Основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста
Семукова Татьяна
Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников
Содержание
Введение…. 3
Глава 1 Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
1.1 Роль природы в формировании личности дошкольника…. 5
1.2 Игра как необходимое условие в ознакомлении дошкольников с природой…. 6
Вывод…. 9
Глава 2 Воспитание экологической культуры – одна из актуальных задач сегодняшнего дня
2.1 Основные педагогические теории, объясняющие процесс формирования экологической культуры ….10
2.2 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников….13
2.3 Формирование начал экологической культуры у дошкольников как необходимое условие воспитания личности….…15
Вывод…. 20Глава 3 Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников
3.1. «Эколого-развивающая среда» и её роль в формировании экологической культуры дошкольников…. 21
3.2 Формы и методы используемые для формирования экологической культуры дошкольника …28
Вывод…. …. 33 Заключение. 35
Список использованных источников…. 37
Введение
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
Грамотно организованная работа по экологическому воспитанию дошкольников обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
Глава 1 Процесс формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
1.1 Роль природы в формировании личности дошкольника
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимаетмногообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе.
Задача педагога дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок понял, что природа – это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем, что природа хрупка и ранима. Печальную картину загрязнения окружающей нас природы мы можем наблюдать всё чаще и чаще. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают знакомиться с деревьями, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано.
Человек —часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле. Великий педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики В. А. Сухомлинский важным компонентом воспитания считал природу,которая связана с трудом: «мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа».
Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать ее красоту.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши. Чтоб для них экология стала. Не наукой, а частью души! (В. А. Сухомлинский)
1.2 Игра как необходимое условие в ознакомлении дошкольников с природой
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого–целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.
По утверждению Ушинского К. Д, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
Дидактические игры по ознакомлению с природой могут быть настольные, словесные и т. п. Самостоятельно дети начинают играть в настольные игры только тогда, когда воспитатель убедится в выполнении заданий и правил («Зоологическое лото», «Что растет на огороде», «Съедобное — несъедобное», «Какой гриб?»). (Приложение 1).
Словесные игры не требуют специальной подготовки и могут организовываться спонтанно утром или в дождливую погоду.Например: «Закончи предложение», игры загадки-описания, и т. д. Полезно также использовать дидактические игры с природным материалом. Чтобы облегчить усвоение знаний об отличительных признаках растений хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору. Дидактические игры можно проводить в естественных условиях.Например: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Берёзка», «Вершки и корешки».
На занятиях по ознакомлению с животным миром интересны такие подвижные игры как «Мышеловка», «Заинька». В таких играх дети закрепляют представления о повадках и особенностях движений различных животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений, и их изменения. Особенностью этих игр является возможность воздействия на ребёнка через образы, они в основном коллективные. Для разнообразия экологических сюжетно-ролевых игр воспитатель может создавать различные игровые ситуации с использованием игрушек-аналогов, литературных персонажей и сказочных героев, эти игры принимаются детьми эмоционально и становятся объектами для подражания. Игра на ознакомление с природой, заключается в том, чтобы игра погружала детей в любимую деятельность и создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. «Игра — это эмоциональная деятельность»,- пишет С. Н Николаева. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследования Максимовой М. В, которая показала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающему миру.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания, проявляют эмоциональное отношение к миру.
Все знания, умения приобретенные ребенком в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре проявляется поведение, истинное его существование. Итак, игра как метод формирования экологической культуры — это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Вывод
Каждое знакомство с природой — это урок развития детского ума, творчества, чувства.
Формирование ответственного отношения к природе строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя человека.
Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Глава 2 Воспитание экологической культуры – одна из актуальных задач сегодняшнего дня
2.1 Основные педагогические теории, объясняющие процесс формирования экологической культуры
Экологические проблемы и катастрофы человечества непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе.В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления — это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Экологическое воспитание детей дошкольноговозраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развития мышления и речи идет как единый процесс.
Итак, возможности дошкольного периода формирования экологических знаний, составляющих основу экологической культуры велики. На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам. Как мы уже говорили, важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии основ экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красивыми звуками, запахами, в мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Поэтому, главная задача экологического воспитания в детском саду — научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.
На сегодняшний день немало исследований в дошкольной педагогике посвящено данной проблеме. Раздел экологического воспитания включён в каждую комплексную программу. Более 20 парциальных программ, одобренных Министерством образования Российской Федерации,таких как: Программа «Наш дом — природа», разработанная Н. А. Рыжовой, программа А. Вересова «Мы земляне», «Семицветик», «Природа и художник», «Паутинка», «Мы», «Наш дом – природа» посвящено этой проблеме Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
2.2 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы,главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологиицентральными понятиями являются:взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека. Он не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу, на здоровье людей, могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Экологическое воспитание детей дошкольноговозраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности,ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Источник