Основные закономерности роста и развития ребенка их характеристика

Главная
особенность организма ребенка — это
состояние непрерывного роста и развития.
Постоянно происходят количественные
(рост) и качественные (развитие) изменения.
Особенности
роста и развития детского организма
обусловлены половыми различиями.
Отмечается наличие так называемых
критических периодов развития, когда
организм наиболее чувствителен к
неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время
первого прикорма и переход на новые
виды пищи, начало самостоятельной
ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет
(мальчики).
Неравномерно
возрастает рост. Интенсивный рост тела
в длину наблюдается в первый год жизни
и в период полового созревания (12—15
лет). Неравномерность роста отдельных
частей тела изменяет его пропорции.
К
закономерностям роста и развития
относятся половые различия. Период
полового созревания наступает
неодновременно: у девочек раньше, у
мальчиков позже. Половые различия
проявляются не только в темпах роста и
развития, но и в деятельности нервной,
эндокринной и других систем организма,
они определяют разницу между мальчиками
и девочками в поведении, интересах.
Организм
ребенка с момента рождения испытывает
множество разнообразных воздействий.
Некоторые из них имеют чрезвычайно
важное значение для его роста и развития
(например, биологические ритмы,
двигательная активность).
Известно,
что все жизненные процессы в организме
протекают ритмично. В определенном
ритме работают сердце, легкие, печень,
почки, ритмично изменяется температура
тела, электрическая активность головного
мозга. Несмотря на то что каждый
физиологический процесс имеет свой
ритм, все они подчинены единому суточному
ритму, который формируется под влиянием
гелиофизических и социальных сигналов.
К первым относятся смена дня и ночи,
суточные колебания температуры, влажности
воздуха, атмосферного давления и др.,
ко вторым — режим дня, характер
деятельности и т.д.
Важным
фактором роста и развития ребенка
является оптимальная двигательная
активность . Если она систематически
удовлетворяется, то организм растет и
развивается нормально. Недостаточная
двигательная активность (гиподинамия
или гипокинезия) способствует формированию
различных видов патологии у детей и
подростков (например, ожирение, болезни
органов пищеварения, сердечно-сосудистой
системы, опорно-двигательного аппарата,
органа зрения и др.).
Чтобы
правильно организовать медицинское
наблюдение за детьми и подростками, за
учебно-воспитательным процессом,
необходимо разделить отдельные возрастные
периоды, в пределах которых рост,
развитие, физиологические особенности
организма тождественны, а реакция на
воздействие факторов относительно
однотипна (возрастная периодизация).
1)
период новорожденное (от рождения до
10 дней);
2)
грудной возраст (от 10 дней до 1 года);
3)
раннее детство, (от 1 года до 3 лет);
4)
первое детство (от 4 до 7 лет);
5)
второе детство (от 8 до 12 лет мальчики,
от 8 до 11 лет девочки);
6)
подростковый возраст (от 13 до 16 лет
мальчики, от 12 до 15 лет девочки);
7)
юношеский возраст (от 17 лет до 21 года
юноши, От 16 до 20 лет девушки).
В
гигиене детей и подростков целесообразным
считается деление на периоды с учетом
совокупности анатомо-физиологических
особенностей организма и условий жизни,
воспитания и обучения.
Различают
следующие возрастные периоды: 1)
преддошкольный возраст — до 3 лет; 2)
дошкольный возраст — 3—6(7)
лет; 3) школьный
возраст:
Период
новорожденности: длится до 10 дней и
характеризуется процессами приспособления
организма ребенка к новым условиям
внеутробного существования. В данный
период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого
равновесия. Это связано с морфологической
и функциональной незаконченностью
строения органов и систем и в первую
очередь нервной системы. Проявлением
незавершенности развития организма
новорожденного являются различные
функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня
наблюдается снижение массы тела (на
6—10%); желтушное окрашивание, связанное
с временной недостаточностью деятельности
печени и усиленным распадом эритроцитов;
недостаточная терморегуляция.
Грудной
возраст. У детей в данный период отмечается
наибольшая интенсивность роста и
развития. Длина тела увеличивается
примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С
6 мес начинают прорезываться зубы.
Наблюдается быстрый темп нервно-психического
развития: с первых месяцев развивается
деятельность всех органов чувств,
формируются положительные эмоции. К
году ребенок может самостоятельно
ходить, формируются подготовительные
этапы развития речи, начинается развитие
высших психических функций: внимания,
памяти, мышления.
Раннее
детство: длится от 1 года до 3 лет. На
2—3-м году жизни заканчивается прорезывание
молочных зубов. После 2 лет абсолютные
и относительные величины ежегодного,
прироста размеров тела быстро уменьшаются.
Второй год жизни ребенка особо выделяется
в раннем детстве в связи с началом
формирования сложных функций мозга,
быстрым развитием речи (запас слов
достигает 200—300). Быстрый темп
морфологического и функционального
развития всех органов и систем,
незавершенность иммунитета в этот
период способствуют тому, что дети могут
Заболеть в результате самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом
уходе.
Первое
детство (дошкольный возраст от 3 до 6—7
лет). характерен более медленный темп
роста. Увеличение длины тела в год
составляет в среднем 5—8 см, массы тела
около 2 кг. В этот период мальчики и
девочки почти не отличаются друг от
друга по размерам и форме тела. Начиная
с 6 лет появляются первые постоянные
зубы.
Второе
детство. В этот период выявляются половые
различия в размерах и форме тела,
начинается усиленный рост тела в длину.
Темпы роста у девочек выше, чем у
мальчиков, так как половое созревание
у девочек начинается в среднем на 2 года
раньше. В период второго детства
повышается секреция половых гормонов
(особенно у девочек), в результате чего
начинают развиваться вторичные половые
признаки. Последовательность появления
вторичных половых признаков довольно
постоянна: у девочек сначала формируются
молочные железы, затем появляются волосы
на лобке, в подмышечных впадинах (половые
органы развиваются одновременно с
формированием молочных желез). В гораздо
меньшей степени процесс полового
созревания выражен у мальчиков.
Подростковый
возраст. Он продолжается у мальчиков с
13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У
мальчиков к началу подросткового периода
только начинается половое созревание,
у девочек оно уже завершается. В этот
период наблюдается дальнейшее увеличение
скорости роста, который касается всех
размеров тела.
В
подростковом возрасте происходит
перестройка основных физиологических
систем организма К концу периода основные
функциональные характеристики подростков
приближаются к таковым взрослого. У
мальчиков особенно интенсивно развивается
мышечная система. Наиболее четким
показателем степени полового созревания
женского организма является первая
менструация, появление которой
свидетельствует об относительной
зрелости матки
Юношеский
возраст. В этот период в основном
заканчивается процесс роста и формирования
организма и все основные размеры тела
достигают окончательной величины
взрослого.
Фактором,
оказывающим определенное влияние на
особенности развития детей и подростков,
является акселерация — ускорение роста
и развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Онтогенез.Основные
закономерности роста и развития
организма человека. Периодизация
онтогенеза.Внутриутроутробное
развитие организма человека. Критические
периоды внутриутробного развития.Постнатальный
онтогенез.
1. Онтогенез.Основные закономерности роста и развития организма человека. Периодизация онтогенеза.
Онтогенез
— (от греч.
óntos —сущее и
genesis
— происхождение), индивидуальное развитие
организма, совокупность последовательных
морфологических, физиологических и
биохимических преобразований,
претерпеваемых организмом от момента
его зарождения до конца жизни. В онтогенезе
человека выделяют два периода: до
рождения(внутриутробный, пренатальный
) и после рождения(внеутробный,
постнатальный)
Таблица –
Периодизация онтогенеза
Периоды | Фазы | Возрастной | |||
Пренатальный | Начальный (предимплантационный) | 1-я неделя | |||
Эмбриональный | 2–8-ая недели | ||||
Фетальный | с 9 недели до | ||||
Постнатальный | Новорожденный | 1–10 сут | |||
Грудной | 11 сут–1 год | ||||
Детство | Раннее | 1–3 года | |||
Первое | 4–7 лет | ||||
Второе | 8–12 лет – мальчики 8–11 лет — девочки | ||||
Подростковый | 13–16 лет – мальчики 12–15 лет — девочки | ||||
Юношеский | 17 – 21 год – юноши 16 – 20 лет — девушки | ||||
Зрелость | Первая | 22 – 35 лет мужчины 21 – 35 лет женщины | |||
Вторая | 36 – 60 лет мужчины 35 – 55 лет женщины | ||||
Пожилой | 61 –75 лет мужчины 56 – 75 лет женщины | ||||
Старческий | 75 – 90 лет оба | ||||
Долгожительство | 90 лет и более, |
Пренатальныйпериодпродолжается
от момента образования зиготы до начала
родовой деятельности. Обычно он
соответствует продолжительности
доношенной беременности и составляет
9 календарных месяцев, или 10 лунных
месяцев, или 40 недель, или 280 дней.
Постнатальный
период—период
от рождения до смерти. У человека
постнатальный период условно разделяют
на 12 периодов (возрастная периодизация).
Основные
закономерности роста и развития организма
человека.
Рост и развитие
— важнейшие процессы, обусловливающие
морфологические и функциональные
изменения организма в восходящей фазе
онтогенеза. Рост — количественное
увеличение биомассы организма за счет
увеличения размеров и массы отдельных
его клеток благодаря их делению.
Развитие
— это качественные преобразования в
многоклеточном организме, которые
протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения
разнообразия клеточных структур) и
приводят к качественным и количественным
изменениям функций организма.
Закономерности
роста и развития:
Необратимость.Человек не
может вернуться к тем особенностям
строения, которые были у него в детстве
или младенчестве.
Постепенность.Человек в
своем развитии проходит ряд этапов,
совершающих последовательно один за
другим. Пропустить какой-либо из этапов
при нормальном развитии организм не
может. Так, прежде чем прорежутся
постоянные зубы, у человека должны
появиться, а затем через определенное
время выпасть молочные зубы.
Гетерохронность
— изменение
пропорций тела с возрастом. (от греч.
— другой, — время) — рост и развитие
всех органов и физиологических
систем организма детей и подростков
происходит гетерохронно (то есть не
одновременно и неравномерно). Порядок
развития и совершенствования органов
зависит от их «нужности» и «полезности»
для организма ребенка.
Гармоничностьразвития
характеризуется тем, что на каждом
возрастном этапе онтогенеза функциональные
возможности организма детей и подростков
соответствуют требованиям, предъявляемым
к ним со стороны окружающей среды.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник

КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Созревание детского организма. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Созревание детского организмасопровождается ростом, развитием и формообразованием.
Рост ребенка — это количественные изменения, происходящие в развивающемся организме: увеличение количества клеток, массы тела и его размеров.
Развитие ребенка выражается в качественных изменениях происходящих в организме. Многие органы детского организма проходят сложный путь развития и формирования. Таковы окостенение скелета, формирование мышц, нервной системы, изменение функций желез внутренней секреции, половое развитие. Формирование организма не завершается в детском возрасте: оно продолжается и в юношеском, и в зрелом, и. в старческом возрасте.
Формообразованием называют процесс изменения пропорций растущего организма. Форма тела людей в разном возрасте неодинакова. Новорожденный ребенок имеет большую голову, короткие ноги, а взрослый человек — относительно, небольшую голову и длинные ноги. Высота головы у новорожденного составляет ¼,у ребенка младшего школьного возраста — 1/6, а у взрослого человека – 1/8 длины тела. Ноги у взрослого человека составляют ½, а у новорожденного – 1/3 длины тела.
Закономерности роста и развития. Постоянное количественное и качественное изменение организма происходит непрерывно в течение всей жизни.
В процессе роста и развития организм ребенка изменяется, обновляется, в нем появляются новые клетки, отмирают старые, развиваются некоторые функции.
Большая роль в перестройке организма принадлежит нервной системе и железам внутренней секреции.
Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором – рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3-5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но, начиная с 11—12 лет, девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.
Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7-8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.
Как правило, усиленный рост ребенка сопровождается замедлением процессов дифференцировки и, наоборот, усиленная дифференцировка вызывает замедление роста организма. Например, сердце ребенка усиленно растет в течение первых двух лет, а дифференцировка тканей сердца в этот период очень незначительна. У детей младшего школьного возраста размер и объем сердца увеличиваются постепенно, зато происходит интенсивное совершенствование его нервного аппарата. В младшем подростковом возрасте рост, увеличение объема сердца и дифференцировка его тканей происходят равномерно.
Неравномерность роста и развития организма ребенка сказывается не только на физическом, но и на психическом развитии. Дети одного возраста могут иметь разный уровень психического развития. Это зависит не только от темпов индивидуального развития интеллекта, но и от тех условий, в которых ребенок воспитывается.
В развитии организма человека различают ряд периодов:
Новорожденный………………………. Грудной возраст………………………. Раннее детство………………………… Первое детство………………………… Второе детство………………………… Подростковый возраст……………….. Юношеский возраст………………….. Зрелый возраст первый период………. Зрелый возраст второй период………. Пожилой возраст……………………… Старческий возраст…………………… Долгожители…………………………… | 1-10 дней 10 дней до 1 года 1-3 года 4-7 лет 8-12 лет (м), 8-11 лет (д) 13-16 лет (м), 12-15 лет (д) 17-21 год (юноши), 16-20 лет (девушки) 22-35 лет мужчины, 21-35 — женщины 36-60 лет мужчины, 36-55 – женщины 61-71 год мужчины, 26074 – женщины 75-90 (мужчины и женщины) 0т 90 года (мужчины и женщины) |
Эта периодизация была принята в 1965 г. на симпозиуме, посвященному проблеме возрастной периодизации, организованном Институтом возрастной физиологии и физического воспитания.
К моменту рождения у ребенка созревают те функциональные системы, которые обеспечивают ему выживание. Другие функциональные системы к моменту рождения созревают не полностью или вообще недоразвиты еще в течение долгого времени. Так, у младенцев проявляются безусловные, т. е. биологически значимые, рефлексы. Примером таких рефлексов могут служить сосательный, глотательный, мигательный, хватательный рефлексы, а также рефлексы кашля, чихания.
Ребенок не выживает, если у него отсутствует сосательный или глотательный рефлекс. В то же время у младенца недоразвиты, например, костно-мышечная, нервная и эндокринная системы, не функционирует половая система.
Количественные и качественные показатели роста и развития детей младшего школьного возраста. Количественные и качественные показатели роста и развития детей называют антропометрическими показателями. К ним относятся данные, получаемые при измерении роста, массы тела и окружности грудной клетки. Они дают достаточно полные сведения о физическом развитии ребенка.
Измерения роста стоящего ребенка позволяют судить о развитии его костного аппарата, измерения роста сидящего ребенка дают сведения о возрастных изменениях пропорций его тела. Измерения массы тела ребенка свидетельствуют о развитии его мышечной системы, об его упитанности. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе говорят о степени развития дыхательных мышц ребенка.
Полученные данные сопоставляют со стандартами физического развития детей и устанавливают соответствие или несоответствие их средним показателям стандартов. Пользуясь стандартами, следует учитывать, что для каждой местности есть свои средние стандарты, которые не вполне соответствуют стандартам показателей физического развития детей в других местностях. На физическое развитие детей оказывают влияние, например, различия условий жизни в разных климатических поясах, в городе и сельской местности и пр.
Акселерация. Комплекс явлений, характеризующий ускоренное развитие детей, называют акселерацией. Это явление было замечено в XX в. Во многих странах мира дети в возрасте 6—14 лет перегоняют по ряду показателей своих сверстников, живших 100 лет назад. Так, рост детей 7—13 лет увеличился на 10—15 см, а масса тела возросла на 8—10 кг. Процесс акселерации сказывается не только на увеличении роста и массы тела, но и на сроках полового созревания, психического и интеллектуального развития. Так, физическая зрелость, наступает ныне на несколько лет раньше, чем 100 лет назад. Для юношей эти сроки определялись в 25— 26 лет, а в настоящее время — в 18—19 лет, у девушек менструации появлялись в возрасте 16—17 лет, а на современном этапе — в 12—14 лет и даже раньше.
Единого мнения о причинах, вызвавших акселерацию, нет. Очевидно, данный процесс обусловлен комплексом причин, в. числе которых следует отметить и социальные, и биологические: улучшение питания, снижение инфекционных заболеваний, занятия спортом, развитие средств массовой коммуникации, постоянно увеличивающийся поток информации, образ жизни, новые формы и методы, обучения и пр. Механизм процесса акселерации еще далеко не выяснен.
Процесс акселерации требует от школы, общественности и семьи большого внимания.
Глава 2
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 6022; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник