Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста
Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса
Для развитияeребёнка важны и имеют огромноеeзначение все психическиеeфункции и процессы, протекающие в центральнойeнервной системе. Речь – это психическаяeфункция, которая не можетeсуществовать отдельноeот других функций психики, её формированиеeзависит от уровня развитияeвосприятия, памяти, мышления, внимания,eпространственных представлений и т. д.
Изучение особенностей психофизического развития и речевого развития детей дошкольного возраста занимались специалисты разных областей: специальной коррекционной педагогики (Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Л. И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова) ; лингвисты (А. Н. Гвоздев, К. С. Державин) ; психологи (Л. А. Венгер, Т. А. Выгодская, А. В. Запорожец) и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Младшийeдошкольный возраст – это новый периодeжизни ребёнка. Ребёнокe4-го года жизни уже вполне самостоятельный. Онeзнаком с назначениемeмногих бытовых предметов и умеет обращатьсяeс ними: помогает мамеeоткрывать холодильник, включать и выключатьeтелевизор. Приeправильном воспитании он достаточно хорошоeвладеет бытовыми навыками: умеетeодеваться, аккуратно есть, соблюдает основныеeправила гигиены, знакомeс элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнкуeещё нужна помощьeстарших в тех делах, которые вызывают уeнего затруднения, но онeвсё хочет делать сам, быть похожимeна взрослого.
Самостоятельноеeзначение для ребенка приобретаютeпродуктивные видыeдеятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельностьeребёнка зависит от его представлений оeпредмете. В этом возрасте они толькоeначинают формироваться. Графические образыeбедны. У однихeдетей в изображениях отсутствуют детали, у другихeрисунки могут быть болееeдетализированными. Конструктивная деятельностьeв младшем дошкольномeвозрасте ограничивается возведением несложныхeпостроек, дети охотноeвоспроизводят действия по образцу, всё чащеeдействует по собственному замыслу.
Но самойeглавной и развивающей деятельностьюeпосле 3 лет становитсяeсюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берутeна себя те или иныеeфункции взрослых людей и в воображаемыхeусловиях моделируют их поведение. Наeпротяжении 4-го года жизни игроваяeдействительность становитсяeбогаче и разнообразнее. Появляется ещё однаeважная составляющаяeигры – диалоги ребёнка с персонажами, разговорeот их имён, т. е. сознательноеeнаделение ролью не только себя, но и партнёраeпо игре. И всё же главнымeсодержанием игры детей младшего дошкольногоeвозраста являетсяeмногократное повторение одних и тех же действий сeигрушками, в ходеeкоторых малыш часто забывает, с какой цельюeон их совершает.
На 4-м году жизниeпроисходит значительные измененияeв психической жизниeребёнка. Совершенствуется восприятие: у ребёнкаeскладывается всё большеeотчётливых представлений о разных свойствахeпредметов – форме, величине, цвете. Болееeустойчивым становится внимание. Ноeнаиболее интенсивнееeсреди всех психических процессов развиваетсяeпамять. Этим во многом обусловленоeпреобразование мыслительной деятельностиeдетей. Наряду сeсовершенствованием наглядно – действенногоeмышления развивается наглядно – образноеeмышление.
Наeчетвёртом году жизни ребёнок владеетeбольшим объёмом двигательныхeнавыков, способен совершать более сложныеeдействия, соблюдаяeопределённую последовательность. Детей характеризуетeбольшая осознанностьeвосприятия показа движений и словесногоeпояснения, что положительноeсказывается на качестве выполненияe упражнений.
К концуe3-го года жизни у ребёнка возникаетeинтерес к миру человеческихeвзаимоотношений. Такой интерес во многомeобусловлен тем, что дети в этомeвозрасте овладевают правилами и нормамиeповедения среди другихeлюдей. У некоторых детей начинает формироватьсяeвысшая форма коммуникативнойeдеятельности – внеситуативное – личностноеeобщение, в ходе которогоeдети начинают обсуждать со взрослымиeвопросы морального плана: ктоeдобрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такоеeхорошо, а что такоеeплохо. Данная форма общения получит своё полноеeразвитие лишь в концеeдошкольного возраста.
У детейeмладшего дошкольного возраста идётeнепрерывный процесс увеличенияeсловаря, как активного, так и пассивного. В три годаeсловарный запас ребёнкаeсоставляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртогоeгода словарь достигаетeприблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнокeнакапливает определённый запасeслов, который содержит все частиeречи. Превалирующее место в словареeзанимают глаголы и существительные, обозначающиеe предметы иeобъекты ближайшего окружения, их действия иeсостояния. В речи детейeэтого возраста, кроме существительных иeглаголов, всё чаще встречаютсяeместоимения, наречия, появляютсяeчислительные (один, два, прилагательные,eуказывающие на отвлечённые признакиeи качества предметовe(холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рeбёнок начинаетeшире пользоватьсяeслужебными словами (предлогами, союзами). К концуeгода дети нередкоeиспользуют в речи притяжательныеeместоимения (мой, твой). Кромеeэтого у детей формируются обобщающиеeфункции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).
Одновременноeс обогащением словаря детиeчетвёртого года жизни интенсивноeовладевают грамматическим строем языка. В речиeребёнка появляютсяeмножественное число, винительный и родительныйeпадежи имён существительных, уменьшительно – ласкательныеeсуффиксы, настоящее и прошедшееeвремена глаголов, повелительное наклонение. Наeвопросы взрослыхeребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящихeиз четырёхeи более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие изeглавных и придаточных, в речи отражаютсяeпричинные и целевыеeсвязи. К тому же в предложениях дети нередкоeиспользуют однородныеeчлены, существительные и глаголы воeмножественном числе. В этом возрастеeдети осваивают сравнительную степеньeприлагательных и наречий, в их речи появляютсяeкраткие причастия.
На четвёртомeгоду происходит дальнейшееeукрепление артикуляционногоeаппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающихeучастие в образованииeзвуков (языка, губ, нижней челюсти). Укреплениеeмышц кончика и спинки языкаeспособствует правильномуeпроизношению (без смягчения) твёрдыхeсогласных. Дети чаще начинают верноeпроизносить слова со стечением 2 – 3eсогласных; слова, состоящие из 3 – 4eи более слогов. В этом возрасте дошкольникиeневерно произносят (илиeсовсем не произносят) шипящие иeсонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.
В этом возрастеeребёнок ещё не всегда можетeуправлять своим голосовымeаппаратам: менять громкость, высоту голоса, темпeречи. Дети неплохо перенимаютeинтонацию и правильно передают её, подражаяeречи взрослых. Совершенствуетсяeречевой слух ребёнка.
Младшимeдошкольникам доступна простая формаeдиалогической речи, однако они частоeотвлекаются от содержания вопроса. В этомeвозрасте ребёнок ещёeне способен логично, связно и понятно дляeокружающих самостоятельноeрассказывать о событиях, свидетелемeкоторых он был, толково передатьeсодержание, прочитанной ему сказки. Его речьeещё носит ситуативныйeхарактер. Высказывания ребёнка состоятeиз простых распространённыхeпредложений, часто лишь отдалённоeсвязанных между собой поeсодержанию.
В процессеeжизни человек все время развивается, то естьeизменяется в количественном иeкачественном отношении. При этом можно особоeговорить о развитииeорганизма человека: физическом, умственном, психическом, личностном; а такжеeо развитии многих других его качеств иeособенностей[1].
Развитиеeчеловека можно рассматриватьeв трех планах:
1) вeтипологическом (возрастном), когда абстрагируютсяeот индивидуальныхeи личностных особенностей детей иeрассматривают лишь закономерностиeвозрастного развития ребенка, особенности, присущие каждому из этаповeонтогенеза;
2) в индивидуальномeплане, когда рассматриваютсяeособенности развитияeребенка. Ведь у каждого ребенка свой, присущийeтолько ему, путь развития иeособый темп. Путь развития уникален, но все жеeсуществуют и общиеeзакономерности, которые необходимоeучитывать, изучая индивидуальныеeособенности того или иного ребенка;
3) наконец, в личностномeплане рассматривается процессeразвития человека какeиндивидуальности, процесс возникновения иeособенности развитияeличностных качеств на разных ступенях и этапахeонтогенеза.
Возраст — конкретная, относительноeограниченная во времениeступень психическогоeразвития. Она характеризуется совокупностьюeзакономерных физиологическихeи психологических изменений, неeсвязанных с индивидуальнымиeразличиями, являющимися общими для всехeнормально развивающихсяeлюдей (поэтому они называютсяeтипологическими).
Возрастныеeпсихологические особенности определяютсяeконкретно-историческимиeусловиями, в которых развиваетсяeчеловек, наследственностьюeи в некоторой степени характеромeвоспитания, особенностямиeдеятельности и общения индивида, оказывающимиeвлияние на временныеeсроки перехода от одного возраста кeдругому.
Взаимодействиеeвнешних и внутренних факторов порождаетeтипичные психологическиеeособенности, общие для людейeодного возраста.
К началуeкаждого возрастного периода складываетсяeсовершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимоеeотношение междуeребенком и окружающей его действительностью, преждеeвсего социальной. Этоeотношение называется социальной ситуациейeразвития в данномeвозрасте[2]. Социальная ситуация развития, специфическаяeдля каждого возраста, строгоeзакономерно определяет весь образeжизни ребенка, или егоeсоциальное бытие. Среда с точки зрения развитияeстановится для ребенкаeсовершенно иной с той минуты, когда он переходитeот одного возраста к другому.
Ребенок — частьeсоциальной ситуации. Отношение ребенкаeк среде и среды к ребенкуeпередается через его переживанияeи деятельность. Существеннаeне сама по себе ситуация, а то, как ребенок ееeпереживает. В однойeи той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаемeу разных детей разныеeизменения развития, поскольку однаeи та же ситуация неодинаковоeпереживается разными детьми.
Положение, занимаемоеeребенком в данном обществе, определяется, с однойeстороны, существующими представлениями о том, какимeдолжен быть ребенокeна каждом возрастном этапе, а с другой — достигнутымeребенком уровнемeразвития, его индивидуальными возможностямиeудовлетворять общественныеeтребования к тому или иному этапу возрастногоeразвития.
В настоящееeвремя в нашем обществе наметиласьeтенденция к изменениюeтребований к ребенку, к усилению егоeсамостоятельности и в то же время к осознаниюeособых прав ребенка.
Схема периодизации развития ребенка дошкольного возраста
Период | Возраст | Критерии периодизации | ||
Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Личностное новообразование | ||
Новорожденность | 0—1 мес. | Взрослый→ Ребенок | Физиологические отправления | Способность активно бодрствовать, перцептивная память |
Младенчество | 1мес—1год | То же | Эмоциональное общение | То же |
Раннее детствo | 1—3 года | Взрослый=Ребенок | Предметно-манипулятивная | Потребность в ориентировке, речь, система «Я» |
Дошкольное детство | 3—7 лет | Ребенок -> Взрослый | Сюжетно-ролевая игра | Внутренняя позиция, соподчинение мотивов |
Возрастнаяeпериодизация зародилась в античной Греции. Вeразличных отрасляхeнауки о человеке существуютeразнообразные, взаимодополняющие друг другаeвозрастные периодизации. В педиатрииeразличают два этапа и шесть периодовeразвития ребенка с момента зачатия до 18eлет, в педагогике принято семьeпериодов созревания, в психологии выделяютeпять периодов развития ребенка[3].
В теорииeфизической культуры знания особенностейeвозрастной периодизацииeнеобходимы для правильного построенияeиндивидуальной программы физическогоeразвития ребенка.
Рассмотримeосновные особенности формированияeопорно-двигательногоeаппарата в первые периоды жизниeребенка.
Периодeгрудного возраста (первый год жизни): закладываютсяeвсе физиологическиеeизгибы позвоночника, укрепляетсяeмышечная система. Физкультураeнаправлена на нормализацию мышечногоeтонуса, улучшение кровообращения. Основноеeсредство — массаж и пассивныеeфизические упражнения.
Раннееeдетство (1—3 года): физиологические изгибыeпозвоночника болееeвыражены, нарастает мышечная масса, особенноeкрупных мышц (туловища). Появляются первые признакиeнарушения осанки.
Первоеeдетство (4—7 лет): физиологические изгибыeвыражены и продолжаютeформироваться, укрепляются мышцы иeскелет. Увеличивается объемeактивных движений. Трехлетний ребенок можетeподпрыгивать на двух ногах, спрыгиватьeс кубиков высотой 10—15 см, перепрыгиватьeчерез лежащийeна полу шнур. Прыжок в высоту наeуровне 5 см еще не удается.
Болееeотчетливо двигательные качества начинаютeпроявляться в 4-летнемeвозрасте. Именно тогда отмечается наибольшийeприрост частоты движений, силы отдельныхeмышц, прыжка в длину.
Появляютсяeпервые попытки сочетания движений сeходьбой. Бег ребенка ещеeпохож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч иeпосылать его в цель, ноeлегко прыгать с мячом, несмотря на то чтоeдвижения еще не согласованны. Вниманиеeдетей неустойчиво, они легкоeотвлекаются, быстро утомляются от однообразныхeдвижений.
К 5 годамeулучшается координация движений. Детиeлучше бросают и ловятeмяч, осваивают прыжки, различные спортивныеeупражнения и элементыeспортивных игр. В возрасте 5—6 лет интенсивноeформируется выносливость, чтоeсоздает условия для увеличения количестваeповторений, длиныeпроходимой и пробегаемой дистанции, котораяeсоставляет 300—500 м. Бегeстановится легким, ритмичным, исчезают боковыеeраскачивания. Дети легко прыгаютeв длину и высоту, становятся особенноeподвижными, любят играть.
Завершаетсяeпериод яркой отличительнойeособенностью — первым физиологическим (скелетным) вытяжением, котороеeхарактеризуется ускореннымeростом тела в длину.
Второеeтакое вытяжение будет отмечаться толькоeв пубертатном возрасте. Сeинтенсивным ростом скелета связаноeпоявление детей с функциональнымиeнарушениями сердечно-сосудистойeсистемы и дискинезииeжелчевыводящих путей в возрасте 6—7 лет,eувеличением количестваeпризнаков нарушения осанки иeплоскостопия.
Такимeобразом, в детском развитии имеют место, сeодной стороны, периоды, когдаeпроисходит преимущественное освоениеeзадач, мотивов и норм отношенийeмежду людьми и на этойeоснове – развитие мотиваиионно-потребностнойeсферы; с другой стороны, периоды, в которыхeпроисходит преимущественноеeосвоение общественно выработанныхeспособов действий с предметамиeи на этой основе — формированиеeинтеллектуально-познавательныхeсил детей, их операционно-техническихeвозможностей.
Схемаeсоответствующей периодизации детстваeпоказана на рисунке 1.
Рис. 1. Периодизацияeдетства
__________ развитие мотивацонно-потребностнойeсферы;
— — — — — — — — — развитиеeоперационно-техническихeвозможностей;
Ο переходы отeэпохи к эпохе;
переходы от периодаeк периоду.
Особенностиeпсихофизического развития детейeраннего возраста представленыeв таблице 2.
Таблицаупсихофизическогоуразвития ребенка
Возраст | Физическое развитие | Психическое развитие |
1-2 м. | Вeположении на животе удерживает голову, поворачиваетeее в стороны. | Фиксируетeвзором предметы, улыбается, гулит. |
3-5 м. | Хорошоeдержит голову, поворачиваетсяeна бок, сидит с поддержкой, приподнимаетeверхнюю часто туловища. | Захватываетeпредметы, следит за движущимися предметами, узнает мать, смеется, четко произноситeгласные звуки. |
6-8 м. | Самeсидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоитeс опорой. | Различаетeокружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопаетeв ладоши, произносит слоги «ма»,»ба», выражает удивление и интерес в отношенииeновых предметов. |
9-10 м. | Ползает, стоит и ходит сeподдержкой | Реагируетeна свое имя, понимает зaпреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумяeпальцами, знает названия игрушек. |
11-12 м. | Первые самостоятельныеeшаги, приседаетeза игрушкой. | Указываетeчасти тела, ест самe ложкой, произноситeотдельные слова, выполняетeбольшое количествоeинструкций. |
2 года | Бегает, влезаетeна стремянку, поднимаетсяeпо лестнице. | Легкоeповторяет слова и фразы, понимаетeих смысл, в предложенииe по 3-4 слова. Различает цвета, понимаетeсюжет простых картин. |
3 года | Одеваетсяeсамостоятельно, застегивает пуговицы, завязываетeшнурки | Запоминаетeстихи и песенки, появляются вопросы «зачем?», «когда?», имеетeпонятие о количествеeпредметов. |
Опережениеeили отставание до 2 пунктовeявляется нормой.
[1] Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Владос, 2005. –С. 122.
[2] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000. – С. 68.
[3] Фридман Л. М. Психология детей и подростков. – М.: Академия. 2004. – С. 233.
Источник
Наталья Капустина
Консультация. Характеристика психофизического и речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Для развития ребёнка важны и имеют огромное значение все психические функции и процессы, протекающие в центральной нервной системе. Речь – это психическая функция, которая не может существовать отдельно от других функций психики, её формирование зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления, внимания, пространственных представлений и т. д.
Изучение особенностей психофизического развития и речевого развития детей дошкольного возрастазанимались специалисты разных областей: специальной коррекционной педагогики (Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, Л. И. Ефименкова, Т. Б. Филичева, Е. Н. Винарская, Е. М. Мастюкова); лингвисты (А. Н. Гвоздев, К. С. Державин); психологи (Л. А. Венгер, Т. А. Выгодская, А. В. Запорожец) и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Младший дошкольный возраст – это новый период жизни ребёнка. Ребёнок 4-го года жизни уже вполне самостоятельный.Он знаком с назначением многих бытовых предметов и умеет обращаться с ними: помогает маме открывать холодильник, включать и выключать телевизор.При правильном воспитании он достаточно хорошо владеет бытовыми навыками: умеет одеваться, аккуратно есть, соблюдает основные правила гигиены, знаком с элементарными правилами этикета. Конечно, ребёнку ещё нужна помощь старших в тех делах, которые вызывают у него затруднения, но он всё хочет делать сам, быть похожим на взрослого.
Самостоятельное значение для ребенка приобретают продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированными. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничивается возведением несложных построек, дети охотно воспроизводят действия по образцу, всё чаще действует по собственному замыслу.
Но самой главной и развивающей деятельностью после 3 лет становится сюжетно – ролевая игра, в ходе которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в воображаемых условиях моделируют их поведение. На протяжении 4-го года жизни игровая действительность становится богаче и разнообразнее. Появляется ещё одна важная составляющая игры – диалоги ребёнка с персонажами, разговор от их имён, т. е. сознательное наделение ролью не только себя, но и партнёра по игре. И всё же главным содержанием игры детей младшего дошкольного возраста является многократное повторение одних и тех же действий с игрушками, в ходе которых малыш часто забывает, с какой целью он их совершает.
На 4-м году жизни происходит значительные изменения в психической жизни ребёнка.Совершенствуется восприятие: у ребёнка складывается всё больше отчётливых представлений о разных свойствах предметов – форме, величине, цвете. Более устойчивым становится внимание. Но наиболее интенсивнее среди всех психических процессов развивается память. Этим во многом обусловлено преобразование мыслительной деятельности детей. Наряду с совершенствованием наглядно – действенного мышления развивается наглядно – образное мышление.
На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать более сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.
К концу 3-го года жизни у ребёнка возникает интерес к миру человеческих взаимоотношений. Такой интерес во многом обусловлен тем, что дети в этом возрасте овладевают правилами и нормами поведения среди других людей. У некоторых детей начинает формироваться высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативное – личностное общение,в ходе которого дети начинают обсуждать со взрослыми вопросы морального плана: кто добрый, а кто злой, кто щедрый, а кто жадный, что такое хорошо, а что такое плохо. Данная форма общения получит своё полное развитие лишь в конце дошкольного возраста.
У детей младшего дошкольного возраста идёт непрерывный процесс увеличения словаря, как активного, так и пассивного. В три года словарный запас ребёнка составляет 250 – 300 слов, а к концу четвёртого года словарь достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, хороший). Рёбёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года дети нередко используют в речи притяжательные местоимения (мой, твой). Кроме этого у детей формируются обобщающие функции слов (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы).
Одновременно с обогащением словаря дети четвёртого года жизни интенсивно овладевают грамматическим строем языка. В речи ребёнка появляются множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно – ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее времена глаголов, повелительное наклонение. На вопросы взрослых ребёнок всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящих из четырёх и более слов. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные и целевые связи. К тому же в предложениях дети нередко используют однородные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.
На четвёртом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твёрдых согласных. Дети чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 – 3 согласных; слова, состоящие из 3 – 4 и более слогов. В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие и сонорные звуки, некоторые звуки пропускаются.
В этом возрасте ребёнок ещёне всегда может управлять своим голосовым аппаратам: менять громкость, высоту голоса, темп речи. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых. Совершенствуется речевой слух ребёнка.
Младшим дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. В этом возрасте ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, толково передать содержание, прочитанной ему сказки. Его речь ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых распространённых предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию.
Список литературы:
1. Выгодский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выгодский. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
2. Козырёва, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет [Текст]: учеб. пособие для воспитателей и родителей / Л. М. Козырёва.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 160с.
3. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок [Текст] / А. И. Максаков. — М.: Мазаик-синтез, 2006.- 152с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика – синтез, 2005.- 345с.
Источник