Особенности начального периода развития мышления у ребенка

Особенности начального периода развития мышления у ребенка thumbnail

Ребёнок
рождается, не обладая мышлением. Чтобы
мыслить, необходимо обладать некоторым
чувственным и практическим опытом,
закреплённым памятью. К концу первого
года жизни у ребёнка можно наблюдать
проявления элементарного мышления.

Основным
условием развития мышления детей
является целенаправленное воспитание
и обучение их. В процессе воспитания
ребёнок овладевает предметными действиями
и речью, научается самостоятельно решать
сначала простые, затем и сложные задачи,
а также понимать требования, предъявляемые
взрослыми, и действовать в соответствии
с ними.

Развитие
мышления выражается в постепенном
расширении содержания мысли, в
последовательном возникновении форм
и способов мыслительной деятельности
и изменении их по мере общего формирования
личности. Одновременно у ребёнка
усиливаются и побуждения к мыслительной
деятельности — познавательные интересы.

Мышление
развивается на протяжении всей жизни
человека в процессе его деятельности.
На каждом возрастном этапе мышление
имеет свои особенности.

Мышление
ребёнка раннего возраста выступает в
форме действий, направленных на решение
конкретных задач: достать какой-нибудь
предмет, находящийся в поле зрения,
надеть кольца на стержень игрушечной
пирамиды, закрыть или открыть коробочку,
найти спрятанную вещь, влезть на стул,
принести игрушку и т.п. Выполняя эти
действия, ребёнок думает. Он мыслит
действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение
речью окружающих людей вызывает сдвиг
в развитии наглядно-действенного
мышления ребёнка. Благодаря языку дети
начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее
развитие мышления выражается в изменении
соотношения между действием, образом
и словом. В решении задач всё большую
роль играет слово.

Существует
определённая последовательность в
развитии видов мышления в дошкольном
возрасте. Впереди идёт развитие
наглядно-действенного мышления, вслед
за ним формируется наглядно-образное
и, наконец, словесное мышление.

Мышление
учащихся среднего школьного возраста
(11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными
главным образом словесно. При изучении
разнообразных учебных предметов —
математики, физики, химии, истории,
грамматики и др. — учащиеся имеют дело
не только с фактами, но и с закономерными
отношениями, общими связями между ними.

В
старшем школьном возрасте мышление
становится абстрактным. Вместе с тем
наблюдается и развитие конкретно-образного
мышления, в особенности под влиянием
изучения художественной литературы.

Обучаясь
основам наук, школьники усваивают
системы научных понятий, каждое из
которых отражает одну из сторон
действительности. Формирование понятий
— процесс длительный, зависящий от уровня
обобщённости и абстрактности их, от
возраста школьников, их умственной
направленности и от методов обучения.

В
усвоении понятий существует несколько
уровней: по мере развития учащиеся всё
ближе подходят к сущности предмета,
явления, обозначенного понятием, легче
обобщают и связывают друг с другом
отдельные понятия.

Для
первого уровня характерно элементарное
обобщение конкретных случаев, взятых
из личного опыта школьников или из
литературы. На втором уровне усвоения
выделяются отдельные признаки понятия.
Границы понятия учащиеся то сужают, то
излишне расширяют. На третьем уровне
учащиеся пытаются дать развёрнутое
определение понятия с указанием основных
признаков и приводят верные примеры из
жизни. На четвёртом уровне происходит
полное овладение понятием, указание
его места среди других моральных понятий,
успешное применение понятия в жизни.
Одновременно с развитием понятий
формируются суждения и умозаключения.

Для
учащихся 1-2 классов характерны суждения
категорические, утвердительной формы.
Дети судят о каком-либо предмете
односторонне и не доказывают своих
суждений. В связи с увеличением объёма
знаний и ростом словаря у школьников
3-4 классов появляются суждения
проблематические и условные. Учащиеся
4 класса может рассуждать, опираясь не
только на прямые, но и на косвенные
доказательства, особенно на конкретном
материале, взятом из личных наблюдений.
В среднем возрасте школьники употребляют
также разделительные суждения и свои
высказывания чаще обосновывают,
доказывают. Учащиеся старших классов
практически владеют всеми формами
выражения мысли. Суждения с предположением
выражения, допущения, сомнения и т.д.
становятся нормой в их рассуждениях. С
одинаковой лёгкостью старшие школьники
пользуются индуктивными и дедуктивными
умозаключениями и умозаключением по
аналогии. Самостоятельно могут ставить
вопрос и доказывать правильность ответа
на него.

Развитие
понятий, суждений и умозаключений
происходит в единстве с овладением,
обобщением и пр. Успешное овладение
мыслительными операциями зависит не
только от усвоения знаний, но и от
специальной работы учителя в этом
направлении.

Соседние файлы в папке Реферат

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Экология жизни. Дети: Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?». Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными «развивающими играми» и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?». Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными «развивающими играми» и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Читайте также:  Основным условием сенсорного развития ребенка является ответы

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. 

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте. Особенности мышления в раннем детстве.

Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия.

Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств.

Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький.

Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу.  Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле.

В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон.

В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов.  В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте. Особенности мышления в раннем детстве.

Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления.

Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой «помощи» маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее.

И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной «развивающей» игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи.

В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких «поделок» и любых других результатов.

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте. Особенности мышления в раннем детстве.

Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень  — тяжелый, ему необязательно взять его в руки –  его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия.  

Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» — например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа,  когда для того,  чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления.

В этом возрасте развитие фантазии  и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг.  Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени.

Читайте также:  Развитие ребенка игры для дошкольников

Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством!

В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период «обучать» ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами. Нужно ли формировать этот тип мышления заранее? 

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте. Особенности мышления в раннем детстве.

В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать.

Так постепенно (примерно с 7 лет)  происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не  образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель.  

Он часто сопровождает свои действия комментариями,  задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент.  

К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет «диван» – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа.

Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия.  Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным).  У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.  

Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный.

Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу «раннего развития», как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими  образами, ему подносили сухие схемы,  не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период.опубликовано econet.ru 

Автор: Марина Озерова

Читайте также:    Как научить детей Благодарности

                               НИКОГДА не смейтесь над сыном!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках

Источник

4

Вопрос
№ 12

Понятие
о мышлении. Особенности развития мышления
на разных возрастных этапах.

Мышление – это психический
познавательные процесс отражения
существенных связей и отношений предметов
и явлений объективного мира.

Различают следующие логические формы
мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие обозначается словом и
отражает общие свойства предметов,
отличающие их от других.

Содержание понятий
раскрывается в суждениях,
которые выражаются в словесной форме
– устной или письменной, вслух или про
себя.

Умозаключения – вывод нового
суждения из одного или нескольких
исходных суждении.

Человек пользуется двумя видами
умозаключений – индуктивными и
дедуктивными.

Индукция – это способ рассуждения
от частных суждений к общему суждению
(установление общих правил и законов
на основании изучения отдельных фактов
и явлений).

Пример:
человек узнает, что медь проводит
электрический ток, потом, что электрический
ток проводит серебро, а также ртуть,
свинец и т.д., он приходит к выводу: все
металлы проводят электрический ток.

Дедукция – это способ рассуждения
от общего суждения к частному суждению
(познание отдельных фактов и явлений
на основании общих законов и правил).

Пример:
школьнику заранее известна общая
закономерность – все металлы проводят
электрический ток. Установив, что ртуть
металл, он заключает, что ртуть проводит
электрический ток.

Основными мыслительными
операциями являются анализ,
синтез, сравнение, абстракция, конкретизация
и обобщение.

Анализ
это мысленное разложение
целого на части или мысленное выделение
из целого его сторон, действий, отношений.

Читайте также:  Общение со взрослым как условие речевого развития ребенка

Синтез
это мысленное объединение
частей, свойств в единое целое.

Сравнение
это установление
сходства или различия между предметами
и явлениями или их отдельными признаками.

Абстрагирование состоит
в вычленении каких-либо
свойств, признаков изучаемого объекта,
в отвлечении от остальных.

Конкретизация предполагает
возвращение от общего
и абстрактного к конкретному с целью
раскрыть содержание.

Обобщение
мысленное объединение
предметов и явлений по их общим и
существенным признакам.
Например,
сходные признаки, имеющиеся в яблоках,
грушах, сливах и т.п., соединяются в одном
понятии, которое мы выражаем словом
«фрукты».

Виды мышления

В психологии сложилось несколько
подходов к проблеме классификации видов
мышления.

По степени развернутостимышление может быть
дискурсивным,поэтапно развернутым
процессом, и интуитивным,характеризующимся
быстротой протекания, отсутствием четко
выраженных этапов, минимальной
осознанностью.

По степениновизны и
оригинальности
решаемых задач выделяют
мышление репродуктивное
(воспроизводящее
)
на основе образов
и представлений, взятых из каких-то
определенных источников, и
творческое(продуктивное)
мышление
направлено
на создание новых идей,его результатом
является открытие нового решения той
или иной задачи.

По характеру решаемых
задач
мышление
делят на теоретическое
основанное на теоретических размышлениях
и умозаключениях, и практическое
основано на суждениях и умозаключениях,
связанных с решением практических
задач.

В зависимости от
содержания
решаемой задачи
выделяют
наглядно-действенное,наглядно-образное,
словесно-логическое
и абстрактное
мышление.

Наглядно-действенное
– опирается на непосредственное
восприятие предметов в процессе действий
с ними.

Эта форма мышления наиболее характерна
для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста
сравнивает предметы, накладывая один
на другой или приставляя один к другому;
он анализирует, разламывая по частям
свою игрушку; он синтезирует, складывая
из кубиков или палочек «дом»; он
классифицирует и обобщает, раскладывая
кубики по цвету. Ребенок не ставит еще
перед собой цели и не планирует своих
действий. Ребенок мыслит действуя.
Движение руки на этом этапе опережает
мышление.

Наглядно-образное мышление
характеризуется опорой на представления
и образы.

Наглядно-образное мышление
связано с оперированием
образами
— человек
анализирует, сравнивает, обобщает
различные образы, представления о
явлениях и предметах. В простейшей форме
наглядно-образное мышление проявляется
у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Познавая
объект, ребенку не обязательно трогать
его руками, но ему необходимо наглядно
представлять этот объект.

Словесно-логическое мышление
– осуществляется при помощи логических
операций с понятиями.

Для словесно-логического
мышления характерно использование
понятий, логических конструкций,
которые
могут не иметь образного выражения
(например, стоимость, честность, гордость
и т.д.). Благодаря словесно-логическому
мышлению человек может устанавливать
общие закономерности, предвидеть
развитие процессов, обобщать различный
наглядный материал.

Абстрактное мышление – основано
на выявлении существенных свойств и
связей предмета и отвлечении от других,
несуществующих.

Индивидуальные особенности мышления

Индивидуальные особенности мышления
проявляются в:

  • самостоятельности мышления
    т.е.умении увидеть
    и поставить новый вопрос, новую проблему,
    попытаться решить их особыми путями.

  • инициативности
    мышления,
    т.е. в стремлении
    самому искать и находить пути и средства
    для разрешения задачи.

  • широте мышления, т.е.
    способности охватить
    вопрос в целом
    .

  • критичности мышления
    способности человека
    оценивать как объективные условия, так
    и собственную деятельность, объективно
    оценить выдвинутые гипотезы и результаты
    их проверки.
    С возрастом
    критичность мышления возрастает.
    Наименее критичными, т.е. наиболее
    внушаемыми, принимающими все на веру,
    являются дети.

  • гибкости
    мышления т.е.
    в преодолении
    сложившихся стереотипов мышления
    .

  • быстроте мышления
    т.е. в способности
    принимать быстрые решения.

Дошкольный
возраст
характеризуется
переходом от наглядно-действенного к
наглядно-образному мышлению которое
наиболее характерно для дошкольного
возраста.

В младшем
школьном возрасте
основное
развитие получает мышление. В этот
период совершается переход от мышления
наглядно-образного к словесно-логическому,
понятийному мышлению.

Мышление младшего школьника, особенно
первоклассника, наглядно-образное. Оно
постоянно опирается на восприятие и
представления.

В процессе обучения мышление интенсивно
развивается. Ученик постепенно научается
выделять существенные свойства и
признаки предметов и явлений, что
позволяет ему делать первые обобщения.
На этой основе у ребенка постепенно
начинают формироваться элементарные
научные понятия. На базе этого у школьников
формируются основы понятийного или
теоретического мышления.

Постепенно на протяжении младшего
школьного возраста формируется
словесно-логическое, понятийное мышление.

При переходе от младшего школьного
возраста к подростковому
мышление школьника качественно
изменяется.

Суть изменения — в переходе от
наглядно-образного мышления и начальных
форм словесно-логического к
абстрактно-логическому мышлению, в
основе которого лежит высокая степень
обобщённости и абстрактности.

В старших
классах

мышление характеризуется большей
систематичностью; юноша может точно
классифицировать более частные и более
общие понятия.

Мышление учащихся приобретает
личностный эмоциональный характер.
Не
случайно в этом возрасте повышается
интерес к художественной и философской
литературе.

Личностный характер мышления старшего
школьника связан с тем, что в этот период
формируется обобщение представление
о самом себе, понимание и переживание
своего «Я», своей индивидуальности,
своей личности.

Источник