Особенности общения ребенка со сверстниками его развитие в дошкольном возрасте

Особенности общения ребенка со сверстниками его развитие в дошкольном возрасте thumbnail

Матрена Огоюкина
Консультация «Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте»

1.1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

В своей работе «Проблемы в онтогенезе общения» М. И. Лисина дает следующее определение понятия общения. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[15, C.92].

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных.

Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и. т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуется значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и. т. д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответственной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми.

Таким образом, перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам [17, C. 74-77].

В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника. Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстником.

деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;

личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала», т. е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;

познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.

В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов: положение ведущих в 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.

В исследованиях М. И. Лисиной и А. Г. Рузской были выделены существенные особенности общения дошкольника со сверстниками, качественно отличающих его от общения со взрослым.

большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон, что определяется богатым функциональным составом общения сверстников и большим разнообразием коммуникативных задач;

сильная эмоциональная насыщенность, что выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и аффективной направленности действий по отношению к сверстнику;

нестандартность и нерегламентированность общения детей, характеризующиеся особой раскованностью, ненормированность, действий, их незаданностью никакими образцами, использованием непредсказуемых и нестандартных средств общения;

преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера и часто вызывает конфликты, протесты, обиды.

Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.

Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двух до четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения, как правила, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспессивно-мимические движения.

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.

В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения. Значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками, среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития.

Источник

Часто наблюдается такая ситуация, что ребенок проявляет активность и общительность в семье, но становится тихим и нерешительным, когда оказывается среди других детей. На это влияют как личностные характеристики ребенка, так и особенности общения дошкольников со сверстниками. Общаться со взрослыми малышу привычно и комфортно. Взрослые проявляют заботу и во всем оказывают помощь. В обществе детей все на равных, и отношения выстраиваются по своим правилам.  

Как развивается общение со сверстниками у дошкольников

Общение детей на протяжении всего лишь нескольких лет – от 3 до 7 – проходит бурную эволюцию. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте начинается с того, что малыш просто желает играть рядом с такими же детками, как он сам.

Общение со сверстниками

А к тому времени, когда дошкольнику предстоит идти в первый класс, происходит становление потребности в общении со сверстниками. У детей формируется заинтересованность в сотрудничестве. Им интересно вместе играть и выполнять различные дела. В старшем дошкольном возрасте ребята начинают замечают личностные качества сверстников и оценивают их как желанные, или такие, которые им не нравятся.

Получается, что от случайных минут взаимодействия, которыми ограничивается общение 3-4 малышей, коммуникативный процесс за два-три года стремительно обогащается. И вот уже 6-летние дети не мыслят своей жизни без общения со сверстниками. У них формируется устойчивая потребность быть в кругу таких же детей: играть вместе, дружить, ссориться, заниматься познавательной деятельностью, делиться впечатлениями…

Отличительные особенности общения детей со сверстниками

Дети общаются между собой вовсе не так, как со взрослыми. Взрослые задают четкие рамки поведения ребенка и контролируют, чтобы его действия и слова соответствовали установленным стандартам. Находясь в обществе сверстников, ребенок, к его радости и огорчению одновременно, лишен регламента, регулирующего общение. То есть, некоторые стандарты вежливости и нравственности уже сформировались и у детей, но они еще минимальны.

Общение дошкольников имеет следующие особенности:

  1. Это эмоционально насыщенные контакты, сопровождающиеся импульсивной сменой эмоций, криками, смехом, плачем, обзыванием друг друга, восхищением от новых игрушек. Обычная картина: только что дети строили башню из кубиков сообща, а минуту спустя один из «строителей» хулиганит и разваливает конструкцию.
  2. Дошкольник в обществе детей более расковано высказывается, часто сопровождая слова кривлянием, необычными возгласами. Дети любят изобретать некие странные словечки, особенно в период активного словотворчества, и вместе обхохатываться над какой-нибудь «буквоежкой».
  3. Дети игнорируют принципы диалога. Им, главное, высказаться самим, чем выслушать приятеля. Отсюда так много непонимания между детьми. Каждый сказал, что думал, а что говорил сверстник, пролетело мимо ушей.
  4. Многофункциональность детского общения. Общение со взрослым служит для ребенка источником информации и камертоном, отделяющим положительное от негативного и оценивающим правильность действий. От детей также можно услышать оценку своих действий, но и в ответ можно поуправлять. Даже младший дошкольник запросто поучает сверстников, заявляя, что они делают не правильно, а нужно «так, как я».

Очевидно, что среди сверстников у ребенка больше свободы. Но некоторых дошкольников этот факт больше пугает, чем радует. Когда во взаимодействие детей вовлечен взрослый, то активно работают правила «нельзя обзываться», «нельзя отбирать игрушки» и пр. Без взрослого контроля эти заповеди далеко не всегда соблюдаются, порождая конфликты и обиды. Но, несмотря на эти нюансы, после 4-х лет подавляющее большинство детей предпочитает общение с ровесниками.

Специфической особенностью общения дошкольников со сверстниками является то, что дети практически не видят личность партнеров по взаимодействию. Они пристально наблюдают за их действиями, пытаются превзойти, указывают на ошибки. Но совершенно не осознают, что перед нами такой же ребенок со своими пожеланиями, интересами, предпочтениями.

Дошкольник ждет внимания и понимающего отношения по отношению к себе. Но он не готов проявлять ответное внимание и замечать достоинства своих сверстников.

Формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Предсказуемо, что 3-летние малыши не могут общаться так, как дети постарше, а 6-7 летние дошкольники уже накопили опыт для более многогранного взаимодействия. Общение дошкольников протекает, в основном, в рамках игрового контекста. Преимущественно, в условиях сюжетно-ролевой игры. А также взаимодействуют в любой активной деятельности.

В психологии выделяют три формы общения в среде дошкольников:

  • Эмоционально-практическая
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно-деловая

Нельзя сказать, что перечисленные формы последовательно сменяют друг друга. Более подходящим является вывод, что каждая последующая форма общения наслаивается на уже опробованный в повседневных контактах формат взаимодействия. Например, пятилетние дети при встрече первым делом похвастаются игрушками или обновками, а затем начнут по-деловому договариваться об игре.

Кратко рассмотрим, как общаются дошкольники между собой на каждой возрастной ступени. Больше информации в статье Формы общения.

Эмоциональное общение младших школьников

Эмоционально-практическое взаимодействие малышей выражается в том, что они на непродолжительное время становятся соучастниками по шалостям, простеньким играм и действиям. Полепить куличики рядом, побегать вокруг горки, заливаясь смехом, — вот и весь процесс совместных действий. Результат не важен. Малыши стремятся привлечь внимание к себе, занимаясь ровно тем же, чем и сверстники.

Но в эмоционально-практической форме общения есть место тому, чтобы ребенок проявил инициативу. Младшие дошкольники нуждаются в очень частой смене деятельности. И за те полчаса, которые они проводят на детской площадке, они несколько раз меняют свое занятие.

Редко ребенок сам по себе переходит из песочницы к качелям или горкам. Как правило, активные дети приглашают своих партнеров по игре последовать за ними. Приглашают взглядом, увлеченными возгласами «Смотри, как я умею!».

Деловая форма общения у детей

В дошкольном возрасте заявляют о себе задатки делового сотрудничества. Пусть «делом» выступает только игра, детям приходится многое обсуждать и договариваться. Они вместе решают, в какую игру будут играть, устанавливают правила, придумывают наказания нарушителям этих правил и пр.

Деловые мотивы поначалу связаны с конкретными ситуациями. К примеру, пятилетний мальчик, заметив у сверстника робота-трансформера, подобного своему, тут же показывает, как его можно преобразовать. Девчонки, разложив своих кукол, выдают «рекомендации» по кукольному гардеробу.

Общение дошкольников

Усложнение игр, исследовательская потребность детей, зарождение первых привязанностей приводят к формированию внеситуативно-деловой формы общения. Тенденции к такому общению появляются не ранее 6 лет. Старшим дошкольникам важнее, с кем играть. А уж какую игру выберут, или каким делом займутся – этот вопрос решится в процессе совместных обсуждений.

Развитию внеситуативного общения дошкольников способствует становление связной речи. Дети уже способны все понятно объяснить, аргументировать свою точку зрения, обсудить правила, по которым они намерены играть.

К тому же, после 5 лет дошкольники любят рассказывать другим о себе — где они были, что увидели, что узнали. Подобные разговоры также становятся предметом общения. Заинтересованные дети задают вопросы, сомневаются в достоверности некоторой информации, что требует от рассказчика дополнительных доводов и является первым вызовом к формированию навыка убеждения.

Общение как необходимое условие развития личности дошкольника

Общество сверстников для дошкольника – это зеркало, в котором он видит свое отражение. В разные годы ребенку посильно видеть только некоторые качества своих партнеров: «она добрая», «он жадина», «тот мальчик дерется», «эта девочка опять грустная»… Тем не менее, благодаря подобным отражениям дошкольник больше понимает самого себя. Он определяет, какими достоинствами и качествами обладает сам, сравнивая себя со сверстниками.

Среди ровесников дети повторяют нравственные суждения, которые сами неоднократно слышали от взрослых. Ничто так не помогает осознанию, как проговаривание вслух. Поучая сверстников, дети постигают истинный смысл нравственности: что можно, чего нельзя, как можно поддержать товарища, а что принесет обиду.

Конечно, в детском общении много категоричности и мало предупредительности. Однако к концу дошкольного возраста детям открывается ценность личностных качеств, что является главным достижением общения старших дошкольников со сверстниками.

Источник

Особенности общения дошкольников со сверстниками.

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению.

Особенно велика роль общения в детстве. Для ребёнка его общение с другими людьми — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Формирование ребёнка как личности — процесс социальный в самом широком смысле.

        С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира — задача непосильная для ребёнка. Первые шаги в социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная· проблема — проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях.

        Исследования М.И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.

Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребёнок-дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определённого, в большинстве случаев близкого человека (родителей, воспитателей, знакомых детей).

Развитие совместной деятельности со сверстниками и образование детского общества приводит не только к тому, что один из важнейших мотивов поведения становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий, но и возникновению соревновательных мотивов. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.

Динамика общения. Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.

К 2 годам складывается первая форма коммуникации со сверстниками — эмоционально-практическая. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем» что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая, друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

Высказывания в адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным «я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмотрим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других.

Они не понимают, что сверстник — такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения с взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Сверстник становится предметом постоянного сравнивания с собой, противопоставления себя другому. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении, как с взрослым, так и сверстником. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.

Список литературы:

  1. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. — M.: «Педагогика» 1986г. – С. 144

  2. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. — С. 205
  3. Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество». — М.2002.-456с.
  4. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. — С. 211
  5. Маврина И.В. «Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса» // Психологическая наука и образование, 2005, №2.
  6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997. — С. 211

Источник