говорит о наглядно — образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно — следственные связи и зависимости.

Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении. (25)

Таким образом, наглядно — образное мышление — основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

В своих исследованиях Ж. Пиаже указывает, что мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие. (39)

Н.Н. Поддъяков показал, что в возрасте 5 — 6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно — действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно — действенного мышления проявляются предпосылки для формирования наглядно — образного мышления, которые характеризуются тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения практических действий. (43)

Конец дошкольного периода психологи характеризуют преобладанием наглядно — образного мышления или наглядно — схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

Психологи отмечают, что наглядно — образное мышление является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6 — 7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно — действенное, наглядно — образное и логическое мышление.

С.Д. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Эльконин утверждают, что старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития. (51)

В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:

  • — к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;
  • — развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития;
  • — развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.

В исследованиях Н.Г. Салминой показано, что дети 6 — 7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности. (53)

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот период. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно — познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать, думая вслух. (30)

Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.

Как показывают исследования К.М. Гуревич, В.И. Селиванова, ребенок 6 — 7 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. (15)

По мнению А.К. Марковой, А.Б. Орлова, Л.М. Фридман в этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. (31)

Как отмечает Е.И. Рогов, к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации. (56)

По мнению А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. (24)

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботинский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок начинает переживать, даже в отсутствии взрослого. (58)

Чаще всего эмоциональная напряженность, по сведениям В.А. Аверина, сказывается:

  • — на психомоторике ребенка (82% детей подверженные этому воздействию),
  • — на его волевых усилиях (80%),
  • — на нарушениях речи (67%),
  • — на снижение эффективности запоминания (37%).

Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

Обобщив особенности развития ребенка 6 — 7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются:

  • — достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;
  • — у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
  • — его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;

особенности развития речи.

Таким образом, зная о психофизиологическом развитии детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать более сложные воспитательные задачи — развивать познавательный интерес, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добросовестно выполнять поручения и свои обязанности, сдерживать эмоции, стараться поступать хорошо и др. Вместе с тем к ребенку этого возраста нельзя быть столь же требовательным, как к взрослому.

Дети пяти-шести лет достаточно легко поддаются воспитанию, воздействию со стороны взрослых, так как их организм в целом и нервная система в частности находятся в стадии становления, созревания, что позволяет в процессе формирования личности ребенка не насиловать, как говорится, его природу. Все это необходимо принимать во внимание, решая задачи воспитания как в семье, так и в детском саду.

Источник