Особенности нервно психического развития ребенка первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Таблица 1. От нуля до шести месяцев

Показатель

Возраст в месяцах

1

2

3

4

5

6

Зрительно-
ориентировочные реакции

Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой

Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении

Узнает мать

Отличает чужих от близких

 

Слуховые
ориентировочные реакции

Вздрагивает при резком звуке и мигает

Прислушивается

Отчетливое слуховое сосредоточение

Поворачивает голову на звук

Различает тон, с которым к нему обращаются

 

Эмоции

Первая улыбка

Улыбается в ответ на речь взрослого

В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек

Громко смеется

  

Движения общие

Пытается держать голову лежа на животе

Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении

Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.

Поворачивается со спины на живот

Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот

Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.

Движения руки и действия с предметами

   

Захватывает подвешенную игрушку

Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка

Свободно берет игрушки из разных положений

Подготовительные этапы развития речи

Понимание речи

  

Начинает гулить

Продолжительно гулит

Продолжает долго гулить

Произносит слоги «ма», «ба». Начало лепета

Навыки и умения в процессах

     

Берет пищу губами с ложки для кормления

 Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев

Показатели

Возраст в месяцах

7

8

9

10

11

12

Движения общие

Хорошо ползает

Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее

Ходит при поддержке за обе руки

Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

Самостоятельно стоит без опоры

Самостоятельно ходит

Движения руки с предметами действия

Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую

Долго занимается игрушками

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой

Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

 

Подготовительные этапы развития речи

Произносит слоги многократно (лепечет)

Громко, повторно произносит различные слоги

Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

Подражает разным слогам взрослого

Произносит первые слова обозначения:

«мама», «ав-ав», «кис-кис»

Произносит 8-10 слов

Понимание речи

На вопрос «где» находит предмет, лежащий в определенном месте

По просьбе взрослого делает «Ладушки», «До свидания»

Знает свое имя. На вопрос «Где?» находит предмет и достает его из множества игрушек

Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

Выполняет элементарные требования взрослых

Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

Навыки и умения в процессах

Пьет из чашки, которую держит взрослый

Сам держит сухарик или корочку хлеба

Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.

Пьет из чашки

Пьет из чашки

Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также  с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения.  Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они  уже сосредоточивают взгляд на  неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам.  К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем.  Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.
На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции  «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак  и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот. 

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша  уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает  массу сопутствующих нерациональных движений,  и  параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются  только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов  — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -?» надо» и «нельзя».

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком,  вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки  с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки  и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.
Ваша любовь и ласка  — основа гармоничного развития малыша!

Источник

1.Особенности
(нормативы) нервно-психического развития
ребенка первого года жизни.

2.Содержание
психолого-педагогического обследования
ребенка первого года жизни.

3.Трудности
диагностики развития детей первого
года жизни.

4.Зарубежные
методики обследования детей младенческого
возраста.

5.Подходы
к оценке развития младенца в отечественной
специальной диагностике.

6.Условия
проведения обследования детей первого
года жизни.

7.Основные
параметры оценки психического развития
ребенка первого года жизни.

8.Рекомендации
к психолого-педагогическому изучению
ребенка первого года жизни.

1.Особенности (нормативы) нервно-психического развития ребенка первого года жизни.

Особенности развития ребенка от 0 до 6 месяцев жизни

Известно, что в первом
полугодии жизни ведущим фактором
психического развития ребенка является
ситуативно-личностное, т.е.
непосредственно–эмоциональное общение
со взрослыми.

При благоприятных условиях
воспитания на второй – третьей неделе
жизни здоровый ребенок уже реагирует
на окружающих людей и предметы зрительным
и слуховым сосредоточением, прекращение
или изменение характера плача на голос
взрослого, отдавая предпочтение
воздействиям, исходящим от человека.

В конце первого месяца
ребенок уже может устанавливать контакт
со взрослым взглядом «глаза в глаза» и
отвечать на обращения взрослого улыбкой.
С этого момента начинается интенсивное
развитие общения.

В течение 2-го месяца жизни
младенец быстро овладевает разнообразными
средствами контакта. Он все более
уверенно отыскивает глазами взрослого.
Поворачивая голову на звук его голоса,
замечает издали на расстоянии.

С 3-го месяца жизни младенец
начинает сам воздействовать на окружающих
людей, побуждая их к контактам. Для этого
он использует все доступные средства:
взгляды, улыбку, движения, звуки голоса.
Эти проявления складываются в целостную
структуру поведения, получившую название
«комплекс оживления».

Структура
комплекса оживления:

1) сосредоточение на
взрослом, сопровождающееся замиранием;

2) улыбка;

3) двигательное оживление
(повороты головы, вскидывание ручек,
перебирание ногами, выгибание корпуса);

4) вокализации: гуканье –
короткие отрывистые звуки «гх», «га» и
другие;

гуление – протяжные, певучие
звуки «га-а», «гу-у», «ага», «агу» и
другие;

В конце первого полугодия
комплекс оживления обычно заменяется
дифференцированными проявлениями более
сложного характера. Взгляды и улыбки
приобретают более тонкие эмоциональные
оттенки, гуление постепенно сменяется
лепетом, а в общем двигательном оживлении
обособляются движения рук.

В неблагоприятных условиях
воспитания, при ограничениях взаимодействия
с младенцем и не удовлетворении его
органических нужд, при отсутствии любви,
ласки, отзывчивости, сроки появления
общения у ребенка задерживаются,
отмечаются низкая инициативность,
бедность эмоциональной сферы. Младенец
вял, пассивен, у него отсутствует
познавательная активность по отношению
к предметному миру. Все это ведет к
задержке и искажению дальнейшего хода
развития.

И наоборот благоприятные
условия общения создают предпосылки
для разностороннего психического
развития ребенка: познавательного
(зрительные, слуховые, двигательные и
другие ориентировочные действия),
эмоционального (умение распознавать
эмоции взрослых и совершенствование
собственных экспрессии), предречевого
развития.

Общение со взрослыми
способствует становлению у младенца
основ личности и самосознания:
доброжелательного отношения к людям,
особой привязанности к близким,
любознательности, положительного
самоощущения.

Для полноценного психического
развития ребенка в первом полугодии
его жизни необходимым является создание
условий для развития познавательной
активности по отношению к предметному
окружению, так как она является основой
предметно-манипулятивной деятельности,
которая становится ведущей на следующем
возрастном этапе.

Источником познавательной
активности является врожденная
потребность ребенка во внешних
впечатлениях, так как уже в первые дни
жизни младенец способен воспринимать
воздействия разных модальностей,
исходящие из внешней среды как от
человека, так и от предметного окружения.

Однако предметная среда
сама по себе, вне общения со взрослыми,
не обеспечивает нормального развития
познавательной активности ребенка,
которое проявляется в поиске новых
впечатлений, во внимании, интересе и
положительном эмоциональном отношении
к предметам, стремлении обследовать
их.

Общение со взрослыми во
многом определяет его качественные и
количественные характеристики. И именно
взрослый изначально является главным
объектом познавательной активности
ребенка и ими являются ухаживающие за
ним люди.

Выделяют следующие этапы
развития способов обследования предметов
ребенком в первые месяцы жизни:

1) зрительные и оральные
(ротовые) познавательные действия;

2) мануальные (действия
руки);

3) зрительно-двигательная
координация.

С момента появления
целенаправленного хватания предмета,
т.е. развития мануальных действий (обычно
после 4 месяцев), начинается развитие
предметно – манипулятивной деятельности.

Таким образом, на основании
вышесказанного диагностику психического
развития ребенка в возрасте от 0 до 6
месяцев следует проводить по следующим
направлениям:

– уровень развития общения
ребенка со взрослым;

– познавательная активность
по отношению к предметам, которая лежит
в основе предметно-манипулятивной
деятельности.

Соседние файлы в папке 5 семестр

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник