Особенности психофизических нарушений развития ребенка
Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).
К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности. Практически же, этот термин (как ранее термин ”аномальные дети”) применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания. (см. также ”Дети с особыми образовательными потребностями»).
В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.
Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.
Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.
Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)
Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.
В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.
Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.
Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.
Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.
Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).
Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.
Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.
Источник
Гирш Наиля
Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь занимают дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, имеющие нарушения двигательных функций различной этиологии и степени тяжести.
Основными задачами в данной отрасли служат:
— изучение логики, специфики и особенностей развития психических функций детей с данным видом нарушения и разграничение их с детьми, имеющими нормальное развитие;
— определение возможностей компенсации дефекта, способствующих преодолению негативных факторов на развитие психических функций детей с нарушениями ОДА;
— разработка обоснованных и наиболее эффективных методов и форм коррекционно-педагогического воздействия.
Категориальный аппарат в сфере нарушений ОДА имеет разнообразную структуру,куда относятся:
— дети с ДЦП, дети с нарушениями ОДА, образовавшимися вследствие полиомиелита;
— дети с прогрессирующими заболеваниями нервно-мышечной сферы (рассеянный склероз, миопатия и др.);
— дети с врожденным недостатком, либо искажением опорно-двигательной системы;
— дети с приобретенными повреждениями, либо заболеваниями ОДА.
Причинами проявления ОДА являются негативные воздействия на плод в пренатальный период,такие как:
— инфекционные заболевания, перенесенные матерью;
— нарушения работы эндокринной и сердечнососудистой систем матери;
— токсикозы в процессе беременности;
— травмы, ушибы, нанесенные плоду;
— резус конфликт матери и плода;
— воздействие физических явлений (переохлаждение, перегревание, вибрация и др.);
— употребление матерью сильнодействующих лекарственных препаратов;
— неблагоприятная экология и др.
Все вышеперечисленные факторы являются причиной развития внутриутробной гипоксии плода, что нарушает благополучное формирование его нервной системы.
Основным негативным фактором, влияющим на плод в период родов, является родовая травма, иногда в сочетании с асфиксией (недостаток кислорода в крови, нарушение дыхания и сердечной деятельности, представляющая собой механическую травму, влияющую как на костный скелет, так и на мозг ребенка, что может спровоцировать нарушение кровообращения (редко мозговое кровоизлияние). Именно такое сочетание травмирующих обстоятельств, в сочетании внутриутробной патологией является наиболее распространенной причиной проявления ДЦП. При нарушении нервной системы в данный период негативному влиянию подвергаются большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию работы корковых функций,таких как: речь, произвольные движения и др.
Также данный вид патологии может возникнуть и в ранний, постнатальный период (на первом году жизни, под воздействием перенесенных ребенком инфекционных заболеваний (энцефалит, менингит и др., сильных травм головы, а также в результате осложнений вакцинации.
Лица, имеющие нарушения ОДА подразделяются на несколько групп, в виду учета степени тяжести двигательных функций, а также развитиядвигательных навыков:
1. Дети с тяжелым нарушением ОДА, где навыки самообслуживания невозможны, либо частично сформированы, присутствует нарушение, либо невозможность сохранения вертикального положения тела (прямостояние, ходьба, существует невозможность захвата, либо удержания предметов. Передвижение детей данной группы осуществляется лишь при помощи специальных ортопедических приспособлений (инвалидные коляски, ходунки, костыли и др.). Образование таких детей затруднительно, ввиду многих обстоятельств.
2. Дети со средней степенью выраженности нарушений, составляющие наиболее распространенную группу. Передвижение данной группы ограничено небольшим расстоянием, в виду разнообразных факторов. Навыки самообслуживания развиты и автоматизированы недостаточно. Возможности образовательного процесса детей данной группы зависят как от характера и степени выраженности нарушения ОДА, так и от развития их волевой сферы.
3. Дети с легкой степенью выраженности нарушений ОДА, где оно проявляется в виде патологически неправильных поз тела, нарушениях походки, наличии насильственных движений и др. Передвижение детей данной группы, как в помещении, так и на улице, в целом не затруднено. Навыки самообслуживания достаточно сформированы и развиты. Образование таких детей не сильно осложнено негативными факторами.
Ведущим, в структуре нарушения, при ОДА, является двигательный дефект,при котором выделяются следующие общие признаки:
— наиболее простые формы рефлекторной активности (чаще свойственные более раннему возрастному периоду);
— ретардация становления основных моторных функций.
Среди врожденных и приобретенных нарушений ОДА, его распространение определяется лишь в 5-7% случаев.
Врожденную патологию ОДА характеризуют такие повреждения и травмы,как: врожденный вывих бедра, дефекты и недоразвитие верхних или нижних конечностей, либо дистоз развития пальцев кисти, деформации стоп (косолапость и др., недоразвитие, либо дефектное строение позвоночника (сколиоз, врожденное уродство — артрогрипоз.
Приобретенная патология ОДА характеризуется такими повреждениями и заболеваниями,как: полиартрит, заболевания скелетного каркаса, такие как опухоли костей, остеомиелит, туберкулез и др., системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит, а также полученные травмы головного, спинного мозга и конечностей, возникающих под воздействием вредоносных факторов.
Среди детей с нарушением ОДА, наибольшее распространение имеет такое заболевание, как детский церебральный паралич (далее ДЦП, проявляющееся в 89 % случаев. Данное заболевание является видом патологии опорно-двигательного аппарата, возникающей при нарушении структуры и работы нервной системы. В настоящее время ДЦП обширно распространено, так как статистика выявляет проявление данного нарушений в 0,6 % случаев из 100 новорожденных.
В целом интеллектуальная деятельность детей с ДЦП имеет ряд общих черт, проявляющихся в дезорганизации работы произвольного внимания, что значительно влияет на развитие и работу памяти, мышления, речи и других функций. У детей донной категории часто проявляется церебрастения, при которой резко выражена истощаемость психических процессов, а также страдает эмоциональная сфера, отличающаяся неустойчивостью, что иногда приводит к патологии в развитии личности. Так же здесь отмечаются трудности в переключении ребенка с одного вида деятельности на другой, ригидность мышления и другие аномалии.
Нарушения двигательной и моторной сфер детей данной категории часто приводят к нарушениям вторичного характера в сфере анализаторных систем, а также психическому недоразвитию познавательной сферы, высших психических функций, а также к расстройствам в эмоционально-волевой сфере.
У большинства детей, страдающих нарушением ОДА, проявляются нарушения речевых функций, что влечет за собой задержку психоречевого развития различной степени выраженности, часто сохраняющуюся на протяжении длительного периода времени. Для детей с нарушениями ОДА (около 70% случаев) свойственно проявление речевых нарушений различного характера, таких как дислалия или дизартрия и др., так как двигательные расстройства негативно сказываются на формировании артикуляционно-двигательной моторике, что влечет за собой затруднения в звукопроизношении. Здесь также проявляются трудности в образовании связей звуковой и смысловой характеристикой слов, что проявляется в лексическом недоразвитии (деформация связей: слово — образ — смысл).
Детям с нарушением ОДА часто свойственны нарушения пространственного восприятия, что провоцирует нарушение становления причинно-следственных связей и объединения логико-смысловой стороны речи.
Познавательная сфера у таких детей имеет некоторые особенности в виде повышенной истощаемости внимания, проявляющейся в резком снижении работоспособности, трудности сосредоточения на заданном объекте. Здесь проявляется также и недостаточность развития поля зрения, что проявляется в невозможности долговременной фиксации взора на заданном объекте (недостаточность функций зрительного анализатора). В виду сложной структуры дефекта и его разнообразного негативного влияния на психическое развитие, здесь могут оказаться нарушенными как память детей с ОДА, так и различные формы мышления. Для каждой категории детей с ОДА существует необходимость в организации особых условий жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития.
В настоящее время в Российской Федерации интенсивно реализуется государственная программа «Доступная среда». Основная цель данной программы состоит в структурировании и развитии определенных условий, предоставляющих возможность беспрепятственной доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, используемым гражданами Р. Ф. (оборудование зданий специальными пандусами, оборудованные остановки и общественный транспорт и др.).
Также в настоящее время интенсивно внедряется в систему образования, обучение детей с ОВЗ по инклюзивному направлению, что способствует наиболее легкой адаптации и социализации лиц с нарушениями в обществе, а также подразумевает под собой наиболее легкий и продуктивный путь усвоения детьми знаний, умений и навыков.
В виду вышеизложенного можно сказать о специфическом, часто неравномерном развитии психических процессов у детей с ОДА, что обусловлено сложной и неоднородной структурой дефекта при данном нарушении.
Источник