Особенности физического развития ребенка третьего года жизни
МОУ Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 3
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Автор: Березан Александра,
10 «А» класс
Научный руководитель: ,
учитель биологии СОШ №3
МАСЛЯНИНО
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ | Страница 2 |
Введение | 3-4 |
Глава 1. Особенности физического развития детей третьего года жизни. | 5 |
1.1 Ребёнок растёт. | 5 |
1.2 Органы дыхания. | 5 |
1.3 Сердечно-сосудистая система. | 5 |
1.4 Слух. | 5 |
1.5 Зрение. | 5 |
Глава 2. Условия правильного физического развития детей третьего года жизни. | 6 |
2.1 Режим дня. | 6 |
2.2 Правильное питание. | 6 |
2.3 Закаливание. | 6 |
2.4 Утренняя гимнастика. | 7 |
2.5 Организация физкультурных занятий в первой младшей группе. | 7 |
Глава 3. Исследование физических особенностей младших дошкольников и условий их правильного развития. | 8 |
3.1. Определение антропометрических данных: роста, веса, окружности грудной клетки. | 8 |
3.2 Оценка физического развития детей по совокупности антропометрических показателей | 9 |
3.3 Определение экскурсии грудной клетки | 10 |
3.4 Оценка физической нагрузки на ребёнка на физкультурном занятии. | 10 |
3.5 Оценка суточного рациона питания. | 11 |
3.6 Исследование условий, способствующих правильному физическому развитию младших дошкольников. | 11 |
Заключение | 13 |
Список литературы | 14 |
Приложения | 15 |
Приложение 1 | 16 |
Приложение 2 | 17 |
Приложение 3 | 18 |
Приложение 4 | 19 |
Приложение 5 | 20 |
Приложение 6 | 21 |
Приложение 7 | 22-23 |
Приложение 8 | 24 |
Приложение 9 | 25 |
Приложение 10 | 26 |
Введение
Третий год жизни — важный этап в развитии ребёнка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Физическое воспитание детей раннего возраста направлено на охрану и укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, овладение физическими упражнениями и подвижными играми. Решению задач физического развития способствует создание комфортных условий.
Физическое развитие происходит как в ходе игр со сверстниками и взрослыми, так и в процессе систематического обучения. Важную роль при этом играет осуществляемый грамотно организованный процесс физического воспитания. Занятия являются основной формой развития физических качеств и свойств ребёнка.
Гармоничное физическое развитие детей – одна из главных задач взрослых. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребёнка. Темпы физического развития высоки, но строение всех органов и систем ещё не завершено, а поэтому деятельность их несовершенна. Этот период крайне важен для дальнейшего развития человека. Все навыки, выработанные в первые 3 – 5 лет, закрепляются особенно прочно и сохраняют своё значение в течение всей последующей жизни.
Контроль за физическим развитием детей — составная часть системы физкультурно — оздоровительной работы. В результате систематического контроля удаётся не только определить уровень развития ребёнка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.
Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности физического развития детей первой младшей группы.
База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида «Тополёк». Адрес: Новосибирская обл., 8.
Заведующая детским садом А.
Старшая медицинская сестра
Старший воспитатель
Инструктор по ф/к
Воспитатели группы: ,
Гипотеза: предположим, что физическое развитие ребёнка в значительной степени зависит от того, в каких условиях происходит это развитие.
Цель исследования: определить уровень физического развития детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Проанализировать источники информации по данной теме.
2. Получить консультации специалиста в данной области.
3. Собрать фактические данные по проблеме исследования с использованием апробированных методик.
4. провести исследования особенностей физического развития детей.
5. Проанализировать условия развития детей.
6. Проанализировать и оценить результаты исследования.
Методы исследования:
1. Наблюдения за дошкольниками
2. Беседы
3. измерения антропометрических показателей
4. Теоретическое и практическое обобщение материала
Время проводимого исследования: февраль 2008 года.
Глава 1. Особенности физического развития детей третьего года жизни.
1.1 Ребёнок растёт.
На третьем году жизни в организме малыша интенсивно продолжается рост и развитие. Очень важен в этом возрасте контроль за полугодовой и годовой прибавкой в росте, т. к это один из показателей, не только непосредственно характеризующий рост ребёнка, но и говорящий об уровне своевременности его биологического развития.
Увеличивается и масса тела. Этот показатель тоже требует самого пристального внимания. Вес малыша зависит в первую очередь от характера и режима питания, уровня двигательной активности и состояния здоровья.
Недостаточно зафиксировать вес и рост ребёнка, важно установить соответствие этих двух показателей друг другу т. е выявить степень гармоничности физического развития.
На третьем году жизни у малышей изменяются и пропорции тела: уменьшается размер головы до 1/5 длины тела. В период от двух до трёх лет происходит заметное нарастание мышечной массы (до 23% от всей массы тела), меняется мышечный тонус, вместе с тем сила мышц ещё невелика. Вот поэтому в этом возрасте важны целенаправленные физические упражнения, которые позволяют укрепить мускулатуру тела, особенно мышцы спины, ног и все мышцы разгибатели.
1.2 Органы дыхания.
На третьем году жизни дети имеют сравнительно узкие верхние дыхательные пути, трахею, бронхи. Их слизистая обильно снабжена кровеносными сосудами, сохраняется поверхностное дыхание с частотой дыхательных движенийв минуту.
При физических нагрузках у малышей изменяется не глубина дыхания, а частота в свою очередь
атрудняет вентиляцию лёгких. А относительная потребность в кислороде в этом возрасте выше, чем в любом другом. Вот почему воздушная среда, которой находятся дети, всегда должна быть благоприятна с достаточным количеством кислорода.
1.3 Сердечно — сосудистая система.
Для сердечно сосудистой системы характерно быстрое увеличение объёма сердца и медленная дифференцировка его тканей. В сердце обилие нервных стволов и сосудов и это создаёт условия для его усиленной деятельности. Артерии относительно широкие, тонус их невысок, а артериальное давление колеблется в пределах/ мм. ртутного столба. В связи с невысоким артериальным давлением, при переутомлении и перегрузках дети склоны к обморочным состояниям. Чтобы этого избежать необходимо на занятии и в совместной деятельности правильно выбрать деятельность и распределить нагрузку на ребёнка.
1.4 Слух.
На третьем году жизни у ребёнка продолжают интенсивно развиваться анализаторы и речь. Громкая речь и другие источники шума адаптируют слух ребёнка именно к громким звуковым раздражителям. В результате малыш теряет способность различать не только шёпотную, но и тихую спокойную речь.
1.5 Зрение.
Третий год жизни это возраст, в котором продолжает формироваться острота зрения. У детей ещё не сформировались окончательно ни размер глазного яблока, ни глазодвигательная мускулатура. Вот почему важна охрана зрения.
Глава 2. Условия физического развития детей первой младшей группы ДОУ «Тополёк»
Уровень физического развития детей — один из ведущих показателей состояния их здоровья. Оно зависит не только от наследственных факторов, но и в значительной степени от условий жизни ребёнка.
2.1.Режим дня.
Непременным условием здорового образа жизни является её правильный режим. Режим — это распределение во времени и определённая последовательность в удовлетворении основных потребностей организма ребёнка (в активном бодрствовании, сне, пище.), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.
Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определённое чередование всех гигиенических процессов и приёма пищи, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша. Но недостаточно только установить правильный режим, очень важно правильно осуществлять все режимные процессы.
2.2.Правильное питание.
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильно сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания для детей раннего дошкольного возраста, потому что этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ.
Так как пищевыми веществами, снабжающими организм энергией, являются белки, жиры и углеводы, то правильная организация питания предусматривает их поступление в организм ребёнка в достаточном количестве.
Белки — основной пластический материал для построения и постоянного обновления тканей и клеток. Белки идут на построение красных кровяных телец (эритроцитов) и гемоглобина, образование важных биологических соединений — ферментов и гормонов. Потребность в белке у дошкольников выше, чем у взрослого.
Жиры являются одной из важных составных частей клетки. Они обеспечивают основные энергетические траты организма, оказывают влияние на функцию сердечно — сосудистой и центральной нервной систем, процессы пищеварения, улучшают использование других пищевых веществ — белков, витаминов и минеральных солей.
Углеводы являются основным энергетическим материалом. Они также входят в состав клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ. В их присутствии улучшается использование белков и жиров.
Ежедневно в питании детей третьего года жизни должны присутствовать: хлеб, молоко, мясо, масло сливочное, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты, крупы, соль. Для сохранения питательной ценности продуктов, используемых в детском питании, строго соблюдаются правила кулинарной обработки.
2.3 Закаливание.
Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределённых механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные,
периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления не
вызывали у детей резких отклонений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.
Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются воздух, вода, солнце.
Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Прогулка — это прекрасная возможность для укрепления здоровья малыша. Свежий воздух благоприятно влияет на нервную, сердечно — сосудистую и дыхательную системы. В зимнее время дети первой младшей группы гуляют на улице при температуре не ниже 15° С с учётом силы ветра; в летний период + 28-30° С.
Если погодные условия не позволяют организовать прогулку на свежем воздухе, то прогулку проводят в зале при одностороннем проветривании.
Одежда детей — одно из важных условий результативности прогулки для здоровья. В наблюдаемой мной группе одежда детей соответствовала погодным условиям и не сковывала движения.
Дети третьего года жизни бывают на воздухе (дома и в саду) не менее 3-4 часов.
( приложение № 2)
2.4 Утренняя гимнастика.
В первой младшей группе гимнастика проводится ежедневно в игровой форме. Зарядка способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно — сосудистой системы, дыхательной и нервной. Создаёт бодрое жизнерадостное настроение. Воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. В процессе утренней гимнастик формируется правильная осанка и развиваются физические качества.
Начинается гимнастика со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом. Затем дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений, потом даются прыжки и интенсивный бег. Заканчивается гимнастика упражнениями на восстановление дыхания и спокойной ходьбой (приложение № 6).
2.5 Организация физкультурных занятий.
Каждое физкультурное занятие — это определённая «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребёнка, его правильное физическое развитие, это и активный отдых, где движения, физическая нагрузка воспринимается организмом как «мышечная радость». Занятие также даёт ребёнку возможность общения со сверстниками взрослыми, освоение двигательных умений.
В первой младшей группе проводятся два занятия в неделю. Все физкультурные занятия начинаются они с разминочных упражнений, чтобы подготовить организм к нагрузке, пик нагрузки обеспечивается к концу занятия в процессе подвижной игры, а в самом конце проводятся малоподвижные игры для восстановления дыхания и отдыха.
Глава 3 Исследование физических особенностей младших дошкольников и условий их правильного развития.
Я проводила исследование физических особенностей детей третьего года жизни и условий их правильного развития в МДОУ «Тополёк» в первой младшей группе. Для исследования была отобрана подгруппа детей в составе 12 человек: 6 девочек и 6 мальчиков.
Список детей группы
Таблица 1
№ | Ф. И. ребёнка | Возраст | Пол |
1 | Белоусова Ира | 2г.9м | девочка |
2 | Голоскова Ксения | 2 г. 6м. | девочка |
3 | Дукальский Захар | 2 г. 6м. | мальчик |
4 | Ештокин Захар | 2 г 8м. | мальчик |
5 | Зайцев Кирилл | 2 г. 4м | мальчик |
6 | Загуляева Аня | 2 г. 6м. | девочка |
7 | Измайлов Саша | 2 г. 9 м. | мальчик |
8 | Косых Саша | 2 г. 6 м. | девочка |
9 | Никифоров Саша | 2 г. 4 м | мальчик |
10 | Ример Аня | 2 г 7м | девочка |
11 | Токарева Лиза | 2 г. 6 м. | девочка |
12 | Щепин Илья | 2 г. 4 м. | мальчик |
С этими детьми я проводила занятия по физической культуре, игры, прогулку, снимала показания антропометрических данных, определяла экскурсию грудной клетки, давала оценку суточного рациона питания, измеряла физическую нагрузку на детей во время занятий и др. О проделанной работе я расскажу ниже
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник
Тема самообразования: «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»
Актуальность…………………………………………………………………3
1.Третий год жизни: особенности возраста……………………………….5
2. Психическое и физическое развитие ребенка 3-х лет…………………9
3. Особенности воспитания детей третьего года жизни……………….12
III. Заключение……………………………………………………………….14
Библиографический список…………………………………………………….15
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
Впервые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.
1. Третий год жизни: особенности возраста
Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка — к концу года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания.
Нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так, получается, сужать круг его общения с взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается в окружающем перед его взором и формирует эмоциональный мир, постепенно переводить чувственный опыт в речь и т.д.
На третьем году жизни происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой — желания быть похожим на взрослых, подражать им.
Все сказанное имеет отношение к психологической характеристике возраста.
В процессе общения, в ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.
Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.
С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт — рисунок), лепка (продукт — поделка), конструирование (продукт — постройка), игра (ролевое поведение) и др.
Следует обратить внимание на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.
На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что-то другое.
Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что «ходил с папой и мамой в зоосад», или «вчера приходили гости», или «мама купила игрушечную машинку» и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.
Последнее не случайно. Интенсивно нарастает активный словарь, к трем годам в речи детей уже 1200-1500 слов и более.
Особенностью речевого развития является не только расширение понимания обращенной к малышу речи, а также активное употребление слов, т.е. произнесение их. Появляется более сложная функция — умение строить фразу из трех-четырех слов. Формируется грамматический строй речи.
Ребенок начинает употреблять не только простые предложения, но и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает небольшие стихотворения, потешки, с интересом рассматривает иллюстрации.
Деятельность малышей становится сложнее и разнообразнее. Они уже способны отличать игру от учебных заданий и элементарных трудовых поручений.
Сюжетная игра в первой половине года более развернута по содержанию, но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), дети не берут на себя роли. Во второй половине года ребенок уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и берет на себя определенную роль — мамы, доктора и др.
Малыш по — прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию.
В этот период детства слово взрослого в процессе воспитания становится средством, регулирующим поведение малыша, помогает усваивать жизненно важные правила, формирует привычки. Он способен не только адекватно реагировать на слова «можно», «нельзя», но и понимает смысл слова «надо». Следовательно, третий год жизни привносит в действия ребенка некоторые элементы самоорганизации.
Все перечисленные новации в развитии малыша возможны только как результат правильного воспитания.
Кроме того, важную роль играет знание физиологических характеристик возраста. В среднем масса тела за год возрастает на 2-3 кг, рост увеличивается на 7-8 см (к 3 годам вес -14,8 — 15,0 кг; рост — 95,0-96,0 см; окружность грудной клетки — 52 см).
Малыш становится более самостоятельным, движения — более координированными. Если взрослые не принимают во внимание возросшую потребность ребенка к самостоятельности, излишней опекой стесняют инициативу, это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям родителей. Крепнет организм, совершенствуется двигательная сфера, более выносливой становится нервная система. Этим и объясняется «скачок» в развитии возрастных возможностей ребенка на третьем году жизни, что влечет изменения в режиме дня на протяжении этого периода.
Таким образом, можно заключить, что речь ребенка на третьем году жизни способствует его умственному развитию, расширению кругозора, общению с окружающими, осознанию правил поведения, т.е. развитию личности ребенка в целом.
Особенности физического развития
За год до 2-3 лет ребенок вырастает на 7-8 см. Его вес увеличивается на 2 кг изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета, совершенствуется ходьба: по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются не согласованными движения рук и ног. Ребенок может кататься в это время на 3 – х колесном велосипеде, подпрыгивать на двух ногах, уверенно ползать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой и перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика, ребенок может самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать ботинки. В этот период совершенствуется строение внутренних органов. Ребенок становится более устойчивым к заболеваниям.
Особенности психического развития
К 3 годам фактически заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга и ее основных отделов. В дальнейшем идет уже ее специализация и усовершенствование, увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка, бодрствует подряд 6-6,5 часов. Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки и ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, лучше развиваются тормозные процессы. Ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям, но по-прежнему у него недостаточно развита подвижность нервных процессов. Малыш плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления.
Восприятие
Восприятие является доминирующей функцией сознания. Этот период является началом развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше. Ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов: цвет, форма, величина, в числовых и пространственных представлениях: много и мало, далеко, близко. У ребенка развивается память. Он может вспомнить, что было в прошлом году. Воспроизводит в играх действия взрослых, узнает по частям предмет. Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать внимание и распределять его. Взрослый моет фокусировать внимание ребенка.
Мышление
На 3 году жизни мышление из наглядно-действенного становится наглядно-образным. В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственных связей. Н а 3 году жизни происходит расширение функций речи, развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о назначении предмета, пространственных отношениях. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.
В 2 года 6 мес. – 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К 3 годам способен делать умозаключения, сравнения и глубокие обобщения.
Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, целенаправленно двигается с мячом, выполняет простые просьбы взрослого. Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра. В 2 года – 2 года 6 месяц преобладает сюжетно-отобразительная игра, 3 года меняется содержание игр. Дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия, и в игре начинают отражаться социальные отношения. С 2 лет 6 мес. начинает формироваться с/р игра. Ребенок начинает отображать те или иные действия, но при этом сам кого-то изображает. В период от 2,6 – 3 лет дети играют без определенного сюжета. Дети могут играть непрерывно 25-30 минут. На 3 году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения. Идет борьба двух противоречивых тенденций: стремление к автономизации « я сам» и сохранения потребности в защите и эмоциональной близости.
Таким образом, к 3 годам выявляются следующие показатели зрелости ребенка:
• коммуникативное поведение, формирующее партнерские отношения со сверстниками;
• продолжает развиваться наглядно – образное мышление и сенсорно-моторный интеллект; формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера и происходит ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые навыки графико – символичесской деятельности, элементарный предметный рисунок, но остаются каракули;
• игровая деятельность в виде сюжетной и с/р игры вместе со взрослым. Игровые действия более развернутые. Продолжает развиваться предметно практическая игра, элементарные формы творческого конструирования и игры с дидактической игрушкой.
Для того чтобы выработать правильные подходы к воспитанию ребенка в 3-4 года, необходимо понять основные изменения, которые происходят в этом возрасте с малышом:
Во-первых, обычно к трехлетнему возрасту организм ребенка достигает достаточного развития для проявления самостоятельности. Малыш становится настоящим исследователем не только окружающего мира, но и собственных возможностей. Поэтому у него возникает протест к любой помощи со стороны родителей и ограничению его активности; Во-вторых, психологи считают, что в этом возрасте «рождается» личность ребенка. При воспитании ребенка 3-4 лет следует понимать, что малыш начинает психологически отдаляться от родителей и осознавать себя отдельной личностью. Наиболее употребляемой в этом возрасте фразой становится «Я сам». Его внутренний конфликт обусловлен именно желанием быть самостоятельным, при осознании своей зависимости от заботы и любви родителей; В-третьих, многочисленные симптомы кризиса могут быть связаны с ошибками в воспитании ребенка в 3-4 года, когда родители вовремя не заметили того, что их малыш вырос, а, значит, в общении с ним необходимо было многое поменять. Обычно легче всего кризис трех лет протекает в семьях, где изначально ребенок не является центром всей семейной жизни. При этом в семьях, где малыш не опекаем сверх меры родителями и другими родственниками, обычно у ребенка больше возможности для свободного развития, а, значит, значительно меньше повода для протеста. Происходящие с малышом изменения нельзя игнорировать или подавить авторитарными методами. Раз и навсегда прекратить нежелательное поведение малыша не под силу никаким родителям. Поэтому при воспитании ребенка трех лет родители должны принять своего малыша со всеми проблемами кризисного возраста и постараться минимизировать негативные последствия этого периода. Не следует ожидать того: Что ребенок будет адекватно реагировать на просьбы или запреты; Что малыш будет покладистым и будет быстро соглашаться с любым предложением родителей; Что он не будет выражать отрицательные эмоции. При этом ко всем проявленным в этом возрасте симптомам нужно отнестись с пониманием, поскольку именно сейчас закладываются многие черты характера, которые определят дальнейшую судьбу малыша. Многие психологи советуют при воспитании ребенка 3-4 лет понять, что «воевать» с ребенком в этом возрасте нельзя, а необходимо искать новые подходы для общения с ним. По мнению психологов для преодоления кризиса нужно искать «золотую» середину. Это связано с тем, что неограниченная свобода наносит ребенку такой же вред, что и строгие ограничения. Поэтому малышу следует предоставлять больше самостоятельности, однако при этом его не нужно оставлять без внимания, пуская процесс на самотек. Лучшим решением будет сотрудничество, направленное на всестороннее развитие, и поддержка, которую малыш обязательно оценит. Молодым родителям в преодолении кризиса трехлетнего возраста может помочь книга известного педагога М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому», в которой изложены действенные методы воспитания ребенка 3 лет. При проявлении симптомов, которые во многом напоминают кризис подросткового периода, не следует пытаться «задавить» ребенка собственным авторитетом, а, уважая его стремление к самостоятельности, нужно проявлять больше гибкости и находчивости, стараться увлекать его новыми играми, активным отдыхом, развивающими занятиями. Возможно, с первого раза малыш и не прислушается к словам родителей, однако при всей готовности опротестовать все предложения, он со временем их может принять, если решит, что именно он является их инициатором. При воспитании ребенка трех лет нужно понимать, что детский бунт необходим для того, чтобы ребенок смог лучше понять себя и развить необходимую для дальнейшей жизни самостоятельность.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Голубева Л.Е, Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. — М.: АСАДЕМА, 2002.
Ежкова Н.С., Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание. — 2006. — №6.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т. В., Мещерякова СЮ. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.-М.: МГППУ, 2002.
Теплюк С. Н., Актуальные пробле?