Основные закономерности психического развития ребенка с овз
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Неравномерность развития — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.
Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.
Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.
Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим.
Кумулятивность психического развития. Означает, накопление количества изменений, которое к итоге приводит к возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
Дивергентность—конвергентность хода развития. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.
Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ.
Накладывание вторичного дефекта на первичный
Пример: интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта определенного заболевания, порождает вторичные нарушения — отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
Замедление темпа возрастного развития
проявляется в
изменении сроков перехода от одной фазы к другой;
общем снижении психической активности.
Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер.
Может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон.
Замедление скорости приема и переработки поступающей информации носит компенсаторный характер.
Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе.
Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи
Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития
Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное.
При том, что на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно отчетливо доминировать в сравнении с направленным.
Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания.
Процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и мн.др.
Недоразвитие моторики
Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая моторика.
В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий.
В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.
Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи.
Недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом.
Отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.
Нарушение системы социальных отношений
проявляется в затруднении в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций.
Нарушается социальное поведение ребенка:
характер установления контакта (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
характер и протекание адаптации ребенка (быстро или медленно);
уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации).
Психологические особенности развития детей с ОВЗ
Восприятие | низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. |
Мышление | наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. |
Память | ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. |
Внимание | неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. |
Речь | имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. |
Эмоционально-волевая сфера | Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. |
Особенности личности | Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны |
Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.
Источник
Инфоурок
›
Коррекционное обучение
›Презентации›Презентация по психологии на тему: «Общие закономерности развития детей с ОВЗ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ Подготовила: студентка 4 курса филологического факультета группы РЯЛ_14 Филимонова Ольга.
2 слайд
Описание слайда:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
3 слайд
Описание слайда:
Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с речевыми дисфункциями; — с изменениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития; — комплексные нарушения.
4 слайд
Описание слайда:
Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии. Классификации нарушений развития отличаются в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Например по критерию времени возникновения: — Врожденные (в эту группу входят так же лица с наследственной патологией, т.к. не все врожденное может быть наследственным, но все наследственное чаще всего врожденное) — Приобретенные
5 слайд
Описание слайда:
По обратимости возникающих отклонений: необратимые частично обратимые практически обратимые Этиологический критерий (причина, вызвавшая отклонение): церебрально-органического происхождения психогенного происхождения соматогенного происхождения Классификация по количеству факторов: — монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы — мультифакторные – комбинация двух и более патологий
6 слайд
Описание слайда:
Классификация Лебединского (наиболее распространена): — Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость — Задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости — Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами — Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата — Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития — Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.
7 слайд
Описание слайда:
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ: Неравномерность развития — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.
8 слайд
Описание слайда:
Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим. Кумулятивность психического развития. Означает, накопление количества изменений, которое к итоге приводит к возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя. Дивергентность—конвергентность хода развития. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности. Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).
9 слайд
Описание слайда:
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.
10 слайд
Описание слайда:
Накладывание вторичного дефекта на первичный Пример: интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта определенного заболевания, порождает вторичные нарушения — отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.
11 слайд
Описание слайда:
Замедление темпа возрастного развития проявляется в изменении сроков перехода от одной фазы к другой; общем снижении психической активности. Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер. Может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон. Замедление скорости приема и переработки поступающей информации носит компенсаторный характер. Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе. Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи
12 слайд
Описание слайда:
Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное. При том, что на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно отчетливо доминировать в сравнении с направленным. Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания. Процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и многое другое.
13 слайд
Описание слайда:
Недоразвитие моторики Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая моторика. В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.
14 слайд
Описание слайда:
Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи. Недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом. Отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.
15 слайд
Описание слайда:
Нарушение системы социальных отношений проявляется в затруднении в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций. Нарушается социальное поведение ребенка: характер установления контакта (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно); характер и протекание адаптации ребенка (быстро или медленно); уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации).
16 слайд
Описание слайда:
Психологические особенности развития детей с ОВЗ Восприятие низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Мышление наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
17 слайд
Описание слайда:
Речь имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Эмоционально-волевая сфера Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Особенности личности Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны
18 слайд
Описание слайда:
Принципы обучения Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: 1. Психологическая безопасность. 2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям. 3. Единство совместной деятельности. 4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
19 слайд
Описание слайда:
Источники: https://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-detey-s-ovz https://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/konsultatsii/128-kharakteristika-osobykh-obrazovatelnykh-potrebnostej-detej-s-ovz https://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/obshchiie-zakonomiernosti-psikhichieskogho-razvitiia-dietiei-s-ovz https://allrefrs.ru/5-31583.html
20 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-304940
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник