Особенности формирования познавательного развития ребенка

Особенности формирования познавательного развития ребенка thumbnail

Мельникова Наталья
Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей развития ребенка дошкольного возраста. В документе указано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В этом возрасте повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С трех–четырех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Преобладающей формой мышления ребенка младшего дошкольного возраста становится наглядно-образное, т. е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

Резко возрастает любознательность детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем.

В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов — внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Начинает проявляться познавательный интерес.

Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.

Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности.

Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Источник

На чтение 7 мин.

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей – структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие – основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников – схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности  – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Видео: Программа развития познавательной деятельности у малышей

Источник

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста


06.04.2013

15139

0

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

От года   3 года

Ребенок раннего возра­ста — настоящий исследователь.
Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности.  И самое главное, что ребенок не только хочет
рассматривать предметы, но и действовать с ними — разъединять и соединять,
конструировать из предметов, экспериментировать.

     
Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления,
памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин­тенсивно развивается
восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие —  фундаментальная психи­ческая функция,
обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

     Восприятие детей
этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и
ошибок ребенок мо­жет собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соот­ветствующей
формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе
многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или
подходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок
примеривает, пробует и через ошибки, их ис­правление достигает результата.
Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примери­вающих
действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами
(статичных и дина­мичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме­сяцев
— 1 года 10 месяцев.

           В практической деятельности у ребенка
развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет
наглядно-действенный характер. Путем практическо­го экспериментирования ребенок
открывает новые сред­ства для достижения целей. Например, достает один пред­мет
с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки; встает на стул, чтобы
дотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей.
Например, зачерпывая воду с помощью ре­шета для просеивания песка,
обнаруживает, что вода выли­вается. Это вызывает у него удивление, что
стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

           С помощью бытовых предметов
(стульев, кресел, поду­шек и др.) открывает новые формы передвижения: скольже­ние,
скатывание, перекатывание.

Постепенно к
концу третьего года жизни ребенок начина­ет обходиться без внешних проб,
экспериментируя и фанта­зируя в уме.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта
проявляются в детских вопросах (на­пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «А
зачем?», «Кто это?», «Что это?»).

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми
дети строят собственные представле­ния об окружающем.

.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружаю­щим приобретает ярко
выраженный познавательный харак­тер. Дети активно стремятся получить
информацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (на­пример,
«Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где
живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).

1.2. Младший дошкольный возраст  3 – 5 лет

В   младшем   дошкольном  
возрасте   познавательное  развитие 
продолжается  по  трем 
основным  направлениям:

— расширяются и
качественно изменяются  способы
ориентировки ребенка в окружающем,

—  возникают новые средства ориентировки,

— содержательно
обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен­но новые свойства
сенсорных процессов: ощущение и вос­приятие. Ребенок, включаясь в разные виды
деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более
тонко различать отдельные признаки и свойства пред­метов. Совершенствуется
фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы
предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст­вия и
начинает развиваться как самостоятельный, целена­правленный процесс со своими
специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят
к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия,  при этом «рука учит глаз» (движение руки по
предмету оп­ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит­ся в
дошкольном возрасте одним из основных процессов не­посредственного познания
предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем
дошколь­ном возрасте.

Рассматривая
новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым
зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель­ному
восприятию —  сгибает, растягивает,
царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще  не может назвать его, обозначить словом.
Активная, разно­образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к
новому предмету стимулирует появление более точных об­разов. Действия
восприятия развиваются благодаря усвое­нию системы сенсорных эталонов (цветов
спектра, геомет­рических форм и др.).

 В этом возрасте ребенок начинает
использовать симво­лические представления предметов и событий. Благодаря этому
он становится более свободным и независимым от по­ля восприятия и непосредственных
контактов с окружающи­ми предметами. Маленький ребенок умеет представлять объек­ты
с помощью телесных движений (подражание, отсрочен­ное во времени), ребенок
постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо
знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представле­ния — это символы. С
помощью символов можно предста­вить как конкретные, так и абстрактные предметы.
Яркий пример символических средств — 
речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в дан­ный момент перед
его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые
никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспро­изводить
скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих
скрытых частей.

Символическая функция — 
качественно новое достиже­ние в умственном развитии ребенка младшего
дошкольного возраста —  знаменует собой
зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во
внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качествен­ным своеобразием.
Ребенок — реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно
различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не
умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки
зрения. Ему свойственны анимистические пред­ставления: все окружающие предметы
способны думать и чув­ствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает
спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один,
наиболее яркий признак предмета и, ориенти­руясь на него, оценивает предмет в
целом. Его интересуют ре­зультаты действия, однако он еще не умеет прослеживать
про­цесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о
том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было
достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и
те усло­вия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии свое­го становления:
дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить
новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно
наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изме­нения тех или иных
явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект
прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая
любознательность, на­личие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их
начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться
представления о пространстве, времени, чис­ле. В силу особенностей мышления
ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и каче­ственно
отличны от представлений более старших детей.

1.3.
Старший дошкольный возраст  5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный
комплексный феномен, включаю­щий развитие познавательных процессов (восприятия,
мыш­ления, памяти, внимания, воображения), которые представ­ляют собой разные
формы ориентации ребенка в окружаю­щем мире, в себе самом и регулируют его
деятельность.

Восприятие
ребенка теряет свой первоначально глобаль­ный характер. Благодаря различным
видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойст­во
предмета от него самого. Свойства или признаки предме­та становятся для ребенка
объектом специального рассмот­рения. Названные словом, они превращаются в
категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника воз­никают
категории величины, формы, цвета, пространствен­ных отношений. Таким образом,
ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия
интеллектуализируется.

            Благодаря
различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится
произвольной и целенаправ­ленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить
что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Пере­страивается
воображение: из репродуктивного, воспроизводя­щего оно становится
предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только
конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи
ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется
внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как
самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно.
Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как
экспериментиро­вание с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим
преобразованием предметов и явлений.  В
процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в
объекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим для
разви­тия творчества дошкольника сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе эксперимен­тирования теперь
имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование
осуществляется пор­циями, последовательными актами и после каждого тако­го акта
происходит анализ наступивших изменений. После­довательность производимых
ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития
его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате
ребенок часто получает неожидан­ные новые знания, у него формируются новые
способы по­знавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесс
самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и
имеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этот
процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию
экспериментирования способствуют задачи «открытого ти­па», предполагающие
множество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или « Как
можно использовать в игре кубик?»).

Моделирование  в дошкольном  возрасте 
осуществляется  в разных видах
деятельности —  игре, конструировании,
рисовании,   лепке   и др.  
Благодаря   моделированию   ребенок способен  к опосредованному решению  познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых
отношений.  Теперь с  помощью моделей ребенок материализует  математические,  логические,  
временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические
изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это
только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так,
ребенок охотно счи­тает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря
содержательному общению и обучению, разви­тию познавательной деятельности у
ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления сис­тематизируются
и становятся знаниями, начинают формиро­ваться общие категории мышления (часть
—  целое, причин­ность, пространство,
предмет —  система предметов, случай­ность
и т. д.).

В дошкольном
возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  •  знания 
    и умения,   которыми
    ребенок  овладевает без специального
    обучения в  повседневном  общении со  взрос­лыми, в играх,  наблюдениях, во время просмотра телеви­зионных
    передач.
  •  знания и умения, которые могут быть
    усвоены только в процессе специального обучения (математиче­ские знания,
    грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний
включает две зоны —  зону устойчивых,
стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей —  показатель
развития их мышления. Во­просы о назначении предметов, заданные для того, чтобы
получить помощь или одобрение, дополняются вопросами   о причинах явлений и их последствиях.
Появляются вопро­сы,  направленные на то,
чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей  формируются обобщенные способы умственной
работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается
диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.  Все это — 
одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к
продуктивному взаимодействию с новым 
содержанием обучения в школе.

Источник