Особенности физического и психического развития недоношенного ребенка

Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.
Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.
Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.
Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.
В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.
В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем — чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.
Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки — взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.
Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.
Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.
Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.
А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.
Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.
Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.
Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.
Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.
Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.
Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.
Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.
Источник
Недоношенный ребенок – это такой малыш, который появился на свет между двадцать восьмой и тридцать седьмой неделями беременности. Весит он приблизительно 1-2.5кг, а его рост составляет от тридцати пяти до сорока шести сантиметров.
Этот малыш не является обреченным или больным. Современная медицина может спасти малыша, который весит и меньше килограмма. Таких детей сразу же помещают в специализированные отделения и за ними внимательно наблюдают. Когда малыш поправится до 2-2.3кг, и не будет угрозы его здоровью – его выписывают.
У малыша может обнаружиться задержка психического развития. Также могут быть нарушены функции сенсорных органов. К примеру, возникнет косоглазие, глаукома, астигматизм.
По поводу развития недоношенных детей можно сказать, что у таких детей незрелые системы и органы. Особенно это касается центральной нервной системы.
Нервно-психическое развитие недоношенных детей на первом году жизни протекает на фоне выраженной незрелости головного мозга. Малюток необходимо оберегать от стрессов, резких звуков, вирусных инфекций, переутомления, так как на любой сильный раздражитель они могут дать чрезмерную по силе ответную реакцию в виде длительного монотонного крика, тремора рук, ног и подбородка, даже судорог. Родителям не стоит сильно перегружать ребенка развивающими занятиями, так как из-за несовершенства регуляции процессов торможения и возбуждения в головном мозге усталость может обернуться перевозбуждением, последствиями которого будут заикание, тики, ночные страхи. Такие дети требует больше сил и терпения, чем доношенные дети, но занятия должны быть с дозированной нагрузкой, ориентируясь на выносливость малютки.
первые обоснована целесообразность применения методики О. В. Баженовой для диагностической работы с глубоко недоношенными младенцами. В.В.Лебединским Л.С.Выготского
Кроме того, наблюдаются различия в уровне психического развития недоношенных детей, проживающих в условиях различного социального окружения.
24.Психологическая характеристика младенчества. (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготского)
Границы возраста – от рождения до 1 года. В этом возрастном периоде выделяют этап новорожденности (1 – 2 месяца) и этап собственно младенческого возраста (2 – 12 месяцев).
В младенческом возрасте выделяют три этапа:
• новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;
• первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;
• второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.
Завершение младенчества связано с «кризисом первого года», свидетельствующим о формировании личности ребенка.
Ведущий тип деятельности: эмоциональное коммуникация с родителям (до первых полгода – по личностным мотивам, вторые полгода – по деловым).
Психологические новообразования возраста – потребность в общении со взрослым, прямохождение.
Особенности развития двигательной сферы: быстрый прогресс двигательной активности как в крупной моторике (научается поднимать голову и поворачивать ее в разные стороны, сидеть и садиться без поддержки, ползать, стоять, ходить), так и в мелкой (совершенствуются движения рук – может дотягиваться, брать, удерживать и перекладывать небольшие предметы, осуществлять специфические манипуляции с ними, овладевает указательным жестом, пытается рисовать каракули); следит глазами за перемещением предметов.
Особенности развития познавательной сферы: свойственны все виды ощущений, которые постепенно дифференцируются и обостряются;
развивается восприятие объектов (в первое полугодие – научается узнавать предметы, а на втором – формировать целостный образ предметов); появляются начальные формы наглядно-действенного мышления, развивается ориентировочно-исследовательская активность (любознательность); отмечается особая реакция на интонацию и содержание человеческой речи; относительно хорошо понимает обращенную к нему речь взрослых, произносит первые слова (состоящие из одного или двух слогов); преобладает непроизвольная и кратковременная память, а после 6 месяцев способен запоминать и осуществлять поиск предмета.
Особенности развития личностной сферы: появляются предпосылки к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми; к концу года эмоции становятся целенаправленными, дети хорошо узнают эмоции у других людей, развиваются эмоции радости, гнева, чувства обиды, стеснения, привязанности к матери, тревога при виде незнакомых людей и в незнакомом помещении; ребенок научается осознавать свои части тела (предпосылка к развитию самосознания); потребности начинают приобретать социальный характер (формируется потребность в общении, в новых впечатлениях).
Особенности развития социальной сферы: общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы»), закладываются первые навыки опрятности и аккуратности.
Новообразования:
1. к 1 году жизни ребенок произносит первые слова (происходит складывание структуры речевого действия).
2. ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Отсутствие дифференциации социальной и предметной ситуации.
3. формирование общности ребенка и взрослого (в первую очередь с матерью). Это происходит к концу 1 года в результате эмоционального общения.
Сравнительная характеристика развития новорожденного и младенца
Кризис первого года.
Кризис первого года связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая психологами автономной. Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только в усвоении разнообразных новых для него действий, но и в формировании качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.
.
Источник
Физическое
развитие
Для недоношенных
детей характерны более высокие темпы
нарастания массы тела по. сравнению с
доношенными. Они удваивают массу тела
к 2-3,5 мес, утраивают — к 4-6 мес, а к году
их масса увеличивается в 4-7 раз. Прибавка
массы тела на 1-м месяце составляет у
здоровых детей III-IV степени недоношенности
300 г, I-IIстепени недоношенности — 400 г, в
последующие месяцы (со 2-го по 10-й)
ежемесячно дети прибавляют 600 и 700 г
соответственно и за 11-12-е месяцы жизни
— ежемесячно 400-500 г.
Темпы увеличения
роста у недоношенных детей более высокие
в первые месяцы жизни, когда они ежемесячно
прибавляют в росте 3,5-5 см. В последующие
месяцы ежемесячное увеличение роста у
недоношенных детей приближается к
таковому у доношенных. За первый год
жизни увеличение длины тела у
недоношенных детей составляет 26-30 см.
Окружность головы
при рождении у недоношенных в среднем
больше окружности груди на 3-4 см. К 3-5
мес размеры окружностей головы и груди
сравниваются, в дальнейшем окружность
груди превышает окружность головы.
Для быстрой
ориентации в вопросах физического
развития недоношенного ребенка можно
воспользоваться следующим правилом:
если ребенок недоношен на 1 мес его
масса и рост приближаются к таковым
доношенных сверстников в 1-1,5 года, если
недоношен на 2 мес — к 2-2,5 годам, если на
3 мес — к 3-4 годам.
В дальнейшем период
«первого вытягивания» и «второго
вытягивания» у недоношенных детей
наступает на 1-2 года позднее, чем у
доношенных. Поэтому у недоношенных
детей в возрасте 5-6 лет и 11-14 лет имеется
отставание в росте и особенно в массе
по сравнению с доношенными детьми.
Следует подчеркнуть,
что на физическое развитие недоношенных
детей оказывают отрицательное влияние
неблагоприятные условия внутриутробного
существования, родов и заболевания в
постнатальном периоде. Несмотря на то,
что недоношенный ребенок, особенно на
первом году, по массе и росту отстает
от доношенного, диагноз «гипотрофия»
ему может быть поставлен лишь в том
случае, если его физическое развитие
задерживается по сравнению с таковым
у здорового недоношенного ребенка
аналогичной степени недоношенности.
Нервно-психическое
развитие
Психомоторное
развитие недоношенных детей идет с
некоторым отставанием по сравнению
с доношенными детьми. У них на 1,5-2 мес
позже появляются зрительное и слуховое
сосредоточение, движения удерживания
головы в горизонтальном и вертикальном
положении, гуление, улыбка в ответ на
эмоциональное общение, узнавание
окружающих, смех, поворачивание со спины
на живот и обратно, целенаправленные
движения рук, опорная реакция ног,
сидение, стояние, ходьба. Они позже
начинают говорить (на 1-4 мес).
Установлено, что
неблагоприятные условия внутриутробного
существования, длительная гипоксия
плода, несвоевременная коррекция
метаболических и гемодинамических
нарушений после рождения, длительные
гипогликемические состояния,
постгипоксическая или посттравматическая
энцефалопатия отрицательно сказываются
на психомоторном развитии недоношенною
ребенка. У таких детей нередко
наблюдаются психоневрологические
нарушения в виде невропатических и
психопатических черт личности. Они
эмоциональны, нередко суетливы, возбудимы,
обидчивы. Им присущи чувство неуверенности,
слабость безусловнорефлекторных,
особенно самозащитных и оборонительных,
реакций, общая моторная неловкость.
Нередко наблюдается церебральная
спастическая параплегия, возможны
гемипарезы, олигофрения. Чаще это
легкая степень дебильности, что
проявляется в длительной неспособности
обучиться чтению, письму, счету.
Следует отметить,
что большинство недоношенных детей
развиваются вполне нормально и становятся
полноценными членами общества. Известно,
например, что Дарвин, Ньютон, Вольтер,
Гюго родились недоношенными.
Источник