Основные закономерности развития ребенка младшего школьного возраста

В
современной периодизации психического
развития младший школьный возраст
охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
Основные
закономерности психического развития
в младшем школьном возрасте связаны с
тем, что в школе система «ребенок –
взрослый» дифференцируется на «ребенок –
родители» и «ребенок – учитель».
Последняя, начинает определять отношения
ребенка к родителям и отношения с другими
детьми.
Ведущей
деятельностью в младшем школьном
возрасте становится учебная деятельность.
Учебная деятельность – это такая
деятельность, которая поворачивает
ребенка на самого себя, требует рефлексии,
оценки того, «чем я был» и «чем я стал».
Процесс собственного изменения, рефлексия
на себя выделяется для самого субъекта
как новый предмет. Именно поэтому всякая
учебная деятельность начинается с того,
что ребенка оценивают Пресловутая
отметка и есть форма оценки изменений,
происходящих в ребенке.
В
момент прихода в школу учебной деятельности
как таковой еще нет, она должна быть
создана в форме умений учиться. Именно
это и является специфической задачей
младшего школьного возраста. Главная
трудность, которая встречается на
пути этого формирования, – то, что мотив,
с которым ребенок приходит в школу, не
связан с содержанием деятельности,
которую он должен выполнять в школе. Он
желает выполнять социально-значимую и
социально-оцениваемую деятельность, а
в школе необходима познавательная
мотивация. Мотив влияет не только на
учебную деятельность, но и на отношение
ребенка к учителю, школе, окрашивая их
в позитивные или негативные тона.
Работа
детей в учебных ситуациях складывается
из действий разного типа. Особое
место среди них занимают учебные
действия,
посредством которых дети воспроизводят
и усваивают образцы общих способов
решения задач и общие приемы определения
условий их применения. Эти действия
могут выполняться как в предметном, так
и в умственном плане. Без овладения
системой учебных действий ребенок не
сможет сознательно освоить материал,
поэтому задача учителя – специально и
настойчиво формировать систему учебных
действий и составляющих их операций.
Полноценная
работа в учебных ситуациях требует
также действий
контроля –
сличения, соотнесения учебных действий
с образцом, задаваемым извне, и
самоконтроля. В практике начальной
школы обучение контролю идет путем
прямого подражания учителю, его
формирование идет стихийно, путем
примеривания и бесчисленных проб и
ошибок.
Вторая
по значению деятельность младшего
школьника – труд в двух характерных
для этого возраста формах: в форме
самообслуживания и в форме изготовления
поделок.
Все
виды деятельности способствуют развитию
познавательной сферы. Внимание, память,
воображение, восприятие приобретают
характер большей произвольности, ребенок
осваивает способы самостоятельного
управления ими, чему помогает прогресс
в речевом развитии. В умственном плане
осваиваются классификации, сравнения,
аналитико-синтетический тип деятельности,
действия моделирования, становящиеся
предпосылками будущего формирования
формально-логического мышления.
Младший
школьный возраст является периодом
фактического складывания психологических
механизмов личности, образующих в
совокупности качественно новое, высшее
единство субъекта – единство личности,
появление «Я-концепции». Ребенок
приобретает черты большей индивидуальности
в поведении, интересах, ценностях,
личностных особенностях.
22.
Основные закономерности психического
развития в подростковом возрасте.
Развитие самосознания в подростковом
возрасте. Проблема кризиса подросткового
возраста в отечественной и зарубежной
психологии
Средний
школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято
в психологии называть отроческим, или
подростковым. Процесс формирования
новообразований, отличающих подростка
от взрослого, растянут во времени и
может происходить неравномерно, из-за
чего в подростке одновременно существуют
и «детское» и «взрослое». Возраст
характеризуется перестройкой мотивационной
сферы (в том числе наполняются новым
смыслом и уже существующие мотивы),
интеллектуальной сферы (в частности,
появляются элементы теоретического
мышления и профессиональная направленность
интересов и жизненных планов), сферы
взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, но более всего –
личностной сферы, самосознания. Ведущие
позиции начинают занимать общественно
полезная деятельность и общение со
сверстниками.
В
подростковом возрасте активно формируется
самосознание, вырабатывается собственная
независимая система эталонов самооценивания
и самоотношения, все более развиваются
способности проникновения в свой
внутренний мир. В этом возрасте подросток
начинает осознавать свою особенность
и неповторимость, в его сознании
происходит постепенная переориентация
с внешних оценок (преимущественно
родительских) на внутренние. В самооценке
подростка происходят следующие
преобразования.
начиная
с младшего подросткового возраста к
старшему содержательный аспект
самооценки подростков углубляется и
переориентируется с учебной деятельности
на взаимоотношения с товарищами и на
физические качества;в
связи с увеличением критичности
подростка к себе его самооценка
становится более адекватной: подросток
способен констатировать как свои
положительные, так и отрицательные
качества.в
самооценке более преобладают моральные
качества, способности и воля.происходит
эмансипация самооценки от внешних
оценок, но оценка значимых других
оказывает огромное влияние на характер
самооценки подростка.влияние
родителей на самооценку снижается и
повышается влияние сверстников как
референтной группы.самооценка
оказывает влияние на успешность
деятельности и статус подростка в
коллективе, регулирует процесс общения;неадекватная
самооценка детерминирует делинквентное
поведение подростка;личностная
самооценка подростка значимо коррелирует
с его самооценкой невротического
состояния.
Открывается
подростковый возраст кризисом,
который именуют «критическим»,
«переломным», хотя он не так остр, как
принято считать. Понятие «подростковый
возраст» ввел С. Холл, т.к. он впервые
в 1904 г. предложил концепцию данного
возраста и очертил круг связанных с ним
проблем. С. Холл считал, что подростковая
стадия соответствует эпохе романтизма
в истории человечества. Это промежуточная
стадия между детством – эпохой охоты
и собирательства, и взрослым состоянием
– эпохой цивилизации. З. Фрейда
принято считать сторонником биологического
универсализма: кризис подросткового
возраста он считал явлением неизбежным
и универсальным из-за его биологической
предопределенности, связанной с половым
созреванием. К. Левин поставил отрочество
в контекст социальной психологии:
подросток, вышедший из мира детей и не
дошедший до мира взрослых, оказывается
между социальными группами, «неприкаянным»,
что порождает особую подростковую
субкультуру. Э. Шпрангер разработал
культурно-историческую концепцию
подросткового возраста, считая его
возрастом врастания в культуру. Он
считал, что психическое развитие есть
врастание индивидуальной психики в
объективный и нормативный дух эпохи.
Э. Штерн рассматривал подростковый
возраст как один из этапов формирования
личности. По его мнению, в формировании
личности важно то, какая ценность
переживается человеком как наивысшая,
определяющая жизнь. Переходный возраст,
по Э. Штерну, характеризуется не только
особой направленностью мыслей,
чувств, но и особым образом действий.
Л.С.
Выготский центральным и специфическим
новообразованием отрочества считал
чувство взрослости – возникающее
представление о себе как уже не ребенке.
Подросток начинает чувствовать себя
взрослым, стремится им быть и считаться.
Своеобразие заключается и в том, что
подросток отвергает свою принадлежность
к детям, но полноценной взрослости еще
нет, хотя появляется потребность в
признании ее окружающими. Школа и учение
по-прежнему занимают большое место в
жизни подростка, но на ведущие позиции,
как считает Д.И. Фельдштейн, выходит не
учение, а общественно полезная
деятельность, в которой реализуется
его потребность в самоопределении,
самовыражении, признании взрослыми его
активности.
В
концепции Д.Б. Эльконина подростковый
возраст связан с новообразованиями,
возникающими из ведущей
деятельности предшествующего периода,
т.к. никакого места в системе отношений
со взрослыми ребенок еще занять не
может, он находит его в детском сообществе.
Для подросткового возраста характерно
господство детского сообщества над
взрослым. Здесь-то и складывается новая
социальная ситуация развития, здесь
осваивается область моральных норм, на
основе которых строятся социальные
взаимоотношения.
Общение
со сверстниками настолько значимо в
отрочестве, что Д.Б. Эльконин и Т.В.
Драгунова предложили придать ей статус
ведущей деятельности этого возраста.
Положение принципиального равенства
детей-сверстников делает общение с ними
особенно привлекательным для
подростков, и даже развитое общение со
взрослыми не способно его заменить.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (7 — 10-11 лет).
Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок — взрослый — задача»). Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Ведущая деятельность младшего школьника. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Основные психологические новообразования младшего школьника.
- — основное направление развития мышления — переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые осознаются и становятся произвольными;
- — интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований).
- — формирование произвольности таких познавательных процессов как внимание, восприятие, память.
- — активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка;
- — стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью.
- — развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей («могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для ее решения?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль.
- — развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.
Кризис отрочества (предподростковый).
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.
Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается. В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).
Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания. Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.
Источник
Данный период в развитии ребенка очень важен, так как меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль. Ребенок осваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья в данном возрасте остается главным социальным институтом для малыша. Он идентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новый социальный опыт в общении со сверстниками.
В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.
На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень — уровень произвольного наблюдения.
Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.
Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.
Периоды развития мышления:
1)преобладание наглядно-действенного мышления. Период схоже процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;
2)дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.
Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью. К психическим новообразованиям в данный период развития ребенка можно отнести:
произвольность, рефлексия и внутренний план действий.
С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения — переходу к обучению в средних классах.
Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам. Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.
Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т.е. формируется внутренний план действия.
Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.
Значимым является еще одно новообразование — умение управлять собственным того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т.д.).
Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.
С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник