Особенности психического развития ребенка в период раннего возраста

Особенности психического развития ребенка в период раннего возраста thumbnail

Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Соотносящихся действий — состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия — которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

Источник

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Источник

Ранний возраст —
это период с года до 3 лет. В это время
происходят важнейшие изменения в
психическом развитии детей — формируется
мышление, активно развивается двигательная
сфера, появляются первые устойчивые
качества личности. Ведущей деятельностью
в этом возрасте является предметная
деятельность, которая влияет на все
сферы психики детей, определяя во многом
и специфику их общения с окружающими.

Она возникает
постепенно из манипулятивной и орудийной
деятельности младенцев. Эта деятельность
подразумевает, что предмет используется
в качестве орудия по закрепленным в
данной культуре правилам и нормам —
например, ложкой едят, лопаткой копают,
а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процессе
деятельности наиболее важные свойства
предмета, ребенок начинает соотносить
их с определенными операциями, которые
он совершает, при этом открывая, какие
операции лучше всего подходят к
конкретному предмету. Таким образом,
дети учатся пользоваться предметами
так, чтобы они не были просто продолжением
их руки, но использовались, исходя из
логики самого предмета, т.е. из того, что
им лучше всего можно делать.

Этапы формирования
таких, закрепленных за предметом-орудием
действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.
Он показал, что на первой стадии —
целенаправленных проб — ребенок варьирует
свои действия исходя не из свойств
орудия, которым он хочет достать нужный
ему предмет, но из свойств самого этого
предмета.

На второй стадии
— подстерегания — дети случайно находят
в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся
повторить его.

На третьей стадии,
которую Гальперин назвал «стадией
навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести
эффективный способ действия с орудием
и овладеть им.

Четвертая стадия
— объективной регуляции. На этой стадии
ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех
объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также
доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким
образом действовать с предметом, этап
проб и ошибок минуется, а дети сразу же
начинают действовать, начиная со второго
этапа.

При диагностике
развития предметных действий у детей
необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные,
так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным
за данным предметом. Так, ложкой можно
копать, пересыпать содержимое из одной
емкости в другую, есть суп, и совершать
другие орудийные действия, но только
последний способ использования является
еще и предметным, исторически закрепленным
за этим орудием. В течение второго года
жизни дети обучаются большинству
предметных действий, причем при
исследовании их психического развития
важно помнить, что орудийные действия
в определенной степени могут являться
показателем интеллектуального развития
детей, в то время как предметные в большей
степени отражают степень их обучения,
широту контактов со взрослыми.

Большое значение
для психического развития в этом возрасте
имеет и формирование сенсорики. Выше
говорилось о том, что исследования
многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца,
Л.А. Венгера) показали, что в первые годы
жизни уровень развития восприятия
существенно влияет на мышление. Это
связано с тем, что действия восприятия
связаны с такими операциями мышления,
как обобщение, классификация, подведение
под понятие и другими. Развитие восприятия
определяется тремя параметрами —
персептивными действиями, сенсорными
эталонами и действиями соотнесения.
Таким образом, становление восприятия
заключается в выделении наиболее
характерных для данного предмета или
ситуации качеств (информативных точек),
составлении на их основе устойчивых
образов (сенсорных эталонов) и соотнесении
этих образов-эталонов с предметами
окружающего мира.

При диагностике
уровня развития восприятия важно
определить уровень сформированности
всех этих трех процессов. Необходимо
также соотнести причины ошибок,
допускаемых ребенком, с этими процессами,
так как практически не существует детей,
у которых были бы нарушены они все
одновременно. Поэтому, как правило,
коррекция одной из сторон помогает
откорректировать всю деятельность
восприятия. Перцептивные действия
помогают изучить основные свойства и
качества воспринимаемого предмета,
выделив из них главные и второстепенные.
На основе такого выделения ребенок
воспринимает информативные точки в
каждом из предметов окружающего мира,
что помогает при повторном восприятии
быстро узнать этот предмет, отнеся его
к определенному классу — кукла, машинка,
тарелка и т.д. Действия восприятия,
которые вначале являются внешними и
развернутыми (ребенок должен не только
посмотреть на предмет, но и потрогать
его руками, действовать с ним), затем
переходят во внутренний план и
автоматизируются.

Таким образом,
развитие перцептивных действий помогает
формированию обобщения, так же как и
других мыслительных операций, так как
выделение наиболее значимых качеств
каждого предмета дает возможность в
дальнейшем объединить их в классы и
понятия. В раннем возрасте также
начинается формирование сенсорных
эталонов — вначале как предметных
(появляющихся уже к концу младенчества),
которые затем, постепенно обобщаясь,
переходят на уровень сенсорных. Сначала
представления о форме или цвете связаны
у ребенка с конкретным предметом
(например, круглый мяч, зеленая трава и
т.д.). Постепенно это качество обобщается
и, отрываясь от предмета, становится
обобщенным эталоном — цвета, формы,
размера. Именно эти три основных эталона
формируются у детей к концу раннего
возраста. Действия соотнесения предмета
с эталоном помогают систематизировать
те знания, которые есть у детей при
восприятии новых предметов. Именно эти
знания делают образ мира целостным и
постоянным.

При этом в раннем
возрасте дети еще не могут разделить
сложный предмет на ряд эталонов, из
которых он состоит, но могут уже найти
отличия между конкретным предметом и
эталоном — например, сказав, что яблоко
— это неправильный круг. Благодаря тесной
связи восприятия и мышления, некоторые
тесты, использующиеся для диагностики
детей этого возраста, применяются для
изучения обоих процессов.В раннем
возрасте кроме наглядно-действенного
мышления начинает формироваться и
наглядно-образное. Исходя из того, что
мышление предполагает ориентировку в
связях и соотношениях между предметами,
в исследованиях Запорожца и Венгера
были разработаны методы изучения и
диагностики мышления, исходя из способов
ориентировки ребенка в ситуации. Эта
ориентировка может быть связана с
непосредственными действиями с
предметами, их зрительным изучением
или словесным описанием, определяя тем
самым и вид мышления — наглядно-действенное,
образное, схематическое, словесно-логическое.

При этом
наглядно-действенное мышление возникает
к концу первого года жизни и является
ведущим видом мышления до 3,5-4 лет.

Наглядно-образное
мышление возникает в 2,5-3 года и является
ведущим до 6-6,5 лет.

Наглядно-схематическое
мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь
ведущим видом мышления до 6-7 лет.

И, наконец,
словесно-логическое мышление возникает
в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, и
остается основной формой мышления у
большинства взрослых людей.

Таким образом, в
раннем возрасте основным (и практически
до конца этого возраста единственным)
видом мышления является наглядно-действенное,
предполагающее непосредственный контакт
ребенка с предметами и поиск правильного
решения задачи путем проб и ошибок. Как
и в случае с формированием предметных
действий, помощь взрослого, который
показывает ребенку, на какие параметры
ситуации следует обратить внимание,
чтобы правильно сориентироваться и
правильно решить задачу, необходима
для развития мышления ребенка и перехода
его на более высокий образный уровень.
В то же время к концу раннего возраста
при решении простых, связанных с прошлым
опытом задач, дети должны уметь
ориентироваться практически мгновенно,
не прибегая к пробным действиям с
предметами, т.е. решать задачи на основе
образного мышления. Характерной
особенностью мышления ребенка в этот
период является его синкретизм, т.е.
нерасчлененность — ребенок пытается
решить задачу, не выделяя в ней отдельные
параметры, но воспринимая ситуацию как
целостную картинку, все детали которой
имеют одинаковое значение. Поэтому
помощь взрослого должна быть направлена,
прежде всего, на анализ и выделение
отдельных деталей в ситуации, из которых
потом ребенок (может быть также при
помощи взрослого) выделит главные и
второстепенные.

Таким образом,
общение со взрослым, совместная предметная
деятельность могут существенно ускорить
и оптимизировать познавательное развитие
детей, недаром М.И. Лисина назвала ведущий
вид общения в этот период ситуативно-деловым.
Однако общение со взрослым имеет большое
значение не только для формирования
познавательной сферы, но и для развития
личности детей раннего возраста.
Окружающим надо помнить, что представление
о себе, первая самооценка детей в это
время является на самом деле
интериоризованной оценкой взрослого.
Поэтому постоянные замечания, игнорирование
пусть даже не всегда успешных попыток
детей сделать что-то самостоятельно,
недооценка их стараний могут привести
уже в этом возрасте к неуверенности в
себе, снижению притязаний на успех в
осуществляемой деятельности. Об этом
говорил и Э. Эриксон, доказывая, что в
этом возрасте у детей формируется
чувство самостоятельности, автономности
либо, при неблагоприятном направлении
развития, чувствозависимости от него.
Доминирование одного из двух вариантов
связано, по его мнению, с тем, как взрослые
реагируют на первые попытки ребенка
добиться самостоятельности. В какой-то
степени описание этой стадии у Эриксона
коррелирует с описанием формирования
новообразования «я — сам» в отечественной
психологии.

Так, в исследованиях
Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других
психологов подчеркивалось, что к концу
раннего детства у детей появляются
первые представления о себе как о
личности, отличающейся от других
самостоятельностью собственных действий.
В это же время у детей появляются первые
признаки негативизма, упрямства и
агрессии, которые являются симптомами
кризиса3 лет. Это один из самых значимых
и эмоционально насыщенных кризисов в
онтогенезе. Фиксация на негативном
этапе этого кризиса, препятствия, которые
возникают при формировании самостоятельности,
активности детей (высокая степень опеки
— гиперопека, авторитарность, высокие
требования и критика со стороны взрослых),
не только препятствуют нормальному
развитию самосознания и самооценки
детей, но и приводят к тому, что негативизм,
упрямство, агрессия, так же как и тревога,
отгороженность становятся устойчивыми
свойствами личности. Эти качества,
естественно, влияют на все виды
деятельности детей — и на их общение с
окружающими, и на их учебу и могут
привести к серьезным отклонениям в
младшем школьном и, особенно, подростковом
возрасте.

Важной характеристикой
этого возрастного этапа является
лабильность эмоциональной сферы ребенка.
Его эмоции и формирующиеся в это время
чувства, отражающие отношения к предметам
и людям, еще не фиксированы и могут быть
изменены при изменении ситуации. Фиксация
на запрете при появлении другого
положительного стимула, отсутствие
положительной эмоциональной реакции
на новую игрушку и иные показатели
ригидности эмоций, так же как и фиксация
на отрицательных эмоциях, являются
серьезными показателями (свидетельствами)
отклонения не только в развитии
эмоциональной сферы, но и в общем
психическом развитии в этом возрасте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник