Особенности физического развития одаренного ребенка
Проявление одарённости ребёнка в двигательной сфере
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, которое дает возможность достичь выдающихся достижений в какой-либо сфере деятельности.
Столетиями специалисты рассуждают о природе одаренности, педагоги пытаются построить уникальные системы воспитания талантов, но… до сих пор не могут точно ответить на вопрос, как корректно выявить потенциал талантливого ребенка.
С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремиться к движениям. Двигательно — одарённый ребёнок:
1. Энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного.
2. Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой моторики.
3. Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.
4. Обладает широким диапазоном движений ( от медленного к быстрому, от плавного к резкому ).
5. Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений.
6.Отлично управляет телом при маневрировании.
7. Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков.
8. Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает.
9. Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками.
10. Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым дело
Детская одаренность – это хрупкая субстанция. Для раскрытия одаренности необходимы атмосфера психологического комфорта, принятие малыша таким, какой он есть, вера в большие возможности его позитивных изменений, уважение к личности ребенка и его творческим проявлениям. Нельзя ускорять развитие ребенка путем натаскивания, нельзя сокращать детство. Основная задача взрослых — всестороннее обогащение развития дошкольника, нацеленное на максимальное раскрытие потенциала на данном возрастном этапе.
Очень важно вовремя заметить одаренного ребенка и создать условия для развития его таланта. В ДОУ имеется физкультурный зал, оснащённый спортивным и модульным оборудованием, музыкальный зал, спортивная площадка
Для удовлетворения потребности детей в движении, в группах имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем; традиционным и нетрадиционным оборудованием для развития основных движений, профилактики нарушений осанки.
Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы. Один из путей совершенствования физического воспитания в нашем ДОУ – применение известных и хорошо зарекомендовавших себя средств физического воспитания: различных форм и видов гимнастики. Дополнительное образование направлено на развитие двигательных способностей в области акробатической гимнастики, а также на сохранение и развитие природных физических задатков
Всем известно, что дети любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Танец является одним из средств всестороннего развития и воспитания ребенка. Музыка и движение дают возможность познать мир, развивают художественный вкус и творческое воображение, любовь к жизни, человеку, природе, формируют внутренний духовный мир ребенка. С целью развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую и танцевальную деятельность в ДОУ функционирует танцевальный кружок «Ритмическая мозаика»
Я считаю, что при работе с одарёнными детьми :
— необходима индивидуализация работы с учетом специфики одаренности конкретного ребенка и его личностных особенностей;
— в ходе работы нужно ориентироваться на зону ближайшего развития;
— ребенок должен быть субъектом своей деятельности, ему нужно предлагать, а — не навязывать варианты реализации его таланта;
— важно, чтобы он накапливал собственный интеллектуальный и жизненный опыт;
— нужно чуткое и бережное отношение к талантливому ребенку, терпимость к его личностным особенностям;
— нужно ориентироваться на гармоничное развитие личности, не допускать личностных деформаций.
Раскрытие одарённости – процесс двухсторонний, требующий от взрослых, и, в частности, от родителей, соответствующего принципам гуманистической психологии настроя.
Систематическая целенаправленная работа по раннему выявлению и развитию способностей детей, сотрудничество по этому вопросу с родителями и поддержка творческих связей с внешкольными учреждениями дают свои результаты. Выпускники нашего детского сада продолжают развивать свои способности, являются участниками танцевальных, хореографических и спортивных секций, добиваются высоких показателей. Маша Кунгурцева , Лера Алексеенко имеют юношеский разряд, являются участниками городских соревнований. Софья Меринова имеет 1 взрослый разряд, участница междугородних соревнований, призёр междугородних соревнований в г. Бийске Алтайский край, призёр «Сибириады-2008». Косачёва Олеся – кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике.
В заключении хочу сказать, что ребенка надо не только обучать всему необходимому, но и создавать благоприятную атмосферу для раскрытия его собственных талантов и способностей. Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка — это одна из важных моих задач.
Источник
максим первойкин
Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО
«Развитие физически одаренных детей в условиях ДОО».
Первойкин М. С. ,
педагог дополнительного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Березка», г. Первомайск Нижегородской области.
«Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы, вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов».
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у ребенка сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в приобщении к здоровому образу жизни с самого раннего возраста.
В настоящее время в работе по физическому развитию дошкольников наметилась тенденция к повышению двигательной активности детей в течение дня за счет внедрения различных средств и форм физического воспитания.
С 2013 года в нашем детском саду функционирует региональная экспериментальная площадка по теме: «Апробация и внедрение комплекса программ дополнительного физкультурного образования детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ-ФОК». Программы по спортивной и художественной гимнастике входят в этот комплекс и разработаны с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Именно в этих кружках занимаются дети, имеющие признаки физкультурной одаренности. Кто же такие одаренные дети и как их распознать?
Двигательно — одарённый ребёнок:
1. Энергичен, все время хочет двигаться.
2. Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой и точной моторики.
3. Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.
4. Обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому).
5. Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений.
6. Отлично управляет телом при маневрировании.
7. Обладает исключительной, для своего возраста, физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков.
8. Смел и любит спортивные игры.
9. Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.
Очень важно вовремя заметить способного и одаренного ребенка и создать условия для развития его способностей и одаренности.
Во время занятий по физической культуре в ДОУ не всегда можно удовлетворить все «запросы» воспитанников. Большая деятельность, направленная на развитие двигательных способностей, сохранение и развитие природных физических задатков детей, в нашем ДОУ осуществляется в рамках организованной, системной работы спортивных кружков «Юный гимнаст» и «Ласточка», которая является одной из приоритетных форм в работе с одаренными дошкольниками и служит действенным средством в решении таких задач,как:
• развитие физических качеств;
• привитие интереса к физической культуре и спорту;
• расширение и углубление знаний, полученных на основных занятиях;
• закрепление умений и совершенствование практических навыков;
• развитие индивидуальных способностей и задатков детей;
• побуждение к творческой активности, инициативе и самостоятельности в двигательной деятельности;
• организация содержательного отдыха воспитанников ДОУ, направленного на их физическое, эстетическое и нравственное воспитание.
Деятельность кружков позволяет максимально приблизить к детям и их родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование в области физическое развитие, но и развить индивидуальные способности и задатки ребенка, проявить творческий потенциал, и конечно, укрепить здоровье. Система кружковой работы, целенаправленна на воспитанников с высокой двигательной активностью и выраженными моторными способностями. Как показала практика, в процессе занятий в кружке у дошкольников происходит оптимальное сочетание различных видов детской деятельности (познавательно-коммуникативной, игровой, двигательной, что определенно способствует улучшению, как физической, так и социальной адаптации детей в современном мире.
Итак, с чего начиналась наша работа?
В начале работы был проведен мониторинг для выявления детей имеющих признаки физкультурной одаренности, для дальнейшего зачисления их в группы по спортивной и художественной гимнастике.
Мониторинг проводился по методике В. Н, Шебеко,которая включает в себя тесты на определение: координационных способностей, проприоцептивных функций, память на основные параметры движений, показатели быстродействия, мышечной силы, подвижности в суставах, скоростно-силовые качества, выносливость, меткость, ловкость.
По итогам мониторинга были выявлены дети, имеющие признаки физкультурной одаренности. С согласия родителей эти дети были зачислены в группы по спортивной и художественной гимнастике.
Занятия проходили с октября 2013 по май 2015 и проводились в вечернее время, вне образовательной деятельности один раз в неделю в спортивном зале детского сада. Основу занятий по гимнастике составляют гимнастические упражнения. Содержание представляет собой последовательную систему тренировочных занятий (теоретических и практических, предназначенную для обучения и воспитания юного спортсмена.
Занятия по спортивной гимнастике для мальчиков включают в себя: акробатические стойки, перекаты, кувырки, гимнастические комбинации, выполняемые на гимнастических матах; гимнастическую стенку, канат и батут и направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и природными данными детей, по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста».
Занятия по художественной гимнастике для девочек включают в себя: акробатические стойки, перекаты, кувырки, полушпагаты, шпагаты, гимнастические комбинации, выполняемые на гимнастических матах; упражнения на гимнастическом бревне и упражнения на растяжку.
Большое значение придается эстетике формы, красоте и свободе движений, логической завершенности гимнастических комбинаций. Отличительной чертой является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.
По окончанию занятий был проведен мониторинг физических показателей. Стоит отметить динамику роста физических показателей детей занимавшихся в этих кружках. Если на сентябрь 2013 года в группе по спортивной гимнастике у мальчиков уровень физической подготовленности группы составлял 17,4 балла (в %соотношении: высокий уровень 25%-4 человека, средний уровень 67%-8 человек, низкий 0%, то в конце 2 года обучения уровень физической подготовленности группы составлял уже 19,0 баллов, (в %соотношении: высокий уровень 67%-8 человек, средний 25%-4 человека, низкий 0%).
На сентябрь 2013 года в группе по художественной гимнастике у девочек уровень физической подготовленности группы составлял 17,0 баллов (в %соотношении: высокий уровень 37,5%-6 человек, средний уровень 62,5%-10 человек, низкий 0%, то в конце 2 года обучения уровень физической подготовленности группы составлял уже 18,9 балла (в %соотношении: высокий уровень 69%-11 человек, средний уровень 31%-5 человек, низкий 0%).
В настоящее время практически все дети из этих кружков продолжают заниматься в спортивных секциях вне детского сада. Девочки в хореографических кружках и танцевальных группах. Мальчики в акробатических кружках и в секции по спортивной гимнастике. Ведь наша задача состоит не только в том, чтобы выявить одаренного ребенка и научить его чему то, развить его физические качества до определенного уровня, но и в том, чтобы эти качества продолжали развиваться по окончанию детского сада. Мы должны направить ребенка именно в то русло, в котором он продолжит свое развитие физически, духовно и нравственно.
Источник