Особенности физического развития ребенка в период новорожденности
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица — Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс | Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. | После 4-го месяца. |
Рефлекс шагания | Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. | После 2 -го или 3- го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | После 2 -го месяца. |
Хватательный рефлекс кисти. | Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | После 5 -го месяца. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. | После 4-го месяца |
Хватательный рефлекс стопы. | Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. | После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс кого | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 го месяца. |
Рефлекс «поиска груди» | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. | После 3 го или 4 –го месяца |
Сосате льный рефлекс | Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. | После 6-го месяца. |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. | После 5-го месяца |
Зрачко вый рефлекс | Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. | Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители | Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Источник
Условно считают, что период новорождённый продолжается первые 4 недели, хотя понятно, что некоторые его особенности развиваются и в дальнейшем, накладывая определённый отпечаток на всё последующее детство, а может быть — и на всю жизнь.
Родившемуся ребёнку надо дышать, питаться, поддерживать постоянную температуру тела, наладить биологическую защиту, чередование сна и бодрствования и т. д. Как же природа подготовила его к переходу в новые условия жизни? Сразу после рождения у ребёнка происходит значительная перестройка всего организма. В работу включается множество различных систем, органов, приспособительных и защитных механизмов, регуляторов и рефлексов. Устанавливаются лёгочное дыхание, внеутробное кровообращение, начинает функционировать желудочно-кишечный тракт, изменяется клеточный состав крови с заменой плодового (фетального) гемоглобина эритроцитов на более зрелый и лучше обеспечивающий возросшие потребности организма ребёнка в кислороде, выведении углекислоты и доставке к органам и тканям различных питательных веществ. Включается собственная терморегуляция, приспособительные возможности которой очень велики. Если, например, ребёнок при рождении попадает в жару, включаются терморегуляторы, спасающие организм от перегревания, а если в холод, то — от переохлаждения; в случае необходимости включается система иммунитета.
Природа предусмотрительна. Только что родившийся человек наделён огромным «запасом прочности» и легко приспосабливается к любым условиям, в какие бы он ни попадал. В первые недели жизни наибольшую значимость приобретает правильная организация режима сна и бодрствования, гигиенического ухода и вскармливания малыша. Чтобы создать наилучшие условия для его роста и развития, родителям необходимо знать особенности организма новорождённого, включающие понятие о доношенном и недоношенном (физиологически незрелом) ребёнке.
Доношенный ребёнок
Главным критерием доношенности (или недоношенности) по современным представлениям является продолжительность внутриутробного развития плода (ранее основным мерилом этого состояния были данные о массе тела ребёнка при рождении). Доношенным считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 38 недель.
Масса тела доношенных новорождённых колеблется от 2500 до 4000 г, составляя в среднем 3300—3700 г. У девочек она при рождении на 200—300 г меньше, чем у мальчиков. Новорождённые с массой тела 4000 г и более считаются крупновесными и относятся к группе риска в связи с возможностью развития у них осложнений при родах и в послеродовом периоде. Все новорождённые в первые дни жизни теряют в среднем 200— 300 г своей массы тела. Это так называемая физиологическая убыль массы, связанная с потерей жидкости и части энергетических запасов (в частности, глюкозы), к быстрому восстановлению которых ребёнок ещё не готов. К 7—10-му дню жизни эта потеря компенсируется. На первом месяце жизни прибавка массы тела ребёнка составляет до 600 г и более. По данным некоторых учёных, кормление детей сразу после родов способно предотвратить потерю веса в первые дни жизни.
Не менее важным критерием доношенности новорождённого является длина тела при рождении. Она колеблется в пределах 48—58 см, составляя в среднем 52—53 см (у девочек обычно на 1—2 см меньше, чем у мальчиков).
Окружность головы и груди составляет в среднем 34—35 см (у девочек на 0,5—0,7 см меньше).
Здоровый доношенный новорождённый имеет гладкую, эластичную кожу розового цвета, покрытую во многих местах творожистой, так называемой, родовой смазкой. Потовые железы кожи, ещё слабо развитые при рождении, в дальнейшем предохраняют ребёнка от перегревания, сальные железы благодаря своему секрету делают кожу эластичной, мягкой, бархатистой, предохраняя её от высыхания и образования трещин. Важным свойством кожи и слизистых оболочек новорождённого является способность выделять защитные противомикробные вещества, в частности лизоцим. Больше их выделяется, если кожа чистая, когда её поры не закрыты собственными продуктами обмена и элементами внешней среды. Чистая и неповреждённая кожа лучше защищает ребёнка от многих болезнетворных микробов.
Крик доношенного новорождённого громкий, мышечный тонус хороший, движения активные. У него достаточно хорошо выражены основные физиологические рефлексы. Сразу после рождения ребёнок может не только сосать (сосательный рефлекс) и глотать (глотательный рефлекс), но и обладает целым комплексом врождённых двигательных рефлексов (хватательный, опорный, шаговый, плавательный, рефлекс ползания и др.).
Температура тела у различных детей устанавливается в диапазоне от 35° с десятыми до почти 37°, чаще всего в пределах 36°. В течение суток она может несколько колебаться, что соответствует биоритмам жизнедеятельности различных органов и систем организма. Так, утром температура тела несколько ниже, чем к вечеру. Однако у одного и того же ребёнка в течение суток она не должна, как правило, отклоняться на 0,5—0,7 градуса.
У доношенного ребёнка на голове имеются большой и малый роднички — участки неплотного соединения костей черепа, которые по мере роста ребёнка постепенно закрываются костной тканью.
Органы чувств новорожденного ребенка
В период новорождённое чётко прослеживается становление и совершенствование органов чувств ребёнка, некоторые из них в это время развиты уже вполне удовлетворительно. Так, у доношенного ребёнка уже на первой неделе жизни обнаруживается выраженная функция вкусового аппарата. Он по-разному реагирует на вкусовые ощущения. Более сладкая пища, как правило, вызывает положительные эмоции: ребёнок успокаивается, облизывает губы, легче глотает и даже обнаруживает привыкание к сладкому. В то же время горькое, кислое или солёное (даваемое, например, в виде лекарств) вызывает беспокойство, крик, протест в виде отказа от сосания и глотания.
Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.). Относительно хорошо развито чувство осязания. Новорождённый живо реагирует на прикосновения к его коже и слизистым оболочкам, хорошо ощущает грудь матери и. будучи голодным, при малейшем прикосновении губами к ней имитирует сосательные движения.
3рение у ребёнка к моменту рождения ограничено восприятием сравнительно яркого света, пространственного восприятия предметов у него ещё нет, а движения глазных яблок, как правило, не координированы, что может обусловливать даже некоторое временное физиологическое «косоглазие». Мигательный рефлекс на приближение предмета к глазу не выражен. Интенсивное развитие зрения происходит на 2-м и последующих месяцах жизни ребёнка. Слух у новорождённого снижен, но на сильные звуковые раздражители он реагирует с первых дней жизни. Это прослеживается по его поведенческим реакциям (вздрагивание, сокращение мимической мускулатуры, изменение частоты и глубины дыхательных движений).
С рождением ребёнка начинается самостоятельная функция его органов выделения. В первые дни жизни ребёнок мочится 5—6 раз в сутки, к концу 1-й недели — значительно чаще и больше по объёму (на 8-й день жизни до 200 мг. и более в сутки). В первые 2—3 дня жизни ребёнка из его кишечника выделяется первородный кал, или меконий,— густая однородная масса тёмно-зелёного цвета, состоящая из секрета пищеварительного тракта, слущенного эпителия кишечника и заглоченных околоплодных вод. Затем по мере заселения кишечника бактериальной флорой, способствующей ферментативному перевариванию питии, синтезу витаминов и других биологически активных веществ, меконий заменяется коричневыми, зеленовато-жёлтыми, а позднее золотисто-жёлтыми испражнениями кашицеобразной консистенции со слабокислым запахом. Частота стула новорождённого ребёнка — 4—5 раз в сутки.
Нормальное развитие функции почек и кишечника — важное условие правильного формирования жизнедеятельности многих органов и систем, поддержания необходимого постоянства внутренней среды организма, быстрой адаптации ребёнка к условиям внеутробной жизни.
Из стерильных условий материнского тела новорождённый попадает в мир, наполненный микроорганизмами. Одни из них, подобно ацидофильной палочке, которая обеспечивает нормальное пищеварение, полезны и нужны ребёнку, другие нейтральны, а третьи вредны. Но здоровый новорождённый младенец вовсе не беззащитен, как считали ранее. В его организме уже имеется большинство факторов иммунобиологической защиты, хотя они ещё легко ранимы и могут повреждаться и угнетаться при различных осложнениях течения беременности и родов и при возникновении заболеваний в послеродовом периоде. Иммунитет ребёнка тесно связан с наследственностью, с выраженностью его у родителей, в первую очередь — у матери. Вот почему нужна постоянная забота о здоровье будущей матери, бережном его сохранении и повседневном укреплении.
Недоношенный ребёнок
Недоношенными называются дети, родившиеся раньше положенного срока (10 лунных месяцев), то есть между 28 и 38 неделями беременности (следовательно, они могут быть недоношенными от 2 до 12 недель). Масса тела у них ниже 2500 г, а длина менее 45 см.
В связи с недостаточным развитием мышечной ткани и особенно отсутствием подкожно-жировой клетчатки недоношенные дети похожи на сморщенных старичков. Телосложение у них непропорциональное: относительно большая голова составляет более 1/4 длины тела, руки тонкие и длинные, шея короткая, ноги тонкие, короткие. Пупок, в норме занимающий середину живота, смещён книзу. Ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове. Ногти не доходят до кончиков пальцев, ногтевые пластинки очень мягкие. Кожа тонкая, глянцеватая, как бы просвечивающаяся, тёмно-красного цвета, морщинистая. Всё тело покрыто обильным густым тонким пушком. Половая щель у девочек открыта вследствие недоразвития больших половых губ, которые не смыкаются. У мальчиков яички не опущены в мошонку. Зрачки нередко зятянуты белесоватой зрачковой оболочкой. Выраженность указанных признаков зависит от степени недоношенности ребёнка.
Кроме внешних признаков недоношенности для этих детей характерны недоразвитие, незрелость внутренних органов и систем, особенно центральной нервной системы, органов дыхания. Поэтому такие дети, как правило, вялые, сонливые, плачут слабым голосом. Многие из них неспособны сосать и даже глотать. Дыхание у них частое, поверхностное, нерегулярное, с периодическими паузами. Частота дыхательных движений может варьировать от 35 до 80 в минуту. Такое дыхание не может обеспечить достаточное снабжение организма кислородом, в связи с чем состояние его ещё больше усугубляется.
Недоношенный ребёнок не в состоянии сохранять постоянную температуру тела, и она колеблется в зависимости от условий окружающей среды: при низкой температуре воздуха снижается до 35° и ниже. В то же время недоношенного ребёнка легко перегреть при повышении температуры вокруг него (грелки, инкубаторы и пр.). Потеря тепла недоношенным ребёнком усугубляется тем, что чем меньше размеры его тела, тем больше отношение поверхности тела к массе, и поэтому потеря тепла возрастает. Из-за малой ёмкости желудка и недостаточного выделения пищеварительных соков кормление этих детей связано со значительными трудностями. Недоношенные дети чаще болеют, чем доношенные, заболевания у них протекают тяжелее, хуже поддаются лечению.
Физиологические состояния новорождённых, пограничные с нормой.
Нормальное развитие новорождённого ребёнка имеет свои закономерности и особенности, о которых необходимо помнить в каждой семье. Его развитие может отклоняться в ту или иную сторону под влиянием различных факторов и причин. В этих случаях развиваются так называемые пограничные состояния, то есть промежуточные между абсолютной нормой и возможной патологией. В отдельных случаях, при дальнейшем нарушении общего состояния ребёнка, возможен переход пограничного состояния в заболевание. Правильная ориентация в основных закономерностях развития новорождённого помогает родителям и врачу своевременно выявлять их отклонения и принимать необходимые меры. Ниже описаны некоторые из этих особенностей.
Физиологическая желтуха. У большинства новорождённых на 2—3-й сутки после рождения появляется желтушность сначала на лице, затем на туловище, конечностях, на белковых оболочках глаз, слизистых оболочках. Появление физиологической желтухи связано с увеличением в крови новорождённого содержания билирубина (желчного пигмента — красящего вещества, вырабатываемого печенью), который не успевает достаточно быстро утилизироваться в печени из-за недостаточной ещё активности её ферментных систем. К концу 1-й — началу 2-й недели жизни желтуха, как правило, исчезает. В ряде случаев, особенно у преждевременно родившихся детей, она может затягиваться. Интенсивность и продолжительность желтухи могут зависеть от других отягощающих беременность и роды причин, например токсикозов беременности, повреждения плода в родах, кислородного голодания плода и новорождённого. В этих случаях желтуха более выражена и продолжительна. Для предупреждения возможного отрицательного её влияния на организм иногда требуются лечебные назначения.
Набухание (нагрубание) грудных желёз (половой криз). Физиологическое набухание грудных желёз отмечается на 2—5-й день жизни у большинства новорождённых независимо от пола. Железы при этом могут достигать размеров горошины, а иногда — лесного ореха. Связан половой криз с переходом в конце беременности гормональных соединений из организма матери в организм плода. У девочек увеличение грудных желёз может сопровождаться небольшими слизистыми или даже кровянисто-слизистыми выделениями из половой щели, отёчностью этой области. У мальчиков возможно появление отёчности мошонки, иногда — полового члена. Явления эти продолжаются в среднем 3—5 дней, протекают, как правило, без нарушения общего состояния ребенка. При значительном увеличении грудных желёз и некотором беспокойстве ребёнка можно наложить на эту область сухую ватную повязку или согревающий компресс с прокипячённым растительным маслом или 5-процентным раствором буровской жидкости. При выделениях из влагалища проводят подмывание тёплым светло-розовым раствором перманга-ната калия (марганцовки). Надо помнить, что грудная железа такого ребёнка с явлениями полнокровия в это время может стать местом проникновения и развития любой инфекции, что диктует необходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований ухода за ребёнком, тщательного туалета, регулярной смены белья и хорошего содержания постели ребёнка, соблюдения в семье и особенно матерью требований личной гигиены.
Закупорка сальных и потовых желёз проявляется в первые дни и месяцы жизни ребёнка в виде беловатых или желтоватых точек на крыльях и кончике носа, щеках, лбу как следствие скопления секрета в железах при усилении их деятельности. Это состояние не требует никакого специального лечения, кроме гигиенического ухода за кожей лица. Значительно реже наблюдаются застойные явления из-за усиленной работы потовых желёз. При этом возникают пузырьки, наполненные водянистым содержимым. Располагаются они чаще на подошвах, могут появляться на лбу, колее головы и других местах при перегревании ребёнка. Держатся несколько часов или дней. При появлении этих пузырьков необходим обычный тщательный уход за кожей.
Иногда на коже малыша видны серовато-синие или багрово-красные пигментные пятна, которые наблюдаются у ребёнка со дня рождения. Чаще всего они располагаются на коже крестца и спины, ягодиц, иногда на голенях, бёдрах. Обычно они не оставляют следов и исчезают в течение первых лет жизни ребёнка.
Телеангиэктазия — расширение кожных капилляров, имеющих вид красновато-синюшных пятен различной величины, отчётливо выделяющихся на коже. Типичное их расположение — на коже затылка, лба, веках. Постепенно пятна бледнеют и исчезают, но могут снова появиться при крике и беспокойстве ребенка. Такие явления иногда продолжаются до года, реже сохраняются в более позднем возрасте.
Источник: Энциклопедия молодой семьи
Источник