Основные закономерности развития ребенка в раннем
Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности
Основные закономерности развития ребенка как личности.
Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:
• подготовительный (гукание, гуление, лепет)
• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:
• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить:
• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);
• развитие произвольности познавательных процессов;
• развитие эмоций, воли;
• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;
• становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник
Рассматривая
развитие психических функций, отметим,
прежде всего, что раннее детство
сензитивно к
усвоению речи.
Автономная
речь ребенка довольно быстро (обычно в
течение полугода) трансформируется и
исчезает. Необычные и по звучанию, и по
смыслу слова заменяются словами
«взрослой» речи.
Предложения
первоначально, примерно в 1,5 года, состоят
из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его
действие («мама идет»), действие и
объект действия («дай булку», «хочу
конфету»), или действие и место действия
(«книга там»). К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка. В речи ребенка встречаются почти
все части речи, разные типы предложений.
Речь становиться полноценным средством
общения.
Помимо речи, в раннем возрасте
развиваются другие психические функции
— восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия ребенка
Раннее
детство интересно тем, что среди всех
психических функций доминирует
восприятие. В этом возрасте наблюдаются
элементарные формы воображения, такие
как предвосхищение, но творческого
воображения еще нет. Маленький ребенок
не способен что-то выдумать, солгать.
Только к концу раннего детства у него
появляется возможность говорить не то,
что есть на самом деле. Эксперимент:
Таня сидит на стуле, нужно сказать «Таня
идет». Ребенок не способен отрешиться
от ситуации и всегда говорит неправильно.
В
этом возрасте каждая вещь для ребенка
имеет либо притягивающее, либо
отталкивающее значение. У него нет
равнодушного или «бескорыстного»
отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая
вещь имеет свою валентность.
Внимание и память
непроизвольны.
Мышление является
наглядно-действенным, оно основано на
восприятии и действии с предметами
Этапы
развития личности:
Для раннего возраста
характерны яркие эмоциональные
реакции,
связанные с непосредственными желаниями
ребенка. В конце этого периода, при
приближении к кризису 3 лет, наблюдаются
аффективные реакции на трудности, с
которыми сталкивается ребенок. Он
пытается что-то сделать самостоятельно,
но у него ничего не получается или рядом
в нужный момент не оказывается взрослого
— некому прийти на помощь и сделать это
вместе с ним. В такой ситуации вполне
вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные
вспышки лучше всего гасятся тогда, когда
взрослые достаточно спокойно на них
реагируют, а по возможности — вообще
игнорируют. В противном случае, особое
внимание взрослых действует как
положительное подкрепление: ребенок
быстро замечает, что уговоры и прочие
приятные моменты в общении с родственниками
следуют за его слезами или злостью, и
начинает капризничать чаще, чтобы этого
добиться. Кроме того, ребенка раннего
возраста легко отвлечь. Если он
действительно расстроен, взрослому
достаточно показать ему любимую или
новую игрушку, предложить заняться с
ним чем-то интересным — и ребенок, у
которого одно желание легко сменяется
другим, мгновенно переключается и с
удовольствием занимается новым
делом.
Развитие эмоционально-потребностной
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся
в это время самосознанием.
Примерно в 2 года ребенок начинает
узнавать себя
в зеркале. Узнавание себя — простейшая,
первичная форма самосознания. Новый
этап в развитии самосознания начинается,
когда ребенок называет себя — сначала
по имени, в третьем лице: «Тата»,
«Саша». Потом, к трем годам, появляется
местоимение «я». Более того, у
ребенка появляется и первичная
самооценка —
осознание не только своего «я», но
того, что «я хороший», «я очень
хороший», «я хороший и больше
никакой». Это чисто эмоциональное
образование, не содержащее рациональных
компонентов (поэтому трудно назвать
его самооценкой в собственном смысле
этого слова). Оно основывается на
потребности ребенка в эмоциональной
безопасности, принятии, поэтому самооценка
всегда максимально завышена.
Сознание
«я», «я хороший», «я сам»
и появление личных действий продвигают»
ребенка на новый, уровень развития.
Начинается
переходный период — кризис 3 лет.
Ранний
возраст – период интенсивной ориентации
в сфере ребенок – общественный предмет,
опережающее развитие операционно-технической
сферы деятельности.
Распад прежних
отношений пра-мы, ребенок приобр относит
самостоятельность, свободу передвиж и
автономию намерений. Но овладение
предметами требует сотр со взрослыми
и овладения речью.
Ведущая
деят-ть – предметно
– орудийная. Ребенок
пытается привлечь внимание к своей
деят-ти, уклоняется от чистой ласки, но
с удовольствием принимает ее как
поощрение.
Центр линия умств
развития – овладение речью.
1-1.6 года – интенс
равитие поним-я, речь почти не разв,
речь многозн по значению (ква-ква это
и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)1.6 – 3 года –
практич овл речью, быстрый рост словаря,
вопросы кто это, что это.
Мышление синкретами,
в комплексах.
Формирование
привязанности, зарождение моральных
чувств, эмпатии, эстетич чувств…
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте.
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года — ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года — жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет — отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
Закономерности в развитии предметно-орудийных действий:
п-о действия усваиваются только в сотрудничестве и общении ребенка со взрослыми. Взросл выполняет ф-ции носителя образца способов действия, контроля и оценки выполнения п-о д ребенком, поощрение. Сначала п-о д совместная ,потом реб действ – взр поощряет ,потом реб действует – сам себя поощряет.
Гетерохронность(неравномерность) овладения ребенком фунуционально-целевой и операционно-технической стороной предметного действия. Функц-целевая: ложкой едят, опер-тех: как взять ложку, чтобы есть. Сначала усваивается ф-ция, ребенок все время спр зачем и почему.
Также развив предметная игра, 3 этапа:
узкоподражательный х-р, специфич манипулирование пердметом как показал взрослый.
расширение предм действий, не только сам предмет вызыв д-я, но и указания взрослого
возник эл-ты воображаемой ситуации, замещение одного предм другим, появл роль.
Особенность игры в раннем возрасте: замещение и принятие роли ПОСЛЕ осуществления игрового действия, а не до него. Формируются предпосылки перехода к ролевой игре.
Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте.
Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия ребенка
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Эксперимент: Таня сидит на стуле, нужно сказать «Таня идет». Ребенок не способен отрешиться от ситуации и всегда говорит неправильно.
В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами
Этапы развития личности:
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.
Ранний возраст – период интенсивной ориентации в сфере ребенок – общественный предмет, опережающее развитие операционно-технической сферы деятельности.
Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Но овладение предметами требует сотр со взрослыми и овладения речью.
Ведущая деят-ть – предметно – орудийная. Ребенок пытается привлечь внимание к своей деят-ти, уклоняется от чистой ласки, но с удовольствием принимает ее как поощрение.
Центр линия умств развития – овладение речью.
1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)
1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.
Мышление синкретами, в комплексах.
Формирование привязанности, зарождение моральных чувств, эмпатии, эстетич чувств…
36. Кризис трех лет.
Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Раньше было негативное понимание, но Выг рассм в позит значении – формир принц новой сист отношений.
В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять уч-е во взросл жизни и утверждение самостоятельности – я сам! Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков- успехи в констуировании.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. Не делает даже в ущерб себе.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие — т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»
7) деспотизм — диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.
Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 171; Нарушение авторских прав
Источник