Основные закономерности развития ребенка в младенческом возрасте

Социальная ситуация психического развития ребенка – ситуация «мы» (Л.С.Выготский). Показателем существования такой социальной ситуации является положительный эмоциональный фон (который необходимо постоянно поддерживать, для чего существуют эрзацы присутствия взрослого – пустышка, укачивание).

Ведущий тип деятельности: эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Вообще, ребенок ничего не может без взрослого человека.

Первые признаки общения (Лисина): внимание, интерес к другому человеку, эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребенок делает. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка (Эриксон: «базовое (не)доверие к миру»).

Начало младенческого возраста находится между 2 и 3-м месяцами жизни ребенка. Период младенчества состоит из двух подпериодов: I – до 5-6 месяцев, II – от 5-6 до 12 месяцев (Первый год жизни можно разграничить на период пассивности, период рецептивного интереса и период активного интереса, которые представляют постепенный переход к активности.)

Специфически социальные впечатления и реакции возникают у ребенка на 2-м месяце жизни. Удалось установить, что улыбка сначала проявляется только как социальная реакция. За ней следуют другие реакции, не оставляющие сомнения в том, что вы имеете дело с дифференцированными, специфическими социальными проявлениями ребенка.

I – чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Формирование элементарных форм будущие ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца – реакция на новизну. Развиваются голосовые реакции ребенка (первые призывы, гудение, гуканье, лепет).

II – акт хватания (организованное, направленное действие; фактически поведенческий акт), с ним связано возникновение предметного восприятия (образ предмета возникает тогда, когда есть практический контакт между изображением и предметом) à в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им. В 7-10 месяцев ребенок уже может соотносить себя с объектом и два объекта между собой. К концу младенчества возникает этап функциональных действий: нанизывание, открывание, вкладывание и т.д.

Во втором периоде общение становится ситуативно-деловым (по поводу предметов).

Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест (зародыш слова).

К концу младенчества у ребенка возникает первое понимание слов (а значит, взрослый сможет управлять ориентировкой ребенка).

К 9 месяцам ребенок начинает ходить – это означает не только расширение пространства ребенка, но и то, что он отделяет себя от взрослого (ходьба – новообразование младенчества). Вторым новообразованием является появление первого слова.

Три ступени, идущие снизу вверх, верно и сообразно действительности отображают развитие в младенческом возрасте. На первой ступени в поведении младенца господствует инстинктивная форма деятельности. Вторая ступень характеризуется господством приобретенного, личного опыта, надстраивающегося над наследственностью путем обучения, упражнений и дрессировки. Третья ступень в развитии поведения младенца характеризуется начатками интеллектуальной деятельности. Бюлер первый показал экспериментально, что у ребенка к концу младенческого возраста возникают простейшие проявления практического интеллекта, наглядно-действенного мышления, совершенно похожие на действия шимпанзе в известных опытах В. Келера. В опытах Бюлера первые проявления практического интеллекта относились к 10—12-му мес жизни. Действительное развитие первых применений орудия выходит за пределы младенческого возраста, но начальные проявления этой способности, несомненно, созревают во вторую стадию младенчества.

Итого, получаются две линии развития ребенка:

— линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности

— линия развития ориентации в способах человеческой деятельности

Источник

Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Эти связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.

Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразуетнос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в первом полугодии и ситуативно-делового общения во втором полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения.(действия с предметом)

Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка. Появляется понимание речи и первые формы речевой активности.Ассоциативно-ситуативный х-р речи.

Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

ГОСПИТАЛИЗМ — глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

Лисина:

Факты. свидетельствующие о необходимости общения:

Ø воситание детей животными

Ø факты депривации (госпитализма) общения –содержание детей в детских домах от рождения.

Сравнивали две группы детей, экспериментальная и контрольная. Это жесткий социальный эксперимент.

Первая группа – дети-отказники, без родителей, были помещены в дома ребенка. (3-6 мес) На момент поступления в приют из развитие было на уровне возраста. В приюте хороший уход, но: дети изолированы друг от друга, лежат весь день в кроватке.

Вторая группа: младенцы из тюрьмы. Ребенок там – отдушина для матери, если рожаешь, то вместо тяжелой работы можешь выбрать уход за ребенком, поэтому там матери весь день с ними сидят, тискаю, целуют, таскают на руках…

Использовался ряд методик для оценки детей ,тесты…

Изначально дети тюрьмы были более низкие по развитию (стресс матери во время беременности, фрустрация..). Но потом с каждым днем все более превышали детей приюта, к году у тюрьмы все ок, у приюта – задержка в развитии. В возрасте 2.5 – 3 года дети приюта лишь в редких случаях владели навыками прямохождения, у низ серьезе=ные нарушения эмоц, соц, личностного характера. Не сформирована потребность в контакте, не была сформирована предметная орудийность(есть ложкой, одеваться) Активность направлена на свое тело. Такие дети очень рано умирали, примерно треть не дожила до 3х лет.

У детей из тюрьмы сформирована привязанность, эмоциональное общение.

Вывод: очень важно, чтобы около ребенка был один или несколько постоянных взрослых (не должна быть череда бабушек и дедушек). Важна стабильность. Благодаря узнаваемому взрослому формируется базовое доверие к миру.

Во время блокады Ленинграда тоже был такой невольный эксперимент.

Каковы возможности коррекции?

o очень многое зависит от времени депривации. Если пропущен сенситивный период, то поддается коррекции с большим трудом. Например речь форм в первые три года, если все три года депривация – потом будет оч сложно ее сформировать.

o если депривация до 3 лет, умственное развитие коррегируется, но проблемы с эмо развитием. У ребенка низкое самоприятие, подверженность страхам, стрессам, низкая потребность в общении, агрессия, фрустрации.

Ø воспитание слепоглухонемых детей (слепоглухие => немые)

Если восп в условиях, когда спец не создается контакт, общение, то развитие не происходит. Контакт только телесный, предметный.

Кризис первого года жизни

Симпотмы кризиса: симптомы негативизма и упрямства(не хочу, не буду, дай) Реакции ребенка носят генерализованный неуправляемых х-р. Причина кризиса – противоречие между возросшими возможностями ребенка и его местом в системе социальных отношений, нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает

Новообразования:

o ходьба => физическая автономия от взрослого

o постепенное появление волевого поведения, мотивирующие представления. Если раньше ребенок тянулся к пердмету и взрослый его убирал, то он успок, теперь – нет.

o элементарные формы восприятия и мышления

o первые слова, своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы)

Возникшее противоречие приводит к распаду систему пра –мы, вместо единого субъекта, симбиотической связи мать-ребенок возникают два субъекта.



Источник

Социальная ситуация психического развития ребенка – ситуация «мы» (Л.С.Выготский). Показателем существования такой социальной ситуации является положительный эмоциональный фон (который необходимо постоянно поддерживать, для чего существуют эрзацы присутствия взрослого – пустышка, укачивание).
Ведущий тип деятельности: эмоционально непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Вообще, ребенок ничего не может без взрослого человека.
Первые признаки общения (Лисина): внимание, интерес к другому человеку, эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребенок делает. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка (Эриксон: «базовое (не)доверие к миру»).
Начало младенческого возраста находится между 2 и 3-м месяцами жизни ребенка. Период младенчества состоит из двух подпериодов: I – до 5-6 месяцев, II – от 5-6 до 12 месяцев (Первый год жизни можно разграничить на период пассивности, период рецептивного интереса и период активного интереса, которые представляют постепенный переход к активности.)
Специфически социальные впечатления и реакции возникают у ребенка на 2-м месяце жизни. Удалось установить, что улыбка сначала проявляется только как социальная реакция. За ней следуют другие реакции, не оставляющие сомнения в том, что вы имеете дело с дифференцированными, специфическими социальными проявлениями ребенка.
I – чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Формирование элементарных форм будущие ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца – реакция на новизну. Развиваются голосовые реакции ребенка (первые призывы, гудение, гуканье, лепет).
II – акт хватания (организованное, направленное действие; фактически поведенческий акт), с ним связано возникновение предметного восприятия (образ предмета возникает тогда, когда есть практический контакт между изображением и предметом) à в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им. В 7-10 месяцев ребенок уже может соотносить себя с объектом и два объекта между собой. К концу младенчества возникает этап функциональных действий: нанизывание, открывание, вкладывание и т.д.
Во втором периоде общение становится ситуативно-деловым (по поводу предметов).
Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест (зародыш слова).
К концу младенчества у ребенка возникает первое понимание слов (а значит, взрослый сможет управлять ориентировкой ребенка).
К 9 месяцам ребенок начинает ходить – это означает не только расширение пространства ребенка, но и то, что он отделяет себя от взрослого (ходьба – новообразование младенчества). Вторым новообразованием является появление первого слова.
Три ступени, идущие снизу вверх, верно и сообразно действительности отображают развитие в младенческом возрасте. На первой ступени в поведении младенца господ-ствует инстинктивная форма деятельности. Вторая ступень характеризуется господством приобретенного, личного опыта, надстраивающегося над наследственностью путем обучения, упражнений и дрессировки. Третья ступень в развитии поведения младенца характеризуется начатками интеллектуальной деятельности. Бюлер первый показал экспериментально, что у ребенка к концу младенческого возраста возникают простейшие проявления практического интеллекта, наглядно-действенного мышления, совершенно похожие на действия шимпанзе в известных опытах В. Келера. В опытах Бюлера первые проявления практического интеллекта относились к 10—12-му мес жизни. Действительное развитие первых применений орудия выходит за пределы младенческого возраста, но начальные проявления этой способности, несомненно, созревают во вторую стадию младенчества.
Итого, получаются две линии развития ребенка:
— линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности
— линия развития ориентации в способах человеческой деятельности

Источник