Особенности моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания

Заикание – это форма расстройства речи, которая проявляется нарушением ее плавности и ритма. В 70-х годах начали дифференцировать этот недуг на 2 формы: невротическую и неврозоподобную. Невротическое расстройство речи характеризуется тем, что возникает только в стрессовых ситуациях. Неврозоподобная форма заикания проявляется постепенным ухудшением речи, без видимой предшествующей причины. Подробнее об этой разновидности речевых нарушений далее в статье.
Актуальность проблемы и возраст развития патологии
Заикание не является редкой патологией. От нее страдает 1% взрослого населения и 2-3% детей. Причем мальчики заикаются в 4 раза чаще девочек. В Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра заиканию соответствует код F98.5.
Первые признаки патологии, вне зависимости от формы, появляются в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период формируется фразовая речь. Способность говорить становится самой уязвимой психической функцией ребенка.
Первые признаки неврозоподобной формы заикания проявляются в период 3-4 лет. Они нарастают постепенно. В отличие от невротической формы, начало расстройства не сопряжено с влиянием внешних факторов: испуга, стресса.
Особенность патологии в том, что ребенок начинает заикаться без видимых причин.
Причины неврозоподобного заикания
Неврозоподобную форму еще называют органической. Из второго названия понятно, что речевому расстройству предшествует повреждение центральной нервной системы. Чаще всего страдают дети из неблагополучных семей. Те, чьи матери были больны сифилисом или туберкулезом, курили, принимали наркотические вещества во время вынашивания ребенка.
Заболеванию также подвержены дети из социально безопасных семей. Причина развития дефекта – внутриутробное повреждение плода или во время родов. К неврозоподобной форме заикания приводят такие патологии:
- тяжелый токсикоз беременных;
- внутриутробная гипоксия плода;
- инфекционные заболевания;
- асфиксия при прохождении ребенка по родовым путям;
- черепно-мозговая травма.
Но далеко не все дети, перенесшие перечисленные выше заболевания, страдают от неврозоподобного заикания. Это объясняется наследственной предрасположенностью к речевому дефекту. Существенно повышается шанс развития заикания у ребенка, если есть генетическая отягощенность со стороны ближайших родственников.
Патогенез речевого дефекта
Патогенез – это этапы и механизмы развития болезни. Появление неврозоподобного дефекта речи связано со снижением активности коры головного мозга. Кора обладает тормозным влиянием на нижележащие структуры нервной системы. При нарушении ее функции подкорковые структуры становятся гиперактивными.
В норме от речевой системы идут импульсы обратно к головному мозгу. Благодаря им речь становится плавной, без запинок. При отсутствии тормозного влияния коры эти связи перестают быть эффективными. Формируются «неправильные» соединения, которые при формировании фразовой речи проявляются заиканием.
Так как в основе неврозоподобного заикания лежит органическое поражение коры, спонтанное выздоровление не характерно. Только усердные занятия с логопедом способны уменьшить выраженность дефекта.
Особенности развития детей с неврозоподобной формой заикания
В первые годы жизни малыша, еще до появления речевого дефекта, наблюдается нарушение поведения ребенка. Он криклив, плохо спит. Отстает от нормы физическое развитие. Детям тяжело сделать свои движения точными и координированными. Они расторможены, не понимают, что можно делать, а чего нельзя.
У некоторых детей можно заметить расстройства работы вегетативного звена нервной системы. Ребенок не может находиться в жарких помещениях, закрытых пространствах. Ему тяжело дается поездка в транспорте.
Клинические проявления
В зависимости от клиники заикание бывает тоническим и клоническим. При клоническом дефекте дети повторяют звуки и слова, при тоническом наблюдается задержка их проговаривания. Встречаются смешанные формы.
Неврозоподобное заикание начинается волнообразно. Периоды усиления дефекта речи чередуются с уменьшением его выраженности.
Полное прекращение заикания практически никогда не наблюдается.
Если вовремя не оказать логопедическую помощь, болезнь быстро прогрессирует. На речевой дефект наслаиваются дополнительные движения, эмболофразия (появление отвлекающих слов). Речевой дефект стабилизируется. Он монотонен, не зависит от факторов окружающей среды.
Еще больше ухудшается координация движений. Они становятся размашистыми, несоразмерными. Детям тяжело запомнить последовательность движений. Им трудно резко перестать делать одно занятие и приступить к другому. В запущенных стадиях нарушается походка, ребенок падает на ровном месте.
При неврозоподобной форме заикания наблюдаются такие сопутствующие проявления:
- дислексия – проблемы с чтением;
- дисграфия – нарушение письма;
- синкинезии – непроизвольные движения.
В зависимости от выраженности перечисленных выше симптомов выделяют 3 степени заикания:
- легкая – координационные расстройства выражены минимально, грамматика не страдает, речевое нарушение носит фонетический характер;
- средней тяжести – нарушена статика и динамика движений, грамматическое построение предложений, расстройство речи носит фонетико-фонематический характер;
- тяжелая – существенно страдает двигательная сфера, усиливается расстройство речи вплоть до общего недоразвития.
Отличие неврозоподобной формы от невротической
Помимо невротической и неврозоподобной форм, в некоторых источниках выделяют смешанное заикание. Основное отличие неврозоподобного заикания от остальных форм – отсутствие триггерных факторов для появления речевого дефекта. Перед появлением невротической формы возникает состояние психогении (сильный испуг или длительный стресс).
Невротическое заикание появляется внезапно в возрасте 2 лет. У некоторых детей возможно позднее развитие в 6 лет. Для этой формы не характерна гипоксия плода или черепно-мозговая травма в анамнезе.
Неврозоподобная форма характеризуется монотонностью. В отличие от нее, невротический дефект речи усиливается, если ребенок перенервничает. Отличаются изменения психики при двух формах болезни. При неврозоподобной ребенок вспыльчив, не слушается родителей, не может усидеть на месте. При невротической, наоборот, робок, плаксив, обидчив, тревожен.
Для последней не характерно нарушение координации, гиперактивность, однако развиваются такие сопутствующие симптомы:
- мутизм сразу после психической травмы – ребенок «замыкается в себе», не желает общаться;
- логофобия – страх говорить и сделать ошибку в речи;
- иногда дети полностью отказываются от общения.
Таким образом, невротическая форма заикания носит психогенный характер, а неврозоподобная развивается при органическом повреждении центральной нервной системы.
Коррекция неврозоподобной формы заикания
Лечение патологии должно быть комплексным. Терапевтический подход был разработан в 1930 году логопедами и психиатрами. Он предполагает одновременную работу специалистов разных областей.
Цели комплексного лечения следующие:
- избавление от судорог речевой мускулатуры, что приводит к устранению речевого нарушения;
- укрепление центральной нервной системы;
- психологическая помощь ребенку, перевоспитание, изменение его отношения к дефекту;
- социальная адаптация.
Комплексная терапия предполагает коррекционную и лечебно-оздоровительную работу. Один из важных аспектов коррекционного направления – психотерапия. Она направлена на устранение психологических наслоений: страха речи, изменения поведения, адаптации в социуме. Для устранения страха разговаривать используют суггестивную психотерапию. Но она чаще применяется при невротических речевых расстройствах, где эта фобия выступает на первый план.
Еще один вид психотерапии получил название тренировочного. Он разделяется на аутогенную и функциональную терапию. Аутогенный тренинг основан на самовнушении. Его цель – расслабить ребенка и закрепить у него это чувство.
При неврозоподобном заикании хорошо зарекомендовала себя частичная релаксация. Она направлена на устранение клонических судорожных сокращений речевого аппарата. Упражнения оформлены в виде игры, чтобы заинтересовать ребенка. Они также развивают внимание, память, мелкую моторику, мимику.
Важный этап логопедической работы – сделать речь интонационно выразительной. Специалисты корректируют темп речи, паузы, тембр голоса, ударения в предложении. Этим упражнениям сопутствуют занятия для восстановления ритма дыхания, артикуляции.
Помимо упражнений на артикуляцию, интонацию и другие аспекты речи, при неврозоподобном заикании важно корректировать двигательную функцию. Обращают внимание на такие моменты:
- Тренировки должны быть регулярными и длительными с постепенным усложнением заданий.
- Упражнения выполняются строго по образцу.
- Задания распределены на составляющие. Ребенок постепенно повторяет каждый этап, пока не выполнит все задание.
- Логопед комментирует все упражнения словесно.
- Дети с неврозоподобным заиканием осваивают двигательные упражнения гораздо дольше, чем малыши с невротическим дефектом.
Каждый урок строится индивидуально с учетом степени речевого расстройства, прогрессом ребенка на предыдущих занятиях, особенности конкретной формы заикания.
Прогноз заболевания
При отсутствии терапии с возрастом дефект укрепляется и прогрессирует. Речевые расстройства проявляются не только заиканием. Нарушается формирование произношения в целом. Предложения лишены смысла и логической последовательности, не закреплены базовые речевые навыки.
К возрасту 18 лет формируется психический ответ на собственный дефект. Возможно развитие логофобии. Хотя это патологическое состояние более характерно для невротического заикания.
Адекватная логопедическая помощь предотвращает значительные речевые нарушения, не дает сформироваться дефекту психики. Эффективность занятий зависит от тяжести патологии.
Важно! Большую роль играет настрой ребенка, его желание сделать речь лучше. Поэтому во время занятий логопед должен мотивировать, заинтересовать маленького пациента.
Заключение
Неврозоподобное заикание – серьезная патология, которая часто сопровождается психическими и двигательными расстройствами. Поэтому в лечении заболевания необходим комплексный подход с вовлечением логопеда, психолога и невролога. Своевременная помощь существенно улучшает прогноз, способствует социальной адаптации.
Источник
Неврозоподобная форма заикания чаще
всего начинается у детей в возрасте 3-4
года постепенно, без видимых внешних
причин.
При неврозоподобной форме заикания в
анамнезе зачастую отмечаются тяжелые
токсикозы беременности с явлениями
угрожающего выкидыша, асфиксия в родах
и пр. В грудном возрасте такие дети
беспокойны, крикливы, плохо спят. Их
физическое развитие проходит в пределах
низкой возрастной нормы либо с небольшой
задержкой. Они отличаются от здоровых
детей плохой координацией движений,
моторной неловкостью, поведение
характеризуется расторможенностью,
возбудимостью. Они плохо переносят
жару, духоту, езду в транспорте.
У детей этой группы отмечается повышенная
истощаемость и утомляемость при
интеллектуальной и физической нагрузке.
Их внимание неустойчиво, они быстро
отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно
суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются
дисциплинарным требованиям, могут быть
раздражительными и вспыльчивыми.
Психоневрологическое состояние таких
детей расценивается клиницистами как
церебрастенический синдром.
Особенно ярко отличие от нормы выступает
в речевом развитии. Так, первые слова
нередко появляются лишь к 1,5 годам,
элементарная фразовая речь формируется
к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются
лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой
развития речи имеются нарушения
произношения многих, звуков, медленное
накопление словарного запаса, позднее
и неполное освоение грамматического
строя речи. Начало заикания совпадает
с периодом формирования фразовой речи,
т.е. с возрастом 3-4 года.
В начальном периоде заикания, который
продолжается от 1 до 6 месяцев, заикание
протекает как бы волнообразно, то
несколько смягчаясь, то утяжеляясь,
однако периодов, свободных от судорожных
запинок речи, обычно не наблюдается.
При отсутствии логопедической помощи
речевое нарушение постепенно утяжеляется.
Заикание быстро “обрастает” обильными
сопутствующими движениями и эмболофразией.
Для данной формы заикания типичны
относительная монотонность и стабильность
проявлений речевого дефекта. Судорожные
запинки усиливаются при физическом и
психическом утомлении детей, в период
соматических заболеваний, но обычно
мало зависят от внешних ситуационных
факторов.
При обследовании моторики у детей с
неврозоподобной формой заикания обращает
на себя внимание патология моторных
функций, выраженная в разной степени:
от недостаточности координации и
подвижности органов речевой артикуляции
до нарушения статической и динамической
координации рук и ног.
Мышечный тонус при этой форме заикания
неустойчив, движения напряженные и
несоразмерные. Имеются нарушения
координации движений рук и ног, тонкой
моторики рук, артикуляционной моторики.
Наиболее выраженные нарушения отмечаются
в мимической, артикуляционной и тонкой
моторике рук. При неврозоподобной форме
заикания особенно страдает динамический
праксис. Заикающиеся с трудом запоминают
последовательность движений, с трудом
переключаются с одной серии движений
на другую. Большая часть заикающихся
этой группы с трудом воспроизводит и
удерживает в памяти заданный темп и
ритм. Как правило, у них плохо развивается
музыкадьный слух.
Большинство заикающихся этой группы
двигательные ошибки не исправляют
самостоятельно. Словесная инструкция
по двигательным задачам является
недостаточной, при обучении необходимы
наглядные образцы.
Клиническое обследование таких детей
свидетельствует, как правило, о нерезко
выраженном органическом поражении
мозга резидуального характера, причем
помимо общемозговых синдромов
(церебрастенический, гипердинамический
синдромы и пр.), у них обнаруживаются
остаточные явления поражения моторных
систем мозга.
При логопедическом обследовании
обнаруживается обычно нормальное
строение речевого аппарата. Все движения
органов артикуляции характеризуются
некоторой ограниченностью, нередко
отмечается малоподвижность нижней
челюсти, наблюдается недостаточная
подвижность языка и губ, плохая координация
артикуляторных движений, затрудненный
поиск артикуляторных поз. Нередко
имеется нарушение тонуса мышц языка,
его “беспокойство”, недифференцированность
кончика. Довольно часто у детей с
неврозоподобной формой заикания
регистрируется повышенная саливация
не только в процессе речи, но и в покое.
Отличается от нормы и организация
просодической стороны речи: темп речи
либо ускорен, либо резко замедлен, голос
мало модулированный.
Как правило, наблюдается резкое нарушение
речевого дыхания: слова произносятся
во время вдоха или в момент полного
выдоха.
У всех детей с неврозоподобной формой
заикания обнаруживается корреляция
отклонений от нормы в психомоторном и
речевом развитии.
Для детей с легкой степенью отклонений
в психомоторном и речевом развитии
характерны некоторые затруднения в
динамической координации всех движений
(от общих до тонких артикуляционных).
Лексико-грамматическая сторона речи
не имеет существенных отклонений от
нормы. Нарушение звукопроизношения
носит, главным образом, фонетический
характер (мёжзубной сигматизм,губно-зубное произношение и т.п.).
У детей со средней степенью отклонений
в психомоторике и речи имеются нарушения
статической и динамической координации
движений (общих, тонких и артикуляционных).
У таких детей отмечается некоторое
отставание в формировании
лексико-грамматического строя речи.
Нарушение звукопроизношения носит
фонетико-фонематический характер
(велярное или увулярное произношение
звука “р”, смешение шипящих и свистящих
и т.п.).
У детей с тяжелой степенью отклонений
в психомоторике и речи, наряду с
расстройством статической и динамической
координации движений, имеются различные
нарушения двигательной сферы в целом.
У таких детей отмечается недоразвитие
речи, выраженное в разной степени (от
фонетико-фонематического до общего
недоразвития речи III уровня).
Психическое состояние детей с
неврозоподобной формой заикания
характеризуется повышенной возбудимостью,
взрывчатостью, в одних случаях, и
вялостью, пассивностью — в других.
Внимание таких детей обычно неустойчиво,
они не обнаруживают стойкого интереса
к творческой игровой деятельности,
нередко отмечается снижение познавательной
активности.
Для иллюстрации приводим следующее
наблюдение:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Выделяют две формы заикания – невротическое и неврозоподобное.
Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении
Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.
Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.
Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.
Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы. Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка. В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.
Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.
Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.
О неврозоподобной форме заикания — о причинах, проявлениях, течении
Неврозоподобное заикание начинается у детей 3-4 лет, провоцирующих факторов обычно нет – ни стресса, ни сложных отношений в семье. Если подробно поговорить с мамой ребенка, то чаще всего вспомнится тяжелый гестоз при беременности, угроза выкидыша или асфиксия в родах. В период новорожденности такие детки плохо спят, беспокойны. У них нарушена моторика, координация движений, позже начинают ползать, ходить.
По сравнению со сверстниками дети с неврозоподобной формой заикания позже начинают говорить, первые слова говорят в возрасте полутора лет, фразы оформляются к 3 — 3,5 годам. Словарный запас накапливается постепенно, плохо произносятся многие звуки. Начало заикания совпадает с формированием фразовой речи, когда малыш говорит словосочетаниями, предложениями.
Судорожные запинки в речи не зависят от того, попал ребенок в незнакомую ситуацию или говорит с родителями. Заикание усиливается в период заболеваний, при физическом или психическом утомлении ребенка.
У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика, нарушена координация между движениями рук и ног. Дети с трудом запоминают последовательности движений в танцах.
В тех случаях, когда ребенок начинает посещать логопеда сразу при возникновении проблемы, и параллельно обследуется у невролога, возможно полное восстановление речи, преодоление заикания. Систематическая работа с логопедом должна продолжаться не менее года.
Если лечение неврозоподобной формы заикания не начато вовремя, либо проводится отрывисто, наблюдается постепенное утяжеление заикания.
При неврозоподобной форме ребенок заикается всегда, в то время как при невротическом заикании малыш может говорить нормально, без запинок наедине с собой или любимыми игрушками, животными.
Источник