Основные виды нарушений развития ребенка
Сформировались
различные аспекты уровневого подхода
к анализу нарушений речи и других
отклонений в развитии, в том числе —
деятельностно-процессуальный и
симптомологический. Основываясь на
этих подходах, речь ребенка рассматривается
как специфическая, иерархически
организованная деятельность. Выделяются
разные уровни порождения речевого
высказывания: мотивационный, смысловой,
языковой и сенсомоторный. При разных
видах нарушений развития у детей
отмечается несформированность одного
или нескольких из названных уровней.
Как всякая другая деятельность, речь
характеризуется мотивированностью,
целенаправленностью, определенной
структурой. В системе (или структуре)
порождения речевого высказывания могут
нарушаться один или несколько звеньев,
а иногда сформированными оказываются
все звенья этой системы. Соответственно
коррекционная работа направляется на
формирование отсутствующего компонента.
Недоразвитие
речи отрицательно влияет на общее
психическое развитие ребенка, затрудняет
его общение с окружающими. Речевые
нарушения отмечаются практически при
всех видах отклонений в развитии детей:
при умственной отсталости, при задержках
психического развития, при детском
церебральном параличе, при нарушениях
слуха, зрения. Однако в каждом из названных
случаев нарушения речевой деятельности
имеют своеобразный характер и специфическую
структуру. В каждом случае требуется
особая система коррекционно-воспитательного
воздействия.
Одни
нарушения носят центральный характер,
другие — периферический. В одних случаях
нарушается речевое либо интеллектуальное
развитие, в других выявляется сенсорный
дефект (нарушения слуха, зрения и т.д.),
иногда нарушения касаются двигательной
сферы. Одни нарушения более легкие,
другие носят тяжелый органический
характер. В последнее время чаще
встречаются не тяжелые, а слабо выраженные
(или, как их еще называют, парциальные,
частичные) нарушения, но в их комбинозе
(сочетании), что делает затруднительным
их выявление, оценку и организацию
коррекционного воздействия.
Недоразвитие
органов слуха и зрения лишает ребенка
важнейших источников информации, что
приводит к задержке психического и
речевого развития, особенно если ребенок
лишился слуха или зрения в раннем
возрасте. Степень выраженности отставания
в психическом развитии зависит от
причин, тяжести и времени возникновения
нарушения слуха или зрения. Чем раньше
и тяжелее нарушены слух или зрение, тем
более выражена у ребенка задержка
психического и речевого развития.
Недоразвитие всех компонентов речи
(звукопроизношения, словаря, грамматического
строя, связной речи) тормозит формирование
абстрактно-логического мышления ребенка.
Большое значение для состояния ребенка
имеет и характер коррекционного
воздействия зрения, своевременно
получивший коррекционное воздействие,
в дальнейшем интеллектуально развивается
нормально. В то же время есть дети, у
которых нарушение слуха или зрения, а
следовательно и речи, протекает на фоне
умственной отсталости. Иногда дефекты
слуха или зрения у ребенка сочетаются
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с различными соматическими
и нервно-психическими нарушениями.
У
детей с нарушением зрения (слепых или
слабовидящих) отмечается ограниченность
знаний и представлений об окружающем,
недостаточность абстрактного мышления,
неточная предметная соотнесенность
слов. Нарушение зрения тормозит развитие
двигательных навыков, у детей невысокая
моторная активность, оптико-пространственное
недоразвитие, общая медлительность,
повышенная утомляемость и истощаемость.
Нарушение
зрения сказывается на взаимодействии
необходимых для правильного развития
речи анализаторных систем: слуховой,
двигательной и тактильной. У детей
отмечается замедление темпа психического,
в том числе и речевого развития. У такого
ребенка значительно сужены возможности
общения, взаимодействия с окружающим
миром; он нуждается в помощи взрослого
при организации предметной и игровой
деятельности. Его информативные связи
сужены, ребенок не может нормально
общаться с окружающими.
У
детей с глубокими, тяжелыми нарушениями
зрения отмечаются системные нарушения
речи (несформированность
фонетико-фонематической и
лексико-грамматических сторон). Состояние
психических процессов детей с нарушениями
зрения зависит от макросоциальной
среды, от стимулирования общей и речевой
активности ребенка и от ряда других
факторов. У детей дошкольного возраста
часто встречаются нарушения в развитии
речи. В этой группе нарушений отмечаются
отклонения в развитии звуковой стороны
речи.
Есть
дети, у которых полностью не сформирована
система фонем (звуков родного языка):
они пропускают, искажают, заменяют
разное количество звуков всех фонетических
групп. В основе этого могут лежать
дефекты строения артикуляционного
аппарата, нарушение его подвижности,
деятельности, нарушения фонематического
восприятия (ребенок не слышит звуков
речи к их последовательности в словах
— какой звук первый, последний и т.д.; не
различает (не дифференцирует) близкие
по звучанию фонемы: шипящие-свистящие,
твердые-мягкие, глухие-звонкие звуки и
др.). Иногда неправильное звукопроизношение
связано с дефектной речью окружающих,
ребенок говорит плохо, подражая
неправильной речи взрослых. Нарушение
звукопроизношения может быть следствием
педагогической запущенности, отсутствия
внимания к развитию речи ребенка. В
других случаях нарушение звукопроизношения
может быть проявлением какого-то более
серьезного, органического нарушения,
неполадок в центральной нервной системе
ребенка, ведь речь — это одна из функций
центральной нервной системы.
Нарушения
звукопроизношения бывают простыми,
если нарушены один или несколько звуков
из одной фонетической группы, и сложными,
когда нарушены звуки разных фонетических
групп.
Некоторые
особенности звукопроизношения ребенка
младшего возраста расцениваются как
физиологические особенности речи, так
как примерно до 5 лет у ребенка еще
недостаточно развита подвижность
артикуляционного аппарата (артикуляционная
моторика) и недостаточно сформировано
фонематическое восприятие.
Для
детей с нарушениями речи характерны
меньший (по сравнению с нормально
развивающимися детьми) объем сведений
и представлений об окружающем,
недостаточность сенсорных, временных
и пространственных представлений,
снижение способности к запоминанию
зрительного и слухового материала,
недостаточная целенаправленность и
концентрация внимания, снижение уровня
психических обобщений, недостаточное
умение строить умозаключения, устанавливать
причинно-следственные связи и др. У этих
детей слабо развиты артикуляционная
моторика и мелкая моторика пальцев рук.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
нуждаются в комплексном, дифференцированном
и целостном воздействии на все стороны
развития и личности.
Иногда
задержка развития речи проявляется на
фоне задержки психического развития в
целом. В других случаях запаздывает
только речевое развитие. В ряду социальных
причин, вызывающих задержку речевого
развития, большое место занимает
воспитание малыша в доме ребенка, в
детском доме, ранний и длительный
госпитализм, что в совокупности
обозначается как социальная депривация.
У
умственно отсталых детей отмечается
недоразвитие — часто глубокое — всех
сторон психической деятельности, в том
числе и речевое отставание.
Полноценное
функционирование органов чувств и
моторики имеет большое значение для
психического развития, является основой
формирования сложных психических
процессов. Определенный уровень развития
сенсорных и моторных процессов в их
тесной связи с развитием речи составляет
фундамент формирования познавательной
деятельности ребенка. Развитие психической
деятельности у нормально развивающегося
ребенка и ребенка с отклонениями в
развитии идет по одним закономерностям:
от восприятия и представления к
наглядно-действенному, наглядно-образному
и затем к элементам понятийного мышления.
Во всех этих процессах большую роль
играет речь.
У
умственно отсталого дошкольника снижена
ориентировочная деятельность, активность,
нарушена моторика, отмечается низкий
уровень мотивированности и потребностей.
Наблюдаются недостаточность внимания,
слабость смысловых связей, бессистемность
имеющихся представлений, нарушение
памяти. Недоразвиты все компоненты
устной речи, касающиеся фонетико-фонематической
и лексико-грамматической сторон. Кроме
того, у умственно отсталых детей могут
быть все виды речевых нарушений как
сопутствующие проявления интеллектуального
дефекта. Может быть механическая дислалия
(нарушение звукопроизношения из-за
нарушения строения артикуляционного
аппарата), ринолалия (нарушение речи
из-за расщелины артикуляционного
аппарата), дизартрия (нарушение всей
звуковой системы речи из-за нарушенной
иннервации артикуляционного аппарата
— параличи, парезы), могут быть алалии,
афазии, заикание.
У
умственно отсталого ребенка в силу
недоразвития коры мозга медленно
развивается словарь, замедленно
формируются обобщающие понятия, дети
с трудом абстрагируются от конкретной
ситуации, их речевая продукция сводится
к использованию заученных речевых
шаблонов. Медленно и неточно осуществляется
перенос речевого опыта в сходные
ситуации, речь недостаточно регулирует
деятельность таких детей. Ребенок долгое
время общается только вопросно-ответной
формой, контекстная речь формируется
с трудом. Самостоятельный рассказ
сводится к простому перечислению
отдельных предметов и действий,
изображенных на картинке. Внимание к
речи окружающих и контроль за своей
речью у детей снижены. Проявляются
отставания от сверстников во всех видах
продуктивной деятельности: рисовании,
конструировании, лепке. Игры таких детей
часто носят элементарный подражательный
характер, изобилуют стереотипными
действиями. Новые сведения усваиваются
умственно отсталыми детьми медленно.
Их эмоциональные реакции инфантильны.
Нередко дети отстают от сверстников и
по показателям физического развития.
Недоразвитие интеллекта и речи
многовариативны. Они могут проявляться
в широком диапазоне — от глубокого
слабоумия с отсутствием понимания и
собственной речи (импрессивной и
экспрессивной речи) до сравнительно
неплохого развития, которое иногда
расценивается как низкая норма,
пограничное состояние.
В
ряде случаев у детей наблюдается задержка
психического развития (ЗПР). Главное
отличие таких случаев от умственной
отсталости заключается в обратимости
имеющихся у ребенка особенностей
развития.
В
игровой ситуации эти дети обычно
достаточно активны, самостоятельны,
продуктивны. Недоразвитие их познавательной
деятельности проявляется преимущественно
при усвоении программного материала
дошкольного образовательного учреждения.
Часто
у детей с задержкой психического развития
отмечаются неорганизованность,
хаотичность деятельности, неуравновешенность
поведения, торопливость, беспечность,
отсутствие чувства ответственности и
другие индивидуально-психологические
черты. У таких детей наблюдаются слабость
волевых усилий, незрелость
эмоционально-волевой сферы, снижение
работоспособности, недостаточность
отдельных психических функций. Для них
характерны двигательная расторможенность
или, наоборот, вялость, апатичность,
эмоциональная неустойчивость,
импульсивность.
Недостаточная
выраженность познавательных интересов
детей с ЗПР сочетается с нарушениями
внимания, памяти, с замедлением скорости
приема и переработки сенсорной информации,
плохой координацией движений. Негрубые
нарушения речи проявляются в отставании
в развитии фонетико-фонематической и
лексико-грамматической сторон речи.
Выявлены
значительные различия в результатах
самостоятельной работы таких детей и
работы с помощью взрослых. Дети способны
принимать помощь, усваивать принцип
действия и переносить его на аналогичные
задания. Именно это и отличает детей с
ЗПР от умственно отсталых. Потенциальные
возможности детей с задержкой психического
развития достаточно высокие.
Тяжелые
нарушения общения наблюдаются при
раннем детском аутизме (РДА), который
проявляется уже в первые 2-3 года жизни.
Основным его симптомом является нарушение
общения, контакта ребенка с окружающими.
Ребенок погружается в мир своих фантазий,
собственных переживаний. Он замкнут,
отказывается от общения, не смотрит в
глаза окружающим, избегает телесного
контакта, ласки, близких. Для таких детей
характерна однообразная нецеленаправленная
двигательная активность: они могут
длительное время ходить по кругу,
выполнять стереотипные движения,
нашептывать что-то, выкрикивать отдельные
звуки и слова. Двигательное беспокойство
чередуется с застыванием в одной позе,
заторможенностью. Отличительной
особенностью детей с аутизмом является
неравномерность психического развития
в целом, а также отдельных психомоторных
функций. Интеллект детей с аутизмом
может быть нормальным, но развит
негармонично, бывает умственная
отсталость, и наконец, среди таких детей
встречаются одаренные.
Иногда
у ребенка бывает сложный дефект, так
называют сочетание двух и более нарушений,
в одинаковой степени определяющих
структуру аномального развития и
трудности воспитания и обучения ребенка.
Например, одновременные нарушения
зрения и слуха, зрения и речи, слуха и
моторики т.д. При осложненном дефекте
возможно выделение (определение) ведущего
или главного нарушения и осложняющих
его расстройств.
Сложная
структура дефекта отмечается при
снижении слуха, зрения, при умственной
отсталости у детей. У различных групп
детей по-разному представлено соотношение
нарушенных компонентов речевой и
интеллектуальной систем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Страница 1
К детям с нарушениями в развитии, относят детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными нарушениями.
— Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени — от легкой потери (тугоухости) до полной.
Нарушения зрения. К этой категории относятся нарушения зрения различной степени тяжести — от частичной потери до полной.
— Нарушения двигательной сферы. В эту категорию в основном входят детские церебральные параличи. Двигательные нарушения встречаются в разных формах — от неподвижности (параличи, парезы) до гиперкинезов (непроизвольных чрезмерных движений). Они могут быть также разной степени выраженности — от легких нарушений координации до полной неподвижности.
— Нарушения речи. Нетяжелые нарушения речи встречаются у многих детей (нарушение звукопроизношения, процесса чтения и письма), но в категорию тяжелых входят серьезные нарушения, при которых ребенок не может обучаться по программе общеобразовательной школы.
— Нарушения интеллектуального развития. К этой категории относятся нарушения умственного и психического развития врожденного характера (олигофрения, являются результатом органического поражения головного мозга) и приобретенные в результате психического заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.), как правило, в возрасте 2—3 лет. Основным критерием нарушения является нарушение познавательной деятельности.
— Нарушения психического развития. К этой категории относятся задержанное, искаженное и дисгармоническое психическое развитие. Нарушения психического развития выражаются в проблемах общения, поведения, сложности адаптации различной степени тяжести (от полного отсутствия контакта с окружающими до небольших сложностей в адаптации к новым условиям). Дети с нарушением психического развития могут иметь сохранный интеллект, но часто при тяжелых состояниях они имеют нарушения интеллекта вторичного характера (то есть как последствие их собственного дефекта).
В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные нарушения, однако практически этот термин (как ранее термин «аномальные дети») применяется для обозначения категории детей, которая вследствие психофизических нарушений нуждается в специальных условиях обучения и воспитания.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 части жителей нашей планеты.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с инвалидностью. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. С одной стороны, это связано с ухудшением здоровья матерей, неблагоприятной экологической обстановкой, а с другой стороны более эффективной ранней медицинской помощью новорожденному ребёнку, позволяющий в настоящее время вынашивать детей с очень тяжёлыми нарушениями развития.
По научной традиции, заложенной Л.С. Выготским, в дефектологии различают первичные и вторичные нарушения развития.
Первичные нарушения — это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем. Они могут быть врождёнными и приобретёнными. В возникновении врождённых нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретённые нарушения являются последствиями перенесённых ребёнком инфекционных заболеваний.
Страницы: 1 2
Информация по педагогике:
Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г.
Петерсон и М.И. Моро
Сравнение учебников проводится на основе выявления сходства различия темы умножения и деления на 2 и 3. Главная задача при изучении умножения и деления на 2 и 3, уроков математики по учебнику М.И. Моро (с. 68—85), — составить вместе с детьми таблицы умножения и деления, выполнить различные упражнен …
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысло …
Программированное обучение
В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера, других технических средств) ученику и получения обратн …
Источник