Особенности нервно психического развития ребенка первого года жизни
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
- Эмоции;
- Общие движения;
- Движения руки и действие с предметами;
- Подготовительные этапы развития и понимания речи;
- Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.
Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни
Таблица 1. От нуля до шести месяцев
|
Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев
|
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.
Развитие эмоциональных реакций
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления. |
На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».
К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.
Общие движения
Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот.
Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша! |
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Развитие речи
Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.
К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.
В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).
К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».
Советы родителям
Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.
Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.
Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.
Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.
В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.
Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.
Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором. |
С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Ваша любовь и ласка — основа гармоничного развития малыша!
Источник
1.Особенности
(нормативы) нервно-психического развития
ребенка первого года жизни.
2.Содержание
психолого-педагогического обследования
ребенка первого года жизни.
3.Трудности
диагностики развития детей первого
года жизни.
4.Зарубежные
методики обследования детей младенческого
возраста.
5.Подходы
к оценке развития младенца в отечественной
специальной диагностике.
6.Условия
проведения обследования детей первого
года жизни.
7.Основные
параметры оценки психического развития
ребенка первого года жизни.
8.Рекомендации
к психолого-педагогическому изучению
ребенка первого года жизни.
1.Особенности (нормативы) нервно-психического развития ребенка первого года жизни.
Особенности развития ребенка от 0 до 6 месяцев жизни
Известно, что в первом
полугодии жизни ведущим фактором
психического развития ребенка является
ситуативно-личностное, т.е.
непосредственно–эмоциональное общение
со взрослыми.
При благоприятных условиях
воспитания на второй – третьей неделе
жизни здоровый ребенок уже реагирует
на окружающих людей и предметы зрительным
и слуховым сосредоточением, прекращение
или изменение характера плача на голос
взрослого, отдавая предпочтение
воздействиям, исходящим от человека.
В конце первого месяца
ребенок уже может устанавливать контакт
со взрослым взглядом «глаза в глаза» и
отвечать на обращения взрослого улыбкой.
С этого момента начинается интенсивное
развитие общения.
В течение 2-го месяца жизни
младенец быстро овладевает разнообразными
средствами контакта. Он все более
уверенно отыскивает глазами взрослого.
Поворачивая голову на звук его голоса,
замечает издали на расстоянии.
С 3-го месяца жизни младенец
начинает сам воздействовать на окружающих
людей, побуждая их к контактам. Для этого
он использует все доступные средства:
взгляды, улыбку, движения, звуки голоса.
Эти проявления складываются в целостную
структуру поведения, получившую название
«комплекс оживления».
Структура
комплекса оживления:
1) сосредоточение на
взрослом, сопровождающееся замиранием;
2) улыбка;
3) двигательное оживление
(повороты головы, вскидывание ручек,
перебирание ногами, выгибание корпуса);
4) вокализации: гуканье –
короткие отрывистые звуки «гх», «га» и
другие;
гуление – протяжные, певучие
звуки «га-а», «гу-у», «ага», «агу» и
другие;
В конце первого полугодия
комплекс оживления обычно заменяется
дифференцированными проявлениями более
сложного характера. Взгляды и улыбки
приобретают более тонкие эмоциональные
оттенки, гуление постепенно сменяется
лепетом, а в общем двигательном оживлении
обособляются движения рук.
В неблагоприятных условиях
воспитания, при ограничениях взаимодействия
с младенцем и не удовлетворении его
органических нужд, при отсутствии любви,
ласки, отзывчивости, сроки появления
общения у ребенка задерживаются,
отмечаются низкая инициативность,
бедность эмоциональной сферы. Младенец
вял, пассивен, у него отсутствует
познавательная активность по отношению
к предметному миру. Все это ведет к
задержке и искажению дальнейшего хода
развития.
И наоборот благоприятные
условия общения создают предпосылки
для разностороннего психического
развития ребенка: познавательного
(зрительные, слуховые, двигательные и
другие ориентировочные действия),
эмоционального (умение распознавать
эмоции взрослых и совершенствование
собственных экспрессии), предречевого
развития.
Общение со взрослыми
способствует становлению у младенца
основ личности и самосознания:
доброжелательного отношения к людям,
особой привязанности к близким,
любознательности, положительного
самоощущения.
Для полноценного психического
развития ребенка в первом полугодии
его жизни необходимым является создание
условий для развития познавательной
активности по отношению к предметному
окружению, так как она является основой
предметно-манипулятивной деятельности,
которая становится ведущей на следующем
возрастном этапе.
Источником познавательной
активности является врожденная
потребность ребенка во внешних
впечатлениях, так как уже в первые дни
жизни младенец способен воспринимать
воздействия разных модальностей,
исходящие из внешней среды как от
человека, так и от предметного окружения.
Однако предметная среда
сама по себе, вне общения со взрослыми,
не обеспечивает нормального развития
познавательной активности ребенка,
которое проявляется в поиске новых
впечатлений, во внимании, интересе и
положительном эмоциональном отношении
к предметам, стремлении обследовать
их.
Общение со взрослыми во
многом определяет его качественные и
количественные характеристики. И именно
взрослый изначально является главным
объектом познавательной активности
ребенка и ими являются ухаживающие за
ним люди.
Выделяют следующие этапы
развития способов обследования предметов
ребенком в первые месяцы жизни:
1) зрительные и оральные
(ротовые) познавательные действия;
2) мануальные (действия
руки);
3) зрительно-двигательная
координация.
С момента появления
целенаправленного хватания предмета,
т.е. развития мануальных действий (обычно
после 4 месяцев), начинается развитие
предметно – манипулятивной деятельности.
Таким образом, на основании
вышесказанного диагностику психического
развития ребенка в возрасте от 0 до 6
месяцев следует проводить по следующим
направлениям:
– уровень развития общения
ребенка со взрослым;
– познавательная активность
по отношению к предметам, которая лежит
в основе предметно-манипулятивной
деятельности.
Соседние файлы в папке 5 семестр
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник