Основные задачи ухаживающего взрослого на каждом этапе развития ребенка
С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формирует у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их.
Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве образца о антиидеала, но также необходимо заметить, что общество и родительская семья лишь задают образец, дают определённую модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. То есть микросистема факторного детерминирования родительства – это тот уровень воздействия на складывающееся родительство, на котором оно приобретает окончательные черты.
На уровне микросистемы происходит согласование двух моделей родительства супружеской пары – мужчины и женщины, которые создают собственную семью и предполагают дать жизнь ребёнку. Кроме того, на формирование развитой формы родительства и её реализацию влияют конкретные условия жизни семьи: воспитательная деятельность родителей регулируется условиями жизни семьи и другими индивидуальными факторами, разными в каждой конкретной семье (Ю. Хямяляйнен [29]).
Итак, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод: обобщая воздействия уровня собственной семьи на складывание родительства и его реализацию в каждом конкретном случае, можно выделить несколько факторов:
1. направленность и индивидуальные особенности личности;
2. согласование модели родительства обоих супругов;
3. конкретные условия жизни супружеской семьи.
Внешние факторы, определяющие формирование родительства, можно объединить в три группы, по уровню локализации его движущих сил:
o факторы макросистемы;
o факторы мезосистемы;
o факторы микросистемы.
Факторы макросистемы реализуют своё воздействие непосредственно, путём социального регулирования, и опосредованно, через весь комплекс социальных влияний.
Родительская семья служит первичной социальной средой индивида, где он получает первый социальный опыт, в частности, относительно реализации родительской модели поведения.
На уровне микросистемы на родительство воздействуют несколько факторов: направленность и индивидуальные особенности личности; согласование моделей родительства обоих супругов; конкретные условия жизни супружеской семьи.
ГЛАВА 4. Этапы родительства, функции и задачи родителей на этих этапах
В жизни семьи, как динамической системе, исследователи выделяют определённые стадии. Одной из таких стадий, по мнению Ильина [10], является стадия рождения детей. С появлением ребёнка Ильин [10] рассматривает семью как принципиально новый организм и считает, что только в связи с этим событием у мужчины и женщины появляется родительский инстинкт.
В отличие от Ильина [10], Г. Г. Филиппова [28] считает, что родительский инстинкт начинает формироваться уже с детства. Это происходит за счёт подражания взрослым, общения и игр с другими детьми, например, в «дочки-матери».
Таким образом, проанализировав эти два мнения, мы можем отметить, что родительский инстинкт появляется не с рождением ребёнка, а на много раньше, в раннем детстве, когда ещё только будущие мамы и папы начинают играть в «семью». Более того, многие психологи (Эриксон [24], Г. Г. Филиппова [28], А. Спиваковская [26]) считают, что ребёнок, играя в «дочки — матери», подсознательно усваивает многие приёмы психологических и педагогических воздействий и, став взрослыми, используют их в воспитании собственных детей.
Тем не менее, появление детей в семье – большая дополнительная ответственность. Это совершенно новая жизненная ситуация, требующая новых взглядов на семью и семейные проблемы. Если раньше, говоря о семье на первых стадиях её развития, не включающую детей, психологи отмечали только мужеско – женские отношения [10], то с появлением ребёнка на них стали накладываться отношения родителей и детей.
Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для общества. Общество заинтересовано в том, чтобы родительская забота принесла общественно полезные плоды, а значит и в том, чтобы этому не помешали чрезмерная занятость родителей, отсутствие взаимопонимания между супругами, утрата взаимопонимания между родителями и детьми.
Воспитание детей – не простая задача. Здесь нельзя действовать методами приказа, нажима, навязывания своего мнения. Поэтому проблема воспитания детей в семье одна из сложных и многогранных.
О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» [10] выделяет четыре принципа семейного воспитания:
1) Семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Ведь человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научится ей в последствии;
2) Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции;
3) Семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что неотделимо от ответственности. Ведь только целиком принимая ответственность за свои поступки и идя на осознанный риск, ребёнок может стать подлинным хозяином своей жизни.
4) Семья должна воспитывать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.
Нужно заметить, что функции родителей – это динамическая система, зависящая, прежде всего от возраста ребёнка.
Л. Матвеева [14] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:
1) Раннее младенчество (до 1 года).В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.
2) Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.
3) Дошкольный и младшешкольный период ( от 5 до 11 лет) . На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.
4) Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.
4.1. Функции и задачи родителей на этапе раннего младенчества.
Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего шестимесячного сына, на что мудрец ей ответил, что она опоздала ровно на полгода [27].
К настоящему времени необходимость воспитывать ребёнка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными [27]. И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить.
В большей степени жизнь человека зависит от того, с чем он столкнётся, появившись на свет. По этому поводу К. Маркс [1] сказал: «…развитие индивида обусловлено уровнем развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном взаимодействии…». Поэтому в этом смысле первый год жизни во многом становится определяющим.
Именно от родителей зависит, какой опыт извлечёт и чему научится ребёнок на первом году жизни.
По мнению Эриксона [24] этот опыт влияет на всю последующую жизнь человека: «Фундаментальной предпосылкой душевной жизнеспособности является чувство базового доверия — формирующаяся на основании первого года жизни установка по отношению к себе и миру. Под доверием я подразумеваю собственную доверчивость и чувство неизменной расположенности к себе других людей».
Иными словами, отношение окружающих, в первую очередь родителей, к ребёнку, его потребностям, желаниям запечатляется в его душе с первых дней жизни. Если ребёнок получает тепло, ласку, заботу, то формируется образ мира безопасного, открытого и заслуживающего доверия. В противном случае, мир для детской души становится источником угрозы и дискомфорта.
В соответствии с этими представлениями первого года жизни человек в последствии строит свои отношения с другими людьми и с жизнью вообще. Согласно Эриксону [24], беспомощные малыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфликта; изначальное доверие против изначального недоверия. Успешное разрешение его зависит от характера взаимоотношений детей и родителей. Если малыша кормят тогда, когда он голоден; если реагируют на его плач своевременно; если помогают ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним и играют, он начинает понимать, что мир — это безопасное место и он может доверять тем, ктоухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастает, испытывая недоверие ко всему миру.
Эриксон [24] отнюдь не утверждает, что родители должны быть какими-то сверхлюдьми. Нет необходимости немедленно удовлетворять любую потребность ребенка. Он также не считает, что родителям нужно крутиться до изнеможения, только бы ребенок не плакал. В семьях, где есть другие дети, родители не могут тотчас бежать к нему на его плач. Молодые родители могут и вовсе неуклюже проявлять свои чувства к малышу и из-за переполняющего их чувства любви к ребенку не всегда понимать смысл его слез. Но есть одно незыблемое правило: дети, за которыми родители в целом ухаживают хорошо, которых любят и оберегают от настоящих (а не выдуманных) бед, — эти дети «снисходительно» относятся к некоторым упущениям родителей. Фактически дети, у которых постепенно формируется доверие к родителям, учатся преодолевать или спокойно переносить какие-то маленькие неудобства, так как они знают и верят, что вскоре кто-нибудь к ним обязательно подойдет.
Источник
«Например, если мы возьмем возраст ребенка от года до двух, то актуальные задачи — речь и движение. Ни чтение, ни буквы,ни конструирование. Речь и движение.
К сожалению, часто родители уделяют много внимания как раз чтению: они пытаются ребенка очень многому научить, причем заставить, подрессировать.»
БАЗОВЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ДО ШКОЛЫ
Фрагмент интервью ведущего российского психофизиолога Марьяны Михайловны Безруких.
В: Закрывается ли окно развития в 3 года?
О:Не закрывается. Ни в три, ни в четыре, ни в пять, ни в шесть, ни в пятнадцать. И вообще, может быть, я открою Вам небольшой секрет, никогда в жизни.
В:Вы сейчас сняли груз огромной ответственности с огромного количества людей.
О:Я думаю, что груз ответственности не снимается, так как родители отвечают за то, чтобы ребенка окружала так называемая обогащенная среда.
В:Что такое обогащенная среда?
О:Это активное общение со взрослыми: общение, движение, коммуникация, игры. То есть ребенок должен быть включен в какую-то деятельность.
Ребенок не может лежать неподвижно запеленутый, как было раньше, ребенок не может быть предоставлен сам себе, потому что он сам себя находит в гораздо более позднем возрасте. А вот что делают родители с ребенком, как они с ним общаются — это чрезвычайно важно.
Дело в том, что коммуникация взрослого и ребенка — это коммуникация доброжелательная, спокойная, без выплеска эмоций и без насилия. Когда я говорю «без насилия», я имею в виду «сделай обязательно».
Это общение в системе адекватных требований. Это значит, что Вы требуете от ребенка только то, что он может: соразмерно его возрасту и соразмерно тем актуальным задачам развития, которые есть на каждом этапе.
Например, если мы возьмем возраст ребенка от года до двух, то актуальные задачи — речь и движение. Ни чтение, ни буквы,ни конструирование. Речь и движение.
К сожалению, часто родители уделяют много внимания как раз чтению: они пытаются ребенка очень многому научить, причем заставить, подрессировать.
Но я хочу сказать, что в процессе дрессировки обезьянка нажимает на кнопку, если Вы ей даете банан. Если Вы на ребенка не кричите, если Вы его хвалите, если Вы задаете ему какую-то задачку, которую он может выполнить механически.
А механически, например, он может выполнить следующую задачку.
Вы нарисовали картинку, на которой деревья, и говорите: «Лес».
А потом показываете карточку, на которой написаны буквы, и тоже говорите: «Лес». И так несколько раз: «лес — лес».
А потом говорите: «прочитай».
Что делает ребенок?
Он произносит: «Лес».
Но он не читает. Потому что ему все равно, что запомнить — картинку или картинку. Потому что вот это сочетание линий для него тоже картинка. Он ее запомнил.
В: Могли бы Вы пунктиром обозначить базовые задачи развития для разных возрастов до школы?
О: ДО ДВУХ ЛЕТ — ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ. Дальше продолжаются движение, речь, КОММУНИКАЦИЯ И ЭМОЦИИ.
В: То есть социализация?
О: Да. Главный эффект возраста ТРИ-ЧЕТЫРЕ ГОДА — это эффект СОЦИАЛИЗАЦИИ.
В ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ актуальные задачи — это ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Это период, который, по меткому выражению нашего классика, психолога Божович, назван «этапом ненасыщаемой познавательной потребности». Когда ребенка интересует все: зачем, почему, как. И на эти вопросы ребенку надо отвечать. Если в этот период мы отмахнемся от ребенка — он перестанет их задавать. Это требует большого внимания взрослых. Больших знаний взрослых, потому что не на каждый вопрос ребенка взрослый может ответить.
В: Хорошо, что у нас сейчас есть электронные помощники.
О: Верно. Не стыдно сказать ребенку: «Я найду ответ на этот вопрос». Или: «Я не знаю подробно, как это». Или: «Давай вместе поищем, это очень интересно».
Эту познавательную потребность надо поощрять.
Это этап, когда ребенок всем интересуется, когда он начинает конструировать, когда ему интересны буквы и цифры.
Это этап, когда этот интерес надо поддерживать.
Это не значит, что Вы его посадите считать или читать. Это подготовка к письму и чтению.
Это этап активного познавательного развития: память, восприятие, мышлению. Это не значит, что от нуля до четырех этого не было. Но здесь мы можем уделить познавательному развитию направленное
внимание. Тем более, что ребенка в этот период все интересует.
Период ПЯТЬ-ШЕСТЬ ЛЕТ — это период ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ и ВЫХОД НА ДРУГОЙ УРОВЕНЬ КОММУНИКАЦИИ.
Если в 3-4 ребенок готов взаимодействовать со сверстниками, но он играет рядом, они еще не вместе, то для ребенка следующего этапа: 6-7 летнего ребенка — это этап, когда формируются навыки социализации ребенка. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ребенка идет очень активно. Он хочет быть похож на взрослых. Ему нравятся какие-то профессии, он этим очень интересуется. Кроме того, ему очень хочется понять, что такое хорошо, а что такое плохо.
Так что это период проб ребенка, касающихся того, что можно. Он пробует. И задача родителей очень аккуратно направлять его в русло того, что такое хорошо.
Назидательные беседы неэффективны. Только личным примером.
В этот период начинается целенаправленная системная ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ. Очень важно пройти этап подготовки к письму: правильно держать ручку, выполнять графические движения.
Это период, когда ребенок интересуется КОЛИЧЕСТВОМ И ЦИФРАМИ. Можно пройти, например, азбуку счета.
И это период ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ.
Потому что школа — это уже определенный режим, соблюдение правил — правил взаимодействия, деятельности и т.д. И учится ребенок этому на играх. Игры по правилам — это высший уровень развития игры дошкольника.
Источник
На чтение 6 мин.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник