Особенности эмоционального развития приемного ребенка

Особенности эмоционального развития приемного ребенка thumbnail

Об эмоциональном возрасте — в точку. Кто сталкивается с детьми-сиротами, или с детьми какие были в неблагоприятных условиях когда-то, почитайте. Это поможет немного понять их действия. Вообще немного их понять.

Приемные дети, даже те, которые уже довольно долго прожили в приемной семье, нередко равнодушны к чувствам других, и это пугает взрослых. Они как будто бы не слышат и не видят, что другому человеку больно или тяжело. Замещающие родители возмущаются таким поведением своих воспитанников. Ребенок может спокойно отобрать что-то важное у другого, даже у своего кровного братика или сестренки, при этом ни капельки не сочувствуя ему, когда тот заплачет. А иногда даже добавляет вслед злобное: «Чего ноешь? Мне надо!» или «Сам виноват, надо было крепче держать!»

Ребенок может быть агрессивен к другим или к себе или наоборот излишне прилипчивым, «любвеобильным» ко всем без исключения.

Также взрослые жалуются на воспитанников, которые демонстрируют окружающим поведение: «А мне все равно!» Это сильно задевает людей, готовых помогать сироте и ожидающих в ответ другую реакцию.

Как-то в беседе приемная мама, взявшая на воспитание сразу троих подростков от 10 до 15 лет, поделилась, что их поведение ее просто выводило из равновесия. Она не могла совладать со своими эмоциями, часто срывалась, считала, что не может справиться с такой нагрузкой и подумывала о возврате детей. Особенно тяжело было с 14-летней девочкой. С ней невозможно было договориться ни о чем. Она уходила из дому и не возвращалась до утра, совершенно не беспокоясь о том, что ее всю ночь разыскивали, переживали. К тому же часто била других детей, отбирала у них вещи. Когда новая мама пыталась «достучаться» до ее сочувствия к другим, та без стеснения отвечала: «А мне все равно! Что хочу, то и делаю».

Не мудрено, что в детском садике или в школе, на детской площадке или в гостях такой ребенок единогласно осуждается взрослыми за черствость, плохое поведение и эгоизм. Поэтому в адрес приемных родителей часто направлены осуждающие высказывания по поводу «плохого воспитания» своих подопечных.

Замещающим родителям трудно понять, а еще труднее повлиять на подобную ситуацию без определенных знаний. Их коллеги, такие же родители, которые через все это уже прошли, предлагают немного подождать, потерпеть. Они считают, что нужно постоянно разговаривать с ребенком, рассказывать о том, как себя вести с другими людьми, не наказывать. Бытует в кругу принимающих семей и иное мнение: поступать с трудным ребенком так, как он относится к другим, то есть игнорировать его чувства. Якобы для того, чтобы он, побывав в «той же шкуре» и прочувствовав все на себе, исправился. Есть и те взрослые, которые считают, что единственный способ влияния на непослушного подопечного – это наказание и усиление контроля.

Сложное поведение приемных детей – безусловно, последствие того образа жизни, который был у них до прихода в замещающую семью.

Имея за своими плечами опыт травматических отношений, когда потребности не удовлетворялись, чувства игнорировались, было много насилия, ребенок использует разные защитные механизмы, которые помогают приспосабливаться к нелегкой жизни. И даже после того, как приемный ребенок попадает в новую семью, ему нелегко отказаться от «протоптанных дорожек», по которым он строил свои прежние взаимоотношения с миром и людьми. Он может принять для себя решения, в соответствии с которыми не станет привязываться к новым родителям, чтобы не испытывать боль предательства в очередной раз, поэтому не будет ценить их вклад в свою жизнь. Он может выбрать стратегию нападения на других, чтобы быть первым, а не ждать, когда нужно будет защищаться, как в интернатном учреждении, или станет слишком податливым и уступчивым. Это будет происходить везде, в том числе и с манипуляторами, которые предложат ему украсть или что-то отобрать у более слабого человека в обмен на хорошее отношение. Таких стратегий может быть большое число, и ребенок выберет ту, которая наиболее была подходящей для него в тех условиях, в которых он находился.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую влияет на взаимоотношения

Причины сложного поведения, безусловно, нужно искать в той травмирующей среде, в которой ребенок пребывал долгое время. Но еще об одном факторе, влияющем на взаимоотношения ребенка с окружающими, важно знать принимающим семьям. Это степень развития эмоционального интеллекта приемных детей.

Об эмоциональном интеллекте или уровне эмоциональной зрелости стали говорить достаточно недавно. О том, что это важная часть психики человека, влияющая на создание взаимоотношений. Этот термин означает степень развития понимания и распознавания эмоций, способности регулировать свои чувства. А это напрямую связано с пониманием эмоций и чувств окружающих людей. Кроме того, эмоциональная зрелость подразумевает знание того, как эти чувства называются. Чем выше эмоциональный интеллект, тем больший спектр эмоциональных тонов и полутонов человек различает и умеет присваивать им соответствующее название. Он понимает, что чувствует в данный момент: грусть или тоску, печаль или уныние. Соответственно он может посочувствовать другим людям, распознав так же, что происходит с ними в данный момент, и определенным образом выстраивать свое поведение, чтобы не ранить других.

Это очень важные умения и знания. Особенную роль они играют тогда, когда нужно управлять своими сильными негативными эмоциями, такими как гнев, печаль и злость.

Знания о своем эмоциональном состоянии ребенок получает еще в раннем детстве от родителей. Те, например, объясняют маленькому мальчику, что он сейчас злится, потому что устал или его игрушку забрал другой ребенок. Рассказывают малышке-доченьке о том, что у нее слезы текут по щечкам, потому что ей грустно, ведь уехала любимая бабушка. Взрослые помогают понять ребенку, что с ним, когда ему страшно из-за молнии или весело, так как много друзей пришло на день рождения. Все это объясняет малышу его чувства и поведение. Он не просто так себя ведет – кричит, плачет, смеётся, восклицает с удивлением, – а этому есть определенная причина – его эмоции.

Постепенно ребенок начинает осознавать, что испытывать чувства – это нормально, даже такие сильные и неприятные, как злость, страх или печаль. А еще с помощью родителей он учится их регулировать и контролировать свое поведение в тот момент, когда они возникают.

Чем больше мама и папа, дедушка и бабушка рассказывают ребенку о его состояниях, находя подходящие слова, тем ему понятнее становится он сам и другие люди. Со временем малыш может уже распознавать свои чувства и говорить: «Я ударился, мне больно, поэтому я плачу», подрастая, объяснять себе и другим свое состояние. Например: «Я сейчас кричу, потому что злюсь, ведь я голоден». Эти сложные причинно-следственные связи своего состояния и поведения ребенок осваивает далеко не сразу и только при условии, что их ему поясняли чуткие взрослые.

Читайте также:  Педагогическое мастерство в развитии ребенка

Со временем ребенок уже может и предсказать свое поведение, и предупредить других о нем. Например, дочь моей подруги, которая много стараний приложила над работой с частыми истериками девочки, в 5 лет сказала ей такую сложную фразу: «Я очень расстроена тем, что ты не уделяешь мне сейчас внимания. Но плакать мне почему-то не хочется. Пока мне хочется с тобой поиграть, хотя бы немного. Но если мы сейчас не обнимемся и не поиграем, я чувствую, что захочу плакать». Маму это очень впечатлило, и ей пришлось отложить все свои дела и заняться игрой.

Это те навыки, которые помогают пониманию себя и других, а это напрямую связано с возможностью построения хороших взаимоотношений, формирует чувство эмпатии. Если ребенок знает, как это бывает, когда обидели, забрали важную вещь, тогда он будет понимать чувства других и принимать решение, как поступить в том или ином случае.

Эмоциональный интеллект приемных детей далек от «паспортного» возраста

В замещающую семью практически всегда попадают дети, чувства которых не были важны тем людям, которые раньше заботились о них. В неблагополучной семье, из которой ребенок был изъят, вряд ли с уважением относились к этой стороне его жизни. Зачастую в таких семьях дети получают урок того, что они малозначимы и их потребности не важны. Что тут говорить уже о чувствах, об их большой и разнообразной гамме.

В приютах или детских домах все обстоит не лучше. Там этому редко уделяется значение. Там нет места обсуждению переживаний, возможности выразить свой гнев или страх в безопасной среде. Дети, вспоминая жизнь в детском учреждении, говорят о том, что им не с кем было поделиться чувством утраты, прожить свою печаль о потере семьи или расставания с близкими людьми. О чувствах более позитивных – радости, счастье, удивлении и тому подобном – дети так же знают не много.

Ребенок в неблагополучной среде как будто замирает в своем развитии. Его силы и энергия вынуждены идти на то, чтобы выжить, быть всегда «на чеку», чтобы не попасть под горячую руку пьяного родителя или не получить затрещины от более старших в детском доме.

Много сил забирает такой контроль, а также разные стратегии физического и психологического выживания. Эмоциональное развитие уходит на второй план, так как не участвует в процессе выживания, ресурсы экономятся. Поэтому приходят в новую семью дети, которым «по паспорту», например, 7 лет, физиологически развиты из-за перенесенных побоев и пренебрежения потребностями на 5 лет, а эмоциональный интеллект – как у двухлетки.

Как-то рассказывала одна приемная семья о таком «замороженном» мальчике, который никогда не плакал и не смеялся. Когда вся семья играла в какую-то игру, весело хохотали дети, ребенок пугался и забивался в угол. Ему трудно было оценить это поведение людей. Он его никогда не видел. Ребенок до этой семьи жил с мамой, которая закрывала его одного, и он практически не выходил из дому, не имея возможности взаимодействовать с людьми. Поэтому громкий смех для такого мальчишки звучал как угроза. Со временем приемные родители поняли причину его страха, какое-то время контролировали громкие звуки в семье, пока малыш не научился понимать различные эмоциональные реакции детей и взрослых.

С приемными детьми придется вернуться на несколько лет назад, чтобы научить их понимать себя и других

Ребенок, который попадает в новую семью, должен наверстать много упущенного. Не только «отъесться», но и компенсировать эмоциональный голод. Новым родителям придется показывать постоянно, что его эмоции и чувства очень важны. В этом доме семья готова принимать девочку или мальчика радостным и грустным, сердитым и удивленным.

Один из важных моментов – разделение чувств, эмоций от поведения ребенка. Есть очень важный момент, который замещающие родители могут показать воспитаннику. Его суть в том, что ребенок и взрослый могут испытывать разные эмоции, и все они важны. А вот поведение – это совсем другое, и оно не может быть каким угодно. Другими словами, если ребенок очень зол, то это важно и на это нужно обратить внимание, а вот вести себя он не может так, чтобы кто-то пострадал. Этому нужно будет учить приемных детей, а может быть, и себя, взрослых, так как этому раньше не учили.

В этом поможет называние чувства, присваивание ему значение. Ученые доказали, что такой способ помогает уменьшить силу эмоции, например, злости, страха. Так синхронизируется робота обоих полушарий головного мозга. Правое полушарие во время сильной эмоции активировано, а левое – выключено. Во время называния чувства включается левое полушарие, отвечающее за слова и логику. Это ослабляет интенсивность работы правого полушария, снижается эмоциональный накал. Замещающие родители помогут детям научиться справляться с собой, проговаривая вслух то, что сейчас происходит с ребенком.

Вообще, хорошо бы часто говорить с ребенком о своих и его чувствах, таким образом учить распознавать их. Возможно, придется начать так же, как это делают с совсем маленькими детьми. Когда такой приемный «малыш» сидит, насупившись, нужно рассказать ему о том, как он сейчас выглядит и пытаться прояснить причину. Сначала можно будет только угадывать, как это и бывает с детками до года, не умеющими говорить. Потом ребенок, узнав как это называется, сам сможет рассказать другим о своем состоянии.

Читайте также:  Задачи центра раннего развития ребенка

Конечно, это все может показаться сложной задачей, но многие замещающие семьи прошли этот путь и успешно справились. Им помогли знания о том, что сначала важна привязанность, эмоциональный контакт, и только потом возможно корректировать поведение, а не наоборот. Когда отношения с взрослым для ребенка станут значимыми, привязанность начнет «отрастать», он сможет передать свою безопасность в надежные руки, тогда начнет обращать внимание на свои чувства.

Автор: семейный психолог, привлеченный эксперт Фонда Рината Ахметова Марианна Лапина.
Опубликовано на странице Наталии Годзык

Источник

Особенности развития эмоциональной сферы у детей оставшихся без попечения родителей

      То, что происходит в обществе в наше время – экономический кризис, а в связи с этим снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности со стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние годы к возрастанию количества детей — «социальных» сирот (сирот при живых родителях).  Современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, не эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития личности. Как следствие материальных и нравственных проблем, происходит распространение психических и соматических заболеваний среди детей-сирот. Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем — социальную депривацию детей-сирот. В настоящее время остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему их социальной адаптации.

             В специализированные учреждения обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.

 Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.  Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно получить породу новых, свободных от пороков людей. Эти педагогические проекты давно показали свою несостоятельность, но принципы организации государственной системы призрения в основном не изменились. Есть такие проблемы и у российских интернатных учреждений. Наблюдения за деятельностью детей, оставшихся без попечения родителей, позволили увидеть проблемы детей – частые конфликты, агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции ребенка, специфику его развития, особенности эмоционального состояния в момент общения, мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобное поведение не всегда отражает реальное состояние воспитанника, а направленно исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание. Данное наблюдение подтверждают исследования Власовой Т.А., Певзнер М.С. (1967), А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых (1990) и др.

В нашем исследовании была предпринята попытка изучить особенности эмоциональной сферы, уровень тревожности детей оставшихся без попечения родителей, а также способность адекватно оценивать и интерпретировать жизненные ситуации, умение воздействовать со взрослыми и сверстниками. Мы опирались на гипотезу, что эмоциональное благополучие ребенка зависит от уровня создания благополучного климата, полноценного общения и конструктивной тревожности в коллективе. 

          В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребёнка — лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребёнку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он, в конце концов, поверит в это и будет жить с этим. В детском возрасте закладывается тот жизненный сценарий, который будет реализовываться в течение всей жизни.

           Дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей. Причины для попадания детей в детский дом разные, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства — это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем. Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни. И исходя из данного контекста воспитание в детском доме нельзя рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену.

           Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности или неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников детских домов свидетельствуют о том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее выражено снижение вербально — логического мышления. Большую трудность для дошкольников представляет вне ситуативно — личностная беседа. Как правило, вопросы «Кто вам больше нравится?», «Что вы любите?», «Какое у вас настроение?» и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения с взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме. Поэтому одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников детских домов. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке,  неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет. Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении.     Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка пиаже

 Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения — вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку — это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям. Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Часто у детей дошкольного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром). Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная, эмоциональная депривации, но и наследственная (наследственная отягощенность нервно-психической паталогией) и врожденная (например, органическое поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития) патология. Для более точного определения психолого-педагогических особенностей развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома нами были использованы данные результатов исследований, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и других. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Исследования, показывают, что детям, воспитывающимся в условиях детского дома  к моменту поступления в школу не доступны пониманию такие эмоции, как гнев, страх, удивление, грусть. Это выражается в том, что дети данной категории не всегда правильно понимают выражение лица, не могут правильно оценить поступок, не понимают эмоциональные состояния людей, не могут воспринимать графическое изображение эмоций, не обозначают эмоцию словами, воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко. Эталоны выражения эмоций у детей не сформированы, составляющие элементы эталонов у детей не дифференцированы. Воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, дети данной категории выделяют отдельный, часто единичный элемент экспрессии.

Литература

  1. Адлер Г. Техника развития интеллекта. – М.: СПб.: Питер, 2001
  2. Асмолов А.Г. Психология личности . – М.: Смысл., 2001
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: «Академический проспект», 2004.
  4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение,1988.
  5. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие/ под ред. О.А, Шаграевой, С.А. Козловой . –М., Академия, 2004

Источник