Особенности познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Особенности познавательного развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста


06.04.2013

14281

0

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

От года   3 года

Ребенок раннего возра­ста — настоящий исследователь.
Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности.  И самое главное, что ребенок не только хочет
рассматривать предметы, но и действовать с ними — разъединять и соединять,
конструировать из предметов, экспериментировать.

     
Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления,
памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин­тенсивно развивается
восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие —  фундаментальная психи­ческая функция,
обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

     Восприятие детей
этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и
ошибок ребенок мо­жет собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соот­ветствующей
формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе
многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или
подходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок
примеривает, пробует и через ошибки, их ис­правление достигает результата.
Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примери­вающих
действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами
(статичных и дина­мичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме­сяцев
— 1 года 10 месяцев.

           В практической деятельности у ребенка
развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет
наглядно-действенный характер. Путем практическо­го экспериментирования ребенок
открывает новые сред­ства для достижения целей. Например, достает один пред­мет
с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки; встает на стул, чтобы
дотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей.
Например, зачерпывая воду с помощью ре­шета для просеивания песка,
обнаруживает, что вода выли­вается. Это вызывает у него удивление, что
стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

           С помощью бытовых предметов
(стульев, кресел, поду­шек и др.) открывает новые формы передвижения: скольже­ние,
скатывание, перекатывание.

Постепенно к
концу третьего года жизни ребенок начина­ет обходиться без внешних проб,
экспериментируя и фанта­зируя в уме.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта
проявляются в детских вопросах (на­пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «А
зачем?», «Кто это?», «Что это?»).

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми
дети строят собственные представле­ния об окружающем.

.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружаю­щим приобретает ярко
выраженный познавательный харак­тер. Дети активно стремятся получить
информацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (на­пример,
«Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где
живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).

1.2. Младший дошкольный возраст  3 – 5 лет

В   младшем   дошкольном  
возрасте   познавательное  развитие 
продолжается  по  трем 
основным  направлениям:

— расширяются и
качественно изменяются  способы
ориентировки ребенка в окружающем,

—  возникают новые средства ориентировки,

— содержательно
обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен­но новые свойства
сенсорных процессов: ощущение и вос­приятие. Ребенок, включаясь в разные виды
деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более
тонко различать отдельные признаки и свойства пред­метов. Совершенствуется
фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы
предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст­вия и
начинает развиваться как самостоятельный, целена­правленный процесс со своими
специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят
к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия,  при этом «рука учит глаз» (движение руки по
предмету оп­ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит­ся в
дошкольном возрасте одним из основных процессов не­посредственного познания
предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем
дошколь­ном возрасте.

Рассматривая
новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым
зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель­ному
восприятию —  сгибает, растягивает,
царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще  не может назвать его, обозначить словом.
Активная, разно­образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к
новому предмету стимулирует появление более точных об­разов. Действия
восприятия развиваются благодаря усвое­нию системы сенсорных эталонов (цветов
спектра, геомет­рических форм и др.).

 В этом возрасте ребенок начинает
использовать симво­лические представления предметов и событий. Благодаря этому
он становится более свободным и независимым от по­ля восприятия и непосредственных
контактов с окружающи­ми предметами. Маленький ребенок умеет представлять объек­ты
с помощью телесных движений (подражание, отсрочен­ное во времени), ребенок
постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо
знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представле­ния — это символы. С
помощью символов можно предста­вить как конкретные, так и абстрактные предметы.
Яркий пример символических средств — 
речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в дан­ный момент перед
его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые
никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспро­изводить
скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих
скрытых частей.

Символическая функция — 
качественно новое достиже­ние в умственном развитии ребенка младшего
дошкольного возраста —  знаменует собой
зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во
внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качествен­ным своеобразием.
Ребенок — реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно
различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не
умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки
зрения. Ему свойственны анимистические пред­ставления: все окружающие предметы
способны думать и чув­ствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает
спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один,
наиболее яркий признак предмета и, ориенти­руясь на него, оценивает предмет в
целом. Его интересуют ре­зультаты действия, однако он еще не умеет прослеживать
про­цесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о
том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было
достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и
те усло­вия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии свое­го становления:
дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить
новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно
наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изме­нения тех или иных
явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект
прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая
любознательность, на­личие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их
начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться
представления о пространстве, времени, чис­ле. В силу особенностей мышления
ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и каче­ственно
отличны от представлений более старших детей.

1.3.
Старший дошкольный возраст  5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный
комплексный феномен, включаю­щий развитие познавательных процессов (восприятия,
мыш­ления, памяти, внимания, воображения), которые представ­ляют собой разные
формы ориентации ребенка в окружаю­щем мире, в себе самом и регулируют его
деятельность.

Восприятие
ребенка теряет свой первоначально глобаль­ный характер. Благодаря различным
видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойст­во
предмета от него самого. Свойства или признаки предме­та становятся для ребенка
объектом специального рассмот­рения. Названные словом, они превращаются в
категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника воз­никают
категории величины, формы, цвета, пространствен­ных отношений. Таким образом,
ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия
интеллектуализируется.

            Благодаря
различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится
произвольной и целенаправ­ленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить
что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Пере­страивается
воображение: из репродуктивного, воспроизводя­щего оно становится
предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только
конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи
ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется
внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как
самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно.
Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как
экспериментиро­вание с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим
преобразованием предметов и явлений.  В
процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в
объекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим для
разви­тия творчества дошкольника сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе эксперимен­тирования теперь
имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование
осуществляется пор­циями, последовательными актами и после каждого тако­го акта
происходит анализ наступивших изменений. После­довательность производимых
ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития
его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате
ребенок часто получает неожидан­ные новые знания, у него формируются новые
способы по­знавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесс
самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и
имеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этот
процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию
экспериментирования способствуют задачи «открытого ти­па», предполагающие
множество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или « Как
можно использовать в игре кубик?»).

Моделирование  в дошкольном  возрасте 
осуществляется  в разных видах
деятельности —  игре, конструировании,
рисовании,   лепке   и др.  
Благодаря   моделированию   ребенок способен  к опосредованному решению  познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых
отношений.  Теперь с  помощью моделей ребенок материализует  математические,  логические,  
временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические
изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это
только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так,
ребенок охотно счи­тает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря
содержательному общению и обучению, разви­тию познавательной деятельности у
ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления сис­тематизируются
и становятся знаниями, начинают формиро­ваться общие категории мышления (часть
—  целое, причин­ность, пространство,
предмет —  система предметов, случай­ность
и т. д.).

В дошкольном
возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  •  знания 
    и умения,   которыми
    ребенок  овладевает без специального
    обучения в  повседневном  общении со  взрос­лыми, в играх,  наблюдениях, во время просмотра телеви­зионных
    передач.
  •  знания и умения, которые могут быть
    усвоены только в процессе специального обучения (математиче­ские знания,
    грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний
включает две зоны —  зону устойчивых,
стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей —  показатель
развития их мышления. Во­просы о назначении предметов, заданные для того, чтобы
получить помощь или одобрение, дополняются вопросами   о причинах явлений и их последствиях.
Появляются вопро­сы,  направленные на то,
чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей  формируются обобщенные способы умственной
работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается
диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.  Все это — 
одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к
продуктивному взаимодействию с новым 
содержанием обучения в школе.

Источник

Аннотация. Одним из важных направлений в работе с детьми ДОУ является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Дошкольник по своей сути является неутомимым исследователем он появляется на свет с уже врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым жизненным условиям. Ребенку все интересно, он все хочет знать. От того какие условия мы создадим для познавательного развития ребенка зависит какими знаниями он будет обладать. Если ребенок находится в замкнутом пространстве квартиры, то и мышление у него будет ограниченное.

Ключевые слова: познавательные процессы, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.

В ДОУ созданы необходимые условия предполагающие вовлекать дошкольника в познавательную активность через образовательную деятельность, совместную и наконец, самостоятельную деятельность.

Благодаря познавательной активности ребенка в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира формирующийся в процессе развития.

Формируются познавательные процессы, такие как: восприятие, внимание, память, воображение, мышление. У дошкольника накапливается информация, собранная человечеством на пути познания мира, их опыт и достижения.

Информация состоит из мыслительных процессов, отдельных сведений, фактов, событий. Стоит рассмотреть, что к ней относится:

  • интерес ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
  • способ получения информации, т.е. способ познания и средства познания;
  • переработка дошкольником информации: систематизация, сбор, упорядочивание и даже забывание;
  • отношение ребенка к миру: его эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира [1, с. 174].

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми компонентами познавательной сферы.

ФГОС ДО выделяет цели и задачи дошкольного образования, среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Рассмотрим задачи:

  • поощрение любознательности дошкольника, развитие и выявление его интересов;
  • формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности;
  • развитие творческих задатков и воображения;
  • формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов [4, с. 5].

Главное условие работы педагога с дошкольниками — развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства, а также ориентироваться на их возможности. Педагог строит образовательную деятельность через игру по эвристическому методу, т.е. он не дает готовых знаний, а вовлекает дошкольников в исследования, развивает их самостоятельность познания и проявления инициативы. По качеству и количеству вопросов педагог может судить, насколько развит у ребенка познавательный интерес.

Итак, познавательный интерес – это стремление ребенка выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности познавать новое, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, а для старшего дошкольника он руководит познавательной деятельностью и создает необходимые условия. Поэтому, для дошкольника имеет большое значение его отношение к воспитателю как к партнеру, знающему, умеющему и авторитетному, которому хочется подражать. В данном случае необходимо строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослого и ребенка ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка.

Как уже было сказано выше, познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется его ценностное отношение к миру, личностный опыт, а также формируются потребности в знании и познании. В этой деятельности создаются наиболее благоприятные действия для развития таких важных умственных действий, как: анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, классификация и сериация.

Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Неразрывными частями единого процесса отражения и познания действительности являются: ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь. Наглядно представляя себе любой предмет, явление, ощущая, воспринимая, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

  • развитие воображения и творческой активности;
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
  • формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [3, с. 19].

Огромную роль в развитии познавательных интересов дошкольников играет предметно — пространственная среда. Содержание и насыщенность среды должна соответствовать содержанию Программы и возрастным особенностям ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке его инициативы и возможности выбора видов активности и необходимых материалов.

Если ребенок чувствует себя значимым человеком, он прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, когда он понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы. При этом у дошкольника формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора, а также развивается внутренняя целеустремленность.

При условии правильно организованного педагогического процесса и предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Список литература:

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010.-360 с.
  2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-672 с.
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. — М., 2013. — 26 с.
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Педагогика, 2010. – 304 с.

Источник