Особенности эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста
Автор: Толмачинская Раиса Владимировна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МАДОУ №29 «Теремок»
Населённый пункт: Мирнинский район республика Саха (Якутия) п. Светлый
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 15.09.2018
Раздел: дошкольное образование
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного
возраста
Старший дошкольный возраст – это период, когда эмоции господствуют
над всеми сторонами жизни ребенка. Через проживание разного рода эмоций
старшие дошкольники воспринимают действительность и реагируют на нее.
Как считает В.С. Волоков, изменения, происходящие в эмоциональной
сфере детей старшего дошкольного возраста, связаны с расширением видов
их деятельности, а также с усложнением его отношений с окружающими.
К
старшему
дошкольному
возрасту
эмоциональный
мир
ребенка
становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость) он
переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается,
удивляется,
грустит.
Изменяется
и
внешнее
проявление
эмоциональных
реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств- принятые в обществе
формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов,
улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.
Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.Д. Кошелева указывают, что в развитии
детей старшего дошкольного возраста эмоциональная сфера играет очень
важную роль. Прежде всего, это связано с тем, что взаимодействие ребенка с
окружающим миром и другими людьми не будет эффективным, если ребенок
не умеет понимать эмоциональное состояние другого человека, и не умеет
управлять своим собственным эмоциональным состоянием. Формирование
умения
воспринимать
и
понимать
свои
эмоции
является
одним
из
составляющих процесса становления ребенка как личности.
Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте
– увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка.
Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями
своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
«Разумность»
распространяется
и
на
чувства,
связанные
с
собственным
поведением ребёнка. Ребёнку трёх лет уже приятна похвала взрослых, его
огорчает порицание.
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления
эмоций.
Ребёнок
постепенно
овладевает
умением
до
известной
степени
сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего
шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. Он
усваивает
«язык
эмоций»
–
принятые
в
обществе
формы
выражения
тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов,
поз, движений, интонаций голоса.
П.М. Якобсон указывает, что основной особенностью эмоционального
развития детей старшего дошкольного возраста является его обусловленность
происходящим
в
данный
возрастной
период
установлением
иерархии
мотивов, появлением новых интересов и потребностей у детей. В частности,
автор говорит о том, что характерным для старших дошкольников является
снижение
импульсивности
проявления
эмоций.
Так,
например,
старший
дошкольник уже может сдерживать собственные слезы, когда переживает
обиду или страх. Но, несмотря на то, что эмоции становятся более глубокими
по своему содержанию, те из них, что связаны с переживанием органических
потребностей, остаются наименее контролируемыми.
Н.А.
Кряжева
отмечает,
что
в
старшем
дошкольном
возрасте
дети
учатся
переживать
более
сложную
гамму
эмоций,
например,
не
только
радоваться или бояться, но еще и злиться, грустить, ревновать, обижаться и
т.п.
Еще
одной
важной
особенностью
эмоционального
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
становится
и
то,
что
именно
в
данный
возрастной период у детей закрепляется умение использовать экспрессивные
формы выражения эмоций. В частности, дети для выражения собственных
эмоций,
для
демонстрации
собственных
переживаний
начинают
активно
использовать
разную
интонацию,
мимику,
пантомимику.
Использование
экспрессивных форм
выражения эмоций способствует тому, что у старших дошкольников
развивается умение понимать переживания другого человека, а через них, и
собственные переживания (Г.А. Широкова).
С.Л.
Выготский
говорит
о
том,
что
посредством
расширения
познавательной деятельности детей данного возраста происходит развитие у
них удивления, радости открытий. А усложнение, углубление содержания
художественно-творческой
деятельности
старших
дошкольников
способствует развитию у них эстетических эмоций. Благодаря развитию речи
старшие дошкольники научаются не только управлять выражением своих
эмоций, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих в своих
переживаниях, воздействуя на них.
Расширение
и
углубление
отношений
старших
дошкольников
с
окружающими также приводит к изменениям в их эмоциональном развитии.
Так,
например,
расширение
социальных
контактов,
выполнение
коллективных
видов
деятельности
способствует
тому,
что
дети
учатся
внимательно относиться к проявлению эмоций сверстниками, окружающими
взрослыми, благодаря чему их эмоции становятся осознанными. Старшие
дошкольники
уже
могут
испытывать
симпатию,
сочувствие,
чувство
товарищества.
Они
испытывают
радость
от
получения
положительной
оценки
своей
деятельности
со
стороны
сверстников
или
взрослого,
и,
наоборот, испытывают огорчение, печаль или гнев, если непризнание его
способностей отсутствует.
Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова указывает, что у старших дошкольников
отмечается
такая
особенность
их
эмоционального
развития
как
эмоциональное
предвосхищение,
связанное
с
формированием
у
них
устойчивых и глубоких переживаний своей деятельности. Это проявляется в
том, что дети достаточно глубоко переживают по поводу результатов своей
деятельности
или
своих
поступков,
по
поводу
того
какую
оценку
дадут
окружающие этой деятельности или поступкам. Таким образом, переживание
эмоционального
предвосхищения
обусловлено
взаимосвязанностью
с
прошлым
опытом
переживаний
ребенка
по
тому
или
иному
поводу,
отношения к ситуации других людей. С одной стороны,
развитие эмоций старших дошкольников обусловлено появлениями новых
мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение
обеспечивает развитие соподчинения мотивов.
В.С.Мухина отмечает, что детям старшего дошкольного возраста еще
тяжело
контролировать
эмоции,
связанные
не
только
с
органическими
потребностями, но и вызванные переживанием соперничества. При этом, как
правило,
у
старшего
дошкольника
преобладают
негативные
эмоции
по
отношению к сверстнику, выступающему в качестве соперника, которые он
выражает с помощью речи.
Автор
говорит
о
том,
что
старшие
дошкольники
радуются,
когда
совершают
положительные,
с
общепринятой
точки
зрения
поступки,
и,
наоборот, огорчаются, высказывают недовольство в тех случаях, когда видят
нарушение
общепринятых
норм
поведения
сверстниками,
либо
сами
их
нарушают. При этом они уже ориентируются не только на то, как оценивает
тот
или
иной
поступок
взрослый,
но
и
на
свое
внутреннее
оценочное
отношение к тем или иным поступкам, как чужим, так и своим.
В.М. Минаева считает, что в старшем дошкольном возрасте причиной
возникновения
эмоциональных
переживаний
у
ребенка
становится
внутренний смысл, который объект или действие приобретают для ребенка в
связи
с
ведущим
мотивом
его
деятельности.
Это
приводит
к
тому,
что
изменяется
характер
чувств
дошкольников:
они
становятся
более
осмысленными и их возникновение связано с предполагаемыми мысленными
обстоятельствами.
Для старших дошкольников характерно более адекватное проявление
эмоций и управление ими. Регулирование эмоций — одна из сторон детского
психосоциального развития. В структуру эмоциональных процессов к 6-7
годам
входят
сложные
формы
восприятия,
образного
мышления,
воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу,
что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать.
Переживания становятся сложнее и глубже.
Н.А. Кряжева говорит еще об одной характеристике чувств старших
дошкольников – предвосхищении. Предвосхищение заключается в том, что
ребенок становится способным предвидеть результат своих действий для
окружающих, и, на этой основе начинает регулировать свое поведение. В
связи
с
этим
меняется
и
значение
эмоций
в
поведении
и
действиях
дошкольника. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок радуется тому,
что получил желаемое, то к старшему дошкольному возрасту чувство радости
возникает от того, что он может этот результат получить.
Аналогичные
действия
наблюдаются
и
в
отношении
выполнения
нравственной нормы, которая для младшего дошкольника является важным
средством получения положительной оценки, а для старшего дошкольника
является
важным
основанием
для
развития
собственных
пониманий
поступков своих и других людей. Предвосхищение в дошкольном возрасте
распространяется не только на интеллектуальные, но и на эмоциональные
результаты своей деятельности, когда ребенок, предвосхищая эмоциональные
результаты определенные, способен изменить свое поведение.
Л.И. Божович обращает внимание на то, что в старшем дошкольном
возрасте происходит освоение высших форм экспрессии, то есть выражение
чувств
с
помощью
интонации,
мимики,
пантомимики,
что
способствует
лучшему пониманию переживаний другого человека, открыванию их для
себя.
В
этом
проявляется
слияние
изменения
мотивационной
сферы
на
развитие
сферы
эмоциональной.
Также
развитие
эмоций
дошкольника
находится в тесной взаимосвязи с познавательной сферы и с развитием
самосознания.
Выражение
эмоций
посредством
речи
способствует
тому,
что
они
становятся
интеллектуализированными.
Переживаемые
чувства
и
эмоции
лучше
осознаются
ребенком.
Это
приводит
к
тому,
что
к
старшему
дошкольному возрасту ребенок становится способным контролировать свои
эмоции, в том числе, с помощью речи.
Как
считает
А.Д.
Кошелева
основными
причинами
формирования
чувственного опыта, развития эмоций дошкольников являются:
— общение со взрослыми и сверстниками;
— организация коллективной деятельности;
— организация сюжетно-ролевых игр.
Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина указывают на то, что
интенсивно формируются в этот период и высшие чувства: нравственные,
эстетические, познавательные. Возникновение и развитие гуманных чувств
происходит
во
взаимоотношениях
ребенка
с
окружающими
его
людьми,
прежде всего, с родителями. Именно они проявляют доброжелательность,
внимание, заботу, закладывают фундамент становления его нравственных
чувств. Эти чувства являются стимулом к совершению первых нравственных
поступков.
Е.И.
Изотова,
в
ходе
проведения
исследований
особенностей
проявления
чувства
долга
детьми
дошкольного
возраста,
доказала,
что
ребенок пятого года жизни способен следовать нравственным нормам, если
они качаются человека, к которому он испытывает симпатию, сочувствие. На
основе получаемого опыта жизни в социуме в данный возрастной период у
детей
также
формируется
первые
проявления
чувства
долга,
которые
характеризуются:
— способностью следовать определенным нравственным нормам;
— понимать смысл предъявляемых социумом требований;
— соотносить эти требования со своих поступков и действиям.
Ребенок
переживает
радость,
огорчение,
возмущение
в
разных
ситуациях, когда соблюдается или нарушаются общепринятые требования и
нормы. При этом важным моментом является то, что формирование чувств
находится в тесной взаимосвязи с оценкой взрослыми поведения ребенка и
оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Именно
оценка
позволяет
сформировать
у
ребенка
критерии,
в
соответствии
с
которыми он регулирует свое поведение и выражает свое отношение по
отношению по поведению других людей.
К старшему дошкольному возрасту чувство долга у ребенка расширяет
свои границы и возникает не только на основе симпатий, но и на основе
усвоенных
нравственных
норм,
а
также
эмоциональных
переживаний.
В
связи с этим
переживания ребенка становятся более глубокими, сохраняются на более
длительное время.
Развитие
эмоциональной
сферы
связано
с
формированием
плана
представлений.
Образные
представления
ребенка
приобретают
эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально
насыщенной. Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка,
конструирование, подготовка к школе – должно иметь яркую эмоциональную
окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок в
силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него
интереса.
А.Д. Кошелева считает, что важным моментом в развитии эмоций в
дошкольном
возрасте
является
становление
дружеских
взаимоотношений,
формирование дружбы происходит постепенно. Если на шестом году жизни
дружба детей завязывается на основе симпатий, то, к концу дошкольного
возраста
дети
начинают
воспринимать
дружбу
не
как
внешние,
а
как
основанные
на
внутренних
чувствах
и
переживаниях
взаимоотношения.
Гораздо меньшее число сверстников уже относится к числу друзей. Дружба
небольшими подгруппами чаще всего проявляется в игре, и ее основанием
выступают совместные интересы.
Отличительная особенность общения со сверстниками от общения со
взрослыми заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.
В общении со сверстниками наблюдается намного больше экспрессивно-
мимических
проявлений,
выражающие
самые
разные
эмоциональные
состояния- от яростного негодования до бурной радости, от нежности и
сочувствия до драки.
Д.Б.
Эльконин
обращает
внимание
на
то,
что
чувства,
которые
характеризуются как интеллектуальные, формируются в непосредственной
связи
с
расширением
и
обогащение
познавательной
деятельности
дошкольников.
Приобретая
новые
знания,
дети
испытывают
радость,
удивление, сомнение.
Все эти переживания приводят ребенка к желанию узнать побольше
нового, прояснить для себя некоторые моменты в полученных знаниях. Дети
начинают задавать вопросы взрослым. Это говорит о том, что познавательное
развитие
ребенка
переходит
на
новый,
более
высокий
уровень.
Развитие
эстетических
чувств
связано
с
усложнением
художественно-творческой
деятельности детей, художественного восприятия, что происходит в процессе
обучения на протяжении всего дошкольного возраста.
Важно отметить, что переживание наиболее интенсивных по степени
выраженности
отрицательных
эмоций
старших
дошкольников
связано
с
ситуацией негативного отношения к ним окружающих, как сверстников, так и
взрослых. При этом, старшие дошкольники, как правило, испытывают страх,
злость, раздражение, огорчение, обиду, гнев, напряженность, скованность,
робость.
В
данном
случае
эмоциональное
неблагополучие
старших
дошкольников
тесно
связано
с
трудностями
взаимодействия
их
с
окружающими.
Существует
вероятность,
что
на
этой
основе
могут
возникнуть эмоциональные нарушения.
Таким образом, на основании психолого-педагогической литературы
мы
можем
сделать
вывод
о
том,
что
в
дошкольном
возрасте
создаются
благоприятные условия для развития эмоций. Предпосылками этого является
углубление и дифференциация эмоций, развитие умения выражать эмоции,
развитие социальных эмоций. К старшему дошкольному возрасту у ребенка
формируются
основы
нравственных
и
эстетических
чувств,
эмоции
уже
выступают
регуляторами
поведения,
ребенок
становится
способным
выражать свое эмоциональное состояние в речи, понимать эмоциональное
состояние
других
людей,
что
является
важной
основой
построения
всей
системы его взаимоотношений с другими людьми и с окружающим миром.
Источник
Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами его жизни. Ребенок полностью отдается во власть возникших эмоций, но по ситуации может быть и сдержанным, поэтому в целом для данного возраста характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.
Особенностью чувств 6-7 летнего ребенка является то, что в этом возрасте он также не защищен от всего многообразия переживаний, возникающих от всего, к чему ребенок прикасается и что имеет для него интерес и значение. Однако он учится управлять своими эмоциями и чувствами, что является важным моментом в становлении его личности.
Наиболее сильным и важным источником переживаний старшего дошкольника являются его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми, а также те ситуации, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Поэтому, чем больше впечатлений получает ребенок, тем более дифференцированными становятся его эмоциональные переживания.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и другие. Дошкольник остро переживает как ласку, похвалу, так и причиненное ему огорчение или проявленную к нему несправедливость. Поэтому, одной из ведущих потребностей ребенка-дошкольника является потребность в эмоциональном благополучии – в ласке, в защите, во внимании и уважении, в признании его прав и потребностей. Удовлетворение потребности в положительных эмоциях вселяет в ребенка чувство уверенности и защищенности, способствует полноценному развитию, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к людям. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, что влияет на успешность дальнейшего развития ребенка.
Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха, которое чаще всего происходит вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Однако, тревожное состояние может возникнуть у ребенка и при встрече с необычным и при переживании за тех, кого любит, что является особой формой сочувствия, развивающейся способностью к сопереживанию.
К 6-7 годам усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, происходит «воспитание чувств», которые становятся более осознанными, глубокими, устойчивыми, разумными, формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические), а эмоциональная сфера обогащается новыми устойчивыми переживаниями.
На фоне возникновения общественных мотивов интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства, которые становятся более глубокими по смыслу. Познавая окружающий мир, ребенок знакомится с последствиями своих поступков, разбирается в том, что «хорошо» и что «плохо». Усвоенные дошкольником нормы нравственного поведения становятся мотивами его поступков. Чувства гордости и самоуважения становятся мотивами поведения ребенка. Чувство долга проявляется, когда ребенок осознает необходимость и обязательность выполнения правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки.
С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми эмпатические переживания. Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят переживания, в которых ребенок эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого. Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями за себя. В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине проявляются оба вида эмпатии.
В старшем дошкольном возрасте начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации, когда в процессе общения ребенок начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других. На этой основе развиваются следующие сложные формы эмпатии: сопереживание – воспроизведение переживаний другого, ситуативное разделение переживаний с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека; содействие (соучастие) – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. На основе развития сочувствия и сопереживания у детей формируются более сложные моральные чувства взаимопомощи и товарищества.
Эмоциональные реакции ребенка формируются, преломляясь через призму общения в ситуации непосредственного взаимоотношения с другим человеком. Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что дети уже могут нормально взаимодействовать с окружающими и одновременно оценивать и реагировать на них. Благодаря речи, эмоциональная жизнь получается осознанной и направленной. Уровень пройденной социализации позволяет им регулировать свое поведение, предвидеть последствия своих поступков.
Важное место в формировании общего эмоционального фона психической жизни ребёнка занимают эстетические чувства дошкольника. Появляются более сложные чувства – чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Старший дошкольник начинает улавливать красоту в ритмичности, в гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства.
Одним из главных направлений развития чувств старших дошкольников является увеличение их интеллектуальности, «разумности», связанное с их умственным развитием. Наиболее яркие из интеллектуальных чувств – чувство удивления и любознательности. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, являются необходимой составной частью мыслительной деятельности ребёнка.
Успех в деятельности у дошкольников вызывает яркие положительные переживания, а неуспех вызывает резкое проявление неудовлетворенности, поэтому следует направлять эмоции ребенка в познавательное русло, с целью дальнейшего влияния на развитие самооценки, мотивов действий и поступков.
Важное направление в эмоциональном развитии дошкольников является изменение экспрессивной стороны эмоций и чувств. Ребенок овладевает умением распознавать и до известной степени контролировать и регулировать внешние проявления собственных чувств (сдерживать слезы, смех, крик, скрывать страхи) и овладевает умением анализировать вызвавшие их причины, что связано с произвольностью эмоциональных процессов. В дальнейшем ребенок научается «читать» эмоциональное состояние других людей и управлять своими эмоциями: подавлять их в случае надобности и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, тем самым воздействуя на них. Он учится усваивать «язык чувств» (принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний) и произвольно и опосредовано выражать эмоции при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса. Ребенок учится объяснять собственное состояние словами, хотя понятия, обозначающие эмоциональные состояния, находятся еще на стадии формирования. У него увеличивается активный и пассивный словарь обозначений эмоционального состояния людей. Постепенно эмоциональное состояние ребенка начинает отделяться от чувственного содержания его образа и становится своеобразным объектом познания.
Уровень понимания детьми эмоционального состояния зависит от ряда условий: а) от знака модальности эмоций (положительные эмоции распознаются детьми легче, чем отрицательные); б) от возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях; в) от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций; г) от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, что предполагает сформированность эталонов выражений состояний (главным признаком, обеспечивающим понимание ребенком состояния, является выразительность лица).
Таким образом, умение распознавать, владеть и передавать собственные эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей, является важным моментом в становлении личности старшего дошкольника, свидетельствующем об его определенном эмоциональном интеллекте.
Эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и самомотивацию.
Таким образом, особенности эмоционального развития старших дошкольников заключаются в том, что: 1) ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; 2) изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; 3) благодаря речевому развитию чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом; 4) формируются «высшие чувства» – нравственные, интеллектуальные, эстетические; 5) происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти; 6) эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
И.П. Стрелкова разработала следующие параметры эмоционального развития дошкольника:
· умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
· умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;
· многообразие способов эмоционального реагирования; широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; интенсивность и глубина переживания;
· уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане; терминологическая оснащенность языка.
Эмоции (чувства) не развиваются сами по себе, поэтому основной путь влияния взрослых на эмоциональное развитие детей – это организация воспитания чувств через эмоциональное воздействие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы направлять ребенка, организуя его деятельность.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что к концу дошкольного возраста эмоциональное развитие ребенка усложняется, дифференцируется, связано с появлением у него новых интересов, мотивов, потребностей. Формируются и совершенствуются значимые для ребенка социально-перцептивные способности, которые проявляются в особенностях развития эмоционального реагирования, восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, в умении выражать и объяснять свои эмоции. Важным средством, способным эффективно влиять на эмоциональное развитие дошкольников являются правильно подобранные сказки.
Источник