Особенности физического развития ребенка оставшегося без попечения
Развитие каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственных, врожденных и приобретенных особенностей, окружающей среды. Но есть ряд факторов, которые имеют особое значение, когда мы говорим о развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Развитие ребенка – обширная и популярная тема, волнующая и родителей, и специалистов разных областей знаний. О развитии детей написано огромное количество статей и книг. В них говорится о периодах развития и о факторах, на него влияющих, к которым относятся, прежде всего, наследственные и врожденные особенности, а также окружающая среда. Все они без исключения одинаково значимы для развития каждого ребенка. Но существует несколько факторов, которые оказывают особенное влияние на детей, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей
К таким факторам, прежде всего, можно отнести: импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.
Период формирования образа родителя (импритинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей. В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импритинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.
Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.
Третьим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей: на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Достаточное количество стимулов на каждом из этих уровней способствует развитию ребенка, но этого лишены дети в домах ребенка.
Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.
Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда он постоянно чувствует заботу и поддержку близких. Всего этого лишены дети, воспитывающиеся в детском доме или в условиях пренебрежения их основными нуждами. Они более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств (с ними меньше общаются, играют и занимаются), обрабатывая которые, мозг развивается. Поэтому почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, отсутствие мотивации к обучению, формальное усвоение знаний, неспособность использовать их при решении задач, задержка психического развития, педагогическая запущенность.
Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
В силу недостаточного интеллектуального развития дети, воспитывающиеся в учреждениях, довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Так же у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.
Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.
Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать с окружающими.
Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Но при этом также важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить.
Евгения Сонина
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация «Особенности развития и поведения ребенка оставшегося без попечения родителей. Диспропорции развития. Раздел 3,4»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития. КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Служба по устройству детей в семью Руководитель Службы: Рыбина В.М.
2 слайд
Описание слайда:
Детям воспитывающимся вне семьи, без попечения родителей- характерны специфические комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье. проблемы интеллектуального развития воспитанников проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников проблемы совместной деятельности и общения детей со сверстниками проблемы половой идентификации воспитанников интернатных учреждений проблемы нравственного развития личности воспитанников проблемы социализации детей-сирот
3 слайд
Описание слайда:
Проблемы интеллектуального развития воспитанников ослабление или несформированность недоразвитие познавательных процессов неустойчивость внимания слабая память слабое развитие мышления низкая эрудиция
4 слайд
Описание слайда:
Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников нарушение социального взаимодействия неуверенность в себе низкая самоорганизованность нарушения целеустремлённости недостаточное развитие самостоятельности неадекватная самооценка отсутвие тенденции к сотрудничеству
5 слайд
Описание слайда:
Проблемы совместной деятельности и общения детей со сверстниками контакты со сверстниками бедны игра носит процессуальный характер неспособность к конструктивному решению проблем притязательность реализуется через физическую силу нарушение в формировании структуры самосознания
6 слайд
Описание слайда:
Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений смутное представление о будущей половой роли в семье отсутствие знаний о различиях полов равнодушное отношение к своему внешнему виду неадекватное психосексуальное развитие психологическая незащищенность личности в целом иждивенческая позиция сексуальные отклонения
7 слайд
Описание слайда:
Проблемы нравственного развития личности воспитанников недостаточное понимание или неприятие моральных норм отсутствие способности к сопереживанию сниженная эмпатия низкая моральная устойчивость сниженная социальная ответственность
8 слайд
Описание слайда:
Проблемы социализации детей-сирот Социализация- комплекс затруднений ребёнка при овладении той или иной социальной ролью. ложное представление о своей социальной роли не решаются задачи адаптации нарушения эмоционально-волевой сферы нарушение социального взаимодействия сниженная самоорганизованность ослабление «силы личности»
9 слайд
Описание слайда:
Диспропорции развития ребёнка Умственная отсталость – состояние, обусловленное врождённым или рано приобретённым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование личности. Умственная отсталость – характеризуется выраженным снижением интеллектуальных способностей: коммуникация, самостоятельность, социальные навыки, самообслуживание, использование общественных ресурсов, поддержание личной безопастности.
10 слайд
Описание слайда:
Задержка психического развития Задержка психического развития (ЗПР)- нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) от стают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР конституционального происхождения – эмоционально-волевая сфера ребёнка находится лишь на более ранней возрастной ступени развития.
11 слайд
Описание слайда:
ЗПР соматогенного происхождения – обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). Сопровождается невротическими наслоениями: неуверенность боязливость соматогенный инфантилизм капризность
12 слайд
Описание слайда:
ЗПР психогенного происхождения – связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в двух основных случаях: — недостаточная опека, безнадзорность; — гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»;
13 слайд
Описание слайда:
ЗПР церебрально-органического происхождения – проявление психической неустойчивости и психической тормозимости. Причины ЗПР выделяют следующие: Биологические: патология беременности недоношенность асфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних стадиях развития генетическая обусловленность
14 слайд
Описание слайда:
Причины ЗПР выделяют следующие: Социальные : длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка;
15 слайд
Описание слайда:
Жестокое обращение с детьми Жестокое обращение с ребёнком представляет собой любую форму физического или психического издевательства. Виды жестокого обращения: пренебрежение основными нуждами ребёнка ( моральная жестокость) физическое насилие эмоциональное (психологическое) насилие сексуальное насилие
16 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация «Особенности развития и поведения ребенка оставшегося без попечения родителей. Диспропорции развития». В данной презентации говорится о психическом развитии ребенка в соответствии с периодизацией развития детей. Виды жестокого обращения с детьми. Диспропорции развития детей и их отличия. Данное пособие предложено для специалистов Служб по устройству детей в семью.
Общая информация
Номер материала:
ДБ-194524
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
План:
Особенности
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Формирование
привязанности у детей.Эффект
воспитания в детских домах.Взгляд
Мэри Д. С. Эйнсуорт
на формирование привязанности.Взгляд
Боулби и Эйнсуорт на воспитание детей.Интернатская
депривация.
Жестокое
обращение и его последствия для развития
ребенка
Виды
жестокого обращенияПоследствия
жестокого обращения у детей
Нарушения
физического и психического развитияПсихические
особенности детей, пострадавших от
насилияРазличные
заболевания как следствие жестокого
обращенияСоциальные
последствия жестокого обращения с
детьми
Приложение:
Словарь
по теме: «Особенности детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей»;Тестовое
задание по
теме «Особенности развития детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей»;Список
литературы для слушателей.
Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Формирование привязанности у детей1
Привязанность
– любая форма зависимого поведения,
которое приводит в результате к тому,
что человек добивается или сохраняет
близость с каким-либо другим выделенным
и предпочитаемым им индивидом (Боулби
Д.).
Депривация
—
утрата, лишение, ограничение возможностей
удовлетворения жизненно важных
потребностей.
Теория
привязанности: общий обзор
Боулби
утверждал, что мы можем понять человеческое
поведение, только рассмотрев его среду
адаптации (environment of adap-tedness),
основную среду, в которой оно формируется
(Bowlby, 1982, р. 58). На протяжении большей
части истории человечества люди,
вероятно, перемещались небольшими
группами в поисках пищи и часто
подвергались опасности нападения со
стороны крупных хищников. В момент
угрозы люди, подобно другим группам
приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы
прогнать хищников и защитить больных
и детей. Чтобы получить эту защиту, детям
необходимо было находиться рядом со
взрослыми. Если ребенок терял с ними
контакт, он мог погибнуть. Таким образом,
у детей должны были сформироваться
привязывающие
модели поведения (attachment behaviors) —
жесты и сигналы, которые обеспечивают
и поддерживают их близость к опекунам
(р.182).
Один
из явных сигналов — плач малыша. Плач —
это сигнал бедствия; когда младенец
испытывает боль или напуган, он плачет,
и родитель должен спешить на помощь,
чтобы выяснить, что случилось. Еще одним
привязывающим действием является улыбка
малыша; когда малыш улыбается, глядя на
родителя, родитель испытывает к нему
любовь и ему приятно быть рядом. Другие
привязывающие действия включают в себя
лепетание, цепляние, сосание и следование.
Боулби
предположил, что привязанность ребенка
развивается следующим образом. Сначала
социальные реакции малышей не отличаются
разборчивостью. К примеру, они будут
улыбаться любому лицу или плакать из-за
ухода любого человека. Однако в возрасте
от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность
своих реакций до нескольких знакомых
людей, формируют явное предпочтение в
отношении одного человека и затем
начинают относиться с настороженностью
к незнакомым людям. Вскоре после этого
они становятся более подвижными, начинают
ползать и играют более активную роль в
удержании рядом основного объекта
привязанности. Они следят за тем, где
находится этот родитель, и любой знак,
указывающий на то, что родитель может
внезапно уйти, вызывает с их стороны
реакцию следования. Весь процесс —
фокусирование на основном объекте
привязанности, который затем вызывает
реакцию следования, — соответствует
импринтингу2
у других видов. Подобно детенышам многих
других видов, у малышей вырабатывается
им-принтинг на определенный объект
привязанности и они настойчиво следуют
за этим родителем, когда он удаляется.
В
частности, он понял, почему младенцы и
маленькие дети бывают так потрясены,
когда их разлучают с родителями. Будучи
продуктом эволюции, ребенок испытывает
инстинктивную потребность оставаться
рядом с родителем, на которого у него
выработался импринтинг. Эта потребность
присутствует в каждой частице существа
ребенка; без нее человеческое сообщество
не смогло бы выжить. На определенном
уровне ребенок иногда сам может
чувствовать, что утрата контакта с
родителем означает, что он погибнет.
Давайте
теперь рассмотрим фазы, через которые
проходит нормальное развитие привязанности
к опекунам у малышей.
Фазы
привязанности
Фаза
1 (рождение -3 месяца) — неразборчивая
реакция на людей.
В первые 2-3 месяца жизни малыши
демонстрируют различные виды реакции
на людей, но, как правило, они реагируют
на людей одними и теми же базовыми
способами.1)
Сразу
же после рождения малыши любят слушать
человеческие голоса и разглядывать
человеческие лица (Fantz, 1961; Freedman, 1974″
р. 23). К примеру, одно исследование
показывает, что малыши, родившиеся всего
лишь 10 минут назад, предпочитают лицо
другим визуальным стимулам: они вытягивают
свою голову дальше, когда следуют за
точной копией лица, нежели когда следуют
за отдаленным подобием лица или за
чистым листом бумаги (Jirari, in Freedman, 1974, p.
30). Для этологов, таких как Боулби, это
предпочтение предполагает генетическую
предрасположенность к визуальному
паттерну, который вскоре пробудит одно
из наиболее эффективных привязывающих
действий, социальную
улыбку.
В
течение первых 3 недель или около того
малыши иногда улыбаются с закрытыми
глазами, обычно перед тем как заснуть.
Эти улыбки еще не являются социальными;
они не направлены на людей. Примерно в
3-недельном возрасте младенцы начинают
улыбаться при звуке человеческого
голоса. Это социальные улыбки, но они
по-прежнему мимолетны (Freedman, 1974, р.
178-179).
Наиболее
впечатляющие социальные улыбки появляются
в возрасте 5-6 недель. Малыши улыбаются
счастливо и широко при виде человеческого
лица, и их улыбка включает в себя контакт
глаз. Можно угадать, когда такие визуальные
улыбки вот-вот появятся. Примерно за
неделю до этого малыш начинает внимательно
всматриваться в лица, как бы изучая их.
Затем лицо малыша озаряет широкая улыбка
(рис. 3.2). В жизни родителя этот момент
часто оказывается окрыляющим; родитель
теперь имеет «доказательство»
любви малыша. При виде малыша, смотрящего
вам прямо в глаза и улыбающегося, вас
начинает переполнять глубокое чувство
любви. (Даже если вы не родитель, то могли
испытывать схожее чувство, когда вам
улыбался младенец. Вы не можете не
улыбнуться в ответ и вам кажется, что
между вами и малышом устанавливается
какая-то особая связь.).
Фактически,
примерно до 3-месячного возраста малыши
будут улыбаться любому лицу, даже его
картонной модели. Главное условие
состоит в том, чтобы лицо было видно
полностью или в фас. Профиль намного
менее эффективен. Кроме того, на этой
стадии голос или ласка являются
относительно слабыми инициаторами
улыбки. Поэтому представляется, что
социальную улыбку малыша вызывает
вполне определенный визуальный стимул
(Bowlby, 1982, р. 282-285; Freedman, 1974, p. 180-181,187).
Рис.1. |
По
мнению Боулби, улыбка способствует
привязыванию потому, что обеспечивает
близость опекуна. Когда малыш улыбается,
опекун наслаждается тем, что находится
рядом с младенцем; опекун «улыбается
в ответ, разговаривает с ним, гладит и
похлопывает его, и, возможно, берет его
на руки» (Bowlby, 1982, р. 246). Улыбка является
средством, которое способствует взаимному
проявлению любви и заботы — поведению,
которое повышает шансы ребенка на то,
что он будет здоровым и жизнеспособным.
Примерно
в тот период, когда малыши начинают
улыбаться лицам, они также начинают
лепетать
(ворковать и гулить). Они лепечут в
основном при звуке человеческого голоса,
и особенно при виде человеческого лица.
Как и в случае улыбки, лепет первоначально
не избирателен; малыши лепечут, почти
независимо от того, какой человек
находится рядом. Лепет малыша радует
опекуна, побуждая его что-то говорить
в ответ. «Лепет, как и улыбка, является
социальным стимулом, который выполняет
функцию удержания материнской фигуры
рядом с младенцем, обеспечивая социальную
интеракцию3
между ними» (р. 289).
Плач
также сближает родителя и ребенка. Плач
подобен сигналу бедствия; он оповещает,
что малышу требуется помощь. Малыши
плачут, когда испытывают боль, дискомфорт,
голодны или озябли. Они плачут, даже
когда человек, на которого они смотрели,
удаляется из их поля зрения, причем в
первые недели жизни не имеет особого
значения, кто этот человек. Малыши также
позволят почти любому человеку успокоить
их, покачав или удовлетворив их потребности
(р. 289-296).
Малыш
также поддерживает близость путем
цепляния.
Новорожденный наделен двумя удерживающими
реакциями. Одна — это рефлекс хватания;
когда открытой ладони малыша касается
любой объект, рука автоматически его
сжимает. Другой — рефлекс Моро, который
имеет место либо когда малышей пугает
громкий звук, либо когда они внезапно
теряют опору (например, когда кто-то
приподнимает им голову, а затем неожиданно
ее отпускает). Они реагируют, простирая
руки, а затем притягивая их назад и
обхватывая свою грудь. Это действие
похоже на то, как если бы малыш что-то
обнимал (см. рис.1). В далеком прошлом,
рассуждал Боулби, эти рефлексы помогали
малышам держаться за родителя, который
носил их на себе. Если, к примеру, мать
видела хищника и пускалась бежать, малыш
должен был ухватиться рукой за какую-то
часть ее тела (см. рис.2). И если малыш
случайно отпускал руку, он обнимал мать
снова (р. 278).
Рис.2. |
Малыши
также наделены поисковым
(rooting)
и сосательным
рефлексами. Когда кто-то касается их
щеки, они автоматически поворачивают
голову в ту сторону, откуда последовала
стимуляция, и за-‘ тем «ищут» или
ощупывают, пока их рот не касается
чего-то, что они затем начинают сосать.
Поисковый и сосательный рефлексы,
очевидно, облегчают кормление грудью,
но Боулби также рассматривал их как
паттерны привязанности, поскольку они
приводят к взаимодействию малыша с
матерью (р. 275).
Фаза
2 (от 3 до 6 месяцев): фокусирование внимания
на знакомых людях.
Начиная с 3 месяцев поведение малыша
меняется. Прежде всего исчезают многие
рефлексы — включая рефлексы Моро, цепляния
и поиска. Но Боулби показалось более
важным то, что социальные реакции малыша
становятся намного более избирательными.
Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно
ограничивают направленность своих
улыбок знакомыми людьми? когда они видят
незнакомца, то просто пристально смотрят
на него (1982, р. 287,325). Малыши также становятся
более разборчивыми в своем лепетании;
к возрасту 4-5 месяцев они воркуют, гулят
и лепечут только в присутствии людей,
которых знают (р. 289). Кроме того, к этому
возрасту (и, возможно, задолго до него)
их плач намного быстрее успокаивает
предпочитаемая фигура (р. 279, 300). Наконец,
к 5 месяцам малыши начинают тянуться и
хвататься за части нашего тела, в
частности за наши волосы, но делают это,
только если нас знают (р. 279).
Рис.3. |
Затем
в этой фазе малыши сужают свои реакции
на знакомые лица. Они обычно отдают
предпочтение двум или трем людям — и
одному в особенности. Например, они
очень охотно улыбаются или лепечут,
когда этот человек находится рядом.
Этим основным объектом привязанности
обычно является мать, но бывают и
исключения. Им может быть отец или
какой-то другой близкий. По-видимому, у
малышей формируется наиболее сильная
привязанность к тому человеку, который
с наибольшей готовностью отвечает на
их сигналы и участвует в наиболее
приятных интеракциях с ними (р. 306-316).
Фаза
3 (от 6 месяцев до 3 лет): интенсивная
привязанность и активный поиск близости.
Начиная примерно с 6-месячного возраста
привязанность младенца к определенному
человеку становится все более интенсивной
и исключительной. Наиболее примечательно
то, что младенцы громко
плачут,
демонстрируя тревогу
разлучения (separation anxiety),
когда мать покидает комнату. Ранее они
могли протестовать против ухода любого
человека, который смотрел на них; теперь,
однако, их расстраивает главным образом
отсутствие этого единственного человека.
Наблюдатели также подмечают интенсивность,
с которой малыш приветствует
мать, после того как она отсутствовала
некоторое время. Когда мать возвращается,
малыш, как правило, тянется к ней, чтобы
она взяла его на руки, и когда она это
делает, он обнимает ее и издает радостные
звуки. Мать тоже демонстрирует свое
удовольствие от воссоединения (1982, р.
295,300).
Новоявленная
исключительность привязанности малыша
к родителю также заметна в возрасте
около 7-8 месяцев, когда у малыша возникает
боязнь
незнакомцев (fear of strangers).
Эта реакция простирается от легкой
настороженности до громкого плача при
виде незнакомого человека, причем более
сильные реакции обычно отмечаются,
когда малыш плохо себя чувствует или
оказывается в незнакомой обстановке
(р.321-326).
Но
реакции малыши не ограничиваются
выражением сильных эмоций. К 8 месяцам
малыши обычно способны ползать
и поэтому могут начать активно
следовать
за удаляющимся родителем. Младенцы
предпринимают наиболее скоординированные
усилия, чтобы сохранить контакт, когда
родитель уходит внезапно, а не медленно,
или когда они оказываются в незнакомых
условиях (р. 256-259) (см. рис. 3.5).
Как
только у младенца появляется способность
активно следовать за родителем, его
поведение начинает консолидироваться4
в систему,
корректируемую целью (goal—correctedsystem).
To есть малыши следят за местонахождением
родителя, и, если тот собирается уйти,
настойчиво следуют за ним, «корректируя»
или регулируя свои движения, пока снова
не оказываются рядом с ним. Когда они
приближаются к родителю, то, как правило,
протягивают руки, показывая, чтобы их
подняли. Когда их берут на руки, они
снова успокаиваются (р.252).
Конечно,
малыши часто движутся не только в сторону
объектов привязанности, но и от них. Это
особенно заметно, когда они используют
опекуна в качестве надежной отправной
точки (secure base) своих исследований
окружающего мира. Если мать и ее 1-2-летний
ребенок приходят в парк или на игровую
площадку, ребенок чаще всего держится
рядом с ней некоторое время, а затем
отваживается на исследования. Однако
он периодически оборачивается назад,
обменивается с ней взглядами или улыбками
и даже возвраща ется к ней время от
времени, перед тем как отважиться на
новые исследования. Ребенок инициирует
короткие контакты, «как будто^ пытаясь
удостовериться, что она по-прежнему
здесь» (р. 209).
Рис.4. |
На
взгляд Боулби, система привязанности
функционирует на различных уровнях
возбуждения. Иногда ребенок испытывает
сильную потребность быть рядом с матерью;
в других случаях он не испытывает почти
никакой потребности в этом. Когда
ребенок, начинающий ходить, использует
мать в качестве надежной отправной
точки своих исследований, уровень
активации относительно низок. Разумеется,
ребенок периодически следит за
присутствием матери и может даже иногда
возвращаться к ней. Но в целом ребенок
может спокойно исследовать окружающий
мир и играть на достаточном расстоянии
от нее (Bowlby, 1988, р. 62).
Однако
эта ситуация может быстро измениться.
Если ребенок оглядывается на мать и она
его не замечает (или, что выглядит еще
более угрожающим, как будто собирается
уйти), малыш поспешит назад к ней. Ребенок
также бросится назад, если его что-то
испугает, например, громкий звук. В этом
случае ребенок будет нуждаться в тесном
физическом контакте и могут потребоваться
продолжительные утешения, прежде чем
он отважится еще раз отойти от матери
(Bowlby, 1982, р. 257-259,373).
Поведенческая
привязанность зависит также от других
переменных, таких как внутреннее
физи