Особенности привязанности в психическом развитии ребенка

Особенности привязанности в психическом развитии ребенка thumbnail

Мать и дочь

В 40-е годы 20 века, психология привязанности малыша к маме становится объектом для исследований. Однако, эти исследования сформировались в отдельную теорию в психологии лишь середине прошлого века.

Предпосылки теории привязанности

Предпосылками для развития теории стала Вторая мировая война. Именно эти трагические происшествия дали основной импульс к развитию и формированию теории. Послевоенное время значительное количество детей осталось без родителей, либо было разлучено с родными.

Первопроходцем для данной теории являлся английский психоаналитик Джон Боулби, которому Всемирная организация здравоохранения поручила исследование данной проблематики. Подготовленный Д. Боулби доклад в 1951 году был переведен на 14 языков. Доклад имел широкий резонанс, так дал отправную точку для переосмысливания самой сути труда вкладываемого при воспитании маленького малыша матерью.

Теории привязанности Джона Боулби

Дж. Боулби отмечает, что мама – это главная опора чувства безопасности. Мама ребенка не источник, который удовлетворяет пищевую потребность младенца. Даже если малыш сыт и ухожен, он может испытывать стресс, ведущий к дезадаптации. Дж. Боулби дает такое определение привязанности: «это одна из основных систем инстинктивного поведения малыша. Функциональной целью данного поведения является достижение близости, близкого контакта с тем, кто обеспечивает и поддерживает безопасность ребенка».

Привязанность

Какими бывают стадии формирования привязанности?

Достаточное количество животных показывают привязанность, однако она считается заложенной на уровне инстинктов. У этой модели поведения нет готовой формы на момент появления на свет. Данная модель реализуется нейронами, структурами, ждущими опыта, и появляется в зависимости от пережитого опыта.

По мнению Боулби, стадия привязанности новорожденных, не является независимым от реальных опытов, с которыми сталкивается малыш. Боулби выделил четыре стадии становления модели поведения. Эти становления появляются у детей, растущих в благоприятной обстановке.

Первая стадия. Формируется в первые 3 месяца жизни малыша. Ориентировка, направленная на любого человека. Слежение глазами, улыбка, цепляние ребенком и хватание.

Вторая стадия. Формируется в период начиная с 3 до 6 месяцев жизни младенца. Малыш начинает определять из окружающих его людей, в первую очередь, маму, также тех, кто проявляет заботу. На основании полученного опыта, формируется модель привязанности.

Третья стадия. Формируется в период с 6-7 месяцев до 3 летнего возраста ребенка. У тех, кто не имел тесного контакта с основным, главным лицом, проявляющим заботу о нем, эта фаза может сдвинуться на более поздние сроки, и берёт свое начало после первого года от рождения.

Признаками развития модели поведения привязанности являются: улыбка, зрительный контакт, протягивание рук, или звуки, выражающие радость при контакте с матерью. Если мама уходит, выражение тревоги – плач, что появляется на этапе жизни в 4-6 месяцев от рождения. У 75 % детей, за которыми велось наблюдение к 6-9 месяцам чётко формируется поведение привязанности.

Четвертая стадия. В возрасте 3 лет, у малыша возникает перемена в поведении. К этому возрасту он научится переносить, переживать временное отсутствие мамы, и при этом не утрачивает свое чувство покоя и равновесия.

Боулби отмечает в своем докладе этот этап «порогом созревания». В этом возрасте дети способны чувствовать собственную безопасность. Для этого необходимо соблюдение 3 условий: Первое, с малышом должен оставаться замещающий маму человек. Второе, замещающий человек и мама должны быть знакомы (малыш должен был видеть маму и знакомого вместе, к примеру видеть их разговор). В-третьих, малыш должен понимать и быть уверен в том, что при необходимости контакт с матерью будет возобновлен по его самому первому пожеланию, требованию. Также, ребенок должен знать, где сейчас находится его родитель.

Привязанность к неодушевленным предметам

Особенности привязанности в психическом развитии ребенка

К особой форме поведения можно отнести привязанность к неодушевленным предметам. Первым заметил и пристальное внимание на эту форму поведения обратил Дональд Винникотт, а затем и Дж. Боулби. Это могут быть особые предметы – элементы собственности, в многих случаях это мягкие игрушки, с которыми малыш обнимается, играет или прижимает к груди в моменты, когда он чувствует тревогу. Эти предметы помогают успокоится, заснуть, более спокойно пережить временное расставание с мамой.

Следует отметить, что потеря такого предмета может вызвать негативную реакцию. Эмоциональные проявления схожи с симптомами горя. Отмечается, что привязанность к игрушкам, неодушевленным предметам, формируется в период между первым и вторым годом жизни малыша, но может и развиваться с девятимесячного возраста.

Нельзя не отметить, тот факт, что игрушка сопровождает детство на протяжении всей эволюции человеческой цивилизации. Игрушки выполняют многие функции на этапе становления психики малыша и адаптации.

В повести «Винни-Пух», игрушка играет существенно большую роль, чем непосредственное взаимодействие малыша с родителями. Многие антропологические материалы, доказывают и подтверждают значимость предметов собственности, неодушевленных игрушек, в психическом развитии у детей.

Эксперимент «Незнакомая ситуация»

Типы привязанности также были изучены в эксперименте под названием «Незнакомая ситуация». Это исследование было проведено психологом Мэри Эйнсворт. Исследователи следили за поведением детей в возрасте одного года, а также их родителей. Сначала эксперимент проводился дома. Пристальная заинтересованность уделялось модели поведения. Типу взаимодействия системы в форме поведения мама-малыш. Затем, когда дитя достигало года, родительницу с ее малышом приглашали в лабораторию. Далее, велось наблюдение за обстановкой, ситуацией, когда дитя разделяли с матерью.

Суть эксперимента была в следующем: родительница с малышом входили в комнату, где находился незнакомый человек. Сначала мама играла с малышом. Затем мама выходила из комнаты. В последний этап эксперимента, малыш оставался в одиночестве. Исходя из эксперимента, выделены значимые типы реакции ребенка.

Первая. Надежная привязанность. Выражена тем, что дитя замечательно чувствует себя с мамой. Так как мама очень чутко реагирует и отвечает всем потребности малыша. Мама, может легко удовлетворить потребности ребенка. Дитя может расстроиться или забеспокоится если родительница уходит. Однако, после малыш легко может увлечься другими интересными отвлекающими факторами или игрушками. В момент, когда мать ребенка возвращается и рядом, малыш быстро приходит в себя, практически сразу бежит к ней. Просится на руки, а после продолжает играть. Тем самым, подтверждает глубокую эмоциональную потребность в близости с матерью.

Дети с такой формой связи с мамой проявляют самостоятельность, более интеллектуальную развитость и активность. В них выработано чувство защищенности и ощущение надежного тыла. Они уверены в себе, в постоянстве связей с родными, более расслабленные, активно исследуют окружающих их мир. Чтобы сформировать такие связи матери должны: чутко реагировать на сигналы дитя, синхронизировать действия, быть эмоционально доступным родителем, устанавливать зрительный контакт.

Немаловажные качества характера родительницы: уверенность, способность не терять самообладание в жизненных перипетиях, умения правильно выстраивать отношения и регулировать свое состояние.

Вторая. Сопротивляющаяся привязанность. Даже если мама рядом, присутствует, дитя беспокойно, не уверено в себе и тревожно. Когда родительница оставляет малыша и уходит, чувство тревоги лишь повышается. При возвращении малыш бежит не для того, чтобы обнять, а затем, чтобы выразить обиду, ребенок может ударить взрослого или укусить. Малыши показывают двойственность своего поведения. Ребенок хочет контакта, его добивается, но вместе с тем сопротивляется ему. Такого рода связь сформировывается, когда мама непредсказуема, напряжена. На фоне непоследовательности поведения родительницы – то непомерная требовательность, то игнорирование малыша. Родительница в зависимости от настроения обижает дитя, поэтому ребенок не уверен, а может ли он полагаться на маму. Также, не может понять, будет ли она рядом, в случае если это ему потребуется.

Когда такие дети взрослеют они сохраняют эту модель поведения. Дети могут чувствовать свою ненужность и одинокость. Либо, неосознанно раздражают родителей, родных.

Третья. Избегающая привязанность. Выражена внешней уверенностью и самостоятельностью, но дитя мало контактирует с матерью, либо избегает контакта. Такой малыш может не проявлять реакции на приход или уход родительницы. Будучи на руках у матери, ребенок отстраняется, тем самым отрицая наличие чувств и эмоций к ней. Это способ защиты, безразличная манера отвержения, сдержанность поведения. Также попытка защитится и забыть о необходимости матери. Обусловлена тем, что родительница неотзывчива. Мама может быть скупой на проявления любви, чувств и эмоций. Родительницы, которые избегают своих детей. Те, кто мало берут своих малышей на руки. Также, могут нередко оставлять малыша с другими, на попечение других людей. Также, мамочки могут указывать как правильно играть в игры малышу.

Когда дети вырастают они стремятся отстраниться и эмоционально отгородится от жесткой окружающей среды и мира, часто редко доверяют людям для формирования близких отношений.

На вид они независимы, но внутри глубоко не уверенны в своих действиях и себе. Так они хотят больше не испытывать боли от чувства отверженности. Они плохо раскрываются с родными и близкими.

Четвертая. Выжженная душа или дезорганизованная привязанность. При уходе мамы, малыш застывает. Когда мама приходит убегает от нее. Это характеризует детей, которых бьют или издеваются над ними. Мэри Эйнсворт не писала об этом типе поведения.

Так бывает, когда в семьях жестокий родитель – отец, и крайне слабая мать, которая не способна защитить себя и ребенка. Возможно, детки растут у депрессивных мам, которые вообще не реагируют на малыша, а если реакция есть — то зачастую агрессивная. У таких детей непредсказуемые чувства, и неоднозначные эмоции.

Пятая. Симбиотическая. Малыши не дают матери отойти ни на шаг от себя.

Часто требуют внимания, проверяют реакцию мамы. Во взгляде вопрос – о любви и ее точности в проявлении. Зачастую критично и болезненно, остро реагируют на то, что от них отвернулись и мама может разговаривать с другими людьми. Формируется там, где мама сильно тревожная. Родительница, которая имеет свои понятия о воспитании и его правильности. Часто родительницы вообще пытаются избегать промахов, оплошностей, зачастую тверды в убеждениях, имеют мнение, что мир небезопасен. С такой родительницей ребенок вырастают тревожными. Родительницы реагируют лишь на яркие сигналы ребенка крики или плачь.

Как укрепить привязанность?

Младенец и мама

Сформированные связи в младенчестве или детстве не статичны, они — динамичная структура, изменяемая под воздействием различных факторов. Заботливая няня, чуткая и нежная бабушка может малыша с избегающим типом привязанности развернуть, дав чувство защищенности, близости, любви и тепла.

Либо, наоборот малыш с надежным типом сможет приобрести черты амбивалентной привязанности при частых переездах, потери близких, родных, что травмируют.

В любом возрасте малыша у следует детей укреплять узы привязанности. Это можно делать по-разному.

С момента рождения и до 12 месяцев: поддерживать больше контакт, укладывать дитя себе на грудь или живот, обеспечить соприкосновение, практика совместного сна с малышом, улыбаться, гладить малютку, купаться вместе с малышом.

С 12 месяцев до 3 лет: практикуем старые методы, добавляем новые: разрешить помогать себе вести домашние дела, позволить катить тележку в магазине, практиковать совместные дела, к примеру приготовление пищи, уборка или поход за продуктами в супермаркет.

С трех до пяти лет: совместная деятельность, игры по интересам ребенка, избегать проявления ревности.

С пяти до семи лет: дети начинают рассказывать секреты, делится сокровенным, рассказывайте о том, что вам важно. Выражайте свои чувства. Научите ребенка доверять вам, выражать свои эмоции, что поможет легче справляться с ними. Не будьте скрытными, умалчивая ваши чувства и эмоции.

Роль матери в жизни детей крайне важна, также значимо формировании привязанностей, уз и связей. Помните, что дети и то какими они растут важно не только для мам, но и для родственников и родных. Поддерживайте, оберегайте узы, которыми вас наградила жизнь, подарив чудо новой жизни.

Источник

Теория привязанности – это рассуждения о тесной эмоциональной связи между новорожденным и его родителями. По мнению ученых, от того, насколько сильной она будет, во многом зависит, каким вырастет ребенок. Будет ли ему легко найти свое место в обществе? Сможет ли он строить отношения с окружающими? Будет ли счастлив в семье? На эти вопросы в своей теории отвечает Джон Боулби и его коллеги.

Предпосылки к развитию теории привязанности

Джон Боулби

Автор теории привязанности –Джона Боулби, психоаналитик, который посвятил несколько лет изучению эффектов разделения детей младенческого возраста и их родителей. Большое значение он придавал словам Зигмунда Фрейда о том, что первичный детский опыт играет важную роль в становлении личности. И речь здесь идет не только о травматичности. Дело в том, как ребенок, будучи маленьким, сможет социализироваться.

В отличие от Фрейда, который начинал рассуждения с психических отклонений во взрослом возрасте, Боулби искал связь между привязанностью в детстве и становлением личности во взрослом возрасте. По мнению ученого, для младенца мать – это один из вариантов удовлетворения первичной потребности. Но еще она помогает ему взаимодействовать с внешним миром.

Согласно выдвинутой Боулби гипотезе, маленьким детям присуще экстремальное поведение. Оно проявляется в тех случаях, когда они пытаются избежать физического разлучения с родителями. Обычно малыши кричат или плачут. Так вот, ученый считал, что эти действия – эволюционные механизмы. Они закрепились в результате естественного отбора и помогают младенцам выжить.

Получается, что привязанность младенца к взрослым – это не что иное, как инстинктивный ответ на угрозу утраты преимуществ в процессе выживания. Этими преимуществами малыша наделяет основной опекун. В данном случае мама, папа или любой другой взрослый, который за ним ухаживает.

Боулби провел ряд исследований, по результатам которых он выяснил, как разлученные с родителями дети воссоединяются с ними вновь. Он выделил 3 типа привязанности:

  1. Надежная привязанность. Ребенок сильно страдает, ищет защиты и утешения. Успокаивается только тогда, когда родители возвращаются.
  2. Привязанность, устойчивая к тревоге. Младенцы пережили сильный стресс. После возвращения родителей они пытались «наказать» их за уход.
  3. Отсутствие привязанности. Младенцы никак не отреагировали на то, что родителей не было рядом. После их возвращения они либо игнорировали их, либо даже избегали.

Со временем в этот список добавили еще один тип привязанности: дезорганизованный-дезориентированный. В этом случае сложно предсказать, как поведет себя ребенок.

Интересно, что тип привязанности, выработанный в раннем детстве, влияет на то, как уже взрослый человек будет строить отношения.

История появления теории привязанности

Мэри Эйнсворт

Если сказать кратко, все началось с посещения Боулби школы для детей с плохой адаптацией. Двое учащихся вызвали у него особый интерес. Наблюдения за ними и легли в основу теории привязанности Боулби.

Уже в начале карьеры Джон предложил коллегам-психоаналитикам в работе с детьми использовать целостный подход, принимая во внимание несколько важных факторов. Среди них среда, в которой растет ребенок, его семья.

В 1950 году в исследовательское отделение Джона Боулби в одну из лондонских клиник пришла работать Мэри Эйнсворт. Она анализировала записи того, как дети себя вели. Увиденное побудило девушку провести собственные исследования. Они касались поведения детей в привычной для них обстановке.

Вместе Боулби и Эйнсворт изучили сотни различных теорий, провели десятки испытаний. Итоги их кропотливой работы — доказательства теории привязанности. На тот момент это были самые емкие труды по этой теме.

Фазы развития привязанности у детей

Фазы развития привязанности

Выделяют 4 фазы привязанности. Они формируются в разном возрасте, начиная с рождения и заканчивая окончанием детства.

Рождение — 3 месяца

Сразу после появления на свет младенцы внимательно слушают человеческие голоса и присматриваются к лицам. Ученые провели ряд опытов и сделали любопытное наблюдение. Ребенок, который родился всего 10 минут назад, предпочитает следить за чьим-то лицом, нежели за каким-то предметом. С течением времени эта особенность приведет к появлению социальной улыбки.

Первые 3 недели жизни крохи улыбаются обычно перед сном. И делают они это с закрытыми глазами. Но эти улыбки на людей не направлены. Социальность они приобретают примерно с трехнедельного возраста, когда ребенок улыбается, услышав чей-то голос. И даже на этом этапе эти действия мимолетны.

Полностью социальной улыбка становится в возрасте 5-6 недель от рождения. Дети широко улыбаются и смотрят в глаза тому, кто находится рядом с ними. Родителей в этот момент переполняет счастье, потому что они чувствуют любовь малыша к себе, какую-то особую связь.

Интересно! До 3 месяцев младенец улыбается любому, даже бумажному лицу, оказавшемуся в его поле зрения. Главное, чтобы его было видно полностью. На профиль такой реакции не будет.

По мнению Джона Боулби, улыбка ребенка способствует развитию привязанности между ним и опекающим его взрослым. Последнему хочется улыбнуться в ответ, взять кроху на руки, обнять его, поиграть с ним. Так проявляется забота.

Одновременно с улыбкой появляется детский лепет. Это еще один социальный фактор, побуждающий родителей находиться рядом. Сюда же относится и плач. По сути, это тревожный сигнал о том, что дети испытывают дискомфорт. Услышав, что ребенок плачет, взрослый немедленно удовлетворит его потребность в еде, тепле или ласке.

Привязанность устанавливается с помощью нескольких видов рефлексов:

  1. Хватание. Как только ладони ребенка касается какой-то предмет, она инстинктивно сжимается.
  2. Рефлекс Моро. Если малыш испугался или неожиданно утратил опору, он делает движения, похожие на обнимание, обхватывание чего-либо. По мнению Боулби, такие действия помогали ему в прошлом держаться за мать, которая, например, могла убегать от хищного зверя.
  3. Поисковый и сосательный. Облегчают процесс грудного вскармливания.

Каждый из перечисленных рефлексов помогает ребенку и взрослому наладить продуктивное взаимодействие.

3-6 месяцев

3-6 месяцев ребенок

По теории привязанности Боулби в этот период исчезает часть рефлексов, например, Моро или поисковый. Действия ребенка становятся избирательными. На незнакомых людей он просто внимательно смотрит. Тем, кого знает, дарит улыбку. То же самое касается лепета. Малыши «разговаривают» в присутствии тех людей, которые им знакомы.

В какой-то момент дети выделяют 2-3 лица из круга знакомых. На них они реагируют по-особенному. Чаще улыбаются, охотнее разговаривают. Обычно таким человеком является мама. Но бывает и по-другому. Возможно, им станет отец или один из близких родственников.

6 месяцев – 3 года

С полугода у ребенка развивается сильная привязанность к одному человеку – матери. Он плачет, когда она уходит или просто находится вне поля зрения. Раньше малыш плакал, если уходил любой находившийся рядом с ним человек. Сейчас же он стал очень избирательным в этом вопросе.

В возрасте 7-8 месяцев у детей появляется страх незнакомых людей. Он проявляется в настороженности или даже громком плаче. Эти проявления усиливаются во время болезни или пребывания в незнакомой обстановке.

Примерно с 8 месяцев, когда ребенок начинает активно двигаться, он может следовать за мамой. Он направляет все усилия на то, чтобы сохранить контакт с ней. Если мать собирается уходить, малыш корректирует движения для того, чтобы снова оказаться рядом с ней. Достигнув поставленной цели, он просит взять его на руки, показывая тем самым свою привязанность, желание быть вместе.

Иногда дети, наоборот, уходят от родителей. Так бывает во время прогулок на детской площадке. Сначала они нуждаются в контакте. Но через некоторое время, осознав, что мама никуда не денется, они начинают активно исследовать окружающее пространство. Малыш следит за присутствием матери. Часто подходит к ней. А остальное время проводит за играми на достаточном расстоянии.

3 года – окончание детства

3 года – окончание детства ребенка

На этом этапе дети осознают свою потребность находиться рядом с мамой и папой. Трехлетний малыш охотно разрешает им покинуть его на некоторое время. Правда, при этом стоит объяснить причину ухода. Так проявляется партнерское поведение.

Боулби считал, что о привязанности в старшем возрасте известно немного. Но она развивается в любом случае. Для подростков объектами привязанности становятся лица, которые в какой-то мере заменили родителей. Для взрослого человека – партнер в романтических отношениях. Для пожилых – заботящееся о них молодое поколение.

Какой можно сделать вывод? Страх одиночества по праву можно считать самым сильным страхом в жизни. Возможно, это звучит глупо, абсурдно. Но в истории есть масса примеров того, как присутствие близкого человека, привязанность помогали справиться с серьезными проблемами.

Привязанность как импринтинг

импринтинг

Импринтинг – это процесс, помогающий животным разобраться с социальными инстинктами. Для наглядности приведем в пример детеныша какого-либо животного. Поначалу он может следовать за любым объектом. Но их количество быстро уменьшается и вскоре, ближе к концу импринтинга, он идет только за матерью. Им руководит страх. Он же предотвращает образование новых привязанностей.

С людьми происходит то же самое. Только в их случае процесс развивается медленнее. Как сказано выше, в первые недели после рождения дети улыбаются, плачут, хватаются за человека, который находится рядом с ними. Так они демонстрируют свою привязанность, желание удержать. По мере взросления круг таких людей сужается. Появляется боязнь незнакомцев. В итоге остается один объект, которого ребенок постоянно хочет видеть рядом. Так развивается импринтинг на определенного человека. Именно он побуждает ребенка следовать за мамой.

Виды привязанности

Между ребенком и родителями (матерью) и взрослыми людьми развиваются несколько типов привязанности. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Дети и родители

Выше сказано, что ребенок проявляет к маме 4 вида привязанности:

  1. Безопасная. Родители заботятся о малыше, удовлетворяют все его потребности. Они принимают его таким, каким он родился, со всеми достоинствами и недостатками, характером, темпераментом. Не пытаются подстроить под свой ритм жизни, предпочтения. Родители помогают ребенку исследовать мир, критикуя его поведение, но никак не его самого. Это помогает установить крепкие, доверительные отношения.
  2. Тревожно-избегающая. Дети не испытывают тревогу, когда по каким-либо причинам разлучены с матерью и отцом. Однако они беспокоятся, если их оставляют наедине с собой. Такой ребенок взаимодействует с родителями только в разговоре или играх. Телесный контакт отсутствует. Это сильно сказывается на его способности проявлять эмпатию, доверять окружающим.
  3. Двойственно-сопротивляемая. В этом случае ребенок не уверен на 100% в любви матери. В незнакомом месте он вряд ли будет активно исследовать окружающую обстановку или общаться с незнакомыми людьми. Уже во взрослом возрасте такие дети становятся неуверенными в себе, стеснительными, недоверчивыми.
  4. Дезорганизационно-контролируемая. Смесь из трех предыдущих типов привязанности. Дети ведут себя крайне непоследовательно. Сложно предсказать их реакцию в той или иной ситуации.

Если понять, какая привязанность была в детстве, можно решить большинство проблем, возникающих во взрослой жизни.

Теория привязанности в отношениях

Теория привязанности в отношениях

В отношениях между взрослыми людьми также проявляется привязанность. Как и в случае с детьми и родителями, они бывают 4 видов:

  1. Надежная. Партнеры довольны отношениями, ощущают себя в безопасности, не требуют постоянного присутствия любимого человека в своей жизни. В такой паре царит честность, доверие, глубокая эмоциональная связь.
  2. Тревожно-избегающая привязанность. Люди держатся обособленно от других. Они не нуждаются во взаимодействии с окружающими, стремятся к независимости, а порой и к изоляции. Привязанность такого типа делает человека закрытым эмоционально. Чаще всего это случается в стрессовых ситуациях.
  3. Тревожно-устойчивая. Человек проявляет излишнюю привязанность к партнеру. И это порой отталкивает. Он проявляет критичность, придирчивость, требовательность, ревность.
  4. Избегающая привязанность. Проявляется в амбивалентности чувств. Человек испытывает глубокую привязанность к партнеру, но при этом боится получить от него травму. Их тянет и одновременно отталкивает. Построить крепкие, гармоничные отношения таким людям крайне сложно.

Не стоит рассматривать перечисленные виды привязанности как типы личности. Очень часто они смешиваются между собой. Так, например, человек с избегающей привязанностью иногда может создать крепкую семью.

Рекомендуемая литература

Терапия нарушений привязанности от теории к практике - Карл Бриш

Теория привязанности вызвала интерес многих ученых и психологов. В результате были написаны десятки книг по этой теме:

  1. «Терапия нарушений привязанности от теории к практике», Карл Хайнц Бриш.
  2. «Привязанность в психотерапии», Дэвид Дж. Уоллин.
  3. «Новая наука о привязанности к взрослым и как она может помочь вам найти и сохранить любовь», Амира Левин и Рейчел Хеллер.

Также Кэрол Гархарт Муни выпустил книгу, вобравшую в себя результаты исследований авторов теории – «Теория привязанности: Введение в Боулби, Эйнсворт, Гербер, Бразелтон, Кеннел и Клаус».

Заключение

Теория привязанности и воспитания счастливых людей Джона Боулби рассказывает о взаимодействии младенца с матерью или любым другим опекающим его взрослым. Оно формируется в первые дни после рождения и влияет на всю дальнейшую жизнь. Поэтому, столкнувшись с серьезными проблемами во взрослом возрасте, вспомните, какие отношения у вас были с родителями в детстве. Это поможет понять, как действовать дальше.

Источник