Особенности психического развития ребенка младенческого возраста

В этом периоде (1-й год жизни) ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограничены, но уже сейчас имеют большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей.
К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.
В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.
Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т.д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.
На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:
1)трудных, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;
2)у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;
Ученые выделяют стадии сенсорного развития детей до 1-го года. Так, например,
Младенческий возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок для речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослым.
Большое значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и в психическом развитии ребенка. Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований.
Сначала ребенок имеет лишь органические потребности. Они удовлетворяются с помощью механизмов безусловных рефлексов, на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка постепенно возникают новые потребности: в общении, движениях, манипулировании предметами, удовлетворения интереса к окружающему. Врожденные безусловные рефлексы на данном этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности.
Возникает противоречие, которое разрешается путем образования условных рефлексов — гибких нервных связей — как механизма приобретения и закрепления в окружающем мире ведет к развитию ощущений (в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка) и становится основным средством по знания. Сначала дети могут следить глазами за кем-то лишь в горизонтальной плоскости, позже — по вертикали.
С 2 месяцев дети могут сосредоточивать взгляд на предмете. С этого времени малыши больше всего занимаются рассматриванием различных предметов, которые находятся в поле их зрения. Дети с 2 месяцев способны различать простые цвета, а с 4 — форму предмета.
Со 2-го месяца ребенок начинает реагировать на взрослых. В 2—3 месяца отвечает улыбкой на улыбку матери. На 2-ом месяце малыш может сосредоточиваться, появляются гуление и замирание — это проявление первых элементов в комплексе оживления. Уже через месяц элементы преобразуются в систему. Примерно к середине 1 -го года жизни заметно развиваются руки.
Ощупывающие, хватающие движения рук и манипулирование предметами расширяют возможности познания ребенком окружающего мира. По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми.
От форм эмоциональной реакции на взрослого ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает понимать их. В конце 1-го года жизни ребенок сам произносит первые слова.
Источник
Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве
1. Физическое развитие младенца.
2. Психическое развитие в младенчестве.
1. Физическое развитие младенца
Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.
Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.
2. Психическое развитие в младенчестве
Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.
К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:
— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.
— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.
Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.
Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.
В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности
Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).
Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.
В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.
Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.
Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).
Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.
Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.
Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16
3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.
5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.
6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.
2. Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Список рекомендуемой литературы
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Источник
Ребенок
появляется на свет беспомощным, имеющим
лишь очень огранич. набор безусл.
рефлексов (сосательный, ориентировочный,
оборонительный) и некот. двигат. –
атавист. рефлексов (цеплятельный,
плавательный, отталкивания).
Процесс
познания окр. мира начинается с момента
рождения. Первым активно развиваться
начинает зрение. Месячный ребенок
способен производить след. движения
глазами, сначала в горизонт. плоскости,
затем в вертикальной, а к двум месяцам
начинают фиксироваться элемент. движения
глаз.
На
втором месяце жизни возникает зрит.
сосредоточение, однако вплоть до 2 — 4
мес. возраста зрение младенца еще
относительно слабое. Примерно со второго
месяца младенец способен различать
простые цвета, а на 3 — 4 — формы предметов.
На
втором месяце жизни ребенок начинает
проявлять эмоц. – двигат. возбуждение,
если взрослый начинает с ним общаться
(«комплекс оживления»).
3 —
4 месячный малыш своим поведением
демонстрирует предпочтение общению со
знакомыми ему людьми. Около восьми
месяцев ребенок беспокоится, если видит
незнак. человека или попадает в незнак.
обстановку, даже если рядом находится
мама. Это чувство боязни продолжает
прогрессировать и достигает максимума
примерно к 14-18 месяцам жизни ребенка, а
затем постепенно угасает.
Вскоре
после рождения ребенок в состоянии
различать тембр, громкость и высоту
звуков, после 3 — 4 месяцев узнает лицо и
голос матери в любое время дня, а в 8 — 12
месяцев — предметы, причем даже по отд.
частям.
В
это время начинается акт. поиск внезапно
исчезн. из поля зрения предметов, что
говорит о способности ребенка сохранять
в памяти образ предмета. Самост.
передвижение в пространстве приводит
к развитию восприятия глубины у младенца.
В течение 2ого полугодия 1ого года жизни
ребенок может восстановить образ
предмета по памяти.
Во
2ой половине 1ого полугодия ребенок
начинает выразит. движениями реагировать
на речь взрослого, что может свидетельствовать
о понимании младенцем этой речи.
В 6
— 6,5 месяцев ребенок способен связать
предмет со словом, его обозначающим. К
концу 1ого года жизни малыш понимает
приблизительно 10-20 слов. 7 — 8 месячный
ребенок выполняет простые движения в
соотв. со слов. инструкцией, а в посл.
месяцы 1ого года может устанавливать
прост. связи между предметами.
3. Утверждение,
что личн. развитие ребенка начинается
с 2 — 3 лет, не совсем верно. Это справедливо
лишь в отношении проявления вн. признаков,
однако процесс образования этих личн.
свойств начинается гораздо раньше их
вн. проявления.
Такие
выводы можно сделать, исходя из следующих
положений:
1) никакое
психолог. качество сразу же в готовом
виде не появляется;
2) многие
личн. качества проявляются лишь по
прошествии довольно длит. времени с
того момента, когда они начали
формироваться.
Таким
образом, можно предположить, что личн.
формирование ребенка начинается уже
на первом году жизни, но внешне это
проявляется позднее.
29. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «я сам»
Ранний
возраст очень значим в становлении
психики поведения, личн. развития
ребенка, так как велики те качеств.
преобразования, которые с ним происходят.
Психологи
даже склонны предположить, что 3 года —
это середина пути развития от рождения
до зрелости. Выделим осн. достижения
раннего возраста, влияющие на псих.
развитие ребенка:
1) овладение
прямой походкой
2) овладение
активной речью;
3) развитие
предм. деятельности.
В
результате самост. перемещения ребенку
становится доступным более шир. круг
предметов, с кот. он может взаимодействовать,
используя не только руки и глаза, но и
все туловище, ноги. Это не только игрушки,
но и предметы дом. обихода: посуда, обувь,
мебель и др. Движения ребенка при этом
становятся более соглас. и точными,
скоординированными, что ведет к развитию
устойчивости внимания, точности
восприятия, формированию вол. качеств.
Самост.
хождения приводит к знакомству с крупными
предметами, ребенок получает возможность
узнать их с разл. сторон, усваивая таким
образом понятия величины формы учится
ориентироваться в пространстве, развивая
глазомер. Преодолевая трудности и
препятствия, встреч. у него на пути,
малыш решает задачи при помощи практ.
действий, тренируя свое мышление и вол.
сферу, получает при этом разнообр.
эмоции.
На
протяжении раннего возраста происходит
постеп. усвоение ребенком чел. форм
поведения. Малыш хочет получить от
взрослого похвалу и огорчается, если
им недовольны. Продолжает формироваться
чувство симпатии по отношению к другим
людям, что может выражаться в сочувствии,
желании поделиться игрушками. В этом
периоде происходит усвоение ребенком
своего имени. Малыш достаточно рано
отождествляет себя со своим именем,
отстаивает право на него и протестует,
если его ошибочно называют другим
именем. К концу 3-го года жизни появляется
осознание себя как отд. личности, что
свидетельствует о начале кризиса, кот.
психологи называют «Я сам». Этот
кризис имеет очень яркие внешние
проявления. Назовем самые яркие симптомы.
1.
Негативизм
—
ребенок не хочет что-либо делать только
потому, что это предложил взрослый.
2.
Упрямство
—
ребенок настаивает на чем-то не потому,
что этого сильно хочется, а потому, что
не хочет уступить.
3.
Строптивость
—
недовольство по всякому поводу.
4.
Своеволие,
своенравие —
стремление ребенка к самостоятельности,
желание все делать самому.
5.
Протест
(бунт)
— поведение приобретает протест. характер,
часто возникают ссоры с родителями,
братьями, сестрами.
6.
Обесценивание
—
ребенок начинает употреблять руг. слова,
ломает игрушки и т. п.
7. В
семье с единств. ребенком возможно
проявление деспотизма, с несколькими
детьми — ревности по отношению к родителям.
В
период этого кризиса происходит
перестройка соц. позиции ребенка по
отношению к окр. людям, возникают мотивы,
связ. с проявлением личности ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник