Основные задачи коррекции психического развития ребенка

4.1. Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы
Важнейшая прикладная задача возрастной
психологии состоит в осуществлении
систематического контроля за ходом
психического развития детей с целью
возможно более ранней диагностики и
выявления нарушений и отклонений в
развитии, их предупреждения и коррекции
[35]. Термин «коррекция психического
развития» впервые стал использоваться
в дефектологии применительно к различным
вариантам аномального развития ребенка.
Под «коррекцией», в отличие от
медицинской помощи, понималась
определенная форма психолого-педагогической
деятельности, т.е. совокупность
педагогических воздействий, направленных
на исправление недостатков в развитии
ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция
как вид психологической практики имеет
долгую и значительную историю развития,
начиная еще с попыток французского
врача и педагога Ж. Итарда перевоспитать
и обучить «авейронского мальчика-дикаря»
с использованием техник сенсорного
тренинга в конце XVIIIв.
Особую известность приобрела система
воспитания Ф.Фребеля, реализуемая вXIXв. в детских садах
Германии, а также система сенсорного
воспитания М.Монтессори, представляющая
собой значительный шаг вперед в
создании психологически обоснованных
методов оптимизации психического
развития ребенка. Основой создания
особой практики прикладной детской
психологии — практики коррекционно-развиваюшей
работы с детьми с трудностями развития
— являются идеи гуманистической
философии, достижения педагогической
науки и практики, обществен-но-политические
причины и прогресс в развитии самой
психологии.
В истории детской психологии развитие
идей и методов бихевиоризма,
утверждающего в противоположность
теориям спонтанного развития
приоритетность фактора среды и научения
для психического развития ребенка,
определило содержание коррекционной
работы как научения адаптивному поведению
путем манипулирования средой и
системой положительных и отрицательных
подкреплений и поставило в центр внимания
проблему научения ребенка. В отечественной
психологии значительный вклад в
разработку принципов организации
коррекционной работы с детьми внес
Л.С.Выготский [35]. Определяя цели
коррекционной работы, Л.С.Выготский
подчеркивал первоочередное значение
профилактических задач, т.е. задач
предупреждения развития вторичных
дефектов, а не исправления уже
образовавшихся первичных дефектов.
Поскольку под «вторичными дефектами»
Л. С. Выготский понимал нарушение развития
социокультурных высших психических
функций, становится понятно, что, по его
мнению, акцент в коррекционной работе
должен быть перенесен с тренировки и
упражнения натуральной дефицитарной
функции на создание оптимальных
условий развития высших психических
функций путем компенсации первичного
звена, нарушенного в результате
органического повреждения. Именно
поэтому Л. С. Выготский, говоря о границах
в возможностях оказания коррекционной
помощи ребенку, определял эти границы
не столько тяжестью самого органического
поражения, сколько возможностями
социальной компенсации первичного
дефекта за счет развития высших
психических функций. Понимание
Л.С.Выготским психологического содержания
коррекционной работы как обеспечения
условий для формирования высших форм
психической деятельности в соответствии
с базовыми законами онтогенетического
развития (законом среды, законом
развития высших психических функций)
создало необходимую теоретическую
основу и позволило распространить
термин «коррекция» на область
нормального психического развития, т.
е. развития в пределах возрастной нормы.
Расширение сферы применения коррекции
как способа психологического
воздействия на развитие ребенка
обусловлено новыми социальными
задачами «значительного повышения
морального и интеллектуального
творческого потенциала, формирования
у всех детей… разносторонних творческих
возможностей» [183, 60). Повышение уровня
социальных требований и ожиданий
общества в отношении подрастающего
поколения привело к изменению самого
представления об уровне «нормального»
развития ребенка. Если раньше «нормальное»
развитие определялось прежде всего
среднестатистической нормой и означало
«усредненное» для определенной
популяции развитие психических функций,
то теперь, в связи с повышением уровня
социальных требований и ожиданий
общества к социальной, личностной и
познавательной компетентности всех
его членов, эталон «нормального»
(нормативного) психического развития
стал выступать как высокий, опосредованный
индивидуально-личностными особенностями
ребенка уровень, определяющий высокую
обучаемость, пластичность и гибкость
поведения и деятельности субъекта. С
другой стороны, логика развития самой
возрастной психологии как науки —
превращение на качественно новой
теоретической основе в прикладную
науку, обогащение методическим
инструментарием, включая широкий арсенал
диагностических, развивающих,
коррекцион-ных, терапевтических и
профилактических методов, а также
осмысление и операционализация
модели детерминации психического
развития ребенка — сделала задачу
оптимизации и коррекции детского
развития не просто актуальной, но и
принципиально решаемой.
Итак, основными задачами коррекции,
как способа психологического
воздействия на развитие ребенкаявляются
коррекция отклонений в его психическом
развитии на основе создания оптимальных
возможностей и условий для его личностного
и интеллектуального роста, а такжепрофилактика негативных тенденций
этого процесса [183]. Теоретической
основой поставленных задач в отечественной
психологии является теория психического
развития ребенка, разработанная в
трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.
Б.Эльконина, А. В. Запорожца. Важнейшим
положением данной концепции является
принцип прижизненного формирования
основных психологических структур
сознания и личности в активной
деятельности ребенка, направленной на
присвоение социально-культурного
исторического опыта.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Псих. коррекция –
это одна из форм психологической работы,
заключающаяся в оптимизации отдельных
психологических функций, обеспечивающих
поведение и обучение. Она направлена
на:
стабилизацию
эмоционального состояния человека;повышение самооценки
и уверенности в себе;восстановление и
развитие коммуникативных навыков;выработку адекватных
форм поведения.
Под психологической
коррекцией
понимается определенная форма
психологопед. деятельности по исправлению
таких особенностей психического
развития, которые по принятой в возрастной
психологии системе критериев не
соответствуют гипотетической «оптимальной»
модели этого развития, норме или, скорее,
возрастному ориентиру как идеальному
варианту развития ребенка на той или
иной ступени онтогенеза.
Существуют две
основные формы отставания в развитии:
отставания, связанные с органическими
нарушениями нервной системы и требующие
специальной клинико-психологической
или медицинской помощи и внимания, и
временное отставание в психическом
развитии, неадекватное поведение,
связанные с неблагоприятными внешними
и внутренними условиями развития
практически здоровых детей.
Психологическая
коррекция как форма психолого-педагогической
деятельности впервые возникла именно
в дефектологии применительно к различным
вариантам аномального развития. В этой
области психологическая коррекция
означает совокупность педагогических
воздействий, направленных на исправление,
компенсацию недостатков, отклонений в
психическом развитии ребенка.
По мере становления и
укрепления профессиональных позиций
детской практической психологии понятие
«психологическая коррекция»
перекочевало из области аномального
развития в область нормального
психического развития ребенка. Расширение
сферы психолого-педагогической коррекции
обусловлено новыми задачами образования,
связанными с усилением инновационных
педагогических процессов, стремлением
к максимальному развитию интеллектуального
творческого потенциала у детей, жестким
отбором в первые классы школы. Отсутствие
сегодня четких требований к уровню
подготовки детей к школьному обучению,
наличие разнообразных дошкольных лицеев
и гимназий, работающих по своим собственным
программам и имеющих разные приоритеты
образовательной деятельности,
инициативность родителей, стремящихся
научить ребенка читать и считать едва
ли не с двухлетнего возраста, приводит
к тому, что проблема неготовности детей
к учению не только не исчезает, но
остается одной из острейших.
Любая перспективная
программа коррекции и развития ребенка
может быть эффективной лишь тогда, когда
она основана на правильном заключении
о состоянии его психики и специфических
индивидуальных особенностях становления
его личности. Правильность же заключения
зависит не только от правильно подобранных
и валидных психодиагностических методов,
но, главное, от профессиональной
интерпретации данных, полученных с
помощью этих методов. Коррекционная
работа с ребенком – это сложнейший вид
деятельности взрослых в образовательных
учреждениях. Залог
ее успеха – в их профессиональном
взаимодействии. Не случайно все программы
коррекции и развития обычно включают
в себя психологическую и педагогическую
части.
Цели и задачи
коррекционно-развивающей работы.
Контроль динамики психического развития
детей, обучающихся и воспитывающихся
в учебно-воспитательных учреждениях,
позволяет своевременно прибегнуть к
коррекции развития с целью создания
оптимальных возможностей и условий для
подтягивания слабых и средних учащихся
до уровня сильных, наиболее развитых,
а также для дальнейшего развития
учащихся, обнаруживающих особые
способности.
При определении целей
и задач коррекции необходимо исходить
из понимания той уникальной роли, которую
играет данный конкретный период
возрастного развития, ставить задачу,
адекватную потенциалу развития на
данном этапе онтогенеза, ценности
данного возраста в целостном поступательном
процессе становления личности. Реализация
потенциальных возможностей каждой
возрастной стадии развития является
основной формой профилактики возникновения
отклонений или недостатков в развитии
на последующих возрастных ступенях.
Л.С. Выготский считал, что в качестве
основного содержания коррекционной
работы необходимо создание зоны
ближайшего развития личности и
деятельности ребенка. Поэтому
психолого-педагогическая коррекция
должна строиться как целенаправленное
формирование психологических
новообразований, составляющих сущностную
характеристику возраста. Упражнение и
тренировка уже имеющихся у ребенка
психологических способностей не делает
коррекционную работу эффективной, так
как обучение в этом случае лишь следует
за развитием, совершенствуя способности
в чисто количественном направлении, не
поднимая их на более перспективный
качественный уровень.
Именно несформированность
на дошкольном этапе необходимых
психологических образований, требуемых
учебных умений и навыков, мотивационная
или (и) интеллектуальная неготовность
ребенка к обучению нередко приводят к
возникновению различных типов школьной
дезадаптации, т.е. к трудностям и сложным
проблемам в учебной деятельности,
общении, поведении.
Итак, основная
цель коррекционной работы в пространстве
нормального детства
– способствовать полноценному
психическому и личностному развитию
ребенка.
Основная задача
– психолого-педагогическая коррекция
отклонений в психическом развитии
ребенка (интеллектуальном, эмоциональном,
мотивационном, поведенческом, волевом,
двигательном и пр.) на основе создания
оптимальных психолого-педагогических
условий для развития творческого
потенциала личности каждого ребенка.
Цель и задача коррекционной работы
четко очерчивают принципиальную
психолого-педагогическую позицию по
отношению к детям: не ребенка подгонять,
корректировать под ту или иную
образовательную систему, а саму эту
образовательную систему корректировать
в том направлении, чтобы она обеспечивала
достаточно высокий уровень развития,
воспитания и обучения всех детей.
Предмет –
процесс обучения и воспитания детей с
недостатками развития и поведения,
испытывающих трудности в адаптации и
усвоении программного материала.
При постановке целей
псих коррекции необходимо, чтобы они
были реалистичными, соответствовали
продуктивности коррекц программы,
формулировались в позитивной форме,
были привлекательными и оптимистичными,
учитывали индивидуальные и функциональные
возможности реб.
Цель псих. коррекции
– способствовать
полноценному псих и личностному развитию
реб.
Задача псих-пед коррекция
отклонений в псих развитии реб(
эмоциональном, интеллектуальном,
мотивационном, волевом, двигательном,
поведенческом) на основе создания
оптимальных псих пед. условий для
развития творческого потенциала
личности.
Частные задачи:
1. Определение природы
и сущности недостатков в развитии.
2. Выявление направлений
профилактики откл.
3. Изучение истории
становления и развития коррекционной
деятельности с детьми ранней категории.
4. Разработка технологий,
приемов и средств коррекц. воздействия.
5. Проведение анализа
коррекц. программ.
6. Определение
организационно-пед. условий коррекц.
процесса.
7. Создание учебно-методич.
базы для работы в коррекц. поле.
Можно сформулировать
наиболее важные параметры психологической
коррекционной работы, относящиеся к ее
организационной стороне. К таким
параметрам следует отнести:
форму проведения
коррекционной работы;продолжительность и
режим занятий;подбор и комплектацию
групп.
Выбор индивидуальной
или групповой формы коррекционной
работы определяется в первую очередь
структурой психического развития
ребенка (профилем сформированности
базовых составляющих), возрастом и
выраженностью аффективных проблем
ребенка. Действительно, именно поведение
ребенка зачастую становится основным
препятствием групповой работы. Кроме
того, индивидуальные занятия необходимы
в том случае, если ребенок усваивает
материал значительно медленнее, чем
большинство детей в группе. Существуют
и другие показания для проведения
индивидуальной работы, которые
определяются психологическим диагнозом,
выраженностью имеющихся особенностей
развития.
При групповой работе
должна быть определена наполняемость
групп для каждой конкретной коррекционной
программы. Наши представления об
оптимальной наполняемости групп для
детей разного возраста и временные
нормативы при использовании авторских
программ формирования произвольной
регуляции и пространственных представлений
приведены в таблицах.
Наполняемость групп
для развивающей и коррекционной работы
по программе ФПР
Возраст детей | 3,5-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 7-10 лет |
Наполняемость групп | 3-4 чел. | 3-5 чел. | 4-6 чел. | 6-7 чел. |
Ориентировочные
временные нормативы коррекционной
работы по программе формирования
произвольной регуляции (ФПР)
Возраст ребенка | 3,5-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 7-8 лет | 8-10 лет | |
Продолжительность (в | Индивидуальная работа | 15-20 | 20-25 | ок. 30 | 30-35 | 35-40 |
Групповая работа | 20-25 | 25-30 | 30-40 | 40-45 | 45-60 |
Наполняемость групп
для развивающей и коррекционной работы
по программе ФПП
Возраст | 3,5-5 лет | 5-6 | 6-7 лет | 7-8 лет | 8-9 лет | 9-10 |
Наполняемость | 4-5 чел. | 4-6 чел. | 5-7 чел. | 6-8 чел. | 8-10 чел. | 8-12 |
Продолжительность и
интенсивность работы по программам
определяется допустимыми для конкретного
ребенка (или группы детей) нагрузками,
а также тяжестью состояния ребенка
и его возрастом. В большинстве случаев
оптимальными являются занятия два
раза в неделю. Это не исключает и других
режимов работы по другим направлениям
коррекции. При этом длительность всего
цикла занятий определяется общей
динамикой продвижения детей данной
группы, хотя каждая программа имеет и
свои усредненные нормативы. Руководствуясь
принципом замещающего развития, важно
понимать возможность в случае необходимости
вернуться на предыдущий этап работы. С
этими возвратами и связано отсутствие
жестких сроков, невозможность строгого
следования общему плану коррекции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются, во-первых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
Формы коррекции
Сам термин «коррекция психического развития» как определенная форма психолого-педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. Там он означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.
Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б.Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции каузальной направленности имеет безусловный приоритет перед формой симптоматической коррекции. Для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, таким образом, должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, на их симптоматике, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, и на их причинах.
В практике возрастно-психологического консультирования следует дифференцировать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этиогенезом отклонений в развитии. Особым случаем является коррекция вариантов задержки психического развития, обусловленной социально — психологическими и педагогическими причинами. Особое место в консультативной практике занимает коррекция невротических состояний и неврозов в условиях нормального развития, составляющая сферу приложения усилий как психиатров и патопсихологов, так и возрастных психологов.
В зависимости от содержательно-психологической направленности коррекции в рамках нормального онтогенетического развития следует различать коррекцию умственного развития, коррекцию развития личности, коррекцию и профилактику развития невротических состояний и неврозов.
В зависимости от форм организации психологической помощи с целью решения коррекционных задач в работе психолога можно выделить три ее вида: лекционно-просветительскую, консультативно-рекомендательную и собственно коррекционную работу в форме индивидуальной и групповой коррекции.
Лекционно-просветительская работа адресуется группе родителей, воспитателей и учителей и предполагает рассмотрение основных закономерностей и базовых фактов развития ребенка, возрастно-психологических особенностей конкретных стадий развития ребенка, типичных критичных ситуаций, трудностей и проблем каждого возраста и общих рекомендаций по их преодолению.
Консультативно-рекомендательная работа строится на основе прицельной диагностики характера и причин, переживаемых ребенком трудностей в развитии, и предполагает формулирование психологом системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, учителями и воспитателями при активной роли самого ребенка будут содействовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии.
Третья, наиболее трудоемкая, собственно коррекционная работа осуществляется непосредственно психологом при активном содействии родителей, воспитателей и учителей с группой детей или индивидуально с ребенком. Эта форма работы с большим или меньшим успехом может быть реализована педагогами в сотрудничестве с психологами в различных видах детских учреждений. Такая форма работы, хотя и требует значительных усилий, материальных и организационных затрат, применения специальных методов и методик, техник и процедур, является наиболее результативной и перспективной.
Источник