Основные закономерности развития психики ребенка
Младенчество – особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.
Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально.
Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности.
Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2–3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он включает в себя 3 компонента:
улыбка:
вокализации, ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;
двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек.
«Комплекс оживления» проходит 3 стадии:
улыбка;
улыбка + гуление;
улыбка + вокализации + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление – в речь, двигательное оживление – в хватание.
Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.
Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем – ножек и нижней части тела.
Психологически наиболее важным является развитие акта хватания – это предтеча предметно-манипулятивной деятельности ребенка.
Из других моторных реакций первого полугодия жизни отметим реакции, подготавливающие сидение (на 22-30-й неделе ребенок способен сидеть без поддержки) и стояние (на 19-25-й неделе ребенок стоит, держась за руки взрослого).
Во втором полугодии появляются повторные, цепные реакции и реакция подражания.
Повторные реакции – это похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет, раскачивание сидя, трясение перильцев кроватки, похлопывание ногой, произнесение повторных слогов. Цепные реакции – ползание, сажание, вставание, ходьба. Подражание – это движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых; движения головы; движения ног, а также речь и модуляции голоса.
Развитие моторики достаточно подробно описано в литературе, поэтому мы отследим лишь общую его линию. Так, в возрасте 1 мес., будучи положенным на живот, ребенок может немного приподнять подбородок; к 2 мес. он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь; в 2,5-3 мес. он держит головку; к 3 мес. ребенок тянется за предметом, но, как правило, промахивается. В 4 мес. младенец может сидеть с поддержкой (будет садиться тем раньше, чем быстрее овладеет умением поворачиваться со спины на живот), в 4-5 мес. начинает переворачиваться со спинки на живот (кстати, это и предпосылка для ползания). В 5 мес. ребенок точно схватывает предметы рукой. К 6 мес. он может сидеть в высоком стуле и захватывать качающиеся предметы. К 7-9 мес. появляется способность захватывать двумя пальцами мелкие предметы, а отсюда – появляется интерес к исследованию дырочек, отверстий, выемок, трещин и т.п. В 6-7 мес. он способен сидеть без поддержки, а к 8 мес. садится без посторонней помощи, опираясь на ручки.
С 9 до 12 мес. совершенствуется ползание на четвереньках, при этом туловище удерживается в горизонтальном положении, а голова высоко поднята. Из такого положения ребенок стремится доставать предметы. К 7-9 мес. он научается стоять с поддержкой и ползать на животе – в это время формируется реакция равновесия. К 10 мес. может ходить, держась двумя руками и широко расставляя ноги, и быстро ползать, опираясь на руки и колени; 11-месячный младенец может стоять без поддержки, а годовалый – ходить, держась одной ручкой. В 13 мес. ребенок начинает ходить самостоятельно, а к полутора годам ползком может преодолевать ступени и взбираться на невысокие предметы.
Сенсорное развитие. К 0,5-1 мес. ребенку доступно только кратковременное слуховое и зрительное сосредоточение: он останавливает взгляд на светящейся точке, прислушивается к звукам и может их различать. Установить точно, когда у младенцев возникает чувствительность к свету или цвету, звукам и запахам, не представляется возможным. О чувствительности младенца судить можно только опосредовано, в первую очередь по его двигательным реакциям. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя и то, и другое теснейшим образом связаны.
Зрение. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение, фиксируемое по движениям глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют.
Далее развитие движется в сторону совершенствования зрительно-двигательных координации. К 7 мес. координация между зрительным восприятием предмета и движением к нему устанавливается быстро. Движущиеся предметы, особенно яркие, заметные, легко привлекают к себе взор ребенка и фиксируются более длительное время, чем бесцветные и неподвижные.
Чувствительность к цвету, судя по всему, развивается довольно рано. Экспериментально установлено, что 3-месячный ребенок различает красный цвет. Во второй половине первого года жизни становится заметно, что ребенок явно и стойко предпочитает красный цвет голубому или белому, хотя способен различать красный, желтый и сине-зеленый цвета.
Слух. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.
На 10-12-й день у младенца появляется реакция на звуки человеческого голоса. На 2-м мес. звук голоса, музыкальные звуки (например, скрипки) могут вызывать у него даже торможение пищевого и двигательного рефлексов: ребенок замирает, услышав голос матери.
На 4-м мес. младенец не только слышит звуки, но и может локализовать их в пространстве: поворачивает глаза и голову в сторону звука.
После 4-5 мес. у него вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей. Во второй половине первого года жизни эта дифференцировка становится более тонкой и точной: младенец различает интонации, с которыми к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим приобретением конца 1-го года жизни является способность к различению звуков человеческой речи, прежде всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да», «дать». Это – предпосылки будущего развития речи.
Обоняние, вкус, тактильная чувствительность. В отношении обоняния, вкуса и тактильной чувствительности известно очень мало. Исследования показывают, что уже к концу 1-го мес. у младенцев вырабатывается положительный рефлекс на запах. К концу 3-го мес. дети отчетливо дифференцируют приятные и неприятные запахи. Столь же рано своей мимикой ребенок реагирует на сладкий, горький и кислый вкус (соленый – значительно позже).
Ощущения прикосновения у ребенка очень тонки и обнаруживаются очень рано. Малейшие складки на пеленке и одежде способны вызвать отрицательную реакцию – плач, движения всего тела. На 3-м мес. выявляется чувствительность к различению температуры.
В младенческом возрасте создаются все необходимые условия для деятельности ребенка, выходящей за пределы сна, питания, крика. Как новые формы поведения у него появляются игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновременно действующих органов, первые социальные реакции – выразительные движения, связанные с функциональным удовольствием и удивлением.
Пассивность, с которой новорождённый относился к миру, в младенчестве уступает место активному интересу, и эта активность делает возможным развитие восприятия, памяти, внимания и т.д. Многие авторы считают, что моторика аффективного типа в младенческом возрасте сменяется сенсомоторной активностью. Л.С. Выготский пишет, что к началу этого периода у ребенка возникает возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для него как бы возникает внешний мир.
Для новой активности ребенка открыт только один путь к внешнему миру – путь, пролегающий через взрослого человека. Если физически ребенок отделяется от матери в момент родов, то биологически он зависит от нее до самого конца младенческого периода, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери наступит вообще только в раннем детстве. Поэтому основное новообразование
младенческого возраста – это первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».
Ведущая деятельность в младенческом возрасте – непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым (ситуативно-личностное общение). Содержание общения – обмен выражениями радости, удовольствия, внимания посредством эмоциональной реакции, тактильных контактов, звуков.
Если в этом возрасте ребенок будет лишен общения и внимания или ограничен в контактах со взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость, именуемая госпитализмом. Его проявлениями являются: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.).
Развитие понимания речи и говорения. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, поэтому в это время надо создавать специальные условия для такого понимания. До этого речь уже была включена в уход за ребенком, являлась своеобразным сопровождением тех действий, которые взрослый производил по отношению к ребенку. Значение этой речи огромно: ребенок прислушивается к ней, понимает ее общий эмоциональный тон, а позже – выделяет в ней отдельные слова. Однако значение этой речи также и ограничено, так как для ребенка в ней недостаточно четко соотнесены слова с обозначаемыми ими предметами.
Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым, поэтому появляются и новые средства коммуникации. Таким средством становится речь, вначале пассивная (понимание), затем активная (говорение).
Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова попытались описать этапы развития говорения:
этап гуканья и гуления,
этап лепета и лепетного говорения,
этап появления первых псевдослов, слов-предложений.
Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами.
Первый – развитие ходьбы. Главное в обретаемом акте ходьбы, по Д.Б. Эльконину, – не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. Значение его то же: там, где было единство, становится двое – взрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание – предметная деятельность).
Третий момент кризиса, по Л.С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании.
О развитии эмоциональной сферы младенца говорить довольно сложно. Первичным ярким проявлением эмоциональности, направленным на взрослого, является «комплекс оживления». Но дело в том, что эта реакция первоначально не дифференцирована: она адресуется всем и даже уродливой маске.
Новообразования в младенчестве:
1) потребность в общении
2) базовое доверие к миру
3) дифференциация ощущений и эмоциональных состояний
4) различение близких и постронних людей
5) преднамеренные действия
6) предметное восприятие
7) автономная речь
8) ходьба
9) мотивированные представления (ребенок превращается в субъекты желания и действия)
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 4625; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8680 — | 8223 — или читать все…
Читайте также:
Источник
План:
1
.Понятие психического развития
2.Общие
понятия темы развития
3.Основные
закономерности психического развития,
законы детского развития.
1.Рост
— процесс количественного изменения
внешних признаков объекта, измеряемых
в высоте, длине, ширине, толщине, весе
и т. п. В современной науке такое
определение не встречается, так как
рост — всего лишь одна из сторон
развития, его внешний показатель и
количественная характеристика.
Развитие
— это процесс
перехода количественных изменений в
качественные.
Развитие
— процесс необратимых, направленных
и закономерных изменений, приводящий
к возникновению количественных,
качественных и структурных преобразований
психики и поведения человека
Психическое
развитие —
это закономерное изменение психических
процессов во времени, выраженное в их
количественных, качественных и
структурных преобразующих.
Количественные
преобразования преобразуются в
качественные преобразования (ребенок
пошел).
Возраст
— это качественно
своеобразный период физического,
психологического или поведенческого
развития человека, характеризующийся
присущими только ему особенностями.
2.
1) Предпосылки
психического
развития Н.Н.Ладыгина-Котс
(шимп.Иони,
сын Руди)
—
это мозг человека, -прямохождение
-предрасположенность правой руки к
овладению орудиями труда
2)
Условия
психического развития
Рид
Стингх
(стая
волков; девочки Амала, Камала)
-окружение
материальными предметами и предметами
духовной культуры (например: деньги,
одежда, мебель; духовная: религия,
картины, музыка).
-окружение
людей (общение,социальная среда
обитания), межличностные контакты
3)
Факторы
психического развития
— совокупность методов и средств
Франц.этнограф
Вилар
обучения и воспитания;
(племя
гуйакилов, девочка 2 лет)
— активность личности
4)
Движущие силы
психического развития – это противоречия
между потребностями и
возможностями.
5)
Ведущий вид
деятельности
— это деятельность, в наибольшей степени
способствующая психическому развитию
ребенка в данный период его жизни и
ведущая развитие за собой. Данное
понятие было введено А.Н.Леонтьевым.
Это тот вид деятельности, в котором
зарождаются новые виды деятельности,
которые будут ведущими на следующем
этапе развития.
6)
Ведущий тип
общения —
преобладающий в данный возрастной
период тип общения с окружающими людьми,
благодаря которому у человека
формируются его основные личностные
качества.
7)
Сензитивный
период развития
— период в жизни человека, создающий
наиболее благоприятные условия для
формирования у него определенных
психологических свойств и видов
поведения, это возраст, которому
соответствует человек по уровню своего
психического развития
8)
Психический
возраст –
это возраст, которому соответствует
человек по уровню своего психического
развития (психическую норму определяет
развитие интеллектуальной и личностной
сферы ).
9)
Физический
возраст —
характеризует время жизни индивида в
годах, месяцах, днях, прошедших с момента
его рождения.
Например:
ребенку 9 лет по физическому возрасту,
а психологически он может быть развит
как 13-15летний, и наоборот.
10)
Социальный
возраст —
характеризует время накопления
собственного опыта и усвоения опыта
другого человека, а так же в целом опыта
всего общества.
11)
Социальная
ситуация развития
— это отношение внешних и внутренних
условий развития психики (введено
Л. С. Выготским).
Она определяет отношение ребенка к
другим детям, предметам, вещам, созданным
человеком и к самому себе.
Социальная
ситуация развития ребенка — это та
конкретная форма значимых для ребенка
отношений, в которых он находится с
окружающей его действительностью
(прежде всего социальной) в тот или иной
период своей жизни. Социальная
ситуация развития — это исходный момент
для всех динамических изменений,
происходящих в развитии ребенка в
течение данного возрастного периода.
Она полностью определяет формы и
пути развития ребенка, виды деятельности,
приобретаемые им новые психические
свойства и качества. Образ жизни ребенка
обусловлен характером социальной
ситуаций развития, т. е. сложившейся
системой взаимоотношений ребенка
с взрослыми (Выготский Л. С., 1984). Каждый
возраст характеризуется специфической,
единственной и неповторимой финальной
ситуацией развития. Только оценив
социальную ситуацию развития, мы сможем
выяснить и понять, как возникают и
развиваются те или иные психологические
новообразования, которые являются
результатом возрастного развития
ребенка.
12)
Основные
психические новообразования
— это новый тип строения личности и её
деятельности, а также те психические
изменения, возникающие в данном возрасте
и определяющие преобразования в сознании
ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь.
Это
обобщенный результат изменений, всего
психического развития ребенка в
соответствующий период, который
становится исходным для формирования
психических процессов и личности
ребенка следующего возраста.
Каждый
возрастной период характеризуется
специфическим для него психологическим
новообразованием, которое является
ведущим для всего процесса развития.
13)
Кризис
возрастного развития
— это цепь внутренних изменений ребенка
при относительно незначительных
внешних изменениях. Это совпадение
переходов физического и психологического
возрастов из одного в другой, что
свидетельствует о существенных
переменах
в организме и психологии ребенка, о
возникших проблемах нормального
физического и психического развития,
которые ребенок самостоятельно решить
не может.
Л.
С. Выготский под кризисом развития
понимал сосредоточение резких и
капитальных сдвигов и смещений, изменений
и переломов в личности ребенка. Кризис
— это переломный пункт в нормальном
течении психического развития. Он
возникает тогда, «когда внутренний ход
детского развития завершил какой-то
цикл и переход к следующему циклу будет
обязательно переломным…» (Выготский
Л. С.). Сущностью каждого кризиса, является
перестройка внутреннего переживания,
определяющего отношение ребенка к
среде, изменение потребностей и
побуждений, движущих его поведением.
На это указывала и Л. И. Божович, согласно
мнению, которой причиной возникновения
кризиса является неудовлетворение
новых потребностей ребенка. Противоречия,
составляющие суть кризиса, могут
протекать в острой форме, порождая
сильные эмоциональные переживания,
нарушения в поведении детей, в их
взаимоотношениях со взрослыми.
По
Д.Б. Эльконину кризисы, в которых ведущий
вид деятельности переходит с общения
на предмет, называется скрытым,
а с предмета на общение называется
бурным.
3.Основные
закономерности психического развития.
Необратимость
Постепенное
усложнение форм психической деятельностиДискретность
(неравномерность, скачкообразность)
психического развитияСистемность
(например: развитие речи — развитие
мышления — развитие личного опыта…)Последовательность
(например: от простого к сложному)Акселерация
(ускорение). В последние 100 лет идет
ускорение анатомоморфизиологии
развития детей, что обусловлено рядом
биологических и социальных факторов.
Законы
детского развития по Л.
С.
Выготскому
Детское
развитие имеет сложную организацию
во времени: свой ритм, который не
совпадает с ритмом времени, а также
который меняется в разные годы жизни(
например: год в младенчестве не равен
году в отрочестве)Закон
метаморфозы в детском развитии: развитие
— есть цепь качественных изменений.
Ребенок непросто маленький взрослый,
который меньше знает или меньше умеет,
а существо, обладающее качественно
отличной психикой.Закон
неравномерности детского развития:
каждая сторона в психики ребенка имеет
свой оптимальный период развития.Закон
формирования высших психических
функций (ВПФ). Они возникают первоначально
как форма коллективного поведения,
как форма сотрудничества с другими
людьми и лишь впоследствии они становятся
внутренними индивидуальными(формами)
функциями самого ребенка. Отличительные
признаки ВПФ: опосредованность,
осознанность, произвольность,
системность. ВПФ формируются прижизненно,
образуются в результате овладения
специальными орудиями, средствами,
выработанными в ходе исторического
развития общества.
Источник